Мастер класс: "Подход к решению текстовых задач"
Оценка 4.9

Мастер класс: "Подход к решению текстовых задач"

Оценка 4.9
pptx
05.02.2024
Мастер класс: "Подход к решению текстовых задач"
Мастер класс Л.pptx

Мастер-класс учителя начальных классов

Мастер-класс учителя начальных классов

Мастер-класс
учителя начальных классов
Дукаевой Л.С.
МБОУ «СОШ № 2 с. Катар-Юрт»
«Подход к решению текстовых задач в начальной школе»

Мастер класс: "Подход к решению текстовых задач"

Мастер класс: "Подход к решению текстовых задач"

Мастер класс: "Подход к решению текстовых задач"

Мастер класс: "Подход к решению текстовых задач"

Методические ошибки учителя Ошибки, допускаемые учащимися

Методические ошибки учителя Ошибки, допускаемые учащимися

Методические ошибки учителя

Ошибки, допускаемые учащимися

Недостаточно внимания уделяется процессу формирования общего умения решать задачи. Умение решать текстовые задачи рассматривается как умение решать задачи определенных типов.
Работа над усвоением структуры задачи носит формальный характер, так как предлагаются однотипные текстовые конструкции, в которых учащиеся могут выделить условие, вопрос, известные и неизвестные, ориентируясь на внешние признаки.
Излишнее внимание уделяется оформлению решения текстовых задач в ущерб обсуждению процесса их решения.
На уроках проявляется тенденция к решению как можно большего количества задач в ущерб их обучающему и развивающему назначению.
5. Перечень методических средств и приемов, способствующих формированию умения решать текстовые задачи ограничен (предметная интерпретация, краткая запись, аналитико-синтетический разбор).
6. Всю работу, связанную с анализом задачи, учитель чаще всего берет на себя, учащиеся привыкают работать только под руководством взрослого. Навязывание учителем своего способа решения задачи.

1.Запись или называние вместо результата решения одного из данных задачи.
2. Смешение арифметических действий в процессе выполнения решения текстовой задачи.
3.Получение неверного результата вследствие смешения цифр в записи данных условия или решения задачи.
4.Получение неверного результата вследствие пропуска операций или выполнение лишних операций в ходе решения задачи.
Предупреждение: анализ хода решения задачи, выполнение проверки решения.

Ошибки, возникающие при работе над текстовыми задачами

На арену цирка вышли 3 тигра вопрос а львов на 2 больше условие

На арену цирка вышли 3 тигра вопрос а львов на 2 больше условие

На арену цирка вышли 3 тигра

вопрос

а львов на 2 больше

условие

Сколько львов на арене цирка?

- На арену цирка сейчас выйдут тигры и львы. Тигров будет 3, а львов на 2 больше.

Текст

Решение (если возможно)

Котик вышел на арену 2 раза, а собачка на 4 раза больше

В цирке находится аквариум. В нём плавают 5 сомов, а гуппи на 3 меньше

Лошади пробежали 4 круга по арене цирка, а пони на 1 круг больше. Сколько кругов пробежали пони?

Задание (В парах)
Закрасьте квадратик красным цветом, если это не текст задачи
Закрасьте квадратик зелёным цветом, если это задача и запишите решение.

Инструментарий Карточка ученика 1

Инструментарий Карточка ученика 1

Инструментарий

Карточка ученика 1.
Цель:
выявить умения выделять части задач.
Задача:
Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе.
На сколько лет Коля старше Оли?
Задание:
соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями в правом столбике.

Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе

 

Вопрос

На сколько лет Коля старше Оли?

Решение

12 – (12 : 4) = 9 (л)

Условие

12 – (12 : 4)

Ответ

На 9 лет

Выражение

Сколько всего ________? На сколько больше_________, чем?

Сколько всего ________? На сколько больше_________, чем?

Сколько всего ________?

На сколько больше_________, чем?

Сколько ________ осталось?

Во сколько раз ________ ?

Сколько в ___ _________ ?

х

+

-

:

Карточка 2.
Цель:
выявить умения выбора арифметического действия по ключевым словам задачам.

Задание:
соотнеси вопрос к задаче с арифметическим действием.

Тексты задач Решение 1 Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше

Тексты задач Решение 1 Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше

Тексты задач

Решение

1

Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы?

 

2

Масса тыквы 16кг, а дыни в 4 раза меньше. Какова масса тыквы?

3

В 5 коробках по 6 карандашей. Сколько всего карандашей?

4

Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына?

5

Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней?

Карточка 3.
Цель:
выявить умения решения простых задач.
(Виды задач нарастают по мере их изучения)
Задание:
запиши решение к задаче.

В трёх коробках 27 пачек печенья

В трёх коробках 27 пачек печенья

6

В трёх коробках 27 пачек печенья. Сколько пачек печенья, а одной коробке?

 

7

Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов?

8

За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей. Сколько стоит одна катушка ниток?

9

Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей.

10

У Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени?

11

Мама испекла 12 пирожков с черникой, а с капустой на 3 пирожка меньше. Сколько пирожков с капустой испекла мама?

Таблица результатов №1,№2 № п/п

Таблица результатов №1,№2 № п/п

Таблица результатов №1,№2


п/п

Список
класса

Выделение частей задач

Соотношение знака действия
с вопросом задачи.

Коли-чество бал.

Вывод

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

 

2

9 - 10 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);

7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя;

6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.

Таблица результатов №3 № п/п Список

Таблица результатов №3 № п/п Список

Таблица результатов №3


п/п

Список
Класса
 

Результат решения простых задач

Количество
баллов

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

 

 

2

10 - 11 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);

7 - 9 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей
и стимулирующей помощи учителя;

6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции;
требуется обучающая помощь.

Справочные материалы Инструкция

Справочные материалы Инструкция

Справочные материалы

Инструкция.
Работай по плану
Прочитай задачу.

Составь и запиши условие к задаче.

Выдели главный вопрос задачи.

Запиши решение задачи.

Запиши ответ задачи.

Памятка по составлению краткой (текстовой) записи задачи

Памятка по составлению краткой (текстовой) записи задачи

Памятка по составлению краткой (текстовой)
записи задачи.
 
Выдели ключевые слова.

Подумай, как выпишешь ключевые слова:
словом, заглавной буквой, числами I , II, III.

Выдели вопрос задачи знаками ? На? Во?

Подумай, как записать вопрос: словом, знаком «?»,
? на <,> ?
Можно ли задачу изобразить в виде схемы?

Запиши условие задачи.

План. 1.Узнай, сколько привезли пачек учебников по истории

План. 1.Узнай, сколько привезли пачек учебников по истории

План.
1.Узнай, сколько привезли пачек учебников по истории.
2. Узнай, сколько привезли пачек учебников по географии.
3.Узнай, сколько всего привезли пачек учебников?
 



Вспомни, как найти неизвестный множитель.

Инструкция к решению задачи (например на стр…. №...)

Множитель Произведение 1 2 3 Цена … количество

Множитель Произведение 1 2 3 Цена … количество

Множитель

Произведение

1

2

3

Цена …

количество

Общая стоимость …

В одной коробке …

Всего …

Масса одного предмета

Общая масса …

Расход на один предмет

Всего израсходовано …

Норма (выработка за один час)

Всего израсходовано ..

Таблица по составлению условия задачи в таблице.

Вопросы по разбору задачи: Какой главный вопрос задачи?

Вопросы по разбору задачи: Какой главный вопрос задачи?

 
Вопросы по разбору задачи:

Какой главный вопрос задачи?

Что достаточно знать, а что нет?

Какой новый вопрос возник?

Что достаточно знать, чтобы ответить
на него?

Памятка Ответь на вопросы Какой главный вопрос задачи?

Памятка Ответь на вопросы Какой главный вопрос задачи?

Памятка
Ответь на вопросы
Какой главный вопрос задачи?

Что нужно знать, чтобы на него
ответить?

Что надо сделать с данными числами?

Что известно? Что неизвестно?

Найди неизвестное.

Напиши ответ.

Карточка - опора № п/п Содержание работы

Карточка - опора № п/п Содержание работы

Карточка - опора


п/п

Содержание работы

Управление обучением

1

Условие задачи
1.Выдели опорные слова в задаче.
 
2.Обрати внимание на выражения:
по ( х или : )
3.Помни:







4.Составь краткую запись к задаче.


1.Подчеркни или выпиши
 
2.Словарь(слова-помощники)








3.Тест, схема, рисунок, таблица.

Больше на … +

Больше в … х

Меньше на … -

Меньше в … :

Больше (меньше) на … -

Больше (меньше) в … :

Стало всего … +

Осталось … -

Х
Привезли
Выступило
Наклеили
Пришили
Заготовили
Прочитал

:
Расселили
Разложили
Раздали
Расставил
Разбили
Разлили

(Продолжение карточки)

Суждение и решение к задаче 1

Суждение и решение к задаче 1

2

Суждение и решение к задаче
1.Прочитай и обозначь главный вопрос к задаче.
2.Выдели величины и числовые значения: «Я знаю …»
3.Составь план решения задачи.
4.Запиши решение задачи выражением.
5.Прочитай главный вопрос задачи и запиши ответ.

?...
  1)


2)

Конструктор» задач (набор карточек)

Конструктор» задач (набор карточек)

«Конструктор» задач (набор карточек)

Карточки из картона 30см на 10см.
Ключевые слова задачи: где полоска это предполагаемое слово,
а квадратик –число.

? больше на

? меньше на

? больше в

? меньше в

число.

Ключевые вопросы к задаче.

?

?

на?

во?

по

и

Пример конструирования задачи «

Пример конструирования задачи «

Пример конструирования задачи
« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».
Задачу конструктором можно выложить так:

? больше на

?

Выводы
1.В задаче считаны и выделены
ключевые слова и вопросы к ней.
2.Составнено условие задачи.
3.Смысл задачи понятен, решение
будет выполнено.

Дополнительные задания наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия; измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием; разбить составную задачу на простые…

Дополнительные задания наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия; измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием; разбить составную задачу на простые…

Дополнительные задания

наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия;
измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;
разбить составную задачу на простые задачи;
найдите на странице учебника задачу к данной модели;
составьте задачу по заданной модели;
найти ошибки в модели задачи и др…

Наращивание данных к задаче Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием

Наращивание данных к задаче Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием

Наращивание данных к задаче
Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием.
« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».

на третьей полке…
на четвёртой полке..

? больше на

? меньше на

? больше в

?

на?

во?

по

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024