Мастер-класс «Лабораторные работы по физике»
Перед учителями физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщать учащимся определённую сумму знаний, развивать ключевые компетенции обучающихся, но и воспитывать у школьников интерес к предмету.
Стремление школьников к знаниям сопровождается интересом к материалу, который выходит за пределы школьного учебника. Такой материал, преподносимый учителем, развивает познавательные способности учащихся, расширяет их кругозор.
Использование физического эксперимента – важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки.
Вместе с тем, образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной деятельности учащихся. Это принципиально изменяет роль, место и функции эксперимента в организации учебного процесса: эксперимент – не только средство обучения, но и основа для освоения обучающимися естественнонаучного метода познания в единстве его экспериментальной и теоретической компонент. Для этого необходимо организовывать такие виды деятельности, как наблюдение и объяснение физических явлений, проведение экспериментальных исследований.
Применение ИКТ на уроках физики при решении экспериментальных задач, выполнении лабораторных работ является одним из способов возбуждения интереса к предмету. Опыт подсказывает, что экспериментальная деятельность учащихся на уроках изменяет их отношение к физике, делает физику основой будущей профессии.
Учебное оборудование кабинета физики позволяет создать систему экспериментальных средств обучения в соответствии с реализуемыми уровнем и профилем изучения физики.
При расширенном изучении курса физики в 8 классе (3 часа в неделю) я предлагаю учащимся две дополнительные лабораторные работы: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» и «Изучение магнитного поля постоянных магнитов».
Перед выполнением лабораторной работы провожу беседу по технике безопасности (ТБ) в форме имитационной игры.
«Авария на нефтеперерабатывающем заводе».
Ситуация: Ночью одна из работниц нефтеперерабатывающего завода почувствовала запах газа. Для ликвидации аварии предлагаются 10 мероприятий:
№/п |
Мероприятие |
Я |
Эталон |
Штраф |
1 |
Включить вентилятор |
|
|
|
2 |
Позвонить диспетчеру, вызвать пожарную команду |
|
|
|
3 |
Открыть окна |
|
|
|
4 |
Погасить газовые горелки |
|
|
|
5 |
Перекрыть распределительный кран |
|
|
|
6 |
Надеть противогаз |
|
|
|
7 |
Вызвать скорую помощь |
|
|
|
8 |
Оповестить смену об аварии |
|
|
|
9 |
Сделать запись в журнале регистрации происшествий |
|
|
|
10 |
Вывести людей из помещения |
|
|
|
Правила игры: 1. Два мероприятия из предложенных десяти надо вычеркнуть. Для этого в колонке «Я» поставьте цифру «0» напротив того мероприятия, которого по вашему мнению не должно быть.
2. В колонке «Я» напротив каждого мероприятия поставьте цифру (от 1 до 8) по степени важности или как бы вы поступили в данной ситуации (2 мин.).
3. Сравните свой результат с эталоном.
№/п |
Мероприятие |
Я |
Эталон |
Штраф |
1 |
Включить вентилятор |
|
0 |
|
2 |
Позвонить диспетчеру, вызвать пожарную команду |
|
2 |
|
3 |
Открыть окна |
|
3 |
|
4 |
Погасить газовые горелки |
|
4 |
|
5 |
Перекрыть распределительный кран |
|
6 |
|
6 |
Надеть противогаз |
|
5 |
|
7 |
Вызвать скорую помощь |
|
8 |
|
8 |
Оповестить смену об аварии |
|
1 |
|
9 |
Сделать запись в журнале регистрации происшествий |
|
0 |
|
10 |
Вывести людей из помещения |
|
7 |
|
4. Посчитайте штраф (разность «Я» и «Эталон» в каждой строке). Найдите сумму штрафных баллов.
Вывод: Если штраф до 20 баллов – выжили, 20 – 25 баллов – возможны жертвы, более
25 баллов – все жертвы аварии.
Правила по ТБ не обсуждаются, их надо выучить и выполнять автоматически.
При выполнении данной лабораторной работы будьте аккуратны в обращении со стеклянным жидкостным термометром и колориметром с горячей водой. При работе с термометром следует выполнять следующие правила:
Лабораторная работа
«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.
Приборы и материалы: калориметр с горячей водой, термометр.
Указания к работе:
t, С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т,мин |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. По полученным данным постройте график зависимости t (Т).
Имитационная игра по ТБ «Кораблекрушение»
Ситуация: В океане далеко от берега около 200 миль (300 км) вы терпите кораблекрушение. Спасаясь с тонущего судна, вы успели взять с собой в лодку 15 предметов:
№/п |
Предмет |
Я |
Эталон |
Штраф |
1 |
Компас |
|
|
|
2 |
Туалетное зеркальце |
|
|
|
3 |
Канистра с пресной водой |
|
|
|
4 |
Москитная сетка |
|
|
|
5 |
Аварийный запас продуктов |
|
|
|
6 |
Карта Тихого океана |
|
|
|
7 |
Надувная подушка |
|
|
|
8 |
Канистра мазута |
|
|
|
9 |
Транзисторный приёмник |
|
|
|
10 |
Средство для отпугивания акул |
|
|
|
11 |
Светонепроницаемый пластиковый лист |
|
|
|
12 |
Ром – 1л |
|
|
|
13 |
Нейлоновый шнур |
|
|
|
14 |
Аптечка |
|
|
|
15 |
Рыболовная снасть |
|
|
|
Правила игры:1. В колонке «Я» напротив каждого предмета поставьте цифру (от 1 до 15) по степени важности (3 мин.).
3. Сравните свой результат с эталоном.
№/п |
Предмет |
Я |
Эталон |
Штраф |
1 |
Компас |
|
15 |
|
2 |
Туалетное зеркальце |
|
1 |
|
3 |
Канистра с пресной водой |
|
3 |
|
4 |
Москитная сетка |
|
14 |
|
5 |
Аварийный запас продуктов |
|
4 |
|
6 |
Карта Тихого океана |
|
13 |
|
7 |
Надувная подушка |
|
9 |
|
8 |
Канистра мазута |
|
2 |
|
9 |
Транзисторный приёмник |
|
12 |
|
10 |
Средство для отпугивания акул |
|
10 |
|
11 |
Светонепроницаемый пластиковый лист |
|
6 |
|
12 |
Ром – 1л |
|
11 |
|
13 |
Нейлоновый шнур |
|
8 |
|
14 |
Аптечка |
|
5 |
|
15 |
Рыболовная снасть |
|
7 |
|
4. Посчитайте штраф (разность «Я» и «Эталон» в каждой строке). Найдите сумму штрафных баллов.
Вывод: Если штраф более 40 баллов – утонул.
Правила по ТБ не обсуждаются, их надо выучить и выполнять автоматически.
При выполнении данной лабораторной работы будьте аккуратны в обращении с железными опилками. При работе с постоянными магнитами и железными опилками следует выполнять следующие правила:
Лабораторная работа
«Изучение магнитного поля постоянных магнитов».
Цель работы: изучить магнитное поле полосового и дугообразного постоянных магнитов.
Приборы и материалы: полосовой и дугообразный постоянные магниты, лист бумаги, железные опилки, деревянная линейка, электронная доска, компьютер, электронное учебное издание «Виртуальная физическая лаборатория. Лабораторные работы по физике. 9 класс. ООО «Дрофа» 2006 г.».
Указания к работе:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.