Мастер-класс «Применение приемов технологии развития критического мышления , позволяющих повысить качество обучения на уроках физики».
Оценка 5

Мастер-класс «Применение приемов технологии развития критического мышления , позволяющих повысить качество обучения на уроках физики».

Оценка 5
docx
26.01.2021
Мастер-класс «Применение приемов технологии развития критического мышления , позволяющих повысить качество обучения на уроках физики».
Мастер класс Алексеева Л.Н.docx

Мастер-класс

«Применение приемов технологии развития критического мышления , позволяющих повысить качество обучения на уроках физики».

                                                           Ничему тому, что важно знать

                                                             научить нельзя, — все, что может сделать учитель,

                                                          это указать дорожки.

                                                                                                 Олдингтон Р.

 

Цель –ретрансляция преподавательского опыта и описание различных  приёмов технологии развития критического мышления, применяемых на уроках физики, способствующих повышению эффективности образовательного процесса.

Задачи  мастер-классса:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по данной теме.

2. Познакомиться с практическим применением данной технологии на уроках физики

4. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

5. Распространение педагогического опыта.

6.Повысить интерес к физике, и развивать мотивацию к учебной деятельности.

Аудитория: учителя физики

Технология РКМЧП известна в России уже 22 года. РКМЧП — это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Тысячи учителей по всей стране применяют её на практике, основы технологии изучают на курсах повышения квалификации, о ней можно прочитать в книгах. Интерес к этой программе растет.

РКМЧП — это программа, технология, подход? Это и первое, и второе, и третье. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем (уже вместе с Чарлзом Темплом) они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Она включала описание не только базовой модели обучения, но ещё и целый ряд мер по её внедрению в практику (методы внедрения технологии в школах, подготовку учебных пособий, количество и последовательность обучающих семинаров для учителей и многое другое). Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов — осмысление содержания — рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов. . И наконец, мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин — всё можно обсуждать или подвергать анализу.

С чего надо начинать работу? Наверное, с переосмысления целей обучения. Включите в их перечень развитие критического мышления. Для начала учитель может попробовать применить технологию на одной теме. Эта работа потребует немало сил, времени и желания. Но если для учителя изначально приоритетны цели учеников, если он верит, что важно не только выучить предмет, но и позволить школьникам рассуждать, заблуждаться и самим искать пути преодоления этих заблуждений, начать будет несложно.

Эта технология учит современного школьника:

§  критически мыслить;

§  проявлять активность в познании окружающего мира;

§  владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;

§   аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;

§  чувствовать уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы;

§  эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;

§  добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

§     Технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

§     Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

§     Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

§     Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

 

Структура технологии развития критического мышления.

 Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.  Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Представлю  эту структуру в виде таблицы.

 

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I  стадия:

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые

хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия:

Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- «инсерт»;

- «фишбоун»;

- «идеал»;

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III стадия:

Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

 

Использование приемов критического мышления позволяет формировать:

1.Критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть;

2.Находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

3.Систематизировать информацию по заданным признакам; Способность находить нужную информацию в различных источниках;

4.Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

5.Систематизировать информацию по заданным признакам;

6.Уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

 

Первая стадия – вызов. На этом этапе ставится задача вызвать имеющиеся у ученика знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.

Кластеры

Первый приём — это «кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. Правила очень простые. Рисуем модель (рис.1)

Важной составляющей учебного обобщения является умение задавать вопросы, которые служат мотивацией к изучению материала, способствуют лучшему закреплению, а так же работают на рефлексию.

 

 

кластер

В системе критического мышления этот прием получил название «Прием толстых и тонких вопросов». Чаще всего они начинаются со слов «Кто?», «Что?», « Когда?», « Как?». «Толстые вопросы» требуют осмысления, они выявляют причину явления, причинно - следственные связи, закономерности  и т.д. Они чаще начинаются со слов «Почему?», «Что будет, если…», «Зачем?» Для составления таких вопросов можно использовать  таблицы, графики, рисунки в дидактических и других доступных пособиях.

 

Стимулирует мысль учеников и прием верных и не верных утверждений, получивший название «Верите ли вы?» Этот прием включается в любую стадию урока. Преподаватель предлагает провокационные вопросы (утверждения), а студент выбирая верные утверждения, описывает заданную тему, ситуации, правила и т.д.

Верите ли  Вы в то, что:

 

1.     Зависит ли электрическое сопротивление от силы тока? (нет, не зависит. Сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и от рода вещества из которого изготовлен проводник)

2.     Повар, поднимающий кастрюлю в Краснодаре затрачивает больше энергии, чем сыктывкарский повар? (нет, т.к. тела тяжелее в местах, ближе к полюсам)

3.     В космосе холодно? (нет, т.к. нет вещества – нет температуры)

4.     Через оконное стекло можно загореть? (нет, только кварцевое стекло пропускает ультрафиолетовые лучи)

Форма таблицы «Знаю — хочу узнать —узнал»

Знаем

Хотим узнать

узнали

 

 

 

 

Категории информации

Источники информации

1

2

3

1

2

3

 

 

Вторая стадия – осмысление. На этом этапе урока ставится задача  организационной работы с информацией с использованием подходов критического мышления – осмысленного чтения или слушания. Обучающиеся ищут вопросы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника, ресурсы Интернета).

Анализ  – это холодная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части, что позволяет сделать различные схемы, таблицы. Приемы и методы, используемые на этой стадии различны. Например:

Приём данной технологии, который подходит ко 2 стадии , — это «ИНСЕРТ», маркировка текста значками по мере его чтения (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил).

Iinteractive             самоактивирующая 

 Nnoting              системная разметка

 S — system                      для эффективного

E — effective                чтения

R — reading and                    и размышления

Т — thinkin

«V» — уже знал

«+» — новое

«—» — думал иначе

«?» — не понял, есть вопросы

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Сформулируем некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме. • Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: два значка: «+» и «V», три значка: «+», «V», «?» или четыре значка: « + » , «V», «—» , «?». • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях

Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ» (Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн; адаптация: И.О.Загашев). Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.) С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так: Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!                                         Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

Фрагмент урока в 8 классе «Решение задач по теме «Тепловые явления» » Решить задачу:  Сколько энергии нужно затратить, чтобы расплавить лед массой 4 кг.при температуре 0 град.С

И

выделить проблему и тело для которого проблема сформулирована

вычислить количество теплоты

Д

Описание физического процесса

Плавление льда

Е

Формула для вычисления

Q=m*Latin small letter Lambda.svg

А

что необходимо для вычисления

Latin small letter Lambda.svg-удельная теплота плавления

Л

результат

Решение задачи

 

Существует множество способов графической организации материала. «Фишбоун» (перевод с английского - «рыбья кость») - графическая техника,  помогает структурировать процесс.  Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий, показать внутренние связи между разными частями проблемы. При этом работать можно  индивидуально, в  парах, в группах. Я использую такой прием во время изучения нового материала или обобщения. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

 Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Основной смысл использования приема «Сводная таблица» (описана Дж. Беллансом)  в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся Выглядит эта таблица так. Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

 

 

Линия сравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» 8кл

Газ

Линия сравнения

Жидкость

Твердое тело

Занимают весь объем

объем

сохраняют

сохраняют

Нет формы

форма

Нет формы

Сохраняют

беспорядочное

движение молекул

Скачками (текучесть)

Около положения равновесия

Почти нет

взаимодействие молекул

слабое

сильное

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц возможно на всех стадиях урока. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Третья стадия – рефлексия. Ученики анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им, используя знания. Полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.

На этом этапе важным являются стратегии, с помощью которых происходит развитие монологической речи обучающихся. К таким относится стратегия РАФТ – создание текста. Автор сам выбирает от какого лица и для кого будет написан текст, т.е. определяет свою роль. Это помогает снять страх перед выступлением неуверенным в себе обучающимся. Дается задание написать монолог, эссе, письмо, стихотворение, страдания, частушки, записку, заявление от имени Инерции, Силы притяжения, Молекулы, Радуги, Плавления, Кипения, Радиации, Архимеда и т.п. на имя  Изобретателя, Заведующего производством предприятия общественного питания,  и т.п.

К стихотворным формам, основанным на рефлексии и построенным «по правилам» относится синквейн.  Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

1.     Температура

2.     Высокая, низкая

3.     Изменяется, измеряется, зависит

4.     Связана с кинетической энергией молекул

5.     Величина

Развитие критического мышления формирует у учащегося умение решать проблему, т.е. видеть ее. Проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. Приемы и методы ТРКМ способствуют выработке таких коммуникативных умений как определение функций участников, способов взаимодействия, обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений, способность с помощью вопросов добывать необходимую информацию, строить продуктивное взаимодействие, планируя его. Кроме того, в системе ТРКМ формируется умение вести диалог, грамотно строить монологическую речь. Именно поэтому данная технология способствует личностному росту каждого обучающегося.

Основным критерием результата является критичность мышления учащегося – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

 

А сейчас уважаемые коллеги давайте с вами отработаем некоторые приемы, перейдем от теории к практике.

Прием «верные и неверные утверждения» позволяет проверить знания фактического материала, оценить суждения и аргументировать свою позицию. Важным здесь является то, что учащийся анализирует несколько точек зрения и выбирает наиболее верную путем логического рассуждения. Дополнительно к этому заданию можно попросить учащихся изложить свои доказательства, или предложить спорные утверждения.

Давайте вспомним с вами тему “Дефекты зрения. Очки” Какие верные и неверные утверждения вы смогли бы предложить по этому параграфу . Могу  предложить следующие высказывания.

Верите ли вы, что:

- Младенец видит мир перевернутым.

- Форма глаза напоминает яблоко.

- С возрастом близорукость превращается в дальнозоркость.

- Зрачок – это отверстие в глазу.

- В глазу имеется прозрачная линза.

- Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

- Очки сильно ухудшают зрение.

- Линзы полезны для глаз.

Затем прошу учителей обосновать их утверждения.

 

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Таким приемом становится – синквейн – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

 

          Ток

Необходимый, опасный

Движет, нагревает, убивает

Мы его заложники

Есть ток – есть контакт

 

Пояснительное колесо

 

 

  Например, при изучении темы в 7 классе «Измерение атмосферного давления» учащимися    может быть составлена следующая таблица:

Знаю

Узнал

Хочу узнать

  Почему нельзя рассчитывать давление воздуха так же, как рассчитывают давление жидкости на дно и стенки    осуда?

  Плотность атмосферы меняется с высотой, у атмосферы нет четких границ

  Способы измерения атмосферного давления

 

  А теперь попробуем составить  КЛАСТЕР с ключевым словом ФИЗИКА НАУКА О ПРИРОДЕ

 

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0623/0000a262-a90a23b5/img4.jpg

 

  Пример Стратегии «Инсерт» на уроке физики в 7 классе. 
Тема: «Атмосферное давление». Учителя  читают, делают пометки карандашом в учебнике, заполняют таблицу в тетради. После индивидуальной работы идет процесс обсуждения, учитель фиксирует версии учителей на доске.

 

Значки

Ключевые слова

V (уже знал)

  • Давление
  • Как вычислить давление, оказываемой силой на площадь.
  • Закон Паскаля

+(узнал новое)

  • Причину появления атмосферного давления
  • Опыт Торричелли
  • Почему человек выдерживает атмосферное давление
  • Единицу измерения атмосферного давления

- (думал иначе)

Атмосферное давление в разных местах земного шара одинаково.

? (есть вопросы)

  • Почему Торричелли использовал ртуть, а не другое вещество?

  Составьте таблицу применив прием ЗУХ. При изучении темы  в 7 классе «Измерение атмосферного давления» учащимися была составлена следующая таблица:

 

Знаю

Узнал

Хочу узнать

  Почему нельзя рассчитывать давление воздуха так же, как рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда?

  Плотность атмосферы меняется с высотой, у атмосферы нет четких границ

 

  Способы измерения атмосферного давления

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г.,.Бурменская Г.В, И.А.Володарская и др Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011.

2. Загашев И.О. Умение задавать вопросы. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» весна 2001(4)

3. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

 4. Игорь Загашев Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

 5. Калмыкова И.Р. Об интеграции американской технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с отечественной и зарубежной лингвистикой по вопросу продуцирования текстов http://www.ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/kalmikova.htm 

6. Мастерство учителя – успех ученика: Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Составитель: Кучина Тамара Николаевна, заместитель директора МОУ «Кафтанчиковская СОШ», Томского района,учитель физики, руководитель экспериментальной площадки – Томск, 2006.

 7. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» том 6 номер 2 апрель 2005 [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.rwctic.org/ckfinder/userfiles/files/peremena_2005_6-2.pdf

8. Методические приемы РКМЧП [Электронный ресурс] Режим доступа http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf

 9. Примеры уроков с использованием технологии "Критическое мышление" (физика, химия, ОБЖ) http://gimn6.ru/article.asp?id_text=122

10. Примерные программы по учебным предметам Физика 7 – 9 классы Естествознание 5 класс  М: Просвещение 2010 г. 

11. РКМ. Информационный банк современного учителя. Приемы технологии РКМЧП    http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm

12. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. // под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова– 4-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 2011

13. Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm

14. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html

15. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html

16. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  http://letopisi.ru/index.php/Технология_Критическое_мышление

17. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 1 / Сост. Е.А. Генике, Е.А.Трифонова // Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд0во «Бонфи», 2002.

 18. Физика 7 класс. Диагностическая работа доступа http://statgrad.mioo.ru/sg11_12/grafik.htm 

19. ФГОС. Физика. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 7 – 9 классы.// Лебедева О. И., Гурецкая Н. Е. – М.:ВАКО, 2013.

20. Формирование универсальных учебных действий          http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html 

21. Формирование универсальных учебных действий http://www.kaverin.ru/methodical/profesional_chtenie/740


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс «Применение приемов технологии развития критического мышления , позволяющих повысить качество обучения на уроках физики»

Мастер-класс «Применение приемов технологии развития критического мышления , позволяющих повысить качество обучения на уроках физики»

Азии. Тысячи учителей по всей стране применяют её на практике, основы технологии изучают на курсах повышения квалификации, о ней можно прочитать в книгах

Азии. Тысячи учителей по всей стране применяют её на практике, основы технологии изучают на курсах повышения квалификации, о ней можно прочитать в книгах

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? §

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? §

Технология дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить;…

Технология дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить;…

Технологичекие этапыДеятельность учителяДеятельность учащихсяВозможные приемы и методы

Технологичекие этапыДеятельность учителяДеятельность учащихсяВозможные приемы и методы

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Использование приемов критического мышления позволяет формировать: 1

Использование приемов критического мышления позволяет формировать: 1

Первая стадия – вызов . На этом этапе ставится задача вызвать имеющиеся у ученика знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность

Первая стадия – вызов . На этом этапе ставится задача вызвать имеющиеся у ученика знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность

В системе критического мышления этот прием получил название «Прием толстых и тонких вопросов»

В системе критического мышления этот прием получил название «Прием толстых и тонких вопросов»

Стимулирует мысль учеников и прием верных и не верных утверждений, получивший название «Верите ли вы?»

Стимулирует мысль учеников и прием верных и не верных утверждений, получивший название «Верите ли вы?»

Вторая стадия – осмысление. На этом этапе урока ставится задача организационной работы с информацией с использованием подходов критического мышления – осмысленного чтения или слушания

Вторая стадия – осмысление. На этом этапе урока ставится задача организационной работы с информацией с использованием подходов критического мышления – осмысленного чтения или слушания

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф

А что необходимо для вычисления -удельная теплота плавления

А что необходимо для вычисления -удельная теплота плавления

Линия сравнения

Линия сравнения

На этом этапе важным являются стратегии, с помощью которых происходит развитие монологической речи обучающихся

На этом этапе важным являются стратегии, с помощью которых происходит развитие монологической речи обучающихся

Температура 2. Высокая, низкая 3

Температура 2. Высокая, низкая 3

Дополнительно к этому заданию можно попросить учащихся изложить свои доказательства, или предложить спорные утверждения

Дополнительно к этому заданию можно попросить учащихся изложить свои доказательства, или предложить спорные утверждения

Например, при изучении темы в 7 классе «Измерение атмосферного давления» учащимися может быть составлена следующая таблица:

Например, при изучении темы в 7 классе «Измерение атмосферного давления» учащимися может быть составлена следующая таблица:

А теперь попробуем составить

А теперь попробуем составить

V (уже знал) Давление

V (уже знал) Давление

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолов

Методические приемы РКМЧП [Электронный ресурс]

Методические приемы РКМЧП [Электронный ресурс]

ФГОС. Физика. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации

ФГОС. Физика. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2021