Мастер-класс
Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста
«Волшебные звуки весны».
Муз.рук.Булавинова О.В.
МКДОУ»Воробьевский д/с№1»
Цель:
Освоение и последующее применение различных методов и приемов для развития музыкально-ритмических способностей дошкольников.
Задачи:
• Представить участникам мастер-класса приёмы и методы современных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.
• Показать педагогам актуальность развития музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста инновационными приёмами и методами.
«Библия музыканта начинается словами : «Вначале был ритм»»- в такой образной форме великий педагог-музыкант Г.Г.Нейгауз выразил роль ритма в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности.
Вся наша жизнь соткана из равномерных отрезков времени -коротких и длинных. (День, ночь, времена года, человеческое дыхание и т.д.)
Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально- ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей невозможно музыкальное развитие ребенка. И сегодня я представлю вам некоторые методы и формы музыкально-ритмического развития детей.
(Включаю видео –А. Вивальди »Весна»)
Ах, как я люблю весну! А вы ее любите? А как же ее не любить?
Ах,
как же я люблю весну,
Листву зеленую, деревья.
Когда течет иначе время
И мир являет красоту.
Ах, как же я люблю весну!
(Марта Ильина)
Сейчас вы слышите музыку А.Вивальди «Весна». Как красиво в музыке это время года, как завораживает своим пробуждением, яркими красками, ароматами свежести… А какие приятные чувства возникают в душе: первый подснежник, молодость, восторг и торжество жизни. Я думаю, что мелодия весны тронула и вас, потому что вы очень музыкальны.
Да-да, это именно так. Поэтому я хочу поспорить с известным выражением «ему медведь на ухо наступил». Я считаю, что каждый человек музыкален и сейчас это вам докажу. Мы с вами исполним музыкальную композицию, но не будем использовать музыкальные инструменты. Вы услышите музыку жестов.
Итак, приготовились. Начинаем рассказывать нашу весеннюю историю. И вы теперь музыканты!
«Весенний дождь»
Весенний вдруг закапал дождь.(Щелчки пальцами)
Кап-кап-кап-кап.(Хлопаем в ладоши)
И по лужам ты идешь.(Ритмично притопываем)
Так-так-так-так.(Хлопаем по коленям)
Ветер шелестит листвой.( Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Ш-ш-ш-ш.(Потираем с большей амплитудой)
Спрятал кудри под травой.(Стучим по груди)
Тш-тш-тш-тш.
(Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал. .(Щелчки пальцами)
Тук-тук-тук-тук.(Хлопаем в ладоши)
Скоро дождик ливнем стал. .(Щелчки пальцами)
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
( Хлопаем более ритмично в ладоши)
Вот какая замечательная мелодия у нас получилась.
Звучащие жесты – игры со своим телом, на поверхности своего тела. Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
(Раздаю по 2 палочки)
Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами развивает артикуляцию, дикцию и, конечно же, чувство ритма. Поэтому сейчас мы исполним музыку с помощью деревянных палочек, ложек и деревянных кубиков ритмическим рисунком, заложенным в словах.
«Телеграмма дятла»
Дятел сел на толстый сук
- тук да тук, тук да тук,
Всем друзьям своим на юг - тук да тук, тук да тук,
Телеграммы срочно шлёт -тук да тук, тук да тук
- Что весна уже идёт – тук
да тук, тук да тук.
Что растаял снег вокруг - тук да тук, тук да тук.
Что подснежники цветут - тук да тук, тук да тук
Щедро солнышко сияет - тук да тук, тук да тук
Дождик землю поливает - тук да тук, тук да тук
И на радость лягушат - тук да тук, тук да тук
Звонко капельки стучат - тук да тук, тук да тук
Мы как- будто побывали в весеннем лесу и услышали, как
Дождик песенку поет,
Нас в весенний лес зовет,
Приглашает всех
гулять,
С капельками поиграть!
(Включаю музыку– видео «Капельки»)
Ах, какая звонкая песенка получилась у капелек.
Мы тоже можем спеть свою песенку. Для этого я хочу пригласить фокус – группу. Сейчас мы сконструируем свою песенку.
Итак, наша весенняя история продолжается:
И теперь мы - композиторы.
Капельки - это ноты. Большие капельки будут дольше и ниже пропеваться, а маленькие – быстрее и выше. Капелькам дадим песенку «Кап» Складываем свои песенки в живые ритмические цепочки.(Сначала пропеваю сама, затем участники).
Это современный метод - метод моделирования музыкального языка . Он показывает выразительные средства музыки: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические.
Прекрасно поработали, наверное, устали? Давайте расслабимся, усядемся поудобнее и послушаем прекрасную мелодию современного композитора Поля де Сенневилля.
(Звучит фрагмент мелодии)
(На фоне мелодии читаю стихотворение)
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Алексей Плещеев
Да, такую мелодию хочется не только слушать, но и танцевать под нее, и петь. А давайте-ка, и мы споем сейчас… хором. Но хор у нас будет необычный «Хор рук». (взяли атрибуты). Итак, вы - певцы. А я буду ваш дирижер.
Наша весенняя история продолжается. Сейчас мы с вами проживем один день пробуждения весны.
«Хор рук»
Применение инновационной технологии «Хор рук» направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамблевой слаженности.
Спасибо фокус - группе. Мне было очень приятно с вами работать.
Вы любите весну, как люблю её я? Меня восхищают и умиляют картины нежной весенней красоты. Сразу появляется желание расправить плечи и идти навстречу солнцу. Весной мне очень хорошо и комфортно, а вам - пусть будет тепло и уютно в любое время года!
Вы очень музыкальны! Дружите с музыкой, дарите ее окружающим и своим воспитанникам. В этом вам пусть помогают методы и приемы современных технологий, которые я сегодня вам показала
Ну, что ж, я старалась подарить вам сегодня только положительные эмоции. И если это у меня получилось, если вам понравился мой мастер-класс. пойте вместе со мной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.