Проект
«Мы – часть своего народа и его культуры»
Автор проекта:
учитель музыки
высшей категории
МБОУ «СОШ №20»,
ЧОУ «Православная школа во имя св. Троицы»
Репарюк
Елена Николаевна
Общие положения
Название проекта: «Мы - часть своего народа и его культуры»
Ф.И.О. руководителя проекта – Репарюк Елена Николаевна, учитель музыки и фольклора, высшая категория.
Проект рассчитан на 3 года
В своей работе руководствуемся:
1.Конституцией РФ;
2.Законом РФ «Об образовании»;
3. «Национальной доктриной образования в РФ» (2008);
4. Конвенцией ООН о правах ребёнка;
5. Государственной программой «Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.» (проект2004г.);
6. Государственной программой «Патриотическое воспитание Граждан РФ на 2006-2010годы»;
7. «Концепцией воспитания подрастающего поколения Иркутской области» (1998);
8.Педагогической концепцией образования детей и подростков «Сибирский характер как ценность»(2006г.)
9.Педагогической концепцией МБОУ «СОШ №20» «Формирование гражданской культуры как основы успешной социальной адаптации личности»
10. Положением о клубах сетевого взаимодействия (локальный документ)
11.Программами Е.Н. Репарюк «Православные Таинства». «Заветы предков»; Н.И. Пак «Основы народной культуры»;
12. Факультативным курсом М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение»;
13. Учебником (5 класс) и программа «Писатели Восточной Сибири» О. Н.Шахерова, г. Иркутск, 2007 г.;
14. Программа элективного курса «Православные Таинства» Е. Н. Репарюк, 2010 г.
Участники проекта - учащиеся 4-их классов и одарённые дети, занимающиеся в творческой студии (рук. Репарюк Е. Н.)
Официальные партнёры проекта – МОУ « СОШ №32», МДОУ №57, 33.
Проблема, на решение которой направлен проект (актуальность)
Наступил новый век и во всех сферах жизни происходят коренные изменения. Происходит переоценка и ценностных установок. Утрачивается чувство патриотизма, уважения к прошлому России; обезличивается статус семьи.
Дети мало знают о русской культуре, выдающихся личностях, мало читают, не заинтересованы в творческом развитии, обесцениваются понятия любовь к Родине, забота о ближнем, бережное отношение к природе, памяти прошлого.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь её природу – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа – это новые поколения.
Мы не имеем права не помнить наше прошлое, мы должны сделать всё, чтобы не уснула окончательно наша дремлющая историческая память. Как известно сон разума рождает чудовищ; сон национального самосознания может незаметно перейти в смертное успокоение.
Попытка подключить к проекту школьников и взрослых призвана разбудить нашу историческую память и обогатить наши представдения о жизни наших предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах бытия. Совместная деятельность в рамках проекта приведёт нас к истокам нашей веры, национального самосознания, к первоосновыам нравственности русского народа.
Учащиеся МОУ СОШ №20 на протяжении десяти лет на факультативе «Фольклор – истоки духовности» (Н. И. Пак, г. Ангарск, 1999г.) знакомились с русскими народными обрядами, традициями, праздниками, жанрами устного и музыкального народного творчества. Принимали участие в городских и областных НПК, конкурсах и фестивалях народного творчества, за что неоднократно были награждены грамотами и благодарственными письмами.
Созрела необходимость выступать не только в стенах родной школы и на разных сценических площадках, но и достойно воплощать в жизнь свой опыт, разделяя его со своими земляками уже в будничной жизни.
Важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие семьи, становились хорошими отцами и матерями.
Осваивать традиционные семейные ценности в ряду прочих культурных сокровищ народа и должен помочь проект «Мы – часть своего народа и его культуры».
Цель проекта, исходные теоретические положения.
Вовлечь и объединить разные поколения одним большим делом по возрождению народных традиций;
- воспитание и развитие личности через привитие интереса к народному творчеству;
- развивать концертную деятельность в школе и за её пределами;
- привить интерес и навык исследовательной деятельности в области народной культуры;
- создать сборник сценариев народных праздников собственного сочинения на основе
совместного личного творчества;
- создать сборник малых жанров фолькора (стилизация) на основе личного творчества;
Задачи:
- организационная и пропагандистская деятельность по развитию духовности;
- сотрудничество педагогов школ города, родителей, учащихся по освоению народных традиций,
изучению народного края;
- становление гражданской позиции;
- содействие занятости детей в свободное время;
- активизация творческой фантазии на основе изученного материала.
Ожидаемые результаты.
Непрерывная работа на микроучастке и в городе по возрождению народных традиций:
- включение в план школы №32 факультатива «Основы народной культуры»;
- активизировать партнёрские организации для дальнейшей совместной работы с соседними школами, детскими учреждениями, ДТДиМ., детскими домами и интернатами;
- создание условий для реализации творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности;
- создание сборника сценариев народных праздников для дальнейшего пользования партнёрским организациям;
- создание сборника малых жанров фолькора (стилизация) на основе личного творчества
Описание конкретных действий, которые будут предприниматься в рамках проекта:
♦ создание фольклорного школьного ансамбля, который, курируя школу №32, детские сады №57, №33, будет пропагандировать народное творчество через народные праздники, посиделки, игры, конкурсы.
♦ организация экскурсий по храмам Иркутска;
♦ консультации педагогов по подготовке теоретических и практических мероприятий;
♦ городские семинары для учителей музыки, литературы, фольклора;
♦ участие в городских фестивалях народного творчества;
♦ концертная деятельность;
♦ разработка авторских сценариев народных праздников для создания сборника;
♦ распространение информации о деятельности совместной работы творческой группы учителей, детей, родителей.
Используемые ресурсы:
Человеческие: педагогический коллектив (учителя литературы, истории, народоведения, ИЗО, трудового обучения), родители учащихся, руководители творческих коллективов, участвующих в проекте.
Информационные: библиотечный фонд, пособия, журналы.
Материально – технические: музыкальный зал, фонотека, видеопректор, магнитофон, муз. инструменты.
Финансовые: дифференцированная оплата труда по факту выполненных работ членам пед. коллектива
Технологии: - коллективный способ обучения;
- развивающего обучения;
- игровые;
- развитие творческих способностей.
Как будет распространяться информация о проекте:
- презентация деятельности на городских мероприятиях;
- размещение информации на сайте школы;
- стендовая презентация;
- размещение информации в СМИ.
Описание этапов работы и прогнозируемых результатов по каждому этапу, средств контроля (методов исследования) и обеспечения достоверности результатов.
Первый этап:
▪ совместные встречи – знакомства;
▪ занятия – практикумы;
▪ семинары
▪ мастер-классы
Цель:
1.Подготовить детей, учителей и воспитателей к театрализованному представлению теоретически.
2. Знакомство с малыми жанрами фольклора (пестушки, потешки, шутки, прибаутки, загадки, небылицы, сказки, пословицы, поговорки, дразнилки, мирилки, частушки, русские народные песни и пляски).
3. Представить эти жанры в собственном сочинении выступающих детей и мотивировать зрителей на личное творчество, совместный сбор песенного материала и устного народного творчества.
Второй этап:
▪ театрализованные представления:
«Осень, осень, в гости просим»
«Коляда»
«Прощай, Масленица»
Посиделки «Вся семья вместе - и душа на месте»
«В гостях у сказки»
▪ экскурсии по храмам Иркутска
▪ концерты
▪ фестивали
▪ конкурсы
▪ олимпиады
▪ НПК
Цель:
1.Через театральное действо познакомить с народными обрядами, национальной кухней, костюмом, русскими народными песнями, хороводами, играми.
2. Подключить зрителей к совместной деятельности.
3. Нацелить на дальнейшую поисковую работу в области малых жанров фольклора по Сибири.
4. Исследовательская работа в области краеведения.
5. Вокально – хоровая работа, сценическое мастерство.
Третий этап:
▪ сбор материала малых жанров фольклора;
▪ создание сборника собственных сценариев по народным праздникам
Цель:
1.Используя собственный сборник, активизировать соседние детские учреждения в области возрождения народных традиций.
2. Сотрудничая в системе, прививать неподдельный интерес к народной культуре как национальному достоянию России.
Прогнозируемые результаты:
▪ создание условий для совершенствования системы нравственного воспитания, формирование черт сибирского характера;
▪ повышение уровня знаний в области национальной культуры и исскуства;
▪ качество концертных выступлений;
▪ развитие активной жизненной позиции, самостоятельности, сплочённости и гордости за величавый русский народ со своими традициями и обычаями;
▪ способность передать накопленный опыт, полученные знания следующему поколению, как было во все времена на Руси.
Достоверность результатов подтвердят:
▪ отзывы учителей, воспитателей, детей, родителей;
▪ анкетирование учащихся и родителей;
▪ собеседования с учителями и воспитателями (круглый стол);
▪ компьютерная презентация;
▪ стендовая презентация;
▪ число публикаций в СМИ.
Показатели, которые будут использоваться для оценки развития проекта.
▪ число участников, задействованных в проекте;
▪ число детей и взрослых, вовлечённых в проект;
▪ динамика ценностных ориентаций;
▪ сформированность черт сибирского характера;
▪ результаты анкетирования;
▪ отзывы партнёров, консультантов;
▪ результаты концертной деятельности (грамоты, дипломы);
▪ участие в городских научно–практических конференциях (сертификаты, дипломы);
▪ сборник авторских сценариев народных праздников.
Календарный план проведения работ с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции.
Месяц и год |
Мероприятия |
Цель Конечный результат |
2014 |
||
Январь |
∙Формирование совета клуба. ∙Коляда в МДОУ №33, МОУ СОШ №32
∙Коляда (муниципальный праздник) ∙Интегрированный урок Чтение-фольклор «Малые жанры фольклора» |
∙Планирование работы. ∙Знакомство с обрядом колядования, хороводом, играми, колядками, приметами зимы. ∙Сценическое мастерство ∙Знакомство с малыми жанрами фольклора для дальнейшего изучения, личного творчества |
Февраль |
∙Обзор литературного материала по малым жанрам фольклора силами библиотекарей школ №№32, 20. ∙Положение о конкурсе личного творчества малых жанров фольклора (стилизация) |
∙Привлечение учащихся к чтению.
∙Нацеливание на поисковую работу (песни, приметы, обряды, игры Сибири). Личное творчество детей и взрослых. |
Март |
«Прощай, Масленица» - СОШ №20,32, по заявкам. |
Знакомство с масленичными гуляниями (заклички, частушки, нац. кухня, приметы, обычаи). Отзывы |
Апрель |
∙Посиделки «Вся семья вместе – и душа на месте» (на основе личного творчества уч-ся СОШ №20)
∙Муниципальный Круглый Стол по проблемам эстет. воспитания в рамках I V Муниципальной НПК исследовательских, проектных и творческих работ уч-ся |
∙Передача опыта личного творчества уч-ся, как способ активизации к городскому конкурсу личного творчества. Отзывы
|
Май
|
∙Подведение итогов конкурса.
∙Молодёжная акция «Мы за мир!»
∙Экскурсия по храмам Иркутска.
|
Личное творчество. Призовые места победителям. Участники – школы № 4,5, 10,11,15,17, 20, 32, 35, 40, гимназия №8 ∙Агитация мирного сосуществования ∙Реально прикоснуться к истории Отечества и его святыням.
|
Сентябрь |
Экскурсия в музей деревянного зодчества. |
Знакомство с историей родного края. |
Октябрь |
∙Областной конкурс проектов-презентаций среди педагогов и учителей общего, начального профессионального и доп. образования» ∙Авторский элективный курс «Православные Таинства» (36 часов)
∙Концерт ко Дню пожилого человека
|
∙Сертификат
∙Культурологический подход к изучению основных Православных Таинств, истории Православия в России (рецензия прилагается) ∙Неравнодушное отношение к людям пожилого возраста, учителям. |
Ноябрь |
Праздник «Осенины» ( МДОУ №33, 57, МОУ СОШ №20,33)
|
Знакомство с традициями, приметами и наблюдениями осени.
|
Декабрь |
∙Городской фестиваль хоровых коллективов «Накануне Рождества»
∙Печатные сценарии в московских журналах «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» (изд-во «Либерия-Бибинформ) |
∙Знакомство с рождественскими колядками, вокально-хоровая работа |
2015 г.
|
||
Январь |
∙Городской семинар для учителей музыки, фольклора и литературы « Обращение к историческим и культурным традициям как мощный стимул формирования гражданской культуры учащихся» (МОУ СОШ №20) ∙Городской семинар-практикум «Святочные традиции в России» (анг. пед колледж) ∙Святки (городской фестиваль)
∙Коляда в МДОУ №57, СОШ №20, 32 |
∙Активизация школ г. Ангарска для дальнейшей работы в области формирования гражданской культуры через привитие интереса к народному творчеству. ∙Из опыта работы
∙Знакомство с обрядом колядования, хороводом, играми, колядками, приметами зимы.
|
Февраль |
Масленица МДОУ №33, СОШ №20,32, по заявкам |
Знакомство с масленичными гуляниями (заклички, частушки, нац. кухня, приметы, обычаи). Отзывы, фот-ки |
Март |
Концерт для учителей родной школы |
Концертная деят-ть |
Апрель |
∙ « В гостях у сказки»
∙Печать в московском журнале «Зима. Календарные праздники» |
∙Знакомство с малыми жанрами фольклора через театральное действо. ∙Из опыта работы сценарий праздника «Прощай. Масленица» (журнал) |
Май |
∙Сбор материала по малым жанрам. ∙Концерт для ветеранов В. О.в. |
Сборник сценариев. Уважительное отношение к героям войны |
Сентябрь |
Планирование на новый учебный год |
|
Октябрь |
∙Концерт ко Дню пожилого человека.
∙Концерт ко Дню Учителя.
|
∙Неравнодушное отношение к людям пожилого возраста, учителям.
∙Отзывы. Статья в газете «Свеча». Включение в программу концерта произведений народного характера. |
Ноябрь |
∙Муниципальная интеллектуально-творческая игра «ДоМиСолька» ∙Выступление на областной НПК «Иннокентиевские чтения» |
∙Развитие муз. способностей одарённых детей ∙Авторская программа «Православные Таинства» |
Декабрь |
∙Городской фестиваль хоровых коллективов «Накануне Рождества»
|
Знакомство с рождественскими колядками, вокально-хоровая работа |
2016г.
|
||
Январь |
∙Муниц. семинар в Школе начинающего народника по теме: «Святочные традиции»
∙Святки (муниц. фестиваль)
∙Муниц. конкурс метод. разработок «Секреты пед. мастерства в сохранении народных традиций»
|
∙Из опыта работы
|
Февраль |
∙Муниц. фестиваль пед. мастерства «Школа пения» ∙Муниц. конкурс метод. разработок в рамках фестиваля «Школа пения» ∙ Метод. семинар по теме: «Песня в народных традициях и обычаях» в рамках муниц. школы «Песня для всех»
|
|
Март |
Концерт ко Дню 8 МАРТА |
Развитие творческих способностей одарённых детей |
Апрель |
∙Муниципальный фестиваль «Детство. Творчество. Весна»
∙Посиделки (театральное действо на основе личного творчества участников гор. конкурса) ∙Сбор материала. |
|
Май |
Концерт для ветеранов В. О.в. Акция «Подарок ветерану В. О. в. |
УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К Защитникам Отечества. Отзывы. Статья в газете «Свеча» |
Сентябрь |
Экскурсия в органный зал г. Иркутска |
Развитие эстетического, музыкального вкуса, кругозора |
Октябрь |
Творчество ангарских поэтов в рамках регионального спецкурса литературы «Писатели Восточной Сибири» силами библиотекарей школ №№20 и 32 для уч- ся обеих школ и по заявке. |
Знакомство с творчеством земляков: В. Сазоновым, Т. Стрельниковой, В. Балыковым. |
Ноябрь |
Презентация работы творческой группы на совещаниях учителей музыки, литературы, фольклора |
Сотрудничество |
Декабрь |
∙Муниципальный фестиваль хоровых коллективов «Накануне Рождества» ∙ Расширенное заседание творческой инициативной группы с приглашением руководителя проекта, его сотрудников |
∙Развитие творческого потенциала одарённых детей (грамота) ∙Подведение итогов |
2017 год |
||
Январь |
Подведение итогов
|
Награждение участников проекта |
Февраль |
Областной конкурс «Экологический фольклор» |
|
Март |
Совместный концерт в рамках преемственности (МДОУ №57, МОУ СОШ №20) |
|
Май |
Областной конкурс «Салют, Сибирячок!»- юбилейный конкурс личного творчества |
|
Декабрь |
Муниципальная олимпиада по музыке старших классов |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.