Мастер класс. "Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения. Активные формы обучения"
Оценка 5

Мастер класс. "Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения. Активные формы обучения"

Оценка 5
docx
06.11.2022
Мастер класс. "Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения. Активные  формы обучения"
М.К. Современный урок.docx

Мастер класс         

«Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения

Активные формы обучения»

Аудитория: члены методического объединения учителей начальных классов.

Тема: «Современный урок в свете требований ФГОС Активные формы обучения».

Цель: практическая  работа членов РМО по изучению организации урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Добрый день, уважаемые коллеги  !. Я рада вас приветствовать на моем мастер – классе.  

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий.  Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

 …Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?»

Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: « Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга - это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

Задумываемся ли мы над тем, какой он, путь совершенствования знаний, мышления, путь обогащения духовного мира? Как помочь ученику интересно и плодотворно пройти по этому пути?

А для этого я предлагаю вам по-иному посмотреть на современный урок.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.

Метод «Разминка» 

-Какое сегодня число? А день недели?

-Как кричит осел?

-Вытянутый круг.

-На чем путешествовал Емеля?

-Как называется рот у птицы?

-Кто сидит на троне и управляет царством?

-Наименьшее однозначное число.

-Ее наклеивают на конверт.

-Сколько гласных звуков в русском языке?

Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами. 

Упражнение «Поздоровайся глазами» 
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Сейчас в школе переходный период: в 1 и в 5 классах все школы России перешли на ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Задание 1. На столах лежат листочки. Предлагаю вам  записать свои ассоциации со словом «ФГОС» (работаем в группах).

ФГОС:     СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ

ЛИЧНОСТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

КОМПЕТЕНЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УРОК В СИСТЕМЕ ФГОС

ТИПЫ УРОКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Технологическая карта

    Принципиальным отличием  современного  подхода к урокам является ориентация на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. И сегодня я приглашаю вас вместе поразмышлять над вопросом  В чем же новизна современного урока   в условиях введения стандарта  третьего  поколения?

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы. 

Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. И я вам предлагаю вспомнить , освежить в своей памяти Активные методы обучения.

 И начну я с метода «Инфо-угадай-ка». 
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.

- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора. 

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.

Ответы педагогов

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся) 

Сектор 2 – этапы урока. 

-На каких этапах урока можно применять АМО? 

Ответы педагогов

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. 

Сектор 3 – виды АМО.

Ответы педагогов.
К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца. 

(«Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка»)

Сектор -4. Цели применения АМО.

  Работа нашего мастер класса должна помочь разрешению этих вопросов.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика Учитель на уроке управляет процессом обучения,  а не передает знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

  Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер.

 

Л – личностный рост,
И – индивидуальность, интеллект
Ч – человечность
Н – новаторство
О – оптимизм
С – саморазвитие, самообразование, сознание
Т – творчество, талант, труд
Ь –

 

 Метод «Что у меня на сердце»
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. 

Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Метод Кубик Блума

Приемы смыслового чтения.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

 

1.     Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Дети знакомятся с темой самостоятельно.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Следующий метод Устройство «Конструктор»

      «было» (первое состояние объекта);

      «стало» (второе состояние объекта);

      «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).

      Конструктор будет иметь вид:

 

Стадия осмысления   Ранжирование 

·         эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.

Например, на уроке "Окружающий мир". Тема: Пресные воды суши. У учащегося получился приблизительно такой список:

·         Большая часть земли покрыта соленой водой.

·         Соленую воду пить нельзя.

·         Пресная вода — в реках, ледниках, озерах и т.д.

После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. 

Метод "Четыре стихии»

- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. 

. Рефлексия

Сегодня мы затронули лишь немногие вопросы, связанные с деятельностью учителя в свете новых ФГОС.

  И вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

Подведение итогов мастер-класса.

- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - угадайка» и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились( «Четыре стихии», «Физкультминутка», «Кластер»)

 К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех кто заинтересовался ими, более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет», где вы можете платно скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения», поучаствовать в конкурсе и пройти дистанционные курсы.

Слайд 16

      Рефлексия.

  Фразеологизм или пословица

      Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

 

  Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда (британский политический деятель): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

 

«Что ты делаешь?» – с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
 В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм». А как бы мы учителя, работающие в школе,  ответили на вопрос странствующего философа? – «Что ты делаешь?»

Слайд 12. Обведите свою левую руку. Каждый палец – это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.

Большой палец – для меня все было важным и интересным.
Указательный – по этому вопросу получил конкретную информацию.
Средний – мне было трудно.
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы..
Мизинец – мне было недостаточно…

Я Вам предлагаю скачать на флешку Сборник АМО(актуальных методов обучения.)

Учить детей сегодня трудно,

 И раньше было нелегко.

 Век 21 – век открытий, Век инноваций, новизны,

 Но от учителя зависит,

 Какими дети быть должны

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций и новизны

Спасибо за внимание!


 

Мастер класс «Современный урок в свете требований

Мастер класс «Современный урок в свете требований

Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас

Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас

Сколько гласных звуков в русском языке?

Сколько гласных звуков в русском языке?

КОМПЕТЕНЦИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОМПЕТЕНЦИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует

А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует

Ответы педагогов Активные методы обучения применяются на всех этапах урока

Ответы педагогов Активные методы обучения применяются на всех этапах урока

Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике

Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике

Метод Кубик Блума Приемы смыслового чтения

Метод Кубик Блума Приемы смыслового чтения

Стадия осмысления Ранжирование · эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации

Стадия осмысления Ранжирование · эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации

Рефлексия Сегодня мы затронули лишь немногие вопросы, связанные с деятельностью учителя в свете новых

Рефлексия Сегодня мы затронули лишь немногие вопросы, связанные с деятельностью учителя в свете новых

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т

И раньше было нелегко. Век 21 – век открытий,

И раньше было нелегко. Век 21 – век открытий,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022