Мастер-класс "Театральная мастерская"

  • docx
  • 26.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МАСТЕР.docx

МАСТЕР-КЛАСС

Занятие в театральной студии «Мы – артисты»

 

     Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

     Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

      Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять вам взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

     Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

     Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

     Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Можно поделить всех на три группы

     Уважаемые коллеги! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что  когда-то были Светочками, Ирочками, Людочками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться.

Давайте заглянем в эту театральную страну! В этой стране везде царит ИГРА!

 

- Мы с вами в театральной студии, а театр – это игра, в которой участвуют артисты. Скажите, а Вы бы хотели сами стать артистами?

- Да!

У нас все как в настоящем театре: есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители.

- Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.

Артикуляционная гимнастика:

(Упражнение для губ и языка).

- Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!

1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть губы.

Улыбнемся как лягушки. Произнесем «И-и-и».

2. А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня.

Наши губки – хоботочки. Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».

3. А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка. Губами «о».

4. «Белочка». Раздаем орешки щечкам.

5. «Хомячок». Надуть щёчки и трясём ими.

6. «Большая лошадка». Цокать языком, широко открыв рот.

(Упражнения на развитие дикции).

А быстро проговаривать слова можете? ( каждой группе по скороговорке)

Скороговорки:

(Произносить с ускорением темпа).

1. «Дело мастера боится».

2. «Здоров будешь – всё добудешь!»

3. «Играй-играй, да дело знай!»

 

Скороговорку: «Два щенка – щека к щеке – грызли щетку в уголке» (произнести грустно, весело, сердито).-по группам

 

 Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима. 

 Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом. Поупражняемся и мы с вами выразить пословицы жестами.

Упражнение «Пойми меня». ( каждая из команд получает по две пословицы)

1. Яблоко от яблони недалеко падает.

 2. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

 3. Много будешь знать, скоро состаришься.

4. Горбатого могила исправит.

5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

6. Без труда не вытащишь рыбку из пруда

 

Мимика – выражение чувств через движения частей лица. Предлагаю вам только движением частей лица: лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч. выполнить следующее упражнение.

Упражнения «Представьте себе».

1. «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое».

2. А как показать, что вам попался кислый лимон?

3. Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!

Как выразительно у вас получается!

 

  Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем?

Игра «Пантомима».

(Читаю  отрывок из стихотворения В.Суслова «Шепот и шорох». Участники - актеры имитируют движения по тексту): ( 1 команда- мыши, 2- цапли, 3-шмели)

- Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Шебуршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат,

Дружно шишку шелушат.

(Имитируют движения мышей: ползают, шуршат, «шелушат» воображаемую шишку).

По болоту вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат,

Рыщут, ищут лягушат.

(Важно ходят, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек).

 «Звинь-звинь-звинь» – а это шмель полетел с ели на ель.

(Имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель).

 

- Каждый артист обязательно фотографируется для портфолио, чтобы показывать свой альбом режиссеру.

Игра «Театр масок».

- Вы сегодня артисты и вас пришел фотографировать настоящий фотограф. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажите, как выглядит злая Баба-яга.

(Участники с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.)

- Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. Внимание! Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!

– Покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком.

– спящую царевну (спокойное расслабленное лицо);

 

- Внимание! А сейчас будем снимать короткометражный фильм про весну по стихотворению А. Н. Плещеева! Вспомним содержание: ( выдаётся каждой команде)

«Травка зеленеет.

Солнышко блестит.

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник».

(Участники делятся на персонажей. Звучит «Подснежник»  П. И Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием колокольчиков).

- Травка зеленеет.

(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).

Солнышко блестит.

(Медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит «солнышко». Проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям и т.д.).

Ласточка с весною в сени к нам летит.

(Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицом к зрителям).

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

(Переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы «раздвигая траву»).

Стали птицы громче петь,

(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).

И расцвёл подснежник!

(Выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху).

 

А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает артист в конце выступления?

(Поклон.).

- Как интересно! 

 

 «Звукотерапия» 

А сейчас предлагаю вам укрепить своё здоровье пением лечебных звуков: «а, ух, хо, го-го, га-га-га ит.п.».

(«Звукотерапия» под песенку кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём» В. Шаинского).

 

- Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня. Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые. А сейчас перед вами обычная театральная маска- украсьте её так, чтобы мы все поняли, какое у вас сегодня настроение, эмоции от мастер-класса

Вы, сегодня молодцы!

Поиграли от души.

Все артисты высший класс!

(Режиссер театра «Театральная страна»)

- Вот и подошла к концу наша встреча. 

Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой. 

Спасибо вам за участие!