МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Использование приемов эмоциональной активности в процессе формирования у дошкольников представлений о семейных ценностях»
Цель мастер-класса: представление практических способов организации процесса по формированию представлений о семейных ценностях у дошкольников на примере приёмов эмоциональной активности.
Задачи:
- продемонстрировать апробированные педагогические практики по формированию семейных ценностей путем прямого комментированного показа педагогических приемов;
- представить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования педагогических практик по нравственному воспитанию дошкольников.
Сценарный ход мероприятия.
Картинка из дружбы, заботы, любви, Мечты и надежды – основа семьи. Здесь примут, согреют, от бед сберегут. Здесь в жизнь провожают, но прежде – дают. Давайте семейные ценности чтить, Чтоб важное в жизни беречь и ценить.
|
Читается стихотворение, одновременно на экране собирается общая картина из отдельных элементов – картинок, условно обозначающих перечисленные в стихотворении «семейные ценности»
|
- Добрый день, уважаемые члены жюри и присутствующие участники нашего мероприятия! В стихотворении я сделала акцент на основное направление моей деятельности. Формирование представлений о семейных ценностях у детей является одной из важнейших задач дошкольного образования и основой духовно-нравственного воспитания. Период дошкольного детства выступает благоприятным периодом для приобщения ребенка к ценностям. Ребенок-дошкольник как губка впитывает все те нормы, правила поведения, которые осваивает через эмоционально-чувственный опыт. И от того каким содержанием мы наполним нашу воспитательную деятельность зависит ход дальнейшего развития ребенка.
|
Тема и содержание мастера-класс +обоснование актуальности педопыта «Духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать». Президент В.В. Путин, Послание Федеральному Собранию РФ, 21.04.2021г «…Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается путем решения следующих задач: … укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян» Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
|
- Опыт показывает, что любая деятельность принесет результат, если она имеет эмоциональный отклик детей. Поэтому встала задача – пересмотреть, обновить подход к организации педагогического процесса по данной теме |
Формирование представлений о позитивных семейных ценностях – основа духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. «Приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня. Важной гранью воспитания и развития личности детей и молодёжи является патриотическое воспитание через эмоционально-чувственное восприятие» |
Такой формой стала творческая идея «Арт-патриотическая сессия» — это совокупность традиционных и современных методов на основе приемов эмоциональной активности детей.
|
Фотоколлаж – презентация разных форм взаимодействия с детьми на тематику духовно-нравственного и патриотического воспитания; объединить единой зарисовкой в основе педагогического приема «Арт-патриотическая сессия» «Арт» – «искусство, творчество»; (подход к организации деятельности детей на основе приемов эмоциональной активности) «Сессия» - период какой-либо деятельности, включающий процесс осваивания («патриотическая сессия» – направление воспитательной работы, организованное в выбранном формате) |
- Посмотрите еще раз на картину, которая была в начале выступления. - Кто запомнил какие ценности я перечислила, когда читала стихотворение? (Ценности - дружбы, заботы, любви, мечты (надежды)) - А что вам помогло так быстро вспомнить эти ценности? - Мы использовали прием скрайбинг-технологии – это зарисовка текста с помощью схем, символов, знаков, картинок. Так как дети– визуалы, им легче все усвоить, если задействовать слуховое и зрительное восприятие вместе. Поэтому при чтении художественных произведений по данной теме, мы используем данный прием. Используем такие виды, как рисованный и аппликационный скрайбинга. |
Вывести картинку, которую собрали
Скрайбинг - от англ. «To scribe» – «разметить», «записать», «схематизировать» (технология придумана британским художником Эндрю Парком для компании, которая занималась популяризацией научных знаний). Прием скрайбинг-технологии в работе с дошкольниками - чтение текста, стихотворения иллюстрируется рисунками, изображениями "на лету" (на белой доске или листе бумаги). Виды скрайбинга: - рисованный скрайбинг - аппликационный скрайбинг |
- Скажите, что по вашему мнению характеризует понятие «ценности», а что можно обозначить, как «семейная ценность»? - Можно долго рассуждать, какие бывают ценности, какие виды, что к ним относится. . Можно обобщить определением. Ценность – все то, что имеет свою цену. - Посмотрите на экран. Перечислите из предложенных только те семейные ценности, которые неразрывно связаны с процессом воспитания человека в семье (по вашему мнению), (доверие, взаимоуважение, честность, забота).
- Бывает, мы даем большой смысловой объем информации. Для того, чтобы она усвоилась – ее необходимо систематизировать. . -В своей работе мы используем прием кластер. Систематизации информации с помощью схемы. При составлении кластера с детьми, мы используем картинками, изображения, условные обозначения. -Одним из распространенных видов создания кластера по теме «семья» и «семейные ценности» является ромашка (символ семьи и верности на Руси). |
Слово «ценности» однокоренное к слову «цена». Следовательно, ценности – это то, что имеет свою цену. – элементы для составления Кластера: Из элементов сделать на слайде анимацию- объединение в кластер: Кла́стер от англ. «cluster» - «скопление, гроздь, пучок». Данный прием заключается в систематизации информации. Выделяется центр (тема) и ключевое понятие (значение). От нее отходят лучи – последующие ассоциации, которые логически связаны с ключевым понятием.
Семейные ценности как основа нравственного воспитания детей в семье – это не материальные блага, это уклад семьи, отражающий нравственную позицию всех её членов, которые закладывают основы приобщения ребенка к культуре общения и взаимоотношений, формируют модель поведения в обществе.
|
- При создании какого-либо продукта детского творчества продуктивная деятельность напрямую связана с эмоциональной стороной личности дошкольника. Здесь мы используем прием «Обыгрывание творческой деятельности детей». - Я предлагаю вам сейчас побыть в роли поваров и составить свой собственный рецепт семейного счастья. Мы уже с вами определили перечень «семейных ценностей». Перед вами набор круп. Определите для себя с какой семейной ценностью у вас ассоциируется тот или иной ингредиент. - Возьмите карточку, в ней картинка набора круп. Запишите напротив каждой крупы те ценности, которые по вашему мнению, составляют основу рецепта семейного счастья. - А теперь я предлагаю заполнить сосуд по составленному вами рецепту.
- А пока вы заполняете, я поделюсь с вами своим рецептом (Чтение стихотворения) - Посмотрите, как красиво у вас получилось. Вы делали это с осторожностью, чтобы не уронить не одной крупинки. Потому что это ваши семейные ценности, вы дорожите ими. Берегите их, передавайте рецепт семейного счастья своим детям.
|
Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской, Я дам вам рецепт под названием «Сказка». Не сложный, но верный, его соблюдайте. Согласны? Ну что же, тогда приступайте.
Ложку ЛЮБВИ вы смешайте с ЗАБОТОЙ, Ложку ДОВЕРИЯ, ложку РАБОТЫ, Ложку ПРОЩЕНЬЯ и ДОБРОТЫ, Ложечку ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ. Ложку НАДЕЖДЫ и ДРУЖБЫ из миски, Ложку УВАЖЕНИЯ к старшим и близким. Ложечку СМЕХА и ложку УДАЧИ, Ложку Внимания. И ваша задача: Всё сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ, И с утренним кофе подать эту «Сказку».
|
- На сегодняшнем мероприятии я хотела показать, что каждый приём в отдельности имеет свои специфические возможности влияния на ребенка. Но разные в комплексе, они оказывают наиболее полное воздействие на всестороннее развитие и воспитание детей. При этом нельзя забывать, что при одновременном воздействии разных приемов – можно прийти к обратному результату — ребенок перестает воспринимать все, что ему преподносится. Во всем должно быть чувство меры. |
И еще хотелось сказать, что нельзя одновременно перенасыщать ребенка информацией, педагогическими приемами. Иначе он перестанет все воспринимать. Во всем должно быть чувство меры. |
Педагоги как повара, отбирают только лучшие «ингредиенты» - педагогические средства, и наполняют ребенка, как сосуд, важными и ценными компонентами. - Благодарю всех за участие. - Готова ответить на вопросы. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.