Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.
М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера.
То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области;
Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Проведение мастер-класса для разной целевой аудитории имеет разные цели:
Дети (подростки):
– побудить к творчеству, разбудить в них то, что скрыто даже от них самих, понять и устранить то, что мешает саморазвитию;
Население:
организация досуга, рекламная акция товара, услуг и т.п;
Проведение мастер-класса для разной целевой аудитории имеет разные цели:
Педагоги:
– получить новую (уникальную) методику (технологию), которая успешно внедрялась (использовалась) с целью повышения профессиональной компетенции, а так же возможного внедрения в собственную деятельность.
Качества и умения педагога-мастера
Способность к импровизации;
Психологическая устойчивость;
Психологическая зоркость;
Чувство времени;
Умение воздействовать на аудиторию, наблюдать за поведением участников, коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию и т.п.
Типичные ошибки мастер-класса
Отсутствие комментария к демонстрируемому
приему;
Нарушение временных рамок;
Идентификация участников с детьми;
Увлечение методикой частного предмета;
Излишняя теоретизированность;
Отсутствие анализа работ, выполненных
участниками.
Методическая разработка (пособие, рекомендации).
Что это? Как оформить?
Введение (постановка педагогической
проблемы; справка из истории и т.п.);
Цель мастер-класса;
Задачи (обозначить, если есть необходимость);
Материалы и инструменты;
Порядок работы (пошагово, с описанием каждого действия, описание форм, методов, средств);
Заключение (подведение итогов, вывод, рефлексия);
Список литературы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.