Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Для работы с текстом читатель выбирает свои стратегии.
Читать –
это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К. Д. Ушинский
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап.
Работа с текстом до чтения или предтекстовые задания.
II этап.
Работа с текстом во время чтения или текстовые задания
III этап.
Работа с текстом после чтения или послетекстовые задания.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, фамилии автора.
Задача: вызвать желание прочитать книгу.
Знакомство с новым произведением начинается с предугадывания предстоящего чтения. Учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения. Затем рассматривают иллюстрацию к тексту и строят предположения о теме, содержании, героях этого произведения. В работе учитель опирается на читательский опыт детей.
2этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достичь понимание текста на уровне содержания.
Задача: обеспечить полноценное восприятие текста.
1. Учащиеся могут самостоятельно читать текст про себя с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
2.Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментирование текста. Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей.
3. По ходу чтения может вестись дополнительная словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
4.Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Постановка обобщающих вопросов к тексту.
3этап. Работа с текстом после чтении.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Задача: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
1. Педагог ставит смысловой вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Результатом этой беседы должно стать понимание авторского смысла.
2. Беседа о личности писателя. Работа с дополнительными источниками. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа об особенностях восприятия этого произведения разными людьми, а именно художника. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точно ли художник изобразил детали? Совпадает ли его видение с вашим?».
4. Выполнение творческих заданий, которые предполагают самостоятельность ребёнка при его выполнении. Например, «Придумай…», «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Докажи, что…», «Самостоятельно составь план» и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.