Мастер в романе М.А.Булгакова

  • docx
  • 17.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Задания для дистанционного обучения.

Профессия:

№ группы:

Педагог:

Учебная дисциплина: Литература

Дата:

Количество часов: 2

Тема: Мастер  в романе Булгакова.

1.      В тетради запишите число:, тему урока,  следующий материал и ответьте на вопросы.

Герой романа, Мастер, появляется лишь в 13 главе.

В диалоге двух пациентов психиатрической лечебницы звучит следующее:

 (гл.13) Здесь впервые прозвучало слово, заменившее герою имя – Мастер.

- Вы – писатель? – с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

- Я Мастер …

Почему Мастер? Почему не писатель?

В словаре дано такое толкование слова «мастер»: «человек, в высшей степени владеющий делом».

Но в романе Булгакова слово «мастер» шире, чем в словаре. По мнению писателя, Мастер – человек, наделенный не только силой слова, но и великим пониманием жизни, верный своему предназначению. В устах героя слова «Мастер» и «писатель» противопоставляются.

Почему столь негативное отношение вызывает у героя слово «писатель», к которому мы привыкли относиться с уважением?

Во-первых, слово «писатель» скомпрометировано теми, кто без всякого права называл себя так, а на деле был лишь обладателем членского билета МАССОЛИТ(а), посетителем ресторана «Грибоедов» да имел право стать на очередь для получения дачи. Да, штурманы жоржи, рюхины опошляют высокое звание «писатель», видят в праве называться писателем возможность сытно и праздно пожить.

Почему не увидела свет рукопись Мастера, гениально угадавшего прошлое и пролившего свет на настоящее? (Нетрадиционность темы и героя и независимость Мастера от идеологии. Роман оказался враждебным литературному миру 30-х годов. История с романом, который написал он, - это в какой-то мере и история романа Булгакова. Булгаков сознательно подчеркивает автобиографичность образа Мастера, но при многочисленных сходствах их судеб, есть и разница. Попробуем определить сходства и различия личностей Мастера и Булгакова.

       Автор                                                                                              Мастер

  1. понимают высокое предназначение литературы;
  2. внутренняя независимость, свобода;
  3. высокая образованность;
  4. талантливы;
  5. мастерски владеют словом;
  6. никогда не прекращал борьбы                          сломлен, устал, отказался от романа

за свой роман;

Правда, автор не осуждает своего героя, уставшего, сломленного, отсюда становится понятной загадочная фраза Левия Матвея: (см. гл. 29). «Он не заслужил света, он заслужил покой».

Почему покой? Что значит, с вашей точки зрения? Много споров по этой фразе. Покой – это несуетность, мудрость, тишина, уединение, возможность свободно творить. Некоторые критики считают, что не свет, а покой дается Мастеру потому, что он прибег к помощи Сатаны. Нет, на сделку с Сатаной идет Маргарита, идет ради любви, а Мастер здесь личность пассивная. Но, может быть, Мастеру, сломленному, и нужен покой, ведь покоя достоин тот, кто честно прожил жизнь, кому не за что упрекнуть свою совесть?

Справка. Загробное царство изображено у Булгакова так: оно делится на:

1)      «свет» (область Иешуа, некое подобие христианского рая, куда, вероятно, попадают те, кто нес Добро и Истину);

2)      «покой» - здесь получают независимость, уединение и условия для творчества;

3)      Третья область, представленная Великим Балом у Сатаны, это тоже своеобразный «рай», так как его обитатели ведут в нем то существование, к которому стремились при жизни.

Воланд сказал: «Рукописи не горят». Как вы понимаете смысл этой фразы?

(По мысли автора, писательский долг – вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда рукопись не сгорит никогда!

И еще один персонаж романа – Маргарита

В своем романе – завещании Булгаков поднял глубокие философские и нравственные вопросы. За пестротой фантасмагорических и сатирических сцен, буффонадой и иронией, за реалиями быта начала 30-х годов ясно просматривается общечеловеческая проблематика. Добро и зло, вера и безверие, бессмертие, вечность, милосердие, прощение, выбор и личная ответственность за него – таковы основные темы романа «Мастер и Маргарита». Именно в этой плоскости и лежит объединяющее начало всех сюжетных линий. Автор показывает личность в условиях тоталитарного режима: будь то римская империя или сталинский Советский Союз. Нравственные вопросы времени перетекают в общечеловеческий, вечный аспект.

2.      За выполнение всех заданий вы получаете оценку.