Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».
Оценка 4.7

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
Взрослым
10.04.2018
Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».
Данный материал знакомит с особенностями традиций, праздников, одежды, кухни, диалектными словами Унечского района. В процессе работы в группах участники создают проект в виде газеты. В ходе решения проектной задачи присутствующие анализируют, систематизируют, обобщают предложенный материал, творчески оформляют и представляют полученный результат.
Мастер-класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение- Cредняя общеобразовательная школа № 3 города Унеча Брянской области Мастер – класс по решению проектной задачи «Особенности традиционной народной культуры Унечского района». Подготовила учитель начальных классов Козлова Татьяна Михайловна Унеча 2016 год Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района». Цели: познакомить с частью традиционной культуры русского крестьянина нашего района через проектные задачи, вызвать интерес к бытовой истории, посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России, создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации. Оборудование: карточки с заданиями для каждой группы, большой лист бумаги, предметы культуры и быта Унечского района. Ход занятия. 1.Организационный момент. 2.Определение темы и цели проектной задачи. Загадка. В каком районе петух поёт на 2 губернии и 3 уезда? ( Унечский район) Какие губернии? (Орловская, Черниговская) Какие уезды? (Суражский, Стародубский, Мглинской) Что объединяет эти слова? (Составные части культуры любого народа) Обряды и праздники. Одежда. Диалектные слова. Кухня. Какова же тема нашего занятия? ( Особенности традиционной народной культуры Унечского района.) Какая задача стоит перед нами? (Выполняя задания в группах, познакомиться с малой частью традиционной культуры крестьянина нашего района и представить свои знания в виде стенгазеты.) В Унечском районе насчитывается 109 сел и деревень, в которых проживает около 18 000 населения. Деревня – как много родного, близкого и дорогого для каждого из нас в этом слове. Деревня – наша кормилица, наша хранительница и источник народного творчества. Деревня живет своей потаенной жизнью глубинки, сохраняя многое из того, что нам кажется уже потерянным. Поэтому мы должны знать о традициях своего народа, чтобы могли почувствовать, что этим можно гордиться. 3.Составление плана работы групп. 1)Возьмите карточку. 2)Выполните данное задание, распределив между членами группы. 3)Защита проекта и оценивание работы группы. 4.Решение поставленной задачи. 1 группа. Обряды и праздники. Во многих селах Унечского района до сих пор сохранилась древняя традиция по - особому чтить некоторых святых. Это выражается в народных гуляниях села, православных праздниках. Соедините название праздника с сопровождающим его обрядом и датой проведения. Михайлов день. (Михаил Архангел) 21 ноября Рождество Христово 7 января В этот день в церкви совершаются божественная литургия, молебен и крестный ход вокруг церкви. После служения жители села празднуют этот день дома вместе с родственниками и гостями из других сел, угощая их разносолами и традиционным для этого праздника блюдом – тушеным гусем с яблоками или целая часть какого-либо домашнего животного. В этот день на реке прорубали прорубь в виде креста для освящения воды. На одном берегу реки собирались молодые девушки, а на другом парни. Парни, не переходя реку, присматривали себе девушек, чтобы затем засватать. Если парню понравилась девушка, а она была ему незнакома, то он в этот день узнавал о ней все: как зовут , какой возраст, из какой семьи. Придя домой, парни объявляли о своем решении родителям. После чего начиналось время сватовства и свадеб. К этому празднику жители готовились за неделю. Белили печки, березовым комлем (веником без листвы) натирали полы, стирали рушники. Готовили традиционные праздничные блюда. Ставили в печку мясо, борщ, лапшу, картошку – тушеную в чугунке с мясом. Пекли блины из гречневой муки. К блинам подавали жареное сало с мясом. Заранее квасили капусту и солили огурцы в бочках. Пели старинные песни, плясали под гармошку. Обязательным считается приглашение молодых к родителям (теще и тестю) вместе со свекром и свекровью. Издавна, накануне праздника, жители украшали свои дома, заборы ветками клена и дуба. Девчата ходили на луг, плели из одуванчиков венки, одевали на головы, пели песни, водили хороводы, в эти дни молодые Пречистая (Рождество Пресвятой Богородицы) 21 сентября Троица 50 день после Пасхи Петров день (Петра и Павла) 12 июля Вечером, часто договаривались о свадьбе. В этот летний день в каждом доме пекли хлеб. когда пригонялось стадо домой, после дойки коровы, каждая хозяйка несла молоко и хлеб пастуху. Пастух в этот вечер выносил на улицу стол и ставил напротив своего дома. Стол накрывался, начинался праздник улицы. Какой православный праздник отмечают 14 октября? Какие обряды, сопровождающие праздник, вы знаете? (Покрова Пресвятой Богородицы. Завершали сбор урожая, утепляли дома, детей обливали водой на пороге через сито, пекли блины, резали на 4 части, носили по углам, девушки ставили свечки Богородице и молились о замужестве.) 2группа. Одежда. Унечский район образовался из деревень и сел Стародубского, Суражского и Мглинского уездов, поэтому унечского костюма в чистом виде не существовало. Он включал в себя элементы костюмов всех трех перечисленных уездов. Кроме того, сильное влияние на него оказывали соседние Украина и Белоруссия. Особенностями костюма нашей местности являются строгость, практичность, немногоцветие, отсутствие излишних декоративных деталей. Выбрать из предложенных определений, соответствующее данному элементу костюма. Кожух–овчинная шуба, непокрытая сверху тканью Чекмень - верхняя одежда из черного или коричневого сукна, сшитая свободно Юбка - более легкий костюм из сукна, покороче чекменя, в талию, с двумя – тремя фалдами сзади. Саян - сарафан Повойник или чепик – головной убор из ситцу или из шерстяной материи, сверху повязывается платком. Безрукавка (корсет)-нагрудная распашная одежда из черного сатина , без рукавов , длиной выше колена. Передник - фартук, повязывался по талии и закрывал переднюю нижнюю часть костюма. Коверзни - лапти из коры ивы, жесткие, практически без задников. Чуни - лапти из пеньковых веревок , мягкие, удобные, но носить их можно было только в сухую погоду или дома. Стан - верхняя часть составной рубахи. Шилась она из тонкого отбеленного домашнего холста. Подстава - нижняя часть составной рубахи. Выполнялась из более грубого холста, менее выбеленного. Назовите элементы костюма, представленного на выставке. (Рубаха, саян(сарафан), повойник(чепец), фартук, лапти) 3 группа. Диалектные слова. Наука свидетельствует, что в наших краях, заселение которых началось еще при царе Алексее Михайловиче людьми беглыми и нахожими, отдельные слова ставили лингвистов в такое затруднение, что им приходилось нелегко, чтобы докопаться до истины. Однако, если и сегодня побывать во многих селах Унечского района можно услышать чрезвычайно любопытный говор, получивший в специальной литературе название стародубского языка (брянского говора). Объяснить значение некоторых диалектных слов. Бачить – видеть Взвар – компот из сухофруктов Вечерять – ужинать Гамонить - разговаривать Ганки - ступеньки Гольник - веник Гопать – прыгать Гукать - звать Дрын – палка Кахать – любить Кузик – пуговица Махотка – маленький глиняный горшок с крышкой Ночевки – корыто для стирки белья Певень - петух Ряготать – смеяться Сенцы – коридор Смашный - вкусный Стежка – тропинка Услон – переносная деревянная скамейка Узнайте басню М.Н.Косич, собирательницы фольклора Унечского района, уроженки села Рассуха ( «Ворона и лисица»). 4 группа.                                                                                            Кухня. В том, что и как мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада многих поколений наших прародителей. Еда и все, что с ней связано, - неотъемлемая часть материальной культуры Унечского края. Наши предки оставили в наследство замечательные традиции, в основе которых лежит бережное, уважительное отношение к пище. Мы можем по праву гордиться этой стороной своей культуры. Соединить названия блюд с рецептом приготовления. Ботвинья Холодный летний зелёный суп на квасной основе. В вас добавить щавель, ботву свёклы, натёртую отварную свёклу, хрен, зелёный лук, огурец. Кулеш Очищенный картофель потереть на мелкой тёрке, добавить яйцо, соль. Выложить картофельную массу на сковороду, смазанную маслом. Выпекать в печи на углях. Курники Куриное филе отбить, посолить, обвалять в муке, яйце по 3раза. Обжарить в кипящем подсолнечном масле. Краснодёр Отварить свёклу, измельчить на тёрке, залить рассолом от квашеной капусты, добавить сметану, зелень. Чучики Отварить картофель. Приготовить пюре, добавить яйца, крахмал, соль, перемешать. Слепить пирожки, обжарить на сковороде. Бабка Картофель натереть на мелкой тёрке, добавить яйца, сметану, соль, обжаренное кусочками сало, лук. Запекать в чугунке в печи. Взвар В воду добавляли сушеные яблоки, груши. Ставили томиться в печь до размягчения сухофруктов. Студень Варили из костей с суставом, субпродуктов, остатков мяса. Томили в нежаркой печи 6-10 часов. Затем мясо отделяли от костей, добавляли чеснок, разливали по формам и ставили в прохладное место. Тюря В холодную подсоленную воду крошили ржаной хлеб, репчатый лук и ели ложками. Клёцки В заварное тесто добавить яйца, соль, вымешать. Небольшие кусочки опускать в кипящую воду или молоко. Галушки Натереть картофель на мелкой тёрке, отжать, добавить соль. Сформировать шарики и отварить в кипятке. Жарёнка В глиняный чугун уложить слоями резаный картофель, лук, морковь, мясо. Посолить, сверху смазать сметаной. Запекать в печи до золотистого цвета. Определите название блюда и его ингредиенты. (Чучики) 5.Представление результатов работы каждой группы. 6. Обсуждение результатов работы группы и их взаимодействия. -Чему мы учились на сегодняшнем занятии? -Что узнали нового? 7.Формирование самооценки своей деятельности. -Оцените свою работу и работу своей группы с помощью листов самооценки. Наш край - Унеча – небольшой. Мы в нём живём, его мы любим. Традиций ряд, обрядов ряд Храните, чтите вечно люди!

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».

Мастер – класс по решению проектной задачи « Особенности традиционной народной культуры Унечского района».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018