Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»
Оценка 5

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Оценка 5
Мероприятия
docx
администрации
Взрослым
21.01.2018
Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»
мастер класс.docx
Мастер­класс для молодых учителей  Цель: «Пути к вершинам педагогического мастерства»   создание   условий   для   полноценного   проявления профессиональной   компетентности   молодых   учителей   на   основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества педагогов. Задачи:  Создание образа современного учителя.  Формирование   понимания   взаимосвязей   различных   стилей преподавания с возможностями и путями развития обучающихся.  Обсуждение   способов   достижения   мастерства   и   путей   его демонстрации. Планируемые   результаты:   выработка   эффективной   модели компетентного учителя. Ход  мастер­класса: 1.       Организационный момент Слайд 1. ­ Сегодня я предлагаю вам поработать по теме «Пути к вершинам  педагогического мастерства». Данная тема достаточно широкая, попробуем  обозначить границы сегодняшнего мастер­класса. Что вы ожидаете узнать,  оказавшись здесь?  ­ Разделитесь на группы, чтобы мы могли продолжить работу. Слайд 2. Задание «Портрет идеального учителя» ­ Попробуем составить портрет современного идеального учителя, образ которого   рассмотрим   через   набор   качеств   идеальной   модели   учителя,   его коммуникативного имиджа и компонентов внешнего облика. ­ Каким вы представляете имидж современного учителя? Имидж – это что? Ответы. Слайд 3. ­ Ваш внутренний мир и внешний образ будут выражать ваш имидж. Слайд 4.  ­   Первостепенной   составной   частью   имиджа   педагога   является визуальная   привлекательность.   Как   говорят   в   народе:  встречают   по одежке, провожают по уму. ­ Что входит в визуальную привлекательность?  Работа по слайду. ­ Давайте проверим, насколько вы понимаете требования современной школы   к   внешнему   виду   учителя.  Кто   может  сформулировать   общую идею о том, какая одежда соответствует требованиям, предъявляемым учителю обществом и нашему идеальному видению педагога?   (общая  идея должна  заключаться  в  том,  что в одежде «для  уроков» предпочтение,   отдается   классическим,   строгим   костюмам.   Для   педагогов­ женщин   допустимо   элегантное   платье,   брючный   костюм,   традиционный пиджак с юбкой). При выборе одежды важную  роль играет и цветовая гамма. Не стоит проводить   урок   в   одежде   огненно­красного   или   оранжевого   цвета.   Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с  Украшения   необходимо   ограничить   минимальным молоком. количеством, допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней. Слайд 5. ­ Важной частью имиджа педагога является его красноречие. Речь должна быть гибкой, выразительной и оригинальной.   ­   Перечислите   не   мене  10   характеристик   идеального,   по   вашему мнению, учителя. Слайд 6. ­   Рассмотрим   образ   идеального   современного   педагога   глазами администрации. Работа по слайду. Слайд 7. ­   Глазами   учащихся   идеальный   педагог   –   анализ   характеристик  на слайде. Слайд 8. ­ Родители считают идеального педагога – анализ слайда. Слайд 9.  ­ Из всех значимых качеств учителя мы отберем самые важные и  …  Слайд 10. ­ получим портрет идеального педагога. Слайд 11. ­   Критерии   успешности   учителя   делятся   на   педагогические, психологические и личностные. Слайд 12. ­ Рассмотрим данные критерии успешности подробно: ­по слайду. ­   А   теперь   давайте  определимся   со   стилем   общения,   который характерен для идеального, на ваш взгляд, педагога. Общепринятой   классификацией   стилей   педагогического   общения является   их   деление   на   авторитарный,   демократический   и   либеральный Признаки всех трех стилей педагогического общения, вы наверняка, видели у коллег,   работающих   с   вами.   Изучите   характеристики   каждого   из   них, представленные   в   таблице,   и   определите,   каким   стилем   обладает   ваш идеальный учитель. Характеристика стилей педагогического общения Авторитарный Демократический Либеральный Распределение активности между учителем и детьми   Педагог занимает доминирующую   позицию, не   позволяет   детям проявлять самостоятельность инициативу и,   Педагог   ориентирован   на привлечение обучающихся к обсуждению и совместному решению   задач,   учебных проблем.   Создает   условия для   самореализации   и проявления творческой инициативы детей   Характеризуется педагога стремлением   минимально   включаться   в деятельность, формализмом. Реализуется тактика   невмешательства, основу которой составляют   равнодушие   и незаинтересованность   Уважение к личности ребенка, отношение к успехам и неудачам   Недостаточное   уважение   контроль. к   детям, Педагог   оценивает внешние проявления поступков,   не   принимает во внимание их мотивы. В высказываниях преобладают   замечания, порицания Активно­положительное отношение   к   детям, адекватная   оценка   их возможностей,   успехов   и неудач.   Стремление   понять цели   и   мотивы   поведения, умение прогнозировать развитие   личности   ребенка. оценки Положительные преобладают над отрицательными       Противоречивое отношение,   в   зависимости от   внешних   обстоятельств или собственного эмоционального состояния   Учет межличностных отношений между детьми Педагог не принимает во внимание межличностные отношения между детьми, что   может   приводить   к напряженности и конфликтам   в   датском   Учитывает   сложившиеся отношения   между   детьми, способствует   их   развитию, считает благоприятный психологический   климат   в группе   важным   условием     Учитывает взаимо­ отношения   в   группе,   причины   и однако следствия таких отношений игнорируются коллективе педагогической деятельности Вариативность воспитательных воздействий   количество Большое воспитательных воздействий   при   их однообразии. Преобладание дисциплинирующих воздействий. Предпочтение   прямых указаний опосредованному способу воздействия на ребенка Разнообразие воспитательных воздействий,   преобладание организующих способов над дисциплинирующими.   Явно выражена   склонность   к косвенным средствам воздействия на ребенка   Спонтанные воспитательные воздействия, в зависимости от ситуации. Не придается значения   использованию косвенных средств воздействия на детей   Особенности педагогических установок Жесткие   педагогические установки:   разделение   в детей   на   группы, зависимости от предпочтений: «любимчики», «бездарные» и т. д.   Гибкие   педагогические установки. Педагог принимает   индивидуальные особенности детей.   Непоследовательность установок Группы определяются со стилем. Демонстрация выводов своей работы. ­   Дадим   более   полную   характеристику   психологическим   и   личностным критериям успешности учителя. Поработайте с материалом и проафишируйте свою работу. Работа в группах:  1 группа ­ Личностные критерии успешности учителя         2 группа ­ Психологические критерии успешности учителя Афиширование работы. Слайд 13. ­   Фундамент   педагогического   мастерства   охватывают   такие  личность   педагога  (в   т.ч.   темперамент   и   стиль составляющие   как:  его   знания  (как педагогического   общения,   о   котором   мы   говорили), полученные в институте, так и приобретенные самостоятельно в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования различных технологий, методов и приемов). Слайд 14. ­   Мастером   не   рождаются,   им   становятся,   и   опыт,   а   так   же систематическое самосовершенствование в профессии играют, на мой взгляд, одну из важнейших ролей. Работая   по   направлению   развития   собственного   мастерства,   каждый педагог   выбирает   для   себя   инновационные   технологии,   методы   и   приемы, работая   с   которыми   он   ощущает   себя   наиболее   комфортно   и   получает максимальный результат. Слайд 15. ­ Я предлагаю группам перечислить технологии, которые используются в образовательном процессе и выделить из них инновационные. Слайд 16. ­ инновационные ­ Как правило, учитель использует элементы большинства из них, однако, при этом специализируется только на одной или двух: изучая, постоянно и наиболее   полно   используя,   разрабатывая   собственный   материал   на   основе данной технологии. Слайд 17.  ­ Учителю­мастеру важно уметь эффективно представлять  свой  опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом, профессионально развиваясь. ­ Как вы думаете, каким образом можно это сделать?   конференциях, выступление   на   семинарах, объединениях, круглых столах;    методических  проведение   открытых   уроков,   мастер­классов,   практикумов, педагогических мастерских;  размещение   методических   материалов   в   сборниках,   журналах, педагогических сообществах Интернет, на собственном сайте;  рецензирование и издание собственных методических разработок: программ, уроков, методических рекомендаций и т.д.;  участие в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок;  размещение   материалов   по   обобщению   опыта   педагога   в   банке педагогического опыта. ­   Кроме   этого,   наилучшим   способом,   подтверждающим   мастерство педагога,   являются   результаты   участия   обучающихся   в   олимпиадах   и конкурсах различной направленности, а так же результаты государственной итоговой аттестации. Притча о кофе Приходит к отцу молодая девушка и говорит:  ­ Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать?  Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в  одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна  кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в  чашку кофе из 3 кастрюли.  ­ Что изменилось? ­ спросил он свою дочь.  ­ Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде ­ ответила  она.  ­ Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри ­  твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое  и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь  изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных  обстоятельств ­ кипятка. Так и люди ­ сильные внешне могут  расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь  затвердеют и окрепнут...  ­ А кофе? ­ спросила дочь  ­ О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой  враждебной среде и изменили ее ­ превратили кипяток в великолепный  ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу  обстоятельств ­ они изменяют сами обстоятельства и превращают их в  нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации... ­ А эти особые люди, профессионалы своего дела – педагоги ­  мы с вами. ­   Педагог   –   ключевая   фигура   в   образовании.   Будущий   и   сегодняшний интеллектуальный потенциал общества, образовательной системы, отдельного образовательного учреждения зависит от профессиональной компетентности, творчества, социальной активности педагога, наличия у него стимулов для самоотдачи   в   работе   и   самообразовании,   то   есть   от   его   индивидуально­ личностных качеств. Рефлексия и заключение Упражнение «Похвала в свой адрес» «Сегодня я горжусь собой, потому что…» ­   Современное   образование   нуждается   в   успешных   педагогах.   Только успешная   личность   сможет   воспитать   личность,   настроенную   на   успех   в любой области приложения своих возможностей. И на данном этапе своего профессионального пути, вы должны понимать, что многое зависит именно от вас и от вашего желания. Слайд 18. Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути  совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь  бесконечен; я желаю каждому из вас любить детей и школу, ведь без этого  просто не справиться с поставленной задачей.  ­ Современной школе нужен такой учитель, который ценит и уважает  ребёнка, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание так, чтобы  подрастающее поколение стало в будущем опорой нашего государства,  гордостью современной России.  Всегда спешите к детям, радуйтесь каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече с вами. Слайд 19. Подведем итоги нашего мастер­класса:  Помните: учитель всегда должен оставаться молодым! 1. Несмотря на все трудности и неудачи, не падать духом.                           2. Быть оптимистом, излучать счастье, доброту передавать другим  людям улыбкой.                                                                                              3. Быть успешными и профи своего дела.  Слайд 20. Всем   спасибо   за   продуктивную   работу,   надеюсь,   что   это   время   вы провели с пользой для себя. До свидания. Группа 1. «Личностные критерии успешности учителя» Специфической   чертой   деятельности   учителя   является   высокая включенность   в   нее   личности   педагога.   Это   значит,   что   личностные особенности   учителя   выступают   как   инструмент   его   профессиональной деятельности.   Объектом   оценивания   выступает   не   вся   совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.  Эмоциональность. В состав этого качества входит: интенсивность эмоций, их   устойчивость,   глубина   чувств;   адекватность   эмоционального   состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение;   уверенность   в   своих   педагогических   мыслях   и   действиях, удовлетворенность от результата своего труда. Выразительность   речи.  Это   качество   характеризует   содержательность, яркость,   образность   и   убедительность   речи   учителя.   За   счет   образности, стройности,   логичности   речи   можно   решить   целый   ряд   важных педагогических   задач.   К   сожалению,   почти   все   учителя   приобретают “профессиональную”   окраску   голоса:   нервная   монотонность   с   элементами металла.   Это   учительское   свойство,   как   установлено   психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса, владения средствами внешней   выразительности   необходимо   использовать   рефлексию   своего поведения   и   специальные   упражнения   для   ораторского   искусства,   а   для обогащения лексики, образности действует правило “ТРИ О”: Общение — с хорошей   литературой,   искусством,   природой;   Общение   —   с   интересными людьми,   любовь,   дружба;   Общение   —   с   самим   собой   —   саморазвитие   — время печали, творчества, размышлений. Творческое   начало   личности.  Учитель,   как   и   писатель,   должен   строить свою   “Внешнюю”   и   “внутреннюю”   биографию.   Вроде   бы   просто:   думать, писать,   читать,   заучивать,   решать,   делать   самому,   экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем   неинтересно,   быть   с   ним   не   хочется.   И   приговор:   “На   уроке скучно!”  Одностишие: Я и творить, и натворить умею. Организаторские способности.  Необходимы как для обеспечения работы самого   учителя,   так   и   для   создания   хорошего   ученического   коллектива. Одностишие:   Я   горы   вмиг   с   ребятами   сверну   (еще   бы   знать   зачем). Планировать могу, могу и делать. Чувство юмора.  Дети любят разных учителей, но более всего веселых — таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.  В.А. Сухомлинский утверждал: “Отсутствие у учителя чувства юмора  воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не  понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и  это раздражение — то состояние, из которого учитель часто не находит  выхода”. Значительную часть конфликтов между учениками и учителями  можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине  противостояния, обратить все в шутку.  Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко. Настойчивость, дисциплинированность.  Два эти качества характеризуют развитие   воли   учителя.   Под   настойчивостью   мы   понимаем   способность достигать   поставленной   цели   и   доводить   принятые   решения   до   конца. Дисциплинированность   —   это   сознательное   подчинение   своего   поведения общественным   правилам.   Не   менее   значимы   и   факторы,   влияющие   на успешную   работу   учителя:   это   и   организация   труда,   и   отношения   с администрацией,   родителями   и   учащимися,   и   возможность   проявления   и реализации своих профессиональных качеств.  Группа 2. «Психологические критерии успешности учителя»  Первый критерий — интерес, мотивация. Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. “Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Как   сохранить   и   поддержать   любознательность   ребенка?   Всем   хорошо известно,   что   по   мере   школьного   обучения   дети   теряют   любопытство, становятся   менее   любознательными.   Это   один   из   самых   тревожных показателей школьного неблагополучия.  Второй критерий — сознательное обучение.  Принцип   сознательного   обучения   включает   в   себя   требование   ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал,   что   учиться   надо   для   того,   чтобы   стать   полноценным   членом общества, что учиться – долг ребенка. Формальное преподавание — это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. “Науку — писал Герцен, — надобно прожить,   чтобы   не   формально   усвоить   ее.   И   в   учении   то   же,   чтобы   не формально усвоить, нужно не “отбыть” обучение, а “прожить” его: нужно, чтобы   обучение   вошло   в   жизнь,   чтобы   оно   имело   жизненный   смысл   для учащегося. Третий   критерий  —  взаимоотношения   в   системе   “учитель   ­ученик”.   В процессе   становления   учебной   деятельности   формируются   не   только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса   обучения   и   обуславливают   как   характер   мотиваций   учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.   С   первых   этапов   обучения   взаимодействие   и   сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой поря поможет   преодолеть   объектную   логику   освоения   деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду. Четвертый критерий — учет индивидуальных особенностей ученика.  Учет   особенностей   внимания,   памяти,   мышления   при   построении   урока   и организации учебной деятельности. К числу наиболее важных качеств учителя относят   внимательность   и   наблюдательность   учителя.   Учитель   не   должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:  ­ как на уроке создана установка быть внимательным; ­   как   использованы   внешние   особенности   наглядного   материала   для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.); ­ как организовала смена видов деятельности на уроке;  ­ как учитываются возрастные особенности внимания школьников;  ­ как организовала активность учащихся на уроке;  ­   как   организовала   деятельность   детей,   у   которых   наблюдаются   стойкие недостатки внимания.  Известно,   что   между   учениками   существуют   значительные   различия   в показателях   продуктивности   отдельных   видов   памяти:   одни   легко запоминают   образный   материал,   другие   —   эмоциональный,   третьи   — вербальный, четвертые — движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.  Умение заходить к классу 1. Раньше времени выясните, в каком кабинете соответственно расписанию вы будете проводить занятие, особенно когда это связано с заменами уроков. 2. В каждом классе подберите себе помощников, которые бы под вашим  руководством готовили к урокам необходимые учебные принадлежности . 3. Во время перерыва отберите все материалы, нужные вам для конкретного  урока. 4. Осмотрев себя перед зеркалом, после первого звонка на урок выходите с  учительской и направляйтесь к классу. 5. Подождите второго звонка, дайте возможность всем ученикам зайти в  классную комнату. 6. Журнал, тетрадь, учебник держите в левой руке, а правой отворяйте дверь.  Не оборачиваясь, правой рукой за собой закрывайте дверь. 7. На вашем лице должно быть выражение удовлетворения и едва заметная  улыбка: вы рад встречи с воспитанниками. 8. Уверенным шагом идите к рабочему столу, на протяжении двух­трех  секунд внимательно осмотрите класс, чтобы охватить взглядом всех учеников и психологически настроить их на учебную деятельность. 9. Зайдя к классу, не забудьте поздороваться. Памятка  Приходите к кабинету за несколько минут до звонка, чтобы убедиться, все ли готовое к уроку, хорошо ли расставлена мебель,   подготовлена   наглядность.   Заходите   в   класс последним. Приучайте учеников, чтобы они организованно поприветствовали   Вас.   Старайтесь   показать   ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь   к   тому,   чтобы   на   это   шло   каждый   раз   все меньше и меньше времени.  Энергично начинайте урок. Не задавайте вопрос: «Кто не  выполнил домашней задачи?» ­ это приучает учеников к  мысли, что домашнее задание можно не выполнять.  Привлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным  напряжением.  Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем ученикам,  которые занимаются на уроке посторонними делами.  Указывайте ученику, над чем ему следует поработать,  чтобы получить высшую оценку.  В конце урока дайте общую оценку классу и отдельным  ученикам. Пусть дети ощутят удовлетворение от  результатов своей работы. Старайтесь замечать  недисциплинированных учеников, но не делайте это весьма  часто. Заканчивайте урок сразу после звонка. Напомните об  обязанностях дежурного.  В случае недисциплинированности учеников старайтесь  обходиться без помощи других. Помните: наведение  дисциплины с помощью чужого авторитета не даст вам  пользы, а быстрее навредит. За поддержкой лучше  обратитесь к классу.

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства»

Мастер-класс для молодых учителей  «Пути к вершинам педагогического мастерства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018