Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей"
Оценка 5

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей"

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации
Детсад
04.01.2019
Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности  детей"
доклад1.docx
«Создание условий для поддержки творческой,  инициативы и самостоятельности детей» Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5           В   ФГОС   ДО   указывается,   что   одним   из   основных   принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.       Поддержка инициативы является также условием, необходимым для  создания социальной ситуации развития детей. Свой мастер­класс я хочу начать с определения понятия что такое условие  – это среда которая состоит из различных центров или зон (фото группы) Современная ситуация в Российском образовании характеризуется  интенсивными поисками путей формирования инициативного,  ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.  Что такое творческая Инициатива – (от латинского initium ­  начало) почин, первый шаг в каком­либо деле; внутреннее побуждение к  новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в  каких­либо действиях (Советский энциклопедический словарь) Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся  в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного  образования является поддержка детей в различных видах деятельности.       Поддержка инициативы является также условием, необходимым для  создания социальной ситуации развития детей.  Инициативный  дошкольник  стремится  к  организации  игр,  продуктивных видов   деятельности,   содержательного   общения.   Он   умеет   выбирать деятельность,   соответствующую   собственному   желанию,   включаться   в разговор, предлагать интересное дело.            В   детском   возрасте   инициативность   связана   с   любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.           Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том,   как   он   планирует   свои   действия,   ставит   перед   собой   задачи   и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.  «Творческая инициатива» ­ включённость ребёнка в сюжетную игру, как  основную деятельность дошкольника.  Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:   Развивающая предметно­пространственная среда должна  быть разнообразна по своему содержанию;   Образовательная и игровая среда должны стимулировать  развитие поисково­познавательной деятельности детей;   Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;  Родители должны быть в курсе всего, что происходит в  жизни ребенка. Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения   Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;   Создание ситуации успеха для каждого ребенка: Это очень  просто, я тебе помогу;   Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень  творческий ребенок, у тебя все получится» Обратите внимание на этот слайд – существует Три уровня  творческой, познавательной инициативы: Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем  выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности Поэтому Для поддержки детской инициативы необходимо:   Предоставить детям самостоятельность во всем, что не  представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им  реализовывать собственные замыслы;   Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;   Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого  как личность;   Формировать у детей привычку самостоятельно находить для  себя интересные занятия;   Содержать в открытом доступе различные атрибуты к  развлечениям; Важнейшим фактором развития детской инициативы является  специально организованная предметно­пространственная  развивающая среда (ППРС) В процессе проектирования развивающей предметно­пространственной  среды следует учесть необходимость осуществления культурно­ исторического, системно­деятельностного и гуманитарного подходов,  обеспечивающих реализацию культурных практик в самостоятельной  деятельности детей и формирование инициативы детей. Образовательное пространство детского сада обеспечивает: возможность саморазвития каждого ребенка; изучение педагогом интересов, потребностей и способностей в  процессе самостоятельной деятельности; моральная, материальная, интеллектуальная поддержка инициативы  ребенка Слайд 9 Построение развивающей предметно­пространственной среды в каж­дой  группе детского сада подчинено принципам, осуществление которых уже  обеспечивает условия для формирования инициативности  детей дошкольного возраста, представленными на слайде. Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики  материалов и оборудования и активности воспитанников во  взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с ФГОС ДО каждый дошкольник имеет право на выбор  представленных в предметно­развивающей среде пособий, реализацию  собственных потребностей и интересов, что расширяет  возможности саморазвития и взаиморазвития. Свободный выбор  предполагает ответственность ребенка за свой выбор. Принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного  образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и  художественными традициями, климатогеографическими особенностями. Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически  преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия,  стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную  активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для  развертывания деятельности материалами. Построение предметно­развивающей среды с учетом принципа  вариативности, ориентированность на «зону актуального  развития» ребенка и возможность его самореализации в различных видах  деятельности, осуществляется через создание условий для овладения  культурными средствами деятельности. Моделирование игры (или другого вида деятельности) по  собственной инициативе, собственному сценарию формирует активность,  будит фантазию, учит общению, яркому выражению своих чувств. Принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех  составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного  использования различных составляющих предметно­развивающей среды. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с  помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все  помещения нашего детского сада. Использование модулей, способствует  развитию воображения и знаково­символической функции мышления  дошкольников. Принцип педагогической целесообразности, позволяющий преду­смотреть  необходимость и достаточность наполнения предметно­развивающей  среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников,  индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого  ребенка. Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений  предметно­развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на  первый план ту или иную функцию пространства. Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для  поддержки и развития творческой инициативы воспитанников: Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для  поддержки и развития познавательной инициативы воспитанников: Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для  поддержки и развития самостоятельности воспитанников: Слайд 13 Вопросы для обсуждения:   Что такое «Детская инициатива и самостоятельность?»   Как развивать инициативность и самостоятельность у  дошкольников?   Как создать условия для поддержки и развития детской  инициативы и самостоятельности?  В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:   Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать  перед детьми более сложные задачи, требующие  сообразительности, творчества, поиска новых подходов;   «Дозировать» помощь детям. Достаточно просто  намекнуть;   Поддерживать у детей чувство гордости и радости от  успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост  возможностей и достижений каждого ребенка; Методы и приемы поддержки детской инициативы:   Картосхемы;   Алгоритмы;   Модель обследования предмета;   Моделирование ситуаций с участием персонажей;   Индивидуально­личностное общение с ребенком;   Поощрение самостоятельности;   Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах  деятельности;   Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка Практическая работа по группам Развитие творческой инициативы ребенка в разных условиях ППРС Три варианта ППРС: 1. Группа с фабричным игровым оборудованием 2. Группа с конструктом 3. Группа с бросовым инвентарем Ваша задача встать на позицию ребенка и инсценировать  детскую инициативу. Сделать вывод по своей группе: как детская инициатива развивается?  Дать сравнительный анализ. Выводы: Для каждой возрастной группы определяется необходимое количество  развивающих центров и их содержание, соответствующее возрастным и  индивидуальным интересам, потребностям и возможностям детей. Материалы каждого развивающего центра обеспечивают каждому ребенку  потребность в исследовании окружающей действительности, построении  собственной картины мира и определении собственного места в нем. Специально организованная развивающая предметно­пространственная  среда обеспечивает реализацию культурных практик детства (общения,  игровой, сотрудничества, рефлексии и др., влияющих на становление  индивидуального стиля жизнедеятельности. Слайд 14 Слайд 15 В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:   Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед  детьми более сложные задачи, требующие сообразительности,  творчества, поиска новых подходов;   «Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть;   Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных  самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и  достижений каждого ребенка;

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности  детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности  детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности  детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности  детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей"

Мастер-класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности  детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019