Прежде чем дети научатся читать и писать, они должны научиться произносить звуки, определять их место в слове, проводить звуковой анализ слов. Мастер- класс включает все этапы по обучению грамоте дошкольников- это знакомство с гласными звуками, с согласными звуками, с буквами. И предлагаются игры для ознакомления со звуками.Мастер - класс по обучению грамоте дошкольников
Мастер класс по обучению
грамоте
Воспитатель МБДОУ «Детский
сад №1 «Ласточка»
городского округа Судак
Головина Елена Ивановна
http://linda6035.ucoz.ru/
Обучение грамоте в детском саду — это
целенаправленный, систематический процесс по
подготовке к овладению письмом и чтением.
http://linda6035.ucoz.ru/
Обучение грамоте в детском саду является
пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет
ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
умел использовать свой слух, зрение, произношение для
выделения опознавательных признаков гласных и согласных
звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался
запомнить соответствующие буквы;
под руководством педагога формировал познавательное
отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас
http://linda6035.ucoz.ru/
Основные компоненты, которые входят в
процесс обучения грамоте.
Сформированность звуковой стороны речи.
Полная сформированность фонематических процессов.
•
•
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу
звукового состава.
• Формировать умение работать со схемой слова, разрезной
азбукой и владеть навыками послогового чтения.
http://linda6035.ucoz.ru/
Этапы по обучению грамоте
Подготовительный этап.
Знакомство с неречевыми звуками
http://linda6035.ucoz.ru/
I этап.
Знакомство с гласными звуками
http://linda6035.ucoz.ru/
Игры
«Разложи картинки»
На звук «К» На звук «С»
http://linda6035.ucoz.ru/
«Где спрятался звук?»
Определи, где находится звук «А» – в начале,
в середине, в конце слова.
http://linda6035.ucoz.ru/
«Какое слово хотел написать художник»
http://linda6035.ucoz.ru/
Порядок работы над гласными
звуками
• Выделение данного звука среди других
звуков а, у, и, а, а, о.
• Выделение данного звука из ряда слогов
(ом, ум, ам, ан, ас);
• Выделение данного звука среди слов (обруч,
астра, аист, Аня, ирис);
• Выделение слов из текста на заданный звук.
(Аня с Аликом гуляли в саду, астры
собирали).
http://linda6035.ucoz.ru/
Звуковой анализ слов
Ау
http://linda6035.ucoz.ru/
II этап
Знакомство с согласными звуками.
Сказка
Жилибыли шесть гласных звуков, которые умели хорошо петь.
Рядом с ними жили еще звуки, но они петь не умели. Другим
звукам также очень хотелось петь, и когда они пытались это
сделать, у них получалось шипеть «Шшш», пыхтеть «Ппп»,
свистеть «Ссс», бумкаты «Ббб»… Когда кто говорил эти
звуки, воздух не выходил свободно изо рта, а встречал
препятствие: то губки сомкнутся (М, П, Б), то язык поднимется
и закроет проход (Д, Т) и т. д. Эти звуки могут препятствие
уменьшать, будто делать маленькую щелочку, когда их
произносить не твердо, а мягко (не М, а М '). И хуже всего было
то, что эти звуки не могли играть, как гласные. Например, станут
в пару А и У (и получается «АаааУууу»), и слышим, как
люди кричат ??в лесу.
http://linda6035.ucoz.ru/
Поменяются местами У и А ( «УуууАааа») слышно, как
плачет ребенок. Подбежит И к А (получается «ИиииАааа»)
это гдето неподалеку закричал осел.
Как же хотелось соседям гласных звуков тоже так играть! И вот
они попросили гласные звуки поиграть с ними. Гласные звуки были
добрыми. Они подумали, как можно помочь своим соседям и
решили: чтобы те тоже могли петь и так играть, им надо быть при
гласных звуках. Гласные звуки предложили это соседним звукам и
спросили их: «Вы согласны?» И те дружно закричали: « Согласны,
согласны!» С тех пор они стали называться согласными звуками.
Теперь согласные звуки становятся в пару с гласными: скажем,
стали в пару А и М и слышим, как мать кормит малыша; а стали
вместе М с У («МУууу») замычала корова. А подбежала к Х
(«АХ») и все услышали, как удивилась человек. Так гласные звуки
помогли согласным звукам.
http://linda6035.ucoz.ru/
Знакомство со звуком «М»
«Поймай звук М».
«Определи место звука М
в слове»
«Подбери слово на М»
http://linda6035.ucoz.ru/
Характеристика согласных
звуков
http://linda6035.ucoz.ru/
Твёрдые и мягкие звуки
http://linda6035.ucoz.ru/
Игры со звуками
1 Запретные звуки
Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит
его работать по правилу это одно из важных условий успешного обучения
в школе.
Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является
запретным, например, нельзя произносить "3" или "К". Взрослый
показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено,
ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом
этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.
Кто ползет и шипит?
мея.
Кто мурлыкает и все время умывается?
от.
Кто пятится назад?
- Ра.
http://linda6035.ucoz.ru/
Ознакомление со слогами
III этап
Сказка
Гласные и согласные звуки стали дружить и ходить парами. И у
них получались понятные слова – Ау, Уа, Ох. Но у некоторых
пар не получались слова. Например, взялись за руки Д и И
(получилось «ДИ»), но это ничего не значило. Они очень
расстроились и их пришли утешать звуки В и О, ведь у них
тоже ничего не получается. Тогда пары звуков ДИ и ВО взялись
вместе за руки и у них получилось ДИВО. Вдруг прибежали
другие звуки и начали их приветствовать: «У вас получилось
ДИВО». И действительно это было чудо, потому что по
отдельности они ничего не значили, а вместе составили слово –
«Диво». Другие звуки тоже начали становиться по двое и даже
по трое, а потом подходили к другим таким группам и
составляли слова.
http://linda6035.ucoz.ru/
Такие группы звуков стали называть слогами, ведь из
них состоит слово. Звуки образовывали много слогов, а
затем взявшись вместе образовывали слова: МАМА,
ПАПА т.д. Но они заметили, что согласные звуки не
могут сами образовывать слоги, а только с помощью
гласных звуков. Тогда как у одного гласного могло
собраться два, а иногда и три согласных звука. А
гласные звуки могут образовывать частицы слова слоги
и без согласных. Поэтому звуки пришли к выводу, что,
сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
http://linda6035.ucoz.ru/
Дидактическая игра «Паровозик»
«Соедини слоги»
http://linda6035.ucoz.ru/
Звуковой анализ слова
Приемы работы со
схемой слова:
назвать количество звуков в слове;
назвать звуки по порядку;
сколько в слове гласных
звуков в слове;
назовите их по порядку;
сколько согласных;
назвать первый звук, последний, третий.
http://linda6035.ucoz.ru/
Ознакомление с предложениями
http://linda6035.ucoz.ru/
Измени предложение
http://linda6035.ucoz.ru/
V этап
Знакомство с буквами.
http://linda6035.ucoz.ru/
Моделируем буквы
Соотносим букву с образами
http://linda6035.ucoz.ru/
Буква С
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Дидактические игры:
«Какие буквы спрятались»
«Найди правильные буквы»
http://linda6035.ucoz.ru/
«Покажи букву»
«Соедини картинку и букву».
http://linda6035.ucoz.ru/
Разрезные буквы
Собираем буквы, предъявляя части разными
способами:
части одной буквы;
части одной буквы + одну часть от другой буквы;
части 23 букв одновременно.
«Допиши букву»
http://linda6035.ucoz.ru/
Слоговой домик
1 Чтение слогов
(по гласной букве БА,
ВА,ГА,ДА. По
согласной букве
БА,БО,БУ,БЫ,БЭ)
2 Доскажи словечко.
3 Угадай слово по
слогам.
http://linda6035.ucoz.ru/
Игровая форма организации
образовательного процесса создает
условия, при которых ребенок получает
удовольствие от решения игровых
интеллектуальных задач, а,
следовательно, способствует развитию у
детей желание учиться.
http://linda6035.ucoz.ru/