Мастер- класс по обучению грамоте.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Прежде чем дети научатся читать и писать, они должны научиться произносить звуки, определять их место в слове, проводить звуковой анализ слов. Мастер- класс включает все этапы по обучению грамоте дошкольников- это знакомство с гласными звуками, с согласными звуками, с буквами. И предлагаются игры для ознакомления со звуками.Мастер - класс по обучению грамоте дошкольников
Иконка файла материала мастер -класс по обучению грамоте.pptx
Мастер ­ класс по обучению  грамоте Воспитатель МБДОУ «Детский  сад №1 «Ласточка»  городского округа Судак  Головина Елена Ивановна http://linda6035.ucoz.ru/
Обучение грамоте в детском саду — это  целенаправленный, систематический процесс по  подготовке к овладению письмом и чтением.  http://linda6035.ucoz.ru/
Обучение грамоте в детском саду является     пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет  ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.  Важно, чтобы ребёнок:   не пропускал буквы, не смешивал их при написании;  умел использовать свой слух, зрение, произношение для  выделения опознавательных признаков гласных и согласных  звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался  запомнить соответствующие буквы;   под руководством педагога формировал познавательное  отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас http://linda6035.ucoz.ru/
Основные компоненты, которые входят в  процесс обучения грамоте.   Сформированность звуковой стороны речи.  Полная сформированность фонематических процессов. • • • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу  звукового состава.  • Формировать умение работать со схемой слова, разрезной  азбукой и владеть навыками послогового чтения.  http://linda6035.ucoz.ru/
Этапы по обучению грамоте Подготовительный этап.   Знакомство с неречевыми звуками http://linda6035.ucoz.ru/
I этап.  Знакомство с гласными звуками http://linda6035.ucoz.ru/
Игры  «Разложи картинки»                      На звук «К»              На звук «С»       http://linda6035.ucoz.ru/
«Где спрятался звук?» Определи, где находится звук «А» – в начале,  в середине, в конце слова.  http://linda6035.ucoz.ru/
«Какое слово хотел написать художник» http://linda6035.ucoz.ru/
Порядок работы над гласными  звуками  • Выделение данного звука среди других  звуков  а, у, и, а, а, о. • Выделение данного звука из ряда слогов  (ом, ум, ам, ан, ас); • Выделение данного звука среди слов (обруч,  астра, аист, Аня, ирис); • Выделение слов из текста на заданный звук.  (Аня с Аликом гуляли в саду, астры  собирали). http://linda6035.ucoz.ru/
Звуковой анализ слов      Ау http://linda6035.ucoz.ru/
II этап  Знакомство с согласными звуками. Сказка Жили­были шесть гласных звуков, которые умели хорошо петь.  Рядом с ними жили еще звуки, но они петь не умели. Другим  звукам также очень хотелось петь, и когда они пытались это  сделать, у них получалось шипеть ­ «Ш­ш­ш», пыхтеть ­ «П­п­п»,  свистеть ­ «С­с­с», бумкаты ­ «Б­б­б»… Когда кто говорил эти  звуки, воздух не выходил свободно изо рта, а встречал  препятствие: то губки сомкнутся (М, П, Б), то язык поднимется  и закроет проход (Д, Т) и т. д. Эти звуки могут препятствие  уменьшать, будто делать маленькую щелочку, когда их  произносить не твердо, а мягко (не М, а М '). И хуже всего было  то, что эти звуки не могли играть, как гласные. Например, станут  в пару А и У (и получается «А­а­а­а­У­у­у­у»), и слышим, как  люди кричат ??в лесу.  http://linda6035.ucoz.ru/
Поменяются местами  У и А ( «У­у­у­у­А­а­а­а») ­ слышно, как  плачет ребенок. Подбежит И к А (получается «И­и­и­и­А­а­а­а») ­  это где­то неподалеку закричал осел.  Как же хотелось соседям гласных звуков тоже так играть! И вот  они попросили гласные звуки поиграть с ними. Гласные звуки были  добрыми. Они подумали, как можно помочь своим соседям и  решили: чтобы те тоже могли петь и так играть, им надо быть при  гласных звуках. Гласные звуки предложили это соседним звукам и  спросили их: «Вы согласны?» И те дружно закричали: « Согласны,  согласны!» С тех пор они стали называться согласными звуками.  Теперь согласные звуки становятся в пару с гласными: скажем,  стали в пару А и М ­ и слышим, как мать кормит малыша; а стали  вместе М с У («МУ­у­у­у») ­ замычала корова. А подбежала к Х  («АХ») ­ и все услышали, как удивилась человек. Так гласные звуки  помогли согласным звукам. http://linda6035.ucoz.ru/
Знакомство со звуком «М»  «Поймай звук М».                                   «Определи место звука  М                                                                                         в слове»                                                           «Подбери слово на  М»    http://linda6035.ucoz.ru/
Характеристика согласных  звуков http://linda6035.ucoz.ru/
Твёрдые и мягкие звуки  http://linda6035.ucoz.ru/
Игры со звуками 1 Запретные звуки Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит  его работать по правилу ­ это одно из важных условий успешного обучения  в школе. Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является  запретным, например, нельзя произносить "3" или "К". Взрослый  показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено,  ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом  этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце. ­ Кто ползет и шипит? ­ мея. ­ Кто мурлыкает и все время умывается? ­ от. ­ Кто пятится назад? - Ра. http://linda6035.ucoz.ru/
Ознакомление со  слогами III этап  Сказка Гласные и согласные звуки стали дружить и ходить парами. И у  них получались понятные слова – Ау, Уа, Ох. Но у некоторых  пар не получались слова. Например, взялись за руки Д и И  (получилось «ДИ»), но это ничего не значило. Они очень  расстроились и их пришли утешать звуки В и О, ведь  у них  тоже ничего не получается. Тогда пары звуков ДИ и ВО взялись  вместе за руки и у них получилось ДИ­ВО. Вдруг прибежали  другие звуки и начали их приветствовать: «У вас получилось  ДИВО». И действительно это было чудо, потому что по  отдельности они ничего не значили, а вместе составили слово –  «Диво». Другие звуки тоже начали становиться по двое и даже  по трое, а потом подходили к другим таким группам и  составляли слова.  http://linda6035.ucoz.ru/
Такие группы звуков стали называть слогами, ведь из  них состоит слово. Звуки образовывали много слогов, а  затем взявшись вместе образовывали слова: МА­МА,  ПА­ПА т.д. Но они заметили, что согласные звуки не  могут сами образовывать слоги, а только с помощью  гласных звуков. Тогда как у одного гласного могло  собраться два, а иногда и три согласных звука. А  гласные звуки могут образовывать частицы слова ­ слоги   и без согласных. Поэтому звуки пришли к выводу, что,  сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.  http://linda6035.ucoz.ru/
Дидактическая игра «Паровозик» «Соедини слоги» http://linda6035.ucoz.ru/
Звуковой анализ слова Приемы работы со  схемой слова:   назвать количество звуков в слове;  назвать звуки по порядку;  сколько в слове гласных       звуков в слове;   назовите их по порядку;  сколько согласных;  назвать первый звук, последний, третий.   http://linda6035.ucoz.ru/
Ознакомление с предложениями http://linda6035.ucoz.ru/
Измени предложение http://linda6035.ucoz.ru/
V этап Знакомство с буквами. http://linda6035.ucoz.ru/
Моделируем буквы Соотносим букву с образами http://linda6035.ucoz.ru/
Буква С Села мышка в уголок, Съела сыра кусок.  Дидактические игры:                                                           «Какие буквы спрятались» «Найди правильные буквы» http://linda6035.ucoz.ru/
«Покажи букву» «Соедини картинку и букву». http://linda6035.ucoz.ru/
Разрезные буквы Собираем буквы, предъявляя части разными  способами: части одной буквы; части одной буквы + одну часть от другой буквы; части 2­3 букв одновременно. «Допиши букву» http://linda6035.ucoz.ru/
Слоговой домик                                          1 Чтение слогов                                          (по гласной букве БА,                                                             ВА,ГА,ДА. По                                                 согласной букве                                            БА,БО,БУ,БЫ,БЭ)                                          2 Доскажи словечко.                                          3 Угадай слово по                                               слогам. http://linda6035.ucoz.ru/
Игровая форма организации  образовательного процесса создает  условия, при которых ребенок получает  удовольствие от решения игровых  интеллектуальных задач, а,  следовательно, способствует развитию у  детей желание учиться.   http://linda6035.ucoz.ru/