Авторы мастеркласса:
Савостина С.А. учитель физики
«Все гениальное просто»
Цель мастеркласса: Освоение технологических приемов в процессе
групповой работы исследовательского характера при подготовке к ОГЭ».
Необходимое время: 45 минут.
Минимальное и максимальное количество участников: 9 – 12 человек
(3 группы по 3 4 человека).
Требования к уровню подготовленности участников:
педагоги
общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: ФГОС, ОГЭ, ЕГЭ, системно деятельностный подход,
метапредметный результат, способы формирования УУД, технологии, гипотеза,
исследование, интеграция учебных предметов физики и математики.
Краткая аннотация: Мастер – класс будет проходить в технологии
групповой работы исследовательского характера, результатом которого
является составление «кластера» или «синквейна».
Основные принципы проведения мастеркласса:
• Деятельностный подход;
• Активизация мыслительной деятельности;
• Усиление наглядности через использование мультимедиа презентации;
• Использование технологий учебного исследования и командного
взаимодействия;
• Творческая деятельность по составление «кластера» или «синквейна»;
• Самоорганизация при работе в группах;
• Интеграция продукта (получение коллективного продукта);
• Принцип рефлексии.
Методы:
метод анализа материала
метод выдвижения гипотез метод проблемного диалога
метод продуктивного чтения
метод проектов (творческая защита продукта)
Теоретическая часть: В рамках городского проекта «ОГЭ +» мною был
разработан план мероприятий по повышению качества обучения. Огромные
возможности для активизации познавательного интереса учащихся открывают
нетрадиционные уроки (деловые игры, уроки соревнования, уроки учебных
ситуаций и др.), а также проектная деятельность учащихся.
Такие уроки и занятия требуют применение новых технологических
приемов, которые помогают учащимся систематизировать материал урока или
занятия, подготовить устный ответ, формируют навыки работы с текстом, с
новыми понятиями, развивают логическое мышление, формируют критическую
оценку своей деятельности. Целью таких занятий является создание условий для
формирования у учащихся УУД.
Для реализации данной цели мною поставлены следующие задачи:
1.Образовательные:
Обобщение и систематизация теоретических знаний;
Применение знаний в стандартной ситуации и измененных
условиях, а также применение полученных знаний к решению прикладных
задач в нестандартных ситуациях;
Освоение новых знаний в процессе решения практико
ориентированных задач;
2.Развивающие:
Развитие умений преодолевать трудности при решении
практических задач;
точности.
3. Воспитательные:
Развитие любознательности и познавательного интереса;
Формирование логического мышления;
Умение работать с различными источниками информации;
Развитие внимания, быстроты реакции, сообразительности,
Формирование умения работать в команде, навыков
трудолюбия и упорства, воспитание ответственности, организованности,
аккуратности, последовательности, уважение к чужому труду;
Развитие предприимчивости и деловитости;
Формирование навыков здорового образа жизни.
Ключевым направлением обеспечения деятельностного подхода является
применение прикладных задач, содержание которых раскрывает возможности
математики и физики в различных областях человеческого знания, сфер
производства, быта и др.
В связи с введением ФГОС второго поколения возникает необходимость в
обновлении способов и приемов обучения. В первую очередь следует обратить
внимание на формирование метапредметных результатов при применении
технологии групповой работы исследовательского характер. А именно, умение
учиться. Данный мастер – класс позволяет формировать регулятивные УУД
посредством реализации проектной деятельности.
На занятиях используются принципы связи теории и практики,
сознательности и активности, положительной мотивации и благоприятного
эмоционального фона. Эти принципы предполагают создание атмосферы
сотрудничества между учителем и учащимися, стимулирование интереса
учащихся и их активности, применение теоретических знаний для решения
практических задач. Нами используются следующие технологии и методы
обучения: технологии учебного исследования и командного взаимодействия,
методы проблемного диалога и проектов.
Такие занятия помогает моделировать реальную действительность, где
можно применить полученные знания, расширить кругозор учащихся.
На занятии проводятся опыты,
исследования,
эксперименты,
анализируются полученные результаты. При проведении лабораторного
практикума учащиеся опираются на свой жизненный опыт, сталкиваются с
проблемами, решают их и приобретают новые знания, умения и навыки.
В процессе работы мы используем следующие технологические приемы:
зигзаг, инсёрт, синквейн и кластер. Подробный план проведения мастер – класса
«Все гениальное просто»
Здравствуйте уважаемые участники мастер класса! Вас приветствуют
учитель физики Савостина Светлана Анатольевна Представляю вашему
вниманию мастеркласс по теме: Слайд №1 (тема) «Все гениальное просто».
Подготовительноорганизационный этап
1.
Предлагаю вам просмотреть фрагмент мультфильма «Коля, Оля и
Архимед» и оценить содержание фрагмента.
(Просмотр фрагмента, слайд №2)
Опираясь на свой жизненный опыт, как вы думаете, какой будет сила
Архимеда, действующая на тело, погруженное в чистую и соленую воду? (разные
ответы участников мастер – класса, записываем на доске).
Теперь давайте ответим, а будет ли сила Архимеда изменяться, если мы
возьмем тела разного объема? (разные ответы участников мастер – класса,
записываем на доске).
В процессе выполнения исследовательской работы мы с вами узнаем, от
чего зависит сила Архимеда.
Основная часть
2.
а) Лабораторный практикум
Для работы каждой группе предоставляется комплект лабораторного
оборудования, карта исследования тел (приложение № 2).
Группы приступают к исследованию. Время для выполнения работы – 10
минут.
Давайте подведем итог исследовательской работы. Каждая группа озвучит
полученный результат (выступление групп). Вернемся к гипотезам (выступление
участников мастер – класса). б) Подготовка творческого отчета групп (кластер, синквейн)
Процесс и результаты исследования (готовый продукт) мы предлагаем вам
оформить в нестандартной форме с применением технологических приемов:
зигзаг, инсёрт, синквейн и кластер. (Слайд №3)
Данные технологические приемы формируют навыки работы с текстом, с
новыми понятиями, развивают логическое мышление, формируют критическую
оценку своей деятельности. (Слайд №4)
Зигзаг прием критического мышления (работа с новым материалом).
При изучении нового материала, учащиеся формируются в группы для
работы над одним и тем же учебным материалом. Каждый член группы является
«экспертом» только одного вопроса из темы. После изучения материала,
«экспертыединомышленники» объединяются, обмениваются информацией по
своему вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому
все членов группы. Учитель может спросить любого из группы. (Слайд №5)
Инсерт работа с текстом.
Читают текст, при этом на полях делают пометки:
«+» – я знаю, я согласен;
«» – я сомневаюсь, я не знаю;
«!» – это интересно и ново, неожиданно;
«?» – это непонятно и требуется дополнительная информация
Затем идет обсуждение ученикученик, ученикучитель. (Слайд №6)
Кластер объединение нескольких однородных элементов, которое
может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая
определёнными свойствами.
Он выражается в виде схемы. Примерная схема кластера при изучении
темы «Правильные многоугольники» (Слайд №7) (Слайд №8)
Синквейн короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк
особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн» – его
все чаще и чаще используют в школах.
Алгоритм создания синквейна. (Слайд №9)
Примерный синквейн при изучении темы «Правильные многоугольники»
(Слайд №10)
Последние два приема, кластер и синквейн, позволяют быстро и
качественно подготовить устный ответ по любой теме.
Мы предлагаем оформить результат Вашей работы в виде кластера или
синквейна. (приложение №3)
Время для подготовки творческого отчета – 10 минут. в) Творческий отчет
Выступление каждой группы.
(Пример кластера и синквейна по теме «Сила Архимеда»).
(Слайд №11)
(Слайд №12)
г) Оценка применения технологических приемов в процессе
технологии групповой работы исследовательского характера
Определение плюсов и минусов применения технологических приемов
(зигзаг, инсерт, кластер, синквейн) в процессе технологии групповой работы исследовательского характера. Группы заполняют лист оценивания (приложение
№ 1).
Заключительная часть
3.
Рефлексия по итогам работы групп – обмен мнениями
При изучении сложных тем, применяя данные технологические приемы,
материал легче воспринимается и усваивается. Отсюда вывод: все гениальное
просто. (Слайд №13)
(Слайд №14)
Ожидаемые результаты мастеркласса:
Знакомство педагогов с технологическими приемами в процессе
технологии групповой работы исследовательского характера.
Выделение положительных и отрицательных сторон в применении
данных технологических приемов в процессе групповой работы
исследовательского характера.
Готовность к использованию данных технологических приемов в
работе учителяпредметника.
Требования к организации мастер класса:
Проекционное оборудование: проектор, экран или интерактивная доска;
ПК; лабораторное оборудование, карта исследования (приложение № 2) и лист
оценивания (приложение № 1) для каждой группы участников мастеркласса.
Приложение № 1
Лист оценивания применения технологических приемов в процессе
групповой работы исследовательского характера
Положительные
стороны
Отрицательные
стороны
Какие УУД
формируются при
применении данных
приемов? Приложение № 2
Карта исследования тел
Тело №1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вес тела в воздухе
Вес тела в чистой воде
Сила Архимеда в чистой воде
Рассчитать силу Архимеда по формуле
в чистой воде
Вес тела в соленой воде
Сила Архимеда в соленой воде
Рассчитать силу Архимеда по формуле
в соленой воде
Сравнить силы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тело №2
Вес тела в воздухе
Вес тела в чистой воде
Сила Архимеда в чистой воде
Рассчитать силу Архимеда по формуле
в чистой воде
Вес тела в соленой воде
Сила Архимеда в соленой воде
Рассчитать силу Архимеда по формуле
в соленой воде
Сравнить силы
Приложение № 3
Классический (строгий) дидактический синквейн строится
следующим образом
1. Впервой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах
(прилагательными)
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы
тремя словами (глаголы)
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая
отношение к теме (словосочетание)
5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет
суть темы
Кластер Объединение нескольких однородных элементов, которое
может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая
определёнными свойствами.
Приложение № 4
Плотность чистой воды
ρ=1000 кг
м3
Плотность соленой воды
ρ=1000 кг
м3
Сила Архимеда
F = ρж∗g¿Vт
Тело №1
Соленая вода
Тело №2
Чистая вода
Приложение № 5
Приложение № 6
Объем прямоугольного параллелепипеда
V=a3
Объем цилиндра
V=π∗R2∗H
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Мастер-класс по теме "Технологические приемы подготовки устного ответа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.