Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Оценка 4.7

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
русская литература
11 кл
14.01.2018
Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Занятие направлено на развитие следующих компетенций: 1. Формирование и развитие деятельностно-творческой компетенции. 2. Формирование культуры мышления посредством анализа литературного произведения с использованием информационно-коммуникационных технологий. 3. Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающегося, формирование умения логично, убедительно рассуждать на заданные темы, развитие устной речи обучающихся, развитие монологической и диалогической речи; работа над обогащением словарного запаса.Масте-класс по поэтам-шестидесятникам
мастер-класс.docx
«Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов­шестидесятников) Цели урока:  ­ образовательная: развитие умения анализа лирического текста; ­ воспитательная: формирование эстетической культуры обучающихся; ­   развивающая: формирование   и   развитие   коммуникативной   культуры обучающегося,  формирование   умения   логично,   убедительно   рассуждать   на заданные темы, развитие устной речи обучающихся, развитие монологической и диалогической речи; работа над обогащением словарного запаса.  Занятие направлено на развитие следующих компетенций: 1. Формирование и развитие деятельностно­творческой компетенции.  2. Формирование культуры мышления посредством анализа литературного произведения   с   использованием   информационно­коммуникационных технологий. Распределение учебного времени № Структурный элемент занятия пп 1 Оргмомент 2 Постановка дидактической цели 3 Мотивация предстоящей деятельности 4 Изучение нового материала  5 6 Подведение итогов Закрепление изученного материала Время 2 минуты 2 минуты 2 минуты 11 минут 3 минуты 5 минут Содержание учебной деятельности Структурный Деятельность преподавателя, краткое Деятельность обучающихся элемент содержание урока 1 занятия Оргмомент Актуализация знаний  Постановка дидактической цели.   Мотивация предстоящей деятельности Изучение нового материала  Приветствие.  Психологический   настрой:   звучит   песня "Давайте   восклицать"   в   исполнении   Б. Окуджавы. ­   Теперь   давайте   посмотрим   друг   на   друга, улыбнемся,   мысленно   пожелаем   друг   другу что­нибудь хорошее и начнем урок в отличном настроении!   Вступительное слово   преподавателя: Сегодня   нам   предстоит   ответить   на   вопрос: поэзия – это явление вечное или преходящее, что   представляет   собой   тему   сегодняшнего урока, эпиграфом к которому являются слова Е.Евтушенко:   «Поэт   в   России   –   больше,   чем поэт».  Преподаватель просит назвать фамилии поэтов, фотографии которых расположены на слайдах: это   Б.Окуджава,   чью   песню   мы   сейчас услышали,   поэт   песенник,   основоположник авторской песни,  это Е.Евтушенко, чьи слова стали эпиграфом к уроку, поэтический лидер группы поэтов­шестидесятников, это   Андрей Вознесенский,  кумир  молодёжи  50­60х годов, это   Белла   Ахмадулина,   «сокровище   русской поэзии»,   и   Роберт   Рождественский,   поэт­ песенник. (слайды) Итак, наша задача сегодня на уроке обратиться к   творчеству   поэтов­шестидесятников, поразмышлять над особенностями их поэзии и постараться ответить на вопрос: отзывается ли она   в   наших   сердцах,   или   с   уходом   20   века исчезает  острота  восприятия переданных ими чувств. Слово преподавателя: (тихо звучит фоновая музыка)   «шестидесятники»   приобрели Напомню: широкую   популярность,   выступая   с поэтической эстрады. Они пробудили интерес читателей   к   поэзии,   сделали   поэзию масштабным   общественным   явлением.   Они размышляли   о   своём   поколении,   о   себе.   В стихах   говорили   о   дружбе,   любви.   Их   стихи мелодичны,   поэтому   многие   из   них   стали известными   песнями,   которые   звучат   в популярных кинофильмах. Я не сомневаюсь, что каждый Новый год, 31 2 самая   Обучающиеся   выполняют   упражнение «Я   и привлекательная», после чего слушают песню   Б.Окуджавы   "Давайте восклицать".  обаятельная   Обучающиеся   записывают   тему   урока и   получают   оценочные   листы «Рефлексия» для заполнения в течение урока.  Обучающиеся,   глядя   на   фотографии поэтов,   называют   каждого   из   них. (слайды) Раздаются   опорные   конспекты   с проблемным   вопросом   и   различными аргументами.   В   ходе   урока обучающиеся   на   основе   этих конспектов   должны   выработать   свою точку   зрения   по   данному   вопросу, аргументировать   ее   и   записать.   Они могут   воспользоваться   аргументами, которые   предлагаются   в   этих конспектах.  Восприятие информации в текстовой и аудио­визуальной   форме,   осмысление полученной информации. Работа   с   текстом   стихотворения Б.Ахмадулиной «По улице моей»: 1.   Стихотворение   «По   улице   моей»: обучающиеся   отвечают   на   вопросы преподавателя,   выявляя   идейное содержание стихотворения.  2.   В   процессе   анализа   рассматривают картину   Дега,   упоминание   о   которой есть в стихотворении.  декабря   или   1   января,   ВЫ,   …   включая телевизор,…  Звучит   песня   на   стихи   Б.   Ахмадулиной   из кинофильма   «Ирония   судьбы,   или   с   легким паром!» «По улице моей». ­ А знаете ли вы, кто автор слов? Работа с текстом стихотворения Б. Ахмадулиной «По улице моей» (текст в приложении) Вопросы по тексту:   Какое   настроение   вызывает   это ­ стихотворение? ­ Почему возникает такое ощущение?  ­   Это   стихотворение,   на   ваш   взгляд,   простое или сложное для восприятия. Есть ли в этом стихотворении что­то непонятное? ­   Что   означает   выражение   «девочки   Дега// голубенькие оправляют перья»? ­   Здесь   поэт   обращается   к   картине французского   импрессиониста   Эдуарда   Дега «Голубые танцовщицы».  Слайд: учитель демонстрирует картину. ­   Как   вы   думаете,   почему   Ахмадулина обращает внимание на эту картину, на которой «как   прежде,   девочки   Дега   голубенькие оправляют перья»? ­ Чему же посвящено это стихотворение? ­ Почему же уходят друзья? Ведь не все из них имеют   «к   предательству   таинственную страсть»? ­ Второй темой этого стихотворения является одиночество.   Ему   посвящена   большая   часть стихотворения. Почему? ­ Но боится ли она этого одиночества? Чего она ждёт от него? Демонстрация видеокадров, на которых  А. Вознесенский читает свое стихотворение «Пожар в Архитектурном институте» (текст в приложении) В   1957   году   Андрей   Вознесенский   окончил Московский   архитектурный   институт   и отметил   это     событие   такими   стихами.   Вы сейчас   увидели   кадры   выступления   поэтов­ шестидесятников, частности А.Вознесенского. В то время достаточно часто устраивались   многочисленные   встречи   с поэтами.   Проходили   ставшие   известными вечера в Политехническом музее.  в     3 стихотворение Демонстрация   видеокадров,   на   которых ребенок   читает     Р. Рождественского   «Баллада   о   маленьком человеке».  ­ какие чувства вызывает это стихотворение? ­ о чем оно? ­ каким человек предстает перед нами в итоге? Обучающиеся  слушают  стихотворение Р.Рождественского   «Баллада   о маленьком   человеке».   Анализируя, формулируют   основную   его   тему: «Воспевание ратного подвига простого русского солдата». Закрепление изученного материала.  Рефлексия. Подведение итогов. А теперь давайте перенесемся в наши дни! Демонстрация   видеокадров,   на   которых Диана   Козакевич   читает   стихотворение Е.Евтушенко «Остановись!».  Демонстрация   видеокадров,   на   которых студенты   стихотворения шестидесятников. (ВГПГК, конкурс чтецов) Проблемный   вопрос:  «Актуальна   ли   поэзия шестидесятников сегодня, отзывается ли она в наших сердцах или с уходом 20 века исчезает острота восприятия переданных чувств?». читают   Слово преподавателя: Итак,   сегодня   мы   прикоснулись   к   поэзии поэтов­шестидесятников, и вы доказали, что их творчество живо, их стихи   трогают и по сей день.  А   сейчас   зрители   проголосуют   за   то,   чья   же зрения точка наиболее   аргументированной.   Попрошу   ассистентов помочь зрителям поучаствовать в голосовании, а   уважаемых   обучающихся   прошу   заполнить карточки и порефлексировать. (слайд)  Учитель исполняет песню на слова Б.Окуджавы «Давайте восклицать» была     4 Обучающиеся   участвуют   в   дискуссии по   проблемному   вопросу   «Актуальна ли   поэзия   шестидесятников   сегодня, отзывается ли она в наших сердцах или с   уходом   20   века   исчезает   острота восприятия переданных чувств?» Работа в группах:  обучающиеся,   заполнив   таблицу   в опорных   конспектах,   делятся   на   две группы в соответствии со своей точкой зрения: кто заполнил правую колонку, остается   на   местах,   кто   заполнил левую,   садятся   на   свободные   места. Обучающимся   дается   минута,   в течение   которой   каждая   группа обобщает   все  аргументы,     после   чего представитель группы высказывает   свою   точку   зрения   по данному вопросу.      каждой   Учащиеся заполняют карточку в виде таблицы   и   записывают   домашнее задание.  Заполнение карточки: 1. Что я знал по теме? 2. Что узнал по теме? 3. Что хотел бы узнать? 4. Как я работал на уроке? (от 5 до 1) Домашнее задание: Мы   доказали,   что   поэзия   актуальна   во   все времена,   независимо   от   социума,   эпохи, конкретными   стихотворениями   поэтов­ шестидесятников.   Дома   подберите   примеры стихотворений любого близкого вам поэта, еще раз   подтверждающие   наш   вывод   о   том,   что поэзия – это вечная ценность, а «поэт в России – больше, чем поэт».  Методическое сопровождение мастер­класса: Методы обучения:  1. работа с текстом; 2. просмотр презентации; 3. самоконтроль и самоанализ обучающихся; 4. опрос; 5. сравнительный анализ.   Приемы:  1. аналитическая беседа; 2. самостоятельная работа с текстом. 3. наблюдение.   Формы: 1. коллективная; 2. групповая; 3. индивидуальная.   Технологии: 1. сотрудничества; 2. проблемно­деятельностная; 3. ИКТ­технология.   Принципы:  1. доступности;  2. наглядности; 3. системного подхода к изучению материала. 5 Б.Ахмадулина По улице моей который год Звучат шаги ­ мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход Той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, Нет в их домах не музыки, ни пенья, И лишь как прежде, девочки Дега Голубенькие оправляют перья. Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх Вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, Друзья мои, туманит ваши очи. О, одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, Как холодно ты замыкаешь круг, Не внемля увереньям бесполезным. Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою, Утешусь, прислонясь к твоей груди, Умоюсь твоей стужей голубою. Дай стать на цыпочки в твоем лесу, На том конце замедленного жеста Найти листву и поднести к лицу, И ощутить сиротство, как блаженство. Даруй мне тишь твоих библиотек, Твоих концертов строгие мотивы, И ­ мудрая ­ я позабуду тех, Кто умерли или доселе живы. И я познаю мудрость и печаль, Свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, Откроет свои детские секреты. И вот тогда ­ из слез, из темноты, Из бедного невежества былого Друзей моих прекрасные черты Появятся и растворятся снова. 6 Андрей Вознесенский Пожар в Архитектурном институте Пожар в Архитектурном! По залам, чертежам, амнистией по тюрьмам ­ пожар, пожар! А мы уже дипломники, нам защищать пора. Трещат в шкафу под пломбами мои выговора! Ватман ­ как подраненный, красный листопад. Горят мои подрамники, города горят. Бутылью керосиновой взвилось пять лет и зим... Кариночка Красильникова, ой! горим! Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо! О юность, феникс, дурочка, весь в пламени диплом! Ты машешь красной юбочкой и дразнишь язычком. Прощай, пора окраин! Жизнь ­ смена пепелищ. Мы все перегораем. Живешь ­ горишь. А завтра, в палец чиркнувши, 7 вонзится злей пчелы иголочка от циркуля из горсточки золы... ...Все выгорело начисто. Милиции полно. Все ­ кончено! Все ­ начато! Айда в кино! 1957 Роберт Рождественский "Баллада о маленьком человеке"  На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую... И однажды ­ прекрасным утром ­ постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война... Автомат ему выдали маленький. Роберт Рождественский "Баллада о маленьком человеке"  На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую... И однажды ­ прекрасным утром ­ постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война... Автомат ему выдали маленький. Сапоги ему выдали маленькие. Роберт Рождественский "Баллада о маленьком человеке"  Сапоги ему выдали маленькие. Каску выдали маленькую и маленькую ­ по размерам ­ шинель. ...А когда он упал ­ некрасиво,  неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост! Каску выдали маленькую и маленькую ­ по размерам ­ шинель. ...А когда он упал ­ некрасиво,  неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост! 8 На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую... И однажды ­ прекрасным утром ­ постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война... Автомат ему выдали маленький. Сапоги ему выдали маленькие. Каску выдали маленькую и маленькую ­ по размерам ­ шинель. ...А когда он упал ­ некрасиво,  неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост! Проклятье века ­ это спешка, И человек, стирая пот, По жизни мечется, как пешка, Попав затравленно в цейтнот. Поспешно пьют, поспешно любят, И опускается душа. Поспешно бьют, поспешно губят, А после каются, спеша. Но ты хотя б однажды в мире, Когда он спит или кипит, Остановись, как лошадь в мыле, Почуяв пропасть у копыт. Остановись на полдороги, Доверься небу, как судье. Подумай если не о Боге, Хотя бы просто о себе. Под шелест листьев обветшалых, Под паровозный хриплый крик, Пойми: забегавшийся ­ жалок, Остановившийся ­ велик. Пыль суеты сует сметая, Ты вспомни вечность наконец, Евгений Евтушенко Остановись! И нерешительность святая Вольётся в ноги, как свинец. Есть в нерешительности сила, Когда по ложному пути Вперёд на ложное светило Ты не решаешься идти. Когда шагаешь к цели бойко, Как по ступеням, по телам, Остановись, забывший Бога, Ты по себе шагаешь сам! Топча как листья чьи­то лица, Остановись, ты слеп, как Вий, И самый шанс остановиться Безумством спешки не убий. Остановись, идя вслепую, О население земли, Замри, летя из кольта, пуля, И бомба в воздухе замри! О человек, чьё имя свято, Подняв глаза с молитвой ввысь, Среди распада и разврата Остановись, остановись! 9

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)

Мастер-класс  «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2018