Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
русская литература
11 кл
14.01.2018
Занятие направлено на развитие следующих компетенций:
1. Формирование и развитие деятельностно-творческой компетенции.
2. Формирование культуры мышления посредством анализа литературного произведения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3. Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающегося, формирование умения логично, убедительно рассуждать на заданные темы, развитие устной речи обучающихся, развитие монологической и диалогической речи; работа над обогащением словарного запаса.Масте-класс по поэтам-шестидесятникам
мастер-класс.docx
«Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений
поэтовшестидесятников)
Цели урока:
образовательная: развитие умения анализа лирического текста;
воспитательная: формирование эстетической культуры обучающихся;
развивающая: формирование и развитие коммуникативной культуры
обучающегося, формирование умения логично, убедительно рассуждать на
заданные темы, развитие устной речи обучающихся, развитие монологической
и диалогической речи; работа над обогащением словарного запаса.
Занятие направлено на развитие следующих компетенций:
1. Формирование и развитие деятельностнотворческой компетенции.
2. Формирование культуры мышления посредством анализа литературного
произведения с использованием информационнокоммуникационных
технологий.
Распределение учебного времени
№
Структурный элемент занятия
пп
1 Оргмомент
2 Постановка дидактической цели
3 Мотивация предстоящей деятельности
4 Изучение нового материала
5
6 Подведение итогов
Закрепление изученного материала
Время
2 минуты
2 минуты
2 минуты
11 минут
3 минуты
5 минут
Содержание учебной деятельности
Структурный
Деятельность преподавателя, краткое
Деятельность обучающихся
элемент
содержание урока
1 занятия
Оргмомент
Актуализация
знаний
Постановка
дидактической
цели.
Мотивация
предстоящей
деятельности
Изучение
нового
материала
Приветствие.
Психологический настрой: звучит песня
"Давайте восклицать" в исполнении Б.
Окуджавы.
Теперь давайте посмотрим друг на друга,
улыбнемся, мысленно пожелаем друг другу
чтонибудь хорошее и начнем урок в отличном
настроении!
Вступительное
слово преподавателя:
Сегодня нам предстоит ответить на вопрос:
поэзия – это явление вечное или преходящее,
что представляет собой тему сегодняшнего
урока, эпиграфом к которому являются слова
Е.Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем
поэт».
Преподаватель просит назвать фамилии поэтов,
фотографии которых расположены на слайдах:
это Б.Окуджава, чью песню мы сейчас
услышали, поэт песенник, основоположник
авторской песни, это Е.Евтушенко, чьи слова
стали эпиграфом к уроку, поэтический лидер
группы поэтовшестидесятников, это Андрей
Вознесенский, кумир молодёжи 5060х годов,
это Белла Ахмадулина, «сокровище русской
поэзии», и Роберт Рождественский, поэт
песенник. (слайды)
Итак, наша задача сегодня на уроке обратиться
к
творчеству поэтовшестидесятников,
поразмышлять над особенностями их поэзии и
постараться ответить на вопрос: отзывается ли
она в наших сердцах, или с уходом 20 века
исчезает острота восприятия переданных ими
чувств.
Слово преподавателя: (тихо звучит фоновая
музыка)
«шестидесятники» приобрели
Напомню:
широкую популярность,
выступая с
поэтической эстрады. Они пробудили интерес
читателей к поэзии,
сделали поэзию
масштабным общественным явлением. Они
размышляли о своём поколении, о себе. В
стихах говорили о дружбе, любви. Их стихи
мелодичны, поэтому многие из них стали
известными песнями, которые звучат в
популярных кинофильмах.
Я не сомневаюсь, что каждый Новый год, 31
2
самая
Обучающиеся выполняют упражнение
«Я
и
привлекательная», после чего слушают
песню Б.Окуджавы
"Давайте
восклицать".
обаятельная
Обучающиеся записывают тему урока
и получают оценочные листы
«Рефлексия» для заполнения в течение
урока.
Обучающиеся, глядя на фотографии
поэтов, называют каждого из них.
(слайды)
Раздаются опорные конспекты с
проблемным вопросом и различными
аргументами.
В ходе урока
обучающиеся на основе этих
конспектов должны выработать свою
точку зрения по данному вопросу,
аргументировать ее и записать. Они
могут воспользоваться аргументами,
которые предлагаются в этих
конспектах.
Восприятие информации в текстовой и
аудиовизуальной форме, осмысление
полученной информации. Работа с текстом стихотворения
Б.Ахмадулиной «По улице моей»:
1. Стихотворение «По улице моей»:
обучающиеся отвечают на вопросы
преподавателя,
выявляя идейное
содержание стихотворения.
2. В процессе анализа рассматривают
картину Дега, упоминание о которой
есть в стихотворении.
декабря или 1 января, ВЫ, … включая
телевизор,…
Звучит песня на стихи Б. Ахмадулиной из
кинофильма «Ирония судьбы, или с легким
паром!» «По улице моей».
А знаете ли вы, кто автор слов?
Работа с текстом стихотворения Б.
Ахмадулиной «По улице моей» (текст в
приложении)
Вопросы по тексту:
Какое настроение вызывает это
стихотворение?
Почему возникает такое ощущение?
Это стихотворение, на ваш взгляд, простое
или сложное для восприятия. Есть ли в этом
стихотворении чтото непонятное?
Что означает выражение «девочки Дега//
голубенькие оправляют перья»?
Здесь поэт обращается к картине
французского импрессиониста Эдуарда Дега
«Голубые танцовщицы».
Слайд: учитель демонстрирует картину.
Как вы думаете, почему Ахмадулина
обращает внимание на эту картину, на которой
«как прежде, девочки Дега голубенькие
оправляют перья»?
Чему же посвящено это стихотворение?
Почему же уходят друзья? Ведь не все из них
имеют «к предательству таинственную
страсть»?
Второй темой этого стихотворения является
одиночество. Ему посвящена большая часть
стихотворения. Почему?
Но боится ли она этого одиночества? Чего
она ждёт от него?
Демонстрация видеокадров, на которых А.
Вознесенский читает свое стихотворение
«Пожар в Архитектурном институте» (текст
в приложении)
В 1957 году Андрей Вознесенский окончил
Московский архитектурный институт и
отметил это событие такими стихами. Вы
сейчас увидели кадры выступления поэтов
шестидесятников,
частности
А.Вознесенского. В то время достаточно часто
устраивались многочисленные встречи с
поэтами. Проходили ставшие известными
вечера в Политехническом музее.
в
3 стихотворение
Демонстрация видеокадров, на которых
ребенок читает
Р.
Рождественского «Баллада о маленьком
человеке».
какие чувства вызывает это стихотворение?
о чем оно?
каким человек предстает перед нами в итоге?
Обучающиеся слушают стихотворение
Р.Рождественского «Баллада
о
маленьком человеке». Анализируя,
формулируют основную его тему:
«Воспевание ратного подвига простого
русского солдата».
Закрепление
изученного
материала.
Рефлексия.
Подведение
итогов.
А теперь давайте перенесемся в наши дни!
Демонстрация видеокадров, на которых
Диана Козакевич читает стихотворение
Е.Евтушенко «Остановись!».
Демонстрация видеокадров, на которых
студенты
стихотворения
шестидесятников. (ВГПГК, конкурс чтецов)
Проблемный вопрос: «Актуальна ли поэзия
шестидесятников сегодня, отзывается ли она в
наших сердцах или с уходом 20 века исчезает
острота восприятия переданных чувств?».
читают
Слово преподавателя:
Итак, сегодня мы прикоснулись к поэзии
поэтовшестидесятников, и вы доказали, что их
творчество живо, их стихи трогают и по сей
день.
А сейчас зрители проголосуют за то, чья же
зрения
точка
наиболее
аргументированной.
Попрошу ассистентов
помочь зрителям поучаствовать в голосовании,
а уважаемых обучающихся прошу заполнить
карточки и порефлексировать. (слайд)
Учитель исполняет песню на слова Б.Окуджавы
«Давайте восклицать»
была
4
Обучающиеся участвуют в дискуссии
по проблемному вопросу «Актуальна
ли поэзия шестидесятников сегодня,
отзывается ли она в наших сердцах или
с уходом 20 века исчезает острота
восприятия переданных чувств?»
Работа в группах:
обучающиеся, заполнив таблицу в
опорных конспектах, делятся на две
группы в соответствии со своей точкой
зрения: кто заполнил правую колонку,
остается на местах, кто заполнил
левую, садятся на свободные места.
Обучающимся дается минута,
в
течение которой каждая группа
обобщает все аргументы, после чего
представитель
группы
высказывает свою точку зрения по
данному вопросу.
каждой
Учащиеся заполняют карточку в виде
таблицы и записывают домашнее
задание.
Заполнение карточки:
1. Что я знал по теме? 2. Что узнал по теме?
3. Что хотел бы узнать?
4. Как я работал на уроке? (от 5 до 1)
Домашнее задание:
Мы доказали, что поэзия актуальна во все
времена, независимо от социума, эпохи,
конкретными
стихотворениями поэтов
шестидесятников. Дома подберите примеры
стихотворений любого близкого вам поэта, еще
раз подтверждающие наш вывод о том, что
поэзия – это вечная ценность, а «поэт в России
– больше, чем поэт».
Методическое сопровождение мастеркласса:
Методы обучения:
1. работа с текстом;
2. просмотр презентации;
3. самоконтроль и самоанализ обучающихся;
4. опрос;
5. сравнительный анализ.
Приемы:
1. аналитическая беседа;
2. самостоятельная работа с текстом.
3. наблюдение.
Формы:
1. коллективная;
2. групповая;
3. индивидуальная.
Технологии:
1. сотрудничества;
2. проблемнодеятельностная;
3. ИКТтехнология.
Принципы:
1. доступности;
2. наглядности;
3. системного подхода к изучению материала.
5 Б.Ахмадулина
По улице моей который год
Звучат шаги мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
Той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
Нет в их домах не музыки, ни пенья,
И лишь как прежде, девочки Дега
Голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
Вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
Друзья мои, туманит ваши очи.
О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ты замыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
Утешусь, прислонясь к твоей груди,
Умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
На том конце замедленного жеста
Найти листву и поднести к лицу,
И ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И мудрая я позабуду тех,
Кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
Откроет свои детские секреты.
И вот тогда из слез, из темноты,
Из бедного невежества былого
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.
6 Андрей Вознесенский
Пожар в Архитектурном институте
Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
амнистией по тюрьмам
пожар, пожар!
А мы уже дипломники,
нам защищать пора.
Трещат в шкафу под пломбами
мои выговора!
Ватман как подраненный,
красный листопад.
Горят мои подрамники,
города горят.
Бутылью керосиновой
взвилось пять лет и зим...
Кариночка Красильникова,
ой! горим!
Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
коровники в амурах,
райклубы в рококо!
О юность, феникс, дурочка,
весь в пламени диплом!
Ты машешь красной юбочкой
и дразнишь язычком.
Прощай, пора окраин!
Жизнь смена пепелищ.
Мы все перегораем.
Живешь горишь.
А завтра, в палец чиркнувши,
7 вонзится злей пчелы
иголочка от циркуля
из горсточки золы...
...Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все кончено!
Все начато!
Айда в кино!
1957
Роберт Рождественский
"Баллада о маленьком человеке"
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды прекрасным утром
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...
Автомат ему выдали маленький.
Роберт Рождественский
"Баллада о маленьком человеке"
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды прекрасным утром
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Роберт Рождественский
"Баллада о маленьком человеке"
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую по размерам шинель.
...А когда он упал некрасиво,
неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!
Каску выдали маленькую
и маленькую по размерам шинель.
...А когда он упал некрасиво,
неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!
8 На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды прекрасным утром
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую по размерам шинель.
...А когда он упал некрасиво,
неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!
Проклятье века это спешка,
И человек, стирая пот,
По жизни мечется, как пешка,
Попав затравленно в цейтнот.
Поспешно пьют, поспешно любят,
И опускается душа.
Поспешно бьют, поспешно губят,
А после каются, спеша.
Но ты хотя б однажды в мире,
Когда он спит или кипит,
Остановись, как лошадь в мыле,
Почуяв пропасть у копыт.
Остановись на полдороги,
Доверься небу, как судье.
Подумай если не о Боге,
Хотя бы просто о себе.
Под шелест листьев обветшалых,
Под паровозный хриплый крик,
Пойми: забегавшийся жалок,
Остановившийся велик.
Пыль суеты сует сметая,
Ты вспомни вечность наконец,
Евгений Евтушенко
Остановись!
И нерешительность святая
Вольётся в ноги, как свинец.
Есть в нерешительности сила,
Когда по ложному пути
Вперёд на ложное светило
Ты не решаешься идти.
Когда шагаешь к цели бойко,
Как по ступеням, по телам,
Остановись, забывший Бога,
Ты по себе шагаешь сам!
Топча как листья чьито лица,
Остановись, ты слеп, как Вий,
И самый шанс остановиться
Безумством спешки не убий.
Остановись, идя вслепую,
О население земли,
Замри, летя из кольта, пуля,
И бомба в воздухе замри!
О человек, чьё имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись!
9
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Мастер-класс «Поэзия: явление вечное или преходящее?.. » (на примере произведений поэтов-шестидесятников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.