Данный мастер класс способствует раскрытию возможностей формирования универсальных учебных действий через использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках естественно-научного цикла. Когда обучающийся приучается добывать знания сам, это становится для него увлекательно и интересно. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать свои творческие способности.
Мастер-класс.docx
Мастеркласс "Поиск слагаемых успеха"
« Если мы будем учить сегодня так,
как учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
Цель: Раскрыть возможности формирования универсальных учебных действий через
использование технологий системнодеятельностного подхода»
Задачи:
продемонстрировать использование в практике работы технологий проблемно
диалогического обучения, ИКТ для формирования универсальных учебных действий;
научить определять и находить универсальные учебные действия;
создать условия для активного взаимодействия участников мастер класса между собой;
организовать рефлексию мастеркласса с целью определения его результативности;
освоить способы деятельности с использованием ИКТ
Задачи мастеркласса:
передача учителеммастером своего опыта путем прямого и комментированного
показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической
деятельности;
совместная отработка методических подходов учителямастера и приемов решения
поставленной в программе мастеркласса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер
класса;
оказание помощи участникам мастеркласса в определении задач саморазвития и
формировании
самосовершенствования.
индивидуальной
программы
самообразования
и Введение.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Позвольте начать мастеркласс вот с такой притчи.
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из
них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых
мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача,
и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному
дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый
большой и самый тяжелый замок, который когдалибо был в моем царстве. Кто из вас
сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались
мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его.
Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как
тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь
один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными
способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок
открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь
место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но
надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.
Наберись смелости – сделай попытку!
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие
личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки
ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
«Не бывает скучных дел, бывают
скучные подходы к их выполнению».
Сегодня термин «универсальные учебные действия» это не ново, т.к. начальная
школа работает по новым стандартам уже четвёртый год. Для среднего звена освоение ФГОС начнётся со следующего нового учебного года. Поэтому педагоги гуманитарного и
естественнонаучного циклов нашей школы рассмотрят сегодня
актуальные на
сегодняшний день вопросы: какие УУД должны быть сформированы у учащихся на каждом
этапе урока, какие технологии и методики наиболее эффективны при формировании УУД.
Поэтому, приоритетным направлением новых образовательных стандартов является
реализация развивающего потенциала общего образования, необходимость развития
универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся школы умение учиться, их
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поставленная задача требует
внедрение в современную школу системнодеятельностного подхода к организации
образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными
изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей
учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся активными способами
действий
Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и
метапредметных результатов? Во ФГОС метапредметные результаты «освоенные
обучающимися учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться».
Актуальность темы, выбранного мастеркласса «Поиск слагаемых успеха», заключается в
формировании личности ученика. Необходимо пересмотреть урок с позиции
эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации
универсальной учебной деятельности учащихся.
Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и
воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)
Почему это важно для нас? Выскажите своё мнение.
Главная цель нашей совместной деятельности сегодня научиться определять и находить
УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.
На какие 4 группы делятся УУД (называют, затем открываются слайды) 1. Личностные действия
(позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных
задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на
осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
2. Регулятивные действия
( обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью
посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и
оценки успешности усвоения
3. Познавательные действия
(включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой
информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции,
способы решения задач.)
4. Коммуникативные действия
(обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу,
эффективно сотрудничать.)
Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию
Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность
Познавательные связаны с решением проблемы
Регулятивные обеспечивают организацию собственной деятельности.
Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления
своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем вам отправиться в мир действий. Работать
будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила! Работу в командах начнём с распределения ролей на команды по этапам урока –
заполнения технологической карты. (На лист ватмана, прикреплённого к доске, каждая
группа размещает итоги совместной работы по использованным УУД на своём этапе и
лаконично защищает её.)
В каждой группе выбираются роли по интересам:
Первая роль Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было
комфортно, чтобы все были услышаны,
Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,
Третья роль – спикер, тот, кто будет высказывать мнение команды.
Остальные – участники команды.
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей
учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий.
В учителе есть чтото от поэта,
Ведь каждый день и каждый свой урок
Он ищет истин мудрые заветы
Средь мыслей, формул, графиков и строк.
В учителе есть чтото от артиста,
Ведь он один в софитах детских глаз,
Герой спектакля – честен и неистов,
Без права на ошибку всякий раз…
В учителе есть чтото от пророка,
Ведь ежедневно кропотно творит
Он будущего свет, по воле Бога
Он с БУДУЩИМ сегодня говорит!
Е.А. Николаева А для этого мы сегодня вспомним и остановимся на роли активных методов обучения в
формировании УУД, которые реализуются в рамках целостного образовательного процесса
в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин. Такие УУД делают возможным
переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности
к деятельности самообразования и самовоспитания.Активные методы обучения – это
система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и
практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать
сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести
релаксацию и подвести итог урока. Включение активных методов обучения в
образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт
возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и
самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
4 шаг Моделирование
Уважаемые коллеги, мы все с вами на своих уроках широко применяем самые
разнообразные методы АМО, приёмы, способы для формирования УУД.
Когда и как формировать УУД? Остановимся на технологии формирования УУД:
первичный опыт выполнения и мотивация к самостоятельности;
освоение общего способа (алгоритма);
практическое применение умения, самоконтроль, коррекция;
контроль, системное практическое использование.
С этой целью будем использовать АМО:
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и
учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные
слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим
лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных
правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то
активные больше предполагают демократический стиль. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность
обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам
обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных
задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и
др.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и
индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников
(группе), индивидуальные к конкретному человеку, осуществляющему свою общую,
специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с
другими учащимися.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, давайте попробуем с целью формирования УУД через использование
технологий АМО, смоделировать урок и составить технологическую карту
интегрированного урока «Шумовые загрязнения и их влияние на здоровье человека». Тема
очень актуальна и есть где применить знания по предметам естественнонаучного цикла.
(можно взять любые свои темы)
И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку» Не бойтесь
применять инновационные методы
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
И в 21 век – открытий,
Всегда ли будет им легко?
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны! И так сегодня мы не только познакомились с формированием УУД, но и создали картину
прекрасного настроения.
Учитель является творцом своих уроков. Новый стандарт предоставляет почву для новых
идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы
помогают развивать УУД, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им
применение наряду с новыми технологиями в новой образовательной среде.
Литература
1.Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков // Одарённый
ребёнок: научнопрактический журнал. 2008. № 3. С. 6
2.Бабаева Ю. Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.:
Академия, 2000.
3.Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе/ М.: Прометей,2005.
4.Беркович М. Нестрашный мир Сеанс, 2009 г.
5.Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и
социализации. М., 2000
6.Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 2003.
7.Ержакова Е.А. Резникова Е.В. Основы интегрированного обученияМ. 2008
8.В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции.
http://efaspb.narod.ru/matelials.htm
9.Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями
развития. Из опыта работы, М., ЦППРиК Тверской, 2010 10. Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»: опыт реализации,
перспективы. // Одарённый ребёнок: научнопрактический журнал. 2003. № 1. С. 51.
11. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Кн. для учителей и
родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Мастер класс "Поиск слагаемых успеха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.