МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Оценка 4.9

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
6 кл
23.04.2018
МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Материалом по данной теме, который я использую на уроках, хочу поделиться с учителями русского языка.Активные методы обучения на уроках русского языка.
Мастер-класс Белозеровой В.А.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» МАСТЕР­КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» Подготовила: В.А.Белозерова,  учитель русского языка и литературы  Березники,  2018 Активные методы обучения ­ это методы, которые побуждают учащихся к  активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения  учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе  заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без  которой нет движения вперед в овладении знаниями. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие  эффективно решать конкретные задачи этапа.  Материалом по данной теме, который я использую на уроках, хочу  поделиться с учителями русского языка.  Цель: обучение применению активных методов обучения на разных этапах  уроках русского языка. Задачи: 1.     Познакомить участников мастер­класса с активными методами обучения на уроках русского языка. 2.     Познакомить с возможностями применения активных методов обучения   на различных этапах уроков русского языка. 3.     Создать   условия   для   активного   взаимодействия   участников   мастер­класса между собой. Ход мастер­класса: 1.     Организационный момент Слайд №2 ­Уважаемые   коллеги,   для   положительного   настроя   на   работу   и   для     установления   доброжелательной   атмосферы,   я   предлагаю   начать   наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!»  Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: «Желаю (большой) успеха   (указательный)  большого   (средний)    во   всем   (безымянный)   и   везде (мизинец), здравствуй (всей ладонью)».  ­ А теперь я хочу подарить вам свои ладошки на память  и пожелать всем нам интересной   и   плодотворной   работы. (Участники   выбирают   себе   по   2 ладошки разного цвета – красную и зеленую). ­Всем известно, что переход основного образования на обучение по ФГОС второго   поколения   требует   от   педагогов   абсолютно   нового   подхода   к организации   обучения. Работая   в   школе,   мы   замечаем,   что   как   бы   мы   ни старались,   обучаются   успешно   только   10%.   Почему? На   слайде (Слайд №3) мы   видим   процентное   соотношение   уровня   запоминания   учащихся   в зависимости от вида деятельности.  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и   участвуем   в   реальной   деятельности,   тогда   мы   запоминаем   информацию на 90%. Для   этого   необходимы   новые   педагогические   технологии,   эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.       2.     Сообщение темы, введение в неё.      Слайд №4   ­    Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология АМО ­ активные методы обучения.  Технология АМО позволяет превратить урок в интересный, увлекательный, насыщенный  творчеством  процесс, отвечающий  современным  потребностям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие и удовлетворение Вам и Вашим обучающимся. Активные   методы   обучения   –   это   система   методов,   обеспечивающих активность   и   разнообразие   мыслительной   и   практической   деятельности учащихся   в   процессе   освоения   учебного   материала.   АМО   строятся   на практической   направленности,   игровом   действе   и   творческом   характере обучения,   интерактивности,   разнообразных   коммуникациях,   диалоге   и полилоге,   использовании   знаний   и   опыта   обучающихся,   групповой   форме организации   их   работы,   вовлечении   в   процесс   всех   органов   чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановимся кратко на каждом этапе уроке и методах, целесообразных его проведению.       3.Знакомство с основными видами АМО. (Слайд 5)  1. Инициация (начало урока, знакомство).  ­ Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой. Такие АМО, как   «Поздоровайся глазами», «Рукопожатие», «Поздоровайся ладошками», «Поздоровайся локтями»,  «Комплименты»  помогают наладить контакт в группе, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу, а также динамично начать урок, задать нужный ритм. Метод   «Поздоровайся   глазами».  Участники   здороваются   друг   с   другом необычно   –   глазами.   Это   создает   положительный   настрой   на   работу   и установление контакта между детьми. Метод  «Рукопожатие».  Участники   здороваются   друг   с   другом   за   руку. Рукопожатие   –   это   символический   жест   открытости   и   доброй   воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. Метод «Поздоровайся ладошками». Ладошками мы с Вами поздоровались в начале мастер­класса.  Метод «Поздоровайся локтями». Ученикам необходимо поздороваться как можно с большим числом одноклассников, назвав свое имя и коснувшись друг друга   локтями,   что   способствует   созданию   неформальной   обстановки   в начале урока и установлению контакта между учащимися. Метод «Комплименты». Ученики должны поделиться хорошим настроением и сделать комплимент своему соседу по парте. У данного АМО есть варианты проведения.   Например,   пожелание   друг   другу   удачи,   хороших   оценок, отличной работы. Если это нерадивый ученик, можно пожелать внимательно слушать   учителя,   не   отвлекаться,   выполнять   все   задания   правильно.   Этот АМО дети очень любят. Метод «Подари подарок другу».  Учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках. Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня, Света и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!» 2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока). (Слайд 6) ­ Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей   в   тему   урока.   Все   они   способствуют   развитию   логического   и пространственного   мышления,   аналитических   умений,   служат   развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления. Метод  «Ассоциаций». Этот   метод   позволяет   задействовать   образное мышление,   память.   Учащимся   необходимо   назвать   ассоциации   по   слову, которое   написано   на   карточке.   Первый   учащийся   получает   карточку   от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли. Метод «Таинственные шаги».  В  классе   разложены   следы   разных   цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился. На каждом   следе   написана   буква.  Работая   вместе,  учащиеся   должны   сложить слово, которое и будет являться темой урока. Метод   «Отгадайте   слово».  Учитель   задаёт   занимательные   вопросы, касающиеся ранее пройденного материала таким образом: правильные ответы записываются   в   столбик   на   доску.   (Для   экономии   времени   ответы   могут состоять только из слов). Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы. Метод  «Мозаика».  Учащимся   предлагаются   фрагменты   пазлов   (мозаики, букв).   Нужно   найти   недостающие   фрагменты   у   одноклассников,   таким образом сформируются группы. Затем в группах нужно проанализировать, что изображено на собранных пазлах и постараться определить тему урока. Метод  «Голоса». Учитель  предлагает учащимся внимательно послушать записанные   детские   голоса   с   различными   темами   уроков,   узнать   голос одноклассника с целью определения темы урока. Метод  «Иллюстрация». Учитель  показывает   фрагмент   фильма, мультфильма. После просмотра и обсуждения в парах возможного варианта ответа, участники формулируют тему урока и цели. Метод   «Ключевые   слова».  После   определения   темы   урока,   учащиеся   в парах   составляют   приблизительный   план   в   виде   ключевых   слов.   Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Дети сами формируют задачи урока и план изучения темы. Метод «Шахматная доска». Учащиеся, определив название темы, на макете шахматной доски в белых квадратах отмечают, что они уже знают, а в черных – что бы хотели узнать на уроке или чего не знают.  3. Формирование ожиданий учеников.  (Слайд 7)  ­ Целеполагание на современном уроке является одним из самых основных этапов,   поэтому   очень   важно   сделать   его   интересным.   Этап   «Ожидания   и опасения», который проводится после фазы «Вхождения в тему» важен тем, что учитель наглядно видит, чего опасаются ученики, чего они ждут от урока. Возвращаясь в конце урока к АМО, учащиеся подводят итог своей работы, убирают   те   опасения,   которые   не   оправдались,   выделяют   то,   что   из   их ожиданий сбылось. Такая работа дает ученику уверенность в своих силах и умении,   мотивирует   на   дальнейшую   работу.   Это   важный   момент   и   для учителя. Согласно подведенному итогу урока, учитель отмечает, с какими трудностями ушли дети с урока, как построить работу по их преодолению, что понравилось и получилось. Поэтому часто к использованным  АМО на этапе   «Ожидания   и   опасения»   мы   возвращаемся   в   конце   урока   для проведения этапа «Рефлексия». Для   выяснения   образовательных   целей   учеников,   их   ожиданий   и   опасений можно использовать различные методы, остановимся на некоторых из них. Метод  «Фруктовый   сад».  Заранее   готовятся   два   больших   плаката   с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе  –  «Лимон».  Обучающимся   раздаются   также   заранее   вырезанные   из бумаги   крупные   яблоки   и   лимоны.   Учитель   предлагает   обучающимся попробовать  определить,  что   они   ожидают  от   обучения   и  чего   опасаются. Ожиданий   и  опасений   может   быть   несколько.  К   числу   ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера   в   классе,   отношение   учителей   и   одноклассников   и   т.д.   Свои ожидания   ученикам   предлагается   записать   на   яблоках,   а   опасения   –   на лимонах.   Те,   кто   записал,   подходят   к   соответствующим   деревьям   и   при помощи скотча или клея прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания   ожиданий   и   опасений   можно   организовать   обсуждение   и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения   возможно   уточнение   записанных   ожиданий   и   опасений.   В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Метод  «Крылья   и   зубы».  Участникам   объясняется,   что,   начиная   любое дело,   человек   имеет   ожидания   и   опасения.   Ожидание   –   что­то   легкое, опасение   –   злое,   коварное.   Представить:   ожидание   –   птички,   опасение   – крокодилы. В творческой обстановке выяснить ожидания и опасения группы. Метод  «Цветик – семицветик».  Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне. Метод  «Прогноз».  Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать   или   не   знать,  что   они   будут   уметь   или   не   уметь   делать.   Для   этого учащиеся   выбирают   варианты,   данные   в   таблице,   или   дополняют   таблицу своими   вариантами.   Далее   учитель   опрашивает   детей,   которые   желают поделиться своими ожиданиями и опасениями. Метод  «Дерево у автобусной остановки».  Заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем   на   обратной   стороне.   Пока  «автобус»  едет   до   магазина,   каждый ученик получает два листочка: зеленый и желтый. На зеленом дети пишут, чего они ждут от урока, а на желтом – чего опасаются. Готовые листочки учащиеся   сохраняют   у   себя   до   конца   занятия.   Когда   нужно   будет «возвращаться   домой   из   магазина»  (в   конце   урока),   ребята   наклеят   свои листочки   на   дерево   у  «автобусной   остановки»:   зеленые   –  со   сбывшимися ожиданиями   или   желтые   –   со   сбывшимися   опасениями.   Если   на   дереве окажется больше зеленых листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, были допущены ошибки в проведении урока. Метод   «Шахматная   доска».  На   макете   шахматной   доски   учащиеся прикрепляют листочки с написанными ожиданиями в светлый квадратик, с опасениями – в черный. В конце урока на этапе Рефлексия подводится итог работы. Метод  «Почтовый   ящик».  Ученики   на   приготовленных   карточках   пишут свои ожидания и опасения и опускают в прорезь коробки (лучше использовать 2 коробки). Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе Рефлексия. Метод   «Компот».  Участникам   объясняется,   что,   начиная   любое   дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого­то сильно, а кто­то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Участникам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и   приклеить   их   на   кастрюлю.   Ее   можно   разделить   пополам,   ближе   к   дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 10 мин., а потом озвучиваем. (Слайд 8) ­ А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошек» На зеленой ладошке – ожидания, на красной ладошке ­ опасения. ­ Зачитайте   вслух   свои   ответы.   (Зачитывают   по   желанию.)   В   конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам. 4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).  (Слайд 9) ­  Интерактивная лекция представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой урока. Такие методы, как «Кластер», «Спайдерграмма», «Ульи», «Инфо­угадайка» позволят   сориентировать   обучающихся   в   теме,   представить   им   основные направления   движения   для   дальнейшей   самостоятельной   работы   с   новым материалом. Данный   АМО   служит   концентрации   внимания Метод  «Кластер». участников,   структурированию   и   визуализации   информации.   Дети   под руководством   учителя   составляют   кластер.   Кластер   («гроздь»)   —   это выделение   смысловых   единиц   темы   и   графическое   оформление   их   в определенном порядке, т.е. рисуночная модель. Рисунок чем­то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда»  — это тема занятия, вокруг нее  «планеты»  (крупные смысловые единицы).  У   каждой  «планеты»  есть   свои  «спутники»,  у  «спутников»  — свои. Варианты: а) учитель  четко представляет основные мысли на интерактивной доске   (функция   пера),   необходимые   иллюстрации   уже   присутствуют   в подготовленной   презентации.   Таким   образом,   участники   могут   визуально следить   за   ходом   его   мыслей.   К   концу   интерактивной   лекции   получится краткий конспект. б)   учитель   записывает   (четко   и   печатными   буквами)   основные   мысли   на заранее приготовленным цветных карточках и приклеивает их на доску. Таким образом, что участники могут визуально следить за ходом его мысли. К концу проведения интерактивной лекции на доске получится краткий конспект. Метод «Спайдерграмма».  На   доске   или   плакате   учитель   рисует   круг,   в центре которого пишется главное слово. От данного слова отходят стрелки с такими же кругами, в которых пишутся слова, связанные с данной темой. Учащиеся   диктуют   слова   сами.   Данный   метод   помогает   вспомнить   и систематизировать изученный учениками материал, и подготовить учащихся к дальнейшей проработке темы. Метод  «Ульи».  Участники разбиваются на группы по 3­6 чел. в каждой. В группах обсуждается один или два заданных вопроса. Заранее известно, что ответы на вопросы будут затем сообщены всем участникам. С этой целью ученики пишут ответы на карточки или на большом листе, позднее они будут представлены для общего обсуждения. Метод  «Инфо­угадайка».  Учитель   называет   тему   своего   сообщения.   На стене прикреплен лист ватмана, в центре которого указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока   не   заполненные.   Начиная   с   сектора   1,   учитель   вписывает   в   сектор название   раздела   темы,   о   котором   он   сейчас   начнет   говорить   в   ходе сообщения.  Обучающимся   предлагается   обдумать,   о   каких   аспектах   темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать   темы   и   ключевые   моменты   маркерами   разных   цветов).   Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. 5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).  (Слайд 6) ­ Отличительная черта данного этапа ­ построение эффективной командной работы.   Грамотное   распределение   участников   по   группам   способствует созданию   позитивного   эмоционального   фона   урока,   поддержанию   высокой познавательной   активности   учащихся,   реализации   дифференцированного подхода,  формированию  навыков  работы в команде,  выявлению  лидерских качеств обучающихся. Для   формирования   мини­команд   можно   использовать   различные   методы: самые простые  из них  не требуют  предварительной   подготовки, например, можно   объединить   рядом   сидящих   учеников   либо   попросить   ребят рассчитаться   на   первый­второй­третий­четвертый   и   затем   сформировать группы по номерам. Для   более   интересных   методов   формирования   малых   групп   требуется предварительная подготовка. Можно заранее заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать обучающимся и попросить объединиться в группы   по   цвету   карточек   (можно   использовать   и   форму   карточек),   либо придумать   игру,   в   ходе   которой   происходит   постепенное   формирование групп. Метод  «Автобусная   остановка».  Учитель   определяет   количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4­5). Участники разбиваются на   группы   по   числу   вопросов.   Группы   распределяются   по   «автобусным остановкам». На каждой остановке   расположен лист большого формата с записанным   на   нем   вопросом   по   теме.   Учитель   ставит   задачу   группам   – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу,  в течение   5   минут   в   группах   обсуждаются   поставленные   вопросы   и записываются   ключевые   моменты.   Затем   по   команде   учителя   группы переходят   по   часовой   стрелке   к   следующей   «автобусной   остановке». Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой «автобусной остановке» и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять   материал. После этого  каждая группа  презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Желательно  организовать  «автобусные  остановки» в  разных  углах   учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.  Метод «Турне». Ученики группами распределяются по трем пунктам и по команде или по сигналу отправления переходят от одного места ко второму и третьему в заданном направлении. В течение 5­ти минут каждая группа имеет возможность выполнить предлагаемые там задания, получая стикеры­ступени определенного   цвета   соответственно   своему   вкладу   в   решение   задачи   и прикрепляя их к своей линии ­ пути к вершине пирамиды. Метод   «Выставка   плакатов». Это   представление   работы   малых   групп. Краткие тезисы, рисунки, символы, использование цветных изображений по теме урока повышает внимание зрителей. Метод «Киндер­сюрприз. В коробочки из­под киндер­сюрприза помещаются вопросы по теме урока, которые нужно выполнить группе. Каждая команда выбирает   коробочку,   затем   учащиеся   ищут   информацию   в   интернете,   в дополнительной   литературе,   составляют   ответ   и   представляют   его   другим учащимся.  Метод   «Деформированный   текст».Ученикам   предлагается   восстановить правильную   последовательность   смысловых   частей   предложенного   текста, исправить ошибки в содержании материала. Этот метод позволяет не только закрепить   знания   учащихся   по   изученному   материалу,   но   и     проверить домашнее задание. Метод «Инсерт», или «Пометки на полях».  Этот метод позволяет   ученику  отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он  достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и  предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника  или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие. + знаю ­ не знаю ? хочу узнать подробнее ! узнал новое  Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в  текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование  маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися  знаниями. 6. Эмоциональная разрядка (разминка). (Слайд 11) ­ Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких   минут   достаточно,   чтобы   встряхнуться,   весело   и   активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. ­ Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии». Встаньте, пожалуйста. Это   земля,   вода,   воздух,   огонь.   Если   я   скажу   «земля»,   вы   наколняетесь вперед.   Если   я   скажу   «вода»,   вы   вытягиваете   руки   вперед   и   совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух», вы поднимаетесь на носочки и поднимаете   руки   вверх.   Если   я   скажу   «огонь»,     вы   вращаете   руками   в локтевых суставах. Выполняем. (Слайд 12) ­   Снять   утомляемость   учащихся,   помочь   переключиться   на   другой   вид деятельности   помогут   такие   активные   методы,   как   «Мим»,   «Отдохни   с пользой» и др. Метод   «Мим».  Учащиеся   по   очереди   должны   изобразить   без   слов   любое время года, любую букву алфавита, вид спорта, животное, предмет кухонной утвари и т.д. Другие учащиеся угадывают. Метод «Отдохни с пользой». Учитель объясняет, например, для закрепления цветовой лексики при описании картины Э.Грабаря «Февральская лазурь», что если он называет лазурный цвет, дети должны встать, если сиреневый цвет, ­ сесть, сапфировый – хлопнуть в ладоши и т.д. Метод «Гласный – согласный». Это игра с мячом. Учитель объясняет, что при произнесении гласного звука мяч, который кидает учитель, не ловить, при произнесении согласного звука – ловить. Таким образом можно использовать темы «Н и НН в различных частях речи», «Приставки пре и при»  и т.д. Метод  «Динамическая   пауза». Учащиеся   выполняют   пальчиковые упражнения. Учащиеся выходят из­за парт, становятся в круг и под музыку поют   песенку.   Учащиеся   придумывают     движения   под   чтение   учителем стихотврения.Учащиеся   смотрят   мультфильм   и   выполняют   упражнение вместе с героями. Все эти методы создают условия для снятия эмоционального напряжения у учащихся,     помогают   снять   физическое   напряжение,   утомление   и   поднять настроение учащимся. 7. Обобщение знаний. (Слайд 13)   ­ На этапе обобщения знаний можно использовать составление   синквейна,  что  требует от ученика в кратких выражениях обобщить учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна показаны на экране. В первой строчке записывается одно слово ­ существительное. Это и есть тема синквейна. Во второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. В   третьей   строчке   записываются   два   глагола,   описывающих   действия, относящиеся к теме синквейна. В  четвертой строчке  размещается  целая  фраза. Это может быть  крылатое выражение,   чувство,   цитата   или   составленное   учеником   предложение   в контексте темы. Последняя   строчка   ­   это   слово­синоним,   своё   отношение   к   данной   теме, чувство или сравнение. (Слайд 13) ­ С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать  словарный запас, работать над синонимами. ­ Уважаемые коллеги, попробуйте составить синквейн самостоятельно. Итак,  тема синквейна «Русский язык». Запишите на карточках. Ответы групп  заслушиваются по желанию. (Слайд 14) ­ Вот такие синквейны у нас получились. Метод   «Творческая   мастерская».  На   уроке   учащимся   предлагается объединиться   в   группы,   создать   и   презентовать   проект   на   заданную   тему (рисунок,   сказку,   брошюру,   газету,     картину,   памятку,   мини­справочник, постер, коллаж) через 20­25 минут представить и защитить проект. В ходе практической   деятельности   учеников   учебный   кабинет   превращается   в настоящую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое   решение   выразительно,   уникально.   Научиться   дружно   работать   в группах, прислушиваться к мнению одноклассников, коллективно создавать творческие работы из собранных вместе материалов – главная цель такого урока. 9. Подведение итогов урока.  (Слайд 15) ­ Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет»,   «Итоговый   круг». Эти   методы   помогают   грамотно   и   интересно подвести   итоги   урока.   Для   учителя   этот   этап   очень   важен,   поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Метод «Мудрый совет». Группа учащихся пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока. Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы,   относящиеся   к   теме   урока,   записанные   на   обратной   стороне лепестка. Метод   «Итоговый   круг». Учитель   даёт   минуту.   Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).  (Слайд 16) ­ Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки. 10.Рефлексия, оценка урока.  (Слайд 17) Завершение раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала. Весьма логично вернуться в начало урока, на этап формирования ожиданий и опасений   и   подвести   итог,   т.е.   выявить,   осуществились   ли   ожидания, оправдались ли опасения учащихся на уроке. Метод  «Дерево   желаний».  Учащимся   предлагается   вновь   обратиться   к своим   яблокам,   на   которых   они   писали   в   начале   урока   свои   ожидания   и опасения. Учащиеся снимают те яблоки, на которых ожидания и опасения не сбылись.   Если   дерево  «здоровое»  с   зелёными   яблоками   –   цели   урока достигнуты. Если присутствуют жёлтые яблоки – на уроке получилось не всё. Метод «Крылья и зубы». Учитель предлагает ребятам снова обратиться к своим птичкам и крокодилам, где они писали в начале занятия, чего они ждут и   чего   опасаются.   Участники   подходят   и   снимают   несбывшиеся   страхи   и нереализованные ожидания. Учитель анализирует, что получилось. Остались птички   –   урок   прошел   хорошо,   ожидания   ребят   оправдались.   Остались крокодилы   или   несколько   крокодилов,   обсуждается,   над   чем   еще   нужно поработать.  Метод  «Лестница   успеха».  На   завершающей   стадии   урока   учитель предлагает   учащимся   оценить   свое   участие   в   уроке,   степень удовлетворенности общением, которое состоялось на уроке, своим вкладом в работу всей группы, в итог урока с помощью «Лестницы успеха». Учащиеся проходят к ватману с «Лестницей успеха» и приклеивают смайлик там, где считают нужным. Полученная картина обсуждается учителем и учащимися: сколько учащихся позиционировали себя на верхней ступеньке, сколько на второй, сколько на третьей. Метод  «Смайлик».  На   завершающей   стадии   урока   учитель   предлагает учащимся   оценить   собственную   работу   на   уроке,   вклад   в   общее   дело   по достижению поставленной совместной цели в начале урока, оправдались ли опасения или ожидания, которые были у них в начале урока, понравился ли урок.Учащиеся выбирают веселый или грустный смайлик и приклеивают на ватман   или   на   доску.   Полученная   картина   обсуждается   учителем   и учащимися: Метод  «Ресторан».  Учитель   предлагает   ученикам   представить,   что сегодняшний   день   они   провели   в   ресторане   и   теперь   директор   ресторана просит их ответить на несколько вопросов: ­ Я съел бы еще этого… ­ Больше всего мне понравилось… ­ Я почти переварил… ­ Я переел… ­ Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флип­ чарта, комментируя. Данный метод несколько необычный и первое впечатление от него может быть негативным. Но в нем есть "изюминка": автор обращается к центрам удовольствия (еда), связывая это с уроком. Этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что   необходимо   обратить   внимание   на   следующем   уроке.   Кроме   того, обратная   связь   от   учеников   позволяет   учителю   скорректировать   урок   на будущее. Метод «Светофор». Обучающиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: зеленый – позитивно, желтый – средне,   красный   –   негативно.   Затем   приклеивает   ее   на   лист   ватмана, группируя   по   цвету.   Таким   образом,   получается   цветная   картинка, отражающая картину урока. (Слайд 17) ­   Вот   и   я   предлагаю   участникам   мастер­класса   провести   рефлексию   и прикрепить на ватман ладошку того цвета, который отражает оценку мастер­ класса: зеленая ладошка – позитивная оценка, красная ладошка – негативная оценка. (Слайд 18) ­ К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими   активными   методами   обучения.   Представленные   в   моем­мастер­ классе АМО являются лишь образцами.  Но для тех, кто заинтересовался ими, хочу сказать:  «Не бойтесь применять инновационные методы. Не бойтесь их создавать сами! Включайте свою фантазию и творите!

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МАСТЕР-КЛАСС  «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018