Здесь я предлагаю разные речевые игры с детьми дошкольного возраста. Данный материал будет интересен как детям дошкольного возраста, младшего школьного возраста, так и воспитателям, учителям начальных классов и родителям. Здесь есть игры, которые можно использовать как физминутки и также есть игры, которые можно использовать на разных утренниках в зимний период.Здесь я предлагаю разные речевые игры с детьми дошкольного возраста. Данный материал будет интересен как детям дошкольного возраста, младшего школьного возраста, так и воспитателям, учителям начальных классов и родителям. Здесь есть игры, которые можно использовать как физминутки и также есть игры, которые можно использовать на разных утренниках в зимний период.
Речевые игры про зиму.
Играем с ребенком в речевые игры
Цель: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при
помощи уменьшительноласкательных суффиксов.
Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка)
1. «Назови ласково»
Мороз – (морозец)
Лёд – (ледок)
Холод – (холодок)
Снег – (снежок)
Снежинка – (снежиночка)
Елка – (елочка)
Санки – (саночки)
Горка – (горочка)
Снеговик – (снеговичок)
Ветер – (ветерок)
2. «Кто больше?»
Цель: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Придумай слова на звук [с] по теме «Зима»
3. «Придумывание продолжения к данному началу рассказа»
Предложите детям прослушать начало рассказа и придумать конец.
На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в
деревне, много снега! Хочешь с гор на санях катайся, хочешь — на лыжи вставай. Но
больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша
мастерил снежную крепость, он услышал чейто жалобный писк...
4. «Будь внимательным»
Цель: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение
подбирать слова, включающие заданный звук, уточнить и активизировать
словарь по лексической теме «Зима».
Рассмотри картинку и найди на ней «зимние слова» со звуком [с].
Когда все слова названы, можно предложить ребенку подобрать другие слова с
заданным звуком и определить место звука в слове (начало, середина, конец).
Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.
5. «Скажи какая»
Цель: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному
существительному.
Скажи, какая погода может быть зимой?
Предложите варианты:
Если на улице идёт снег, то погода…(снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная);
Вьюга – (вьюжная).6. «Семейка»
Цель: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова
родственники к заданному слову.
Придумай слова, внутри которых «спряталось» слово снег.
Например: снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.
7. «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…(снег).
С неба всё скользят пушинки — серебристые…(снежинки).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в...(снежки).
Словно в белый пуховик нарядился...(снеговик).
8. Воспитатель читает стихотворение
Белый ковер, мороз, снегопад,
Санки, лыжи, коньки, снегокат,
Горка, каток, сугробы, снежки,
Елка, снегурочка, снеговики,
Валенки, шуба, штаны, рукавица,
Дятел, сова, ворона, синица.
Быстро темнеет, снежинки порхают…
Ну, и когда же все это бывает? (Зимой)
Без чего не бывает зимы? (Не бывает зимы без снега, санок, коньков, лыж, горки….)
9. Воспитатель приглашает детей на прогулку и читает стихотворение
Заметает пурга белый путь
Хочет в мягких сугробах тонуть
Ветер резкий уснул на пути,
Не проехать здесь, не пройти. (Дети «идут» по глубокому снегу, высоко поднимая и
опуская ноги)
10. Считалка «Снегопад»
Снегоснегоснегопад,
Каждый оченьочень рад:
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
11. Пальчиковая гимнастика «Снежок»1234, (Загибают пальчики)
Мы с тобой снежки лепили. («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий, (Показывают)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
12. Речевая игра с движением «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (Дети вытягивают руки вперед)
Лепим мы снеговика. (Лепят руками)
Три – четыре, три – четыре (Идут по кругу)
Нарисуем рот пошире. (Рисуют круг)
Пять – найдем морковь для носа (Сужают круг)
Угольки найдем для глаз. (Расширяют круг)
Шесть – наденем шляпу косо (Выполняют «пружинку»)
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь (Выставляют ногу на пятку)
Мы сплясать его попросим.
Девять – десять – снеговик (Хлопают в ладоши)
Через голову – кувырк… (Кружатся дробным шагом)
Ну и цирк! (Поднимают руки вверх)
13. Упражнение «Снеговички и сосульки»
Воспитатель: Встретились однажды во дворе ТолстячкиСнеговички и СосулькиХудышки.
Удивились Сосульки:
«Ах, какие вы толстые!»: (Дети смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)
Рассердились Снеговички:
«Не такие уж мы и толстые!» (Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито)
Еще больше удивились Сосульки:
«О, да вы еще и сердитые!» (Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито. Округляют
губы (как буква «о», поднимают брови)
Еще больше рассердились Снеговички:
«Ууу! Мы действительно сердитые!» (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови)
Сморщили нос Сосульки:
«Фу! Не хотим с вами разговаривать!» (Морщат нос, произносят слова с недовольством в
голосе)
Скривили губы Снеговички:
«Пф! Ну и не надо». (Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта)
14. Песня о зиме (по выбору)
15. Речевая пляска с движением «Зимняя пляска»
Мы погреемся немножко (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Мы похлопаем в ладошки: (Останавливаются и хлопают в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем (Двигаются по кругу)
Мы потопаем скорее: (Останавливаются и притопывают)
Топ, топ, топ, топ.Рукавицы мы надели (Вытягивают вперед руки и поворачивают ладони вверхвниз, будто
показывая рукавицы)
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг. (Исполняют прыжки на месте)
Мы с Морозом подружились (Изображают снежинки, кружатся и
Как снежинки закружились: «разлетаются» в разные стороны)
Дадада!
16. Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»
Сильный мороз (Вдох через нос, шумный выдох
Заморозил наш нос. в ладошку, которой прикрыто лицо)
Носик погреем,
Подышим скорее. (Глубокий вдох через нос)
Отогрели нос,
А подбородок замерз. (Длительно бесшумно подуть вниз на подбородок)
Ладошки погреем (Выдох на ладошки, произнося слог «фа»)
Дышим веселее!
Мерзнут ножки наши? (Дети выполняют приседания,
Весело попляшем! произнося слог «ух»)
17. Речевая подвижная игра «Зимой»
Дети вместе с Воспитателем произносят стихотворение и выполняют описываемые в нем
движения:
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостьюзиму любим мы, любим мы, любим мы.
18. Игра «Заморожу»
а) Ой, что за народ (Идут по кругу, Дед Мороз шагает противоходом)
За Морозом идет? (Останавливаются, 3 раза грозят ему пальцем
Дед Мороз! и 3 раза хлопают в ладоши)
Дед Мороз!
Ты нам руки не морозь! (Вытягивают руки перед собой, поворачивая ладонями
вверхвниз. Дед Мороз бежит по кругу, стараясь задеть руки детей.
б) Ой, что за народ (Идут по кругу, Дед Мороз шагает противоходом)
За Морозом идет? (Останавливаются, 3 раза грозят ему пальцем
Дед Мороз! и 3 раза хлопают в ладоши)
Дед Мороз!
Дети прячут их за спину)
Ты нам ноги не морозь! (Выставляют ногу перед собой на пятку, покачивают
носком вправовлево.
Дед Мороз бежит по кругу, стараясь задеть ноги детей.
Дети приседают, прикрывая колени ладонями)
в) Ой, что за народ (Идут по кругу, Дед Мороз шагает противоходом)
За Морозом идет? (Останавливаются, 3 раза грозят ему пальцем
Дед Мороз! и 3 раза хлопают в ладоши)
Дед Мороз!Ты нам щеки не морозь! (Прикасаются пальчиками к щекам. Дед Мороз бежит
по кругу, стараясь задеть детей за щеки.
Дети прикрывают щеки ладонями)
г) Ой, что за народ (Идут по кругу, Дед Мороз шагает противоходом)
За Морозом идет? (Останавливаются, 3 раза грозят ему пальцем
Дед Мороз! и 3 раза хлопают в ладоши)
Дед Мороз!
Ты нам носик не морозь! (Прикасаются указательным пальцем к носу.
Дед Мороз бежит по кругу, стараясь задеть носы детей.
Дети прикрывают нос ладонью).