Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс
Оценка 5

Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс

Оценка 5
Работа в классе
pptx
окружающий мир
3 кл
30.06.2017
Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс
Цель занятия: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии «Развитие критического мышления». Задачи занятия: • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал. • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.Мастер-класс будет полезен учителям начальных классов. Направлен на развитие критического мышления учащихся в образовательном процессе и во внеурочное время. Даны конкретные рекомендации и выстроена работа по выработке определенных умений учащихся.
ТРИЗ выступление мастер-класс.pptx

Мастер-класс Тема: «Использование методов

Мастер-класс Тема: «Использование методов

Мастер-класс

Тема: «Использование методов ТРИЗ-педагогики в начальной школе»





учитель начальных классов
Нагих Наталия Валерьевна
МАОУ Гимназия № 11 «Гармония»
г. Новосибирск

Т Р И З О В Е Ц

Чему учит «лавочка»?...

Чему учит «лавочка»?...

Чему учит «лавочка»?...

Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс

Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс

Ответить на вопросы: * Что можно делать? *

Ответить на вопросы: * Что можно делать? *

Ответить на вопросы:

* Что можно делать? * Что можно узнать? * Как надо себя вести? * Какие универсальные действия можно сформировать?

Результат! Научила взаимодействвать с разными людьми умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникатив

Результат! Научила взаимодействвать с разными людьми умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникатив

Результат!

Научила взаимодействвать с разными людьми
умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникатив.)
умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникатив.)
адекватно реагировать на замечания (личност.)
умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личност.)
ответственность за поведение и действие других и себя (личност.)
выбор необходимой информации (познават.)
установление причинно - следственных связей (познават.)
установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятив.)

В. Сутеев КОРАБЛИК

В. Сутеев КОРАБЛИК

В. Сутеев

КОРАБЛИК

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок,Мышонок,

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок,Мышонок,

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок,Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.

Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду

Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать,- сказали Цыпленок,

Мы не умеем плавать,- сказали Цыпленок,

Мы не умеем плавать,- сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – и так стал смеяться – чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел цыпленок и принес листочек

Пошел цыпленок и принес листочек

Пошел цыпленок и принес листочек.







Мышонок - ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А жучок – веревочку

Муравей соломинку притащил. А жучок – веревочку

Муравей соломинку притащил.

А жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупу соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали – и построили кораблик!

И пошла работа: в скорлупу соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали – и построили кораблик!

И пошла работа: в скорлупу соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали – и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Столкнули кораблик в воду.

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл…

Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл…

Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл… И не догонишь!

Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс

Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс

Результат! умеют взаимодействовать, планировать деятельность, быть лидером,

Результат! умеют взаимодействовать, планировать деятельность, быть лидером,

Результат!

умеют взаимодействовать,
планировать деятельность,
быть лидером,
Применять знания в новой ситуации,
распределять роли …..

Кафе Что можно делать? Общаться со знакомыми и незнакомыми людьми

Кафе Что можно делать? Общаться со знакомыми и незнакомыми людьми

Кафе

Что можно делать?
Общаться со знакомыми
и незнакомыми людьми.
Питаться.
Наблюдать за людьми.
Отмечать праздники.
Танцевать.
Слушать музыку.

Универсальные действия:
вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них (официант, соседи по столу,
партнер в танце) (к)
познавать новое (вкус и вид новых блюд) (п)
личное отношение к происходящему в кафе (благодарность за вкусную еду и
обслуживание) (л)
контролировать свои действия (правила поведения) (р)

Как себя вести?
Вежливо общаться,
Не кричать,
Не сорить,
Не курить.

Чему можно
научиться?
Узнать кухню
разных народов.
Научиться пользоваться
столовыми приборами.
Вести себя в
общественном месте.
Научиться сервировать
стол.

Дача Что можно делать? Отдыхать

Дача Что можно делать? Отдыхать

Дача


Что можно делать?

Отдыхать.
Загорать.
Играть.
Ухаживать за растениями.
Собирать урожай.
Заготавливать овощи и
фрукты на зиму.

Чему можно
научиться?

Наблюдать за погодой.
Сравнивать сорта
растений.
Проращивать семена.
Научиться копать.
Рыхлить землю.
Поливать вовремя.

Как себя вести?

Не беспокоить соседей.
Не включать громкую музыку.
Не ломать растения.
Не топтать грядки.

Универсальные действия:
вести наблюдения за ростом растений(п),
сравнивать, анализировать, на какой почве лучше растут растения (п),
вести диалог с соседями(к),
выступать, отстаивать свою точку зрения на собрании садоводов (к)
уметь видеть красоту(л),
проявлять заботу об окружающем мире,
уметь планировать сроки посадки и полива (р)

Цели ТРИЗ - образования: развитие творческих способностей; 2) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; 3) формирование качеств творческой личности

Цели ТРИЗ - образования: развитие творческих способностей; 2) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; 3) формирование качеств творческой личности

Цели ТРИЗ - образования:

развитие творческих способностей;

2) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3) формирование качеств творческой личности.

Что даёт использование данной технологии детям? 1)это регулярная тренировка творческого мышления; 2)в процессе решения творческих задач вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных…

Что даёт использование данной технологии детям? 1)это регулярная тренировка творческого мышления; 2)в процессе решения творческих задач вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных…

Что даёт использование данной технологии детям?













1)это регулярная тренировка творческого мышления;

2)в процессе решения творческих задач вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных ситуациях), которую востребовало общество как результат образования.

Что даёт использование данной технологии учителю? 1)знание

Что даёт использование данной технологии учителю? 1)знание

Что даёт использование данной технологии учителю?

1)знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;
2)развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; 3)воспитывает готовность к восприятию нового;
4)дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений, успешно обучать методам исследовательской работы;
5)обеспечивает профессиональный рост.

Методы ТРИЗ, адаптированные к начальной школе: 1) системный оператор; 2) кольца

Методы ТРИЗ, адаптированные к начальной школе: 1) системный оператор; 2) кольца

Методы ТРИЗ,
адаптированные к начальной школе:

1) системный оператор;
2) кольца Луллия;
3) морфологический анализ;
4) типовые приёмы фантазирования;
5) системный лифт;
6) дихотомия;
7) «Зазеркальные места»: приём «Соседи»;
составление загадок: приёмы Лжезагадка»,
«Похожести и непохожести», «Похожие части», «Разобранные предметы», «Молчаливые загадки».
 

ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ НАДСИСТЕМА 6

ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ НАДСИСТЕМА 6


ПРОШЛОЕ


НАСТОЯЩЕЕ


БУДУЩЕЕ


НАДСИСТЕМА


6
Место его функционирования
в прошлом


3
Окружение объекта (надсистема)


9
Место объекта
в будущем


СИСТЕМА


4
Прошлое объекта (прошлое системы)


1
Сам объект
(система)


7
Перспективы развития (будущее системы)


ПОДСИСТЕМЫ


5
Части объекта
в прошлом


2
Части объекта (подсистема)


8
Части объекта
в будущем

«Системный оператор» («Волшебные экранчики»)

Минимальная модель – 9 экранов.

Внутренний слайд ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Внутренний слайд ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Внутренний слайд


ПРОШЛОЕ


НАСТОЯЩЕЕ


БУДУЩЕЕ



НАДСИСТЕМА


6
Место его функционирования
в прошлом


3
Окружение
объекта


9
Место объекта
в будущем



СИСТЕМА


4
Прошлое объекта


1
Сам объект
(система)


7
Перспективы развития (будущее системы)




ПОДСИСТЕМЫ


5
Части объекта
в прошлом


2
Части объекта (подсистема)


8
Части объекта
в будущем

ЦЫПЛЁНОК

С МАМОЙ КУРИЦЕЙ

ЧАСТИ ТЕЛА ПТЕНЦА

КУРИЦА В КУРЯТНИКЕ

КУРЯТНИК

КУРИЦА

ЯЙЦО

СКОРЛУПА, БЕЛОК, ЖЕЛТОК

ЧАСТИ ТЕЛА ПТИЦЫ

Системный лифт» Правила построения «лифта»: «спускаясь» на этаж вниз, мы всякий раз оставляем только часть объекта, а остальное отбрасываем

Системный лифт» Правила построения «лифта»: «спускаясь» на этаж вниз, мы всякий раз оставляем только часть объекта, а остальное отбрасываем


 

«Системный лифт»

 Правила построения «лифта»:
«спускаясь» на этаж вниз, мы всякий раз оставляем только часть объекта, а остальное отбрасываем. И наоборот: «поднимаясь» этажом выше, как бы присоединяем новые части – до получения нового целого.


Задания: достроить частично заполненный «лифт», построить «лифт» сверху вниз, построить «лифт» снизу вверх, построить «лифт» в обе стороны от центра.
 

Внутренний слайд «Системный лифт» ручка в рюкзаке ручка в пенале ручка корпус паста

Внутренний слайд «Системный лифт» ручка в рюкзаке ручка в пенале ручка корпус паста

Внутренний слайд

«Системный лифт»

ручка в рюкзаке

ручка в пенале

ручка

корпус

паста

Зазеркальные места» 1.Приём «Соседи»

Зазеркальные места» 1.Приём «Соседи»

«Зазеркальные места»

1.Приём «Соседи»

Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте.

«Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект.

Внутренний слайд СОСЕДИ ОБЪЕКТА

Внутренний слайд СОСЕДИ ОБЪЕКТА

Внутренний слайд



СОСЕДИ ОБЪЕКТА


ДВОР


БУДКА


ОШЕЙНИК



ОТВЕТ:

СОБАКА

Внутренний слайд СОСЕДИ ОБЪЕКТА

Внутренний слайд СОСЕДИ ОБЪЕКТА

Внутренний слайд



СОСЕДИ ОБЪЕКТА


ЛУГ


ТРАВА (СЕНО)


ТЕЛЁНОК



ОТВЕТ:

КОРОВА

Внутренний слайд СОСЕДИ ОБЪЕКТА

Внутренний слайд СОСЕДИ ОБЪЕКТА

Внутренний слайд



СОСЕДИ ОБЪЕКТА


ТОЧИЛКА

ластик


ЛИНЕЙКА



ОТВЕТ:

КАРАНДАШ

Составление загадок: 2.Приём «Похожести и непохожести»

Составление загадок: 2.Приём «Похожести и непохожести»

Составление загадок:

2.Приём «Похожести и непохожести»

Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления.

Внутренний слайд Какой? (Что делает?)

Внутренний слайд Какой? (Что делает?)

Внутренний слайд

Какой? (Что делает?)

Что такое же?

светит

лампа

тает

снег

капает

дождь

Составление загадок: 3.Приём «Похожие части»

Составление загадок: 3.Приём «Похожие части»

Составление загадок:

3.Приём «Похожие части»

Эти загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть.
 

Внутренний слайд Названия частей

Внутренний слайд Названия частей

Внутренний слайд

Названия частей

Сколько?

На что похожи?

2

рыболовные крючки

медузы

1

буква "В"

дужки

стёкла

оправа

Составление загадок: 4. Приём «Разобранные предметы»

Составление загадок: 4. Приём «Разобранные предметы»

Составление загадок:

4. Приём «Разобранные предметы»

Загадываем предмет, указывая составные части и их количество.

Внутренний слайд Количество частей

Внутренний слайд Количество частей

Внутренний слайд

Количество частей

Названия
частей

4

колесо

1

мотор

руль

кабина

багажник

Таким образом, теория решения изобретательских задач - это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления

Таким образом, теория решения изобретательских задач - это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления

Таким образом, теория решения изобретательских задач - это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления.
Работа по данной технологии в начальной школе показала, что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно. Дети быстро усваивают приёмы, успешно решают задачи, а позже, воодушевлённые успехом, осваивают более сложные для них другие инструменты.
 

Трудности в использовании данной технологии: 1) отсутствие методики, рассчитанной на данный возраст; 2) объективные трудности с дисциплиной в классе; 3) трудности обеспечения контроля, оценки и…

Трудности в использовании данной технологии: 1) отсутствие методики, рассчитанной на данный возраст; 2) объективные трудности с дисциплиной в классе; 3) трудности обеспечения контроля, оценки и…

Трудности в использовании данной технологии:
 
1) отсутствие методики, рассчитанной на данный возраст;
2) объективные трудности с дисциплиной в классе;
3) трудности обеспечения контроля, оценки и поощрения, само - и взаимоконтроля;
4) трудности усвоения материала детьми;
5) вопрос о применимости наработанного в одном классе к условиям другого класса (как определить, что наверняка "пройдет", а что - нет, или это нельзя определить?);
6) опасность формального использования инструментов ТРИЗ;
7) применение методов ТРИЗ значительно повышает эффективность обучения, но есть опасность пропустить какие-либо информационные блоки, конкретный фактический материал.
 

Компетенции, которые формируются при использовании технологии

Компетенции, которые формируются при использовании технологии

Компетенции, которые формируются при использовании технологии ТРИЗ:

Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределённостью и сложностью.
Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
 
 

Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс

Мастер-класс "Технология Развитие критического мышления» в образовательном процессе" - 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017