Мастер-класс
Тема: «Использование методов ТРИЗ-педагогики в начальной школе»
учитель начальных классов
Нагих Наталия Валерьевна
МАОУ Гимназия № 11 «Гармония»
г. Новосибирск
Т Р И З О В Е Ц
Ответить на вопросы:
* Что можно делать? * Что можно узнать? * Как надо себя вести? * Какие универсальные действия можно сформировать?
Результат!
Научила взаимодействвать с разными людьми
умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникатив.)
умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникатив.)
адекватно реагировать на замечания (личност.)
умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личност.)
ответственность за поведение и действие других и себя (личност.)
выбор необходимой информации (познават.)
установление причинно - следственных связей (познават.)
установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятив.)
Мы не умеем плавать,- сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – и так стал смеяться – чуть было не захлебнулся.
И пошла работа: в скорлупу соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали – и построили кораблик!
Сели на него и поплыли!Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл… И не догонишь!
Результат!
умеют взаимодействовать,
планировать деятельность,
быть лидером,
Применять знания в новой ситуации,
распределять роли …..
Кафе
Что можно делать?
Общаться со знакомыми
и незнакомыми людьми.
Питаться.
Наблюдать за людьми.
Отмечать праздники.
Танцевать.
Слушать музыку.
Универсальные действия:
вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них (официант, соседи по столу,
партнер в танце) (к)
познавать новое (вкус и вид новых блюд) (п)
личное отношение к происходящему в кафе (благодарность за вкусную еду и
обслуживание) (л)
контролировать свои действия (правила поведения) (р)
Как себя вести?
Вежливо общаться,
Не кричать,
Не сорить,
Не курить.
Чему можно
научиться?
Узнать кухню
разных народов.
Научиться пользоваться
столовыми приборами.
Вести себя в
общественном месте.
Научиться сервировать
стол.
Дача
Что можно делать?
Отдыхать.
Загорать.
Играть.
Ухаживать за растениями.
Собирать урожай.
Заготавливать овощи и
фрукты на зиму.
Чему можно
научиться?
Наблюдать за погодой.
Сравнивать сорта
растений.
Проращивать семена.
Научиться копать.
Рыхлить землю.
Поливать вовремя.
Как себя вести?
Не беспокоить соседей.
Не включать громкую музыку.
Не ломать растения.
Не топтать грядки.
Универсальные действия:
вести наблюдения за ростом растений(п),
сравнивать, анализировать, на какой почве лучше растут растения (п),
вести диалог с соседями(к),
выступать, отстаивать свою точку зрения на собрании садоводов (к)
уметь видеть красоту(л),
проявлять заботу об окружающем мире,
уметь планировать сроки посадки и полива (р)
Цели ТРИЗ - образования:
развитие творческих способностей;
2) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
3) формирование качеств творческой личности.
Что даёт использование данной технологии детям?
1)это регулярная тренировка творческого мышления;
2)в процессе решения творческих задач вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных ситуациях), которую востребовало общество как результат образования.
Что даёт использование данной технологии учителю?
1)знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;
2)развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; 3)воспитывает готовность к восприятию нового;
4)дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений, успешно обучать методам исследовательской работы;
5)обеспечивает профессиональный рост.
Методы ТРИЗ,
адаптированные к начальной школе:
1) системный оператор;
2) кольца Луллия;
3) морфологический анализ;
4) типовые приёмы фантазирования;
5) системный лифт;
6) дихотомия;
7) «Зазеркальные места»: приём «Соседи»;
составление загадок: приёмы Лжезагадка»,
«Похожести и непохожести», «Похожие части», «Разобранные предметы», «Молчаливые загадки».
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Системный оператор» («Волшебные экранчики»)
Минимальная модель – 9 экранов.
Внутренний слайд
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦЫПЛЁНОК
С МАМОЙ КУРИЦЕЙ
ЧАСТИ ТЕЛА ПТЕНЦА
КУРИЦА В КУРЯТНИКЕ
КУРЯТНИК
КУРИЦА
ЯЙЦО
СКОРЛУПА, БЕЛОК, ЖЕЛТОК
ЧАСТИ ТЕЛА ПТИЦЫ
«Системный лифт»
Правила построения «лифта»:
«спускаясь» на этаж вниз, мы всякий раз оставляем только часть объекта, а остальное отбрасываем. И наоборот: «поднимаясь» этажом выше, как бы присоединяем новые части – до получения нового целого.
Задания: достроить частично заполненный «лифт», построить «лифт» сверху вниз, построить «лифт» снизу вверх, построить «лифт» в обе стороны от центра.
«Зазеркальные места»
Составление загадок:
2.Приём «Похожести и непохожести»
Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления.
Составление загадок:
3.Приём «Похожие части»
Эти загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть.
Внутренний слайд
Названия частей | Сколько? | На что похожи? |
2 | рыболовные крючки | |
медузы | ||
1 | буква "В" |
дужки
стёкла
оправа
Составление загадок:
4. Приём «Разобранные предметы»
Таким образом, теория решения изобретательских задач - это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления.
Работа по данной технологии в начальной школе показала, что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно. Дети быстро усваивают приёмы, успешно решают задачи, а позже, воодушевлённые успехом, осваивают более сложные для них другие инструменты.
Трудности в использовании данной технологии:
1) отсутствие методики, рассчитанной на данный возраст;
2) объективные трудности с дисциплиной в классе;
3) трудности обеспечения контроля, оценки и поощрения, само - и взаимоконтроля;
4) трудности усвоения материала детьми;
5) вопрос о применимости наработанного в одном классе к условиям другого класса (как определить, что наверняка "пройдет", а что - нет, или это нельзя определить?);
6) опасность формального использования инструментов ТРИЗ;
7) применение методов ТРИЗ значительно повышает эффективность обучения, но есть опасность пропустить какие-либо информационные блоки, конкретный фактический материал.
Компетенции, которые формируются при использовании технологии ТРИЗ:
Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределённостью и сложностью.
Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.