Мастер - класс "Учимся разрешать конфликт"
Оценка 4.8

Мастер - класс "Учимся разрешать конфликт"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа +2
5 кл—7 кл
07.01.2017
Мастер - класс "Учимся разрешать конфликт"
Данная работа затрагивает тему разрешения конфликтных ситуаций и может быть использована как в классе, так и на родительских собраниях. В работе представлены теоретическая информация о конфликтах и упражнения на их разрешение. Данный мастер - класс поможет обучить способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации.
мастер-класс конфликт.doc

 

МАСТЕР – КЛАСС "Учимся разрешать конфликт"


Разгневан – потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Саади, великий персидский

писатель и мыслитель.

Цели:

·       предоставление возможности участникам мастер-класса получения теоретических знаний и практического опыта конструктивного разрешения конфликтов.

Задачи:

  • предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях конфликтов;
  • обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.

1.     Организационный момент. Приветствие. (1 мин)
Цитата Саади (на слайде).

2.     Введение в тему  мастер-класса

 Упражнение «Датский бокс» В древности Данию населяли племена варваров. Мужчины были очень агрессивны и часто устраивали кровавые бои. Однажды мудрец, обеспокоенный тем, что мужское население может истребить друг друга, предложил им бескровный способ разрешения конфликтов. Этот способ получил название «Датский бокс». Давайте и мы с вами попробуем освоить этот способ.

Инструкция: Поделитесь, пожалуйста, на пары, протяните  руки как для рукопожатия, сомкните пальцы в замок,   прижмите свои ладони к ладоням оппонента.  Большие пальцы направлены вверх. Необходимо поймать большой палец противника и прижать его к замку ладоней.

Ведущий: Современная жизнь по поводу и без «сводит» людей, вынуждая общаться, взаимодействовать и решать совместные задачи. С одной стороны люди становятся ближе друг другу, а с другой, каждый хочет оставаться самим собой. Постоянное взаимодействие и общение усугубляется разностью темпераментов, характеров, различиями в воспитании, культуре, жизненных приоритетах и ценностях, что приводит к реальным противоречиям, разногласиям, и даже к конфликтам. Конфликты в жизни людей скорее обыденность и повседневная реальность, чем нечто, выходящее за пределы нормального общения. Итак, давайте разберемся, что такое конфликт.  

Смысловое поле конфликта. На слайде слово «конфликт».  

Выберите, пожалуйста, из списка терминов  3 близких и 3 далеких по смыслу понятия к слову «КОНФЛИКТ».  Участники зачитывают, а ведущий фиксирует это на доске.  (5 мин)

ссора                                     дискуссия                   противоречие

упрямство                            конфронтация            агрессия

противостояние                  подавление                 насилие

война                                   выяснение                   спор

непонимание                      давление                     возможность

оскорбление                        перемены                   потеря

развитие                               драка                           отношений

унижение                             выгода                        энергия

победа                                  общение                     власть

Обсуждение. Какие понятия ближе к  «конфликту»?

Чем обусловлено, что конфликт  чаще воспринимается как отрицательное, плохое? (ответы участников)

Теоретическая часть  (2 мин)

 КОНФЛИКТ - это всегда несоответствие, противоречие или столкновение позиций, в основе которых лежат какие-то потребности или интересы конфликтующих сторон.

 

 

Выделяют следующие функции конфликта:

  • разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон – конфликт позволяет «спустить пар» и выразить эмоции (чаще негативные);
  • коммуникативно-информационная  функция – участники конфликта осознают свои и противоположные им интересы, могут выявить общие проблемы и приспособиться друг к другу;
  • консолидирующая функция – в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляются новые возможности для дальнейшего общения.

Упражнение 1 «Рисунок вдвоем» (5 мин.)

Класс делится на пары, каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

·         Обсудить готовые рисунки с помощью вопросов: «Кто что рисовал?», «Почему нарисовали именно это?», «Как вы себя ощущали?», «Как повлиял на ситуацию запрет на общение при помощи слов?»

Почему так происходит? В ситуации, когда интересы партнеров не совпадают или не достаточно ясны, могут возникнуть конфликты. Однако в конфликтных ситуациях можно себя вести совершенно по-разному.

Спросить какие стратегии выбирали они в выполнении данного упражнения.

Ответы записать на доске (например):

-Уход - делай, что хочешь, я рисую за тобой.

-Рисуем по очереди.

-Конкурируем - «я первый! – Нет, я!».

-Стараемся прислушаться друг к другу.

Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

- конкуренция – ориентация на себя и активностью.

- избегание - пассивность.

- приспособление - ориентация на другого, пассивность.

- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.

- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

Упражнение 2 «На дальних берегах» (3 мин.)

Учитель говорит:

Вы знаете, что интересы людей часто сталкиваются, и далеко не всегда люди могут договориться между собой. Часто в таких случаях обращаются к кому-то за помощью, например к старейшинам. Но не всегда есть такая возможность, и поэтому хорошо, если человек сам знает, как вести переговоры. Давайте проведем небольшой эксперимент, сформируйте пары.

Учащиеся объединяются в пары.

Теперь один человек из пары должен встать слева от меня, а другой – справа от меня, напротив своего партнера. Учитель помогает выстроиться учащимся в линии так, чтобы расстояние между линиями было равно двум большим шагам. (3 минуты).

Учитель говорит:

Вы находитесь на разных берегах бурной и глубокой реки. Вам очень нужно перейти на другой берег, и сделать это надо как можно быстрее, не упав при этом в реку и не замочив ноги. Для того чтобы перейти на другой берег, вы можете воспользоваться «камнем» – его вам заменят эти листы бумаги.

Учитель раздает каждой паре по одному листу бумаги размером не больше тетрадного листа.

Вы можете положить этот лист на пол и наступать на него при переходе через реку. Как вы будете переходить реку – решать вам: у вас будет одна минута для того, чтобы договориться. Есть ли какие-нибудь вопросы?

Учитель отвечает на вопросы, повторяя условия задания, но, не развивая идеи учащихся.

Например, на вопрос «Мы должны перейти реку одновременно или по очереди?» учитель

должен ответить: «Это вы решаете сами, главное, чтобы ни один из вас не упал в воду».

Учитель говорит: минута на переговоры!

Учащиеся начинают обсуждение, преподаватель следит за временем. По истечении минуты, по команде учителя, ученики переходят реку.

Учитель говорит:

теперь обсудим результаты эксперимента:

• Кто перешел реку очень быстро, не замочив при этом ноги? Как у вас это получилось?

• Кто переходил реку, наступая на камень одновременно?

• Кто переходил по очереди?

• Почему у вас получилось?

• Есть ли среди вас те, кто наступил в воду? Почему это произошло?

• Как вы пришли к решению? были ли трудности в принятии решений?

Выслушав по 2-3 ответа на каждый вопрос, учитель делает небольшое обобщение: очень важно уметь договариваться о том, что вы будете делать, так чтобы ваши действия не были неожиданными для партнера, а его действия – неожиданными для вас.

Теоретическая часть (3 мин)

В классном коллективе  конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы - создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, педагогу  надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.

Что делать, чтобы конфликтов было меньше?

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Для
этого педагогам необходимо:

1.     изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;

2.     определить детей с низким статусом, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха";

3.     организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;

4.     формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых - забота, внимание друг к другу;

5.     организовать игровой тренинг общения, способствующий формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.


МАСТЕР – КЛАСС "Учимся разрешать конфликт"

МАСТЕР – КЛАСС "Учимся разрешать конфликт"

Ведущий: Современная жизнь по поводу и без «сводит» людей, вынуждая общаться, взаимодействовать и решать совместные задачи

Ведущий: Современная жизнь по поводу и без «сводит» людей, вынуждая общаться, взаимодействовать и решать совместные задачи

Выделяют следующие функции конфликта: разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон – конфликт позволяет «спустить пар» и выразить эмоции (чаще негативные); коммуникативно-информационная функция – участники…

Выделяют следующие функции конфликта: разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон – конфликт позволяет «спустить пар» и выразить эмоции (чаще негативные); коммуникативно-информационная функция – участники…

Упражнение 2 «На дальних берегах» ( 3 мин

Упражнение 2 «На дальних берегах» ( 3 мин

Учитель говорит : минута на переговоры!

Учитель говорит : минута на переговоры!

1. изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную; 2. определить…

1. изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную; 2. определить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017