В последнее время отмечена тенденция недоразвития речи ребёнка дошкольного возраста. Это связано с тем, что у детей плохо развита мелкая моторика и недостаточным общением взрослого и ребёнка. предлагаю мастер- класс. который позволит научить ребёнка составлению метафор, тем самым украсит и разнообразит речь ребёнка.
МАСТЕРКЛАСС "ВОЛШЕБСТВО МЕТАФОРЫ"
Воспитатель МДОУ «Детский сад «Дружба»
р.п. Дегачи Саратовской области
Семенова Галина Александровна
Метафора творит волшебство,
преображает обыкновенное и привычное
в чудо, создает сказку….
Цель мастеркласса: познакомить педагогов дошкольного учреждения с
приемом составления метафоры.
Существует множество примеров, которые убеждают в том, как сильно
искусство речи влияет на результат. Вот одна из таких историй. Один слепой
сидел на ступеньках здания, прося подаяние. У ног его лежала шляпа и стояла
табличка: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Прохожие практически не
реагировали на просьбу, в шляпе лежало всего лишь несколько монет.
Проходивший мимо молодой человек остановился около слепого, на
мгновение задумался, а потом взял табличку и написал на ней новые слова. К
вечеру шляпа была полна денег. Когда удивленный слепой вернулся домой, он
попросил соседей прочитать новую надпись. Он хотел знать, какие именно
слова произвели такой эффект. Надпись на табличке гласила: «Придет весна,
а я ее не увижу».
Порой правильно подобранный образ, вызванная эмоция, примененная
метафора склоняют мнение слушателей в нужную сторону. Делают речь
красивой и наполненной.
Одним из основных направлений развития личности ребёнка является
речевое развитие, в основе которого лежит активный творческий процесс
овладения языком. Показателем речевого развития детей дошкольного
возраста является умение правильно выражать свои мысли и чувства не
только лексически и грамматически, но и ярко, точно, убедительно, используя
средства выразительности речи. Одним из самых ярких образных средств
языка является метафора.
Метафора это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на
основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим
рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить
детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя
гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в
описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне
усваиваются умственно одаренными детьми уже в 45 лет. Основная цель
педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления
метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполнеможет самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Представляю
Вам мастеркласс по составлению метафоры.
Ход мастеркласса.
Давайте попробуем украсить свою речь метафорами!
Алгоритм составления метафоры:
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления
метафоры.
1. Выбрать объект 1.
2. Выявить специфическое свойство (какая?)
3. Выбрать объект 2. На что похож? С чем можно сравнить? (сравниваем
по характерному признаку).
4. Где находиться объект 1? Назвать место, где располагается объект или
где происходит действие.
5. Пункт 4 (можно преобразовать в прилагательное) + пункт 3
(существительное)= МЕТАФОРА
6. Употребляем метафору в предложении.
Практическая работа:
1. Берется объект 1 Снежинка. Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (какая?) – белая
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (на что похожа?) на цветы
4. Определяется место расположения объекта 1 (где?) – в небе.
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место
расположения объекта 1 цветы небо.Слово небо превратим в слово признак, которое будет отвечать на вопрос
какие? (небесные)
Теперь соединим эти два объекта «небесные цветы».
6. Составить предложение с этим словосочетанием
«Небесные цветы» падают на мою ладонь.
Таки образом работа по составлению метафоры позволяет решить
такие образовательные задачи, как обогащение словарного запаса,
развитие речевого творчества, развитие воображения и творческой
активности, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками.
Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз
возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это
будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется
проводить с ними игры и творческие задания.
Примеры последовательности составления метафор детьми
1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом).
Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
Слова для метафорической фразы: "слезы туч".
Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы
туч были очень грустными и холодными".2. Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом).
Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).
Словосочетание: "костер вечернего неба".
Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".