Мастер- класс "Волшебство метафоры"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 05.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последнее время отмечена тенденция недоразвития речи ребёнка дошкольного возраста. Это связано с тем, что у детей плохо развита мелкая моторика и недостаточным общением взрослого и ребёнка. предлагаю мастер- класс. который позволит научить ребёнка составлению метафор, тем самым украсит и разнообразит речь ребёнка.
Иконка файла материала Метафоры.docx
МАСТЕР­КЛАСС "ВОЛШЕБСТВО МЕТАФОРЫ" Воспитатель МДОУ «Детский сад «Дружба»  р.п. Дегачи Саратовской области Семенова Галина Александровна Метафора творит волшебство, преображает обыкновенное и привычное в чудо, создает сказку….  Цель мастер­класса:  познакомить педагогов дошкольного учреждения с  приемом   составления метафоры.           Существует множество примеров, которые убеждают в том, как сильно искусство речи влияет на результат. Вот одна из таких историй. Один слепой сидел на ступеньках здания, прося подаяние. У ног его лежала шляпа и стояла табличка:   «Я   слепой,   пожалуйста,   помогите».   Прохожие   практически   не реагировали   на   просьбу,   в   шляпе   лежало   всего   лишь   несколько   монет. Проходивший   мимо   молодой   человек   остановился   около   слепого,   на мгновение задумался, а потом взял табличку и написал на ней новые слова. К вечеру шляпа была полна денег. Когда удивленный слепой вернулся домой, он попросил соседей прочитать новую надпись. Он хотел знать, какие именно слова произвели такой эффект. Надпись на табличке гласила: «Придет весна, а я ее не увижу».      Порой правильно подобранный образ, вызванная эмоция, примененная  метафора склоняют мнение слушателей в нужную сторону. Делают речь  красивой и наполненной.     Одним из основных направлений развития личности ребёнка является  речевое развитие, в основе которого лежит активный творческий процесс  овладения языком. Показателем речевого развития детей дошкольного  возраста является умение правильно выражать свои мысли и чувства не  только лексически и грамматически, но и ярко, точно, убедительно, используя средства выразительности речи. Одним из самых ярких образных средств  языка является метафора.  Метафора ­ это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на  основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.    В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим  рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить  детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя  гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в  описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.    Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне  усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4­5 лет. Основная цель  педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления  метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполнеможет самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Представляю Вам мастер­класс по составлению метафоры. Ход мастер­класса.   Давайте попробуем украсить свою речь метафорами! Алгоритм  составления  метафоры: Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления  метафоры.  1.     Выбрать объект 1. 2.     Выявить специфическое свойство (какая?) 3.     Выбрать объект 2. На что похож? С чем можно сравнить? (сравниваем  по характерному признаку). 4.     Где находиться объект 1? Назвать место, где располагается объект или где происходит действие. 5.     Пункт 4 (можно преобразовать в прилагательное) + пункт 3  (существительное)= МЕТАФОРА 6.     Употребляем метафору в предложении.  Практическая работа: 1.     Берется объект 1 Снежинка. Про него и будет составлена метафора. 2.     У него выявляется специфическое свойство  (какая?) – белая 3.     Выбирается объект 2 с таким же свойством (на что похожа?) ­ на цветы 4.     Определяется место расположения объекта 1 (где?) – в небе. 5.     Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место  расположения объекта 1  ­ цветы ­ небо.Слово небо превратим в слово признак, которое будет отвечать на вопрос какие?  (небесные)     Теперь соединим эти два объекта  ­  «небесные цветы». 6.   Составить предложение с этим словосочетанием                                          «Небесные цветы» падают на мою ладонь.                 Таки образом работа по составлению метафоры   позволяет решить  такие образовательные задачи, как  обогащение  словарного запаса,  развитие речевого творчества, развитие воображения и творческой  активности, формирование готовности к совместной деятельности со  сверстниками. Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз  возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления. Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это  будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи. Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания. Примеры последовательности составления метафор детьми 1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом).  Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).  Слова для метафорической фразы: "слезы туч". Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы  туч были очень грустными и холодными".2. Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом).  Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).  Словосочетание: "костер вечернего неба". Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".