В презентации описывается что же такое духовно - нравственное воспитание. Также какие методы используются в воспитании нравственных качеств школьника. Есть формы, которые я использую в своей педагогической деятельности. Представлены фотографии с детьми с мероприятий. Диагностика ведется в форме наблюдения и тестов.
Нравственное воспитание – целенаправленный
процесс приобщения детей к моральным
ценностям человечества и конкретного общества.
Духовность – это слово, происходящее от слова «дух».
Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения,
которые наружно могут и скрываться.
Механизм нравственного воспитания
oЗнания и представления
oМотивы
oЧувства и отношения
oНавыки и привычки
oПоступки и поведение
oНравственное качество
"Мастерская педагога"
Духовнонравственное развитие личности – осуществляемое в
процессе социализации последовательное расширение и укрепление
ценностносмысловой сферы личности, формирование способности
человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к
себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в
целом.
На основе знаний у ребенка складываются представления о
сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка
должно появиться желание овладеть нравственным качеством
(мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству
(социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их
практической реализации (поведение).
"Мастерская педагога"
Основные направления
нравственного воспитания
школьников
Воспитание гуманных чувств и отношений
Гуманизм – это стержень и показатель нравственной
воспитанности человека, характер его отношения к людям, к
природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание,
отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать
другого, переносить переживания другого на себя.
Воспитание коллективизма
Коллективистическая направленность поведения ребенка – это
стремление к другим людям, осознание возможности
реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на
какоето время от личных устремлений ради признания
сверстниками. Это интегральное качество личности,
проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости,
сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой
сверстников.
"Мастерская педагога"
Воспитание дружеских взаимоотношений
Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма
общения, имеющая моральную направленность, регулируемая
доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти
отношения характеризуются содержательными
взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная
парная дружба), а также между всеми детьми группы.
Воспитание культуры поведения
Культура поведения школьника – это совокупность полезных
для общества устойчивых форм повседневного поведения в
быту, в общении, в различных видах деятельности.
Компоненты культуры поведения:
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на
занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений
(умение содержать в порядке место, где он трудится,
занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело,
бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам).
"Мастерская педагога"
Культура общения – выполнение ребенком норм и правил
общения со взрослыми и сверстниками, основанных на
уважении и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и форм обращения, а
также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи
(наличие у школьника достаточного запаса слов, умение
говорить лаконично, сохраняя спокойный тон).
Культурногигиенические навыки – опрятность, содержание в
чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура
еды.
"Мастерская педагога"
Воспитание дисциплинированности – это обязательное и
сознательное подчинение своего поведения установленным
нормам общественного порядка. Нормы поведения
характеризуют общую направленность отношений и поведения и
конкретизируются в правилах (например, норма «Быть
внимательным и заботливым по отношению к окружающим
людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры,
когда рядом ктото отдыхает; если в группу пришел гость –
предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют
человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать
нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия,
будет ее придерживаться.
Воспитание трудолюбия – это качество, характеризующее
субъективное расположение личности к своей трудовой
деятельности; проявляется в старании, усердии,
положительном отношении к процессу трудовой деятельности,
инициативности, добросовестности.
"Мастерская педагога"
Воспитание патриотизма.
Патриотизм в современном ОУ – это воспитание в ребенке
нравственных качеств, чувства ответственности, любви,
интереса к стране, трудолюбия; это ощущение
принадлежности своей земле, своему народу, сознание
собственной востребованности в этой стране.
"Мастерская педагога"
Классификация методов
нравственного воспитания детей
школьного возраста
Методы формирования нравственного сознания
Убеждение в форме разъяснения – воздействие на
сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования
положительных нравственных качеств (осуществляется в
форме разъяснения).
Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее…»).
Этическая беседа – беседа на нравственные темы.
Чтение художественной литературы
Рассматривание (например, классификация картин с
изображение поступков и проступков)
"Мастерская педагога"
Методы стимулирования чувств и отношений
Пример – воздействие поступков на чувства, сознание и
поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей,
героев художественного произведения).
Поощрение – положительная оценка поступка
(поведения) и стимуляция духовных и физических сил.
Наказание (кратковременное отчуждение, лишение
развлечения, отстранение от желанной роли в игре).
Принуждение – воспитатель действует силой своего
авторитета, чтобы заставить ребенка подчиниться
требованиям (строгий взгляд, замечание).
"Мастерская педагога"
Методы формирования нравственного поведения
§ Приучение – организация планомерного и
регулярного выполнения определенных действий,
формирование хороших привычек.
§ Упражнение – организованное выполнение действий,
практических дел с целью формирования и развития
личности.
§ Руководство деятельностью – деятельность по
управлению людьми, сводящаяся к воздействию на их
поведение.
§ Наблюдение – умение всматриваться в явления и
отношения окружающего мира (например, воспитатель
организует с детьми наблюдение труда старших детей,
обращает внимание, как дружно и слаженно они
работают).
"Мастерская педагога"
Основные формы, которые
используются в нравственном
воспитании
Тематические занятия
Экскурсии
Игры
Беседы
Просмотр кинофильмов
Дискуссии
Участие в конкурсах
Собрания
Изучение литературы
"Мастерская педагога"
"Мастерская педагога"
Внеклассное
мероприятие
«РОДИНА моя
– Россия!»
"Мастерская педагога"
"Мастерская педагога"
"Мастерская педагога"
"Мастерская педагога"
"Мастерская педагога"
Благодарю за
Благодарю за
внимание!
внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.