Мастерские на уроках литературы (при изучении творчества А. А. Блока и В.В. Маяковского)
Оценка 4.9

Мастерские на уроках литературы (при изучении творчества А. А. Блока и В.В. Маяковского)

Оценка 4.9
Документация
rtf
русская литература
11 кл
04.02.2020
Мастерские на уроках литературы (при изучении творчества А. А. Блока и В.В. Маяковского)
Технология урока - мастерской при изучении лирики А.А.Блока и В.В. Маяковского
публикация на сайт.rtf

 

 

 

Мастерские

на уроках литературы

(при изучении творчества А. А. Блока и В.В. Маяковского)

 

 

 

 

 

Блинова Татьяна Александровна 

учитель русского языка и литературы     

МБОУ “Средняя общеобразовательная

 школа №1 г. Светогорска”


              

 

Педагогическая мастерская как явление педагогической технологии мастерских признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога.

 Основные принципы проведения мастерских:

1) равенство всех участников, включая учителя;

2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;

3) отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная;

4) отсутствие соперничества, соревнования;

5) чередование индивидуальной и групповой работы;

6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;

7) ответственность каждого за свой выбор.  

Этапы проведения мастерской:

 1) Фаза индукции. На этом этапе учащиеся формулируют, ставят проблему;

2) Работа с материалом. Идет анализ материала. Учащиеся анализируют материал, выдвигая безумные идеи. В работе мастерской не бывает плохих идей.

 3) Социализация. После обсуждения в малой группе, дополнения своих работ ребята читают их или вывешивают на стенах, чтобы с ними все ознакомились. Идет обсуждение. Фазы « работа с материалом» и «социализация» могут чередоваться в процессе работы мастерской.

 4) Рефлексия. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в процессе работы  мастерской. Дети учатся ощущать свои чувства, их высказывать. Это очень важный момент мастерской и поэтому мастерские можно назвать не только педагогическими, но и психологическими, так как в них идет работа с психологическим материалом. На этой фазе учащиеся также могут сообщить о том, чему они сегодня научились.

В мастерских у детей развивается креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету, появляется желание сотрудничать   при выполнении коллективной творческой деятельности. Идет  становление позитивной, адекватной Я - концепции, формируется ответственность.

Мастерские дают обильный материал для рефлексии и последующей деятельности педагога. Иногда, только прочитав детские работы, начинаешь понимать, что происходит при    взаимодействии чувств, сознания и речи ученика с художественным словом, стилем писателя или поэта.

    Мастерская проводится после изучения первого тома А. Блока на основе  работы со стихотворением «Девушка пела в церковном хоре…» (1 час ). Учащимся уже знакомы с размышления поэта о том, что путь его лирического героя- это «трилогия вочеловечивания». Мастерская письма предоставляет возможность «включить» самосознание каждого читателя, тогда опыт чтения становится и жизненным опытом .В основе заданий – необходимость понять чувства лирического героя, пережить остроту утрат вместе с ним. На протяжении мастерской предполагается конспективное ведение записей. Творческое состоится только при наличии «материала» - слов, образов, которые появятся в результате творческого анализа.   Мастерскую построения знаний по раннему творчеству  В.В. Маяковского лучше проводить на втором уроке после знакомства с биографией поэта. Для работы в творческих мастерских класс лучше разделить на две группы по 12 – 15 человек, тогда времени хватит для того, чтобы выслушать всех. 

Список информационных источников:

1.   Программа под  редакцией   В. Я. Коровиной, «Литература». М. «Просвещение». 2007г.

2.   Учебник «Русская литература ХХ века» (в  2-х частях) под редакцией В. П. Журавлёва. М. «Просвещение», 1999 г.

3.   Учебник «Литература (Русская литература ХХ века) 11 кл. под редакцией  В.В. Агеносова.  М. «Дрофа»2009.

4.   «Литература. 11 кл., Поурочные планы» (в 2-х частях), составитель Н.Е. Щетинкина, Волгоград, «Учитель», 2008.

5.   «Русская литература ХХ века. 11 кл. Методические разработки для учителя» по ред. В.В. Агеносова. М.«Дрофа».2001.

6.   Н. В. Егорова, И. В. Золотарева «Поурочные разработки по русской литературе» ( в 2-х частях).М. «Вако».2002.

7.   Т.Я. Ерёмина, «Мастерские по литературе»,11 класс, Санкт-Петербург, «ПАРИТЕТ»,2004.

8.   А.К. Колеченко, «Энциклопедия педагогических технологий». Санкт – Петербург, «Каро», 2008.


Урок – мастерская творческого письма по лирике А.А. Блока в 11 классе

(А.А. Блок, стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…»)

Цели:

Образовательные:

- познакомить учащихся со своеобразием поэтического мира раннего А. Блока через их читательское восприятие.

Развивающие:

 - развитие образного мышления, чувства языка.

- понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе творчества А.А. Блока.

Воспитательные:

- воспитание любви к поэзии, привитие интереса к её познанию.

- воспитание эстетического отношения к слову.

- развитие интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей.

Оборудование:

1)Портрет А. А. Блока. 

2)Выставка книг (сборники стихов А.А. Блока, критическая и мемуарная литература о Блоке).

3) Текст стихотворения «Девушка пела в церковном хоре».

Сценарий урока.

1)Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворений А.А. Блока из 1 тома лирики

3) Вступительное слово учителя.

- Мы уже изучили первый том лирики А.А. Блока. Сегодня мы будем работать со стихотворением «Девушка пела в церковном хоре…» Вы уже  знакомы с размышлениями поэта о том, что путь его лирического героя – это «трилогия вочеловечивания». Сегодня у нас есть возможность пережить вместе с поэтом один из важнейших моментов этого пути, этот урок представляет возможность «включить» ваше читательское самосознание, такие образом опыт чтения станет вашим жизненным опытом. Мы попытаемся понять чувства лирического героя, пережить остроту утрат вместе с ним. На протяжении урока мы будем вести конспективные записи. В названии нашего урока - строка из стихотворения, заключающего цикл «Стихи о Прекрасной Даме»: «Там, где было белое здание, Увидишь ты черный смрад». Так в образной форме выражается драматическое мироощущение лирического героя Блока, соответствующее одному из этапов «трилогии вочеловечивания».  

Изучив 1 том лирики А. А. Блока, мы можем говорить о символике цвета звука у этого поэта. Вы знаете, что они не существуют отдельно, они взаимодействуют, передавая оттенки тончайших движений души лирического героя. Особенности его состояния попробуем понять, читая стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…»   

4) Задание 1.

- Выберите себе какой–нибудь цвет и какой-нибудь звук, любимые лирическим героем Блока в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Назовите их соседу по парте. Запишите названные в паре цвета и звуки.

4) Учитель читает стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» (текст стихотворения у учеников перед глазами).

 

Задание 2.

– Во время чтения, пользуясь своей  интуицией, субъективным ощущением, выпишите «темные» и «светлые» слова, включая звуковые образы, по типу таблицы

 

  «светлые» слова

 «темные» слова

 

По очереди прочитайте полученные ряды слов. (На доске 1 ученик - помощник учителя записывает варианты – большую часть прочитанного).

-  Удивительно, что одинаковые слова разным читателям кажутся «темными» или «светлыми». Мы все по-своему воспринимаем образы стихотворения.

5) Задание 3.

- Пожалуйста, подберите условные названия к каждому столбику, используя лексику А.Блока. Прочитайте, что получается. А если это будут не слова, а знаки?..

(Учитель дописывает на доске в получившейся таблице).

Примерная запись на доске:

«светлые» слова

«темные» слова

Пела радость; голос, летящий в купол;

Усталых; в чужом краю; ушедших; забывших;

Белое платье; пело; в тихой гавани;

Из мрака; на чужбине; усталые люди;

Луч сиял; радость будет; голос был сладок;

Никто не придет назад;

Высоко у царских врат; светлую жизнь.

Причастный; плакал ребенок.

Небо. Мечта.

Земля. Страшный мир.

+ (Плюс).

- (Минус).

 

-  Два найденных ряда слов не разделяются в стихотворении, а взаимодействуют, как разные электрические заряды. Сравнение условно, однако помогает представить, что происходит при таком столкновении, ведь художественное  

Пространство здесь - душа лирического героя…Вспомните, что происходит при столкновении  двух разных зарядов? (Разряд). А  в природе? (Молния, взрыв, «всплеск», опасный для жизни человека…) Но такой огонь может оказаться творческим; озарение, искра Божья, огонь Творца… Творчество окажется спасительным для поэта…

6)  Задание 4.

- Подчеркните одно из «светлых» слов и одно из «тёмных». Соедините их в словосочетание, учитывая, что их можно изменить и при необходимости преобразовать в другую часть речи. Запишите посередине строки то, что получилось. Прочитайте вслух. Это название вашего текста. Напишите 4-5 предложений(7-10 мин.)

- Прочитайте вслух получившиеся тексты.

7). Рефлексия.

- Какие эмоции вы испытываете на уроке?

- Что удивило вас?

(Осмысление содержания переносится в дальнейшую работу по теме).

 

Домашнее задание:

1)      Читать стихотворения:  («Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека..», «На железной дороге», цикл «Возмездие», «Незнакомка»)

2)      Прочитать статью учебника (с.162-166 учебника под ред. Журавлёва) и ответить на вопрос: какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в  1905-1098гг.

Учебник под     редакцией  Агеносова, 1 часть, с.97-100 читать анализ стихотворения «Незнакомка», с 82-86 – о II томе лирики Блока.

                                                  

 

 

 

 

                           Урок литературы в 11 классе

 

Тема урока: Урок - мастерская построения знаний по раннему творчеству В.В. Маяковского

 

Программа и УМК:

 

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы под ред. Г.И. Беленького.-М.: Мнемозина, 2009

2. Русская литература 20 века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Базовый уровень  ( В.В.Агеносов, Э.Л. Безносов, Б.С. Бугров) М.: Дрофа, 2013

3. Русская литература 20 века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя.(под редакцией  В.В. Агеносова) М.: Дрофа, 2006

4.Н.В. Егорова, И.В. Золотарева  Поурочные разработки по русской литературе 20 век. 11 класс. 1 полугодие

М., Вако, 2006

5.Т.Я. Еремина .Мастерские по литературе. 11 класс. Санкт-Петербург: Паритет,2004

 

 

Цели урока:

 

Образовательные: 

1. познакомить учащихся со своеобразием раннего творчества В.В. Маяковского через читательское восприятие.

Развивающие:    

1.развитие образного мышления;

2. развитие чувства языка

Воспитательные: 

1.воспитание любви к поэзии, привитие интереса к ее познанию;

2.воспитание эстетического отношения к слову;

3.развитие интеллекта, эмоций,  самостоятельности мышления, творческих способностей.

 

Оборудование:

1) Портрет В.В. Маяковского

2)   Выставка книг о В.В. Маяковском, сборников его стихов разных лет издания.

3)Сборники ранней поэзии В.В. Маяковского.

 

Работа учащихся со стихами В.В. Маяковского

                               

Стержневая тема урока: открытие новых знаний через создание учебных ситуаций, развитие речи учащихся.

 

Методы: поисковый, проблемный, исследовательский

 

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

 

Технологии: мастерская

 

 Сценарий урока.

1) Организационный момент и вступительное слово учителя.

На этом этапе  учитель скажет об особенностях урока,   нацелит учащихся на работу.

 

2)  Работа мастерской начинается с неожиданного для учеников задания, на первый взгляд  оно кажется абсолютно не связанным с заявленной темой урока, но на самом деле подводит ребят к  основной  работе.

Задание 1. Представьте  себе, что вы можете прямо сейчас взять в руки любой предмет, который вам захочется. Нарисуйте или опишите его словами. Вы с ним можете делать, что угодно. Запишите, что сделали бы и расскажите всем.

(На этом этапе урока выслушиваем всех. Поговорили, услышали друг друга, удивились, заулыбались. Отчасти уже выплеснули эмоциональный заряд и  получили впечатление, что свободны в своих действиях, высказываниях.)

 

3) Учитель читает стихотворение «Ночь». Текст стихотворения лежит перед учащимися. Далее ученикам предлагается задание.

 

Задание 2. На протяжении 8-10 минут делайте с этим стихотворением все, что захотите, но только записывайте, что делаете. (Работа идет в парах или в группах.)

(Если ученики не поймут суть задания, то можно пояснить, что «делайте,  что захотите» - это значит «исследуйте, изучайте, анализируйте так, как вы хотите»).

Затем каждая группа учеников рассказывает, что делали или пробовали делать и к каким выводам пришли.

 

4) Подготовленные  ученики   наизусть читают стихи Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!».

 

Задание 3. Во время прослушивания стихотворений запишите слова, которые покажутся вам важными (по 3-4 слова или словосочетания из каждого стихотворения).

 

Задание 4. Подчеркните 4-5 слов из всех записей, сделанныхвами. Выберите из них три слова и подберите к ним одну – две рифмы. Прочитайте вслух. (Иногда повторяются рифмы самого Маяковского, чаще рождаются новые и неожиданные. Недоумение, трудности сочинения рифм,  радость от удачи - все станет основой восприятия творчества противоречивого поэта).

 

Задание 5. Напишите текст на тему « Я читаю Маяковского»- несколько предложений (6-10 минут).

Тексты прочитываются в классе на следующем уроке.  

(По этим текстам сразу видно, у кого из учеников образное мышление, а у кого - логическое. )

6) Рефлексия.

Ученики делятся впечатлениями от урока.

Очень важно, что у учеников есть  возможность прочитать свои работы и послушать чужие - в том числе прошлых лет. Они оживляются, удивляются,  начинают лучше работать.

Логическое подведение итогов урока не всегда возможно и не всегда необходимо, если работаешь с произведениями искусства.

        Домашнее задание:   

 1. Закончить работу над текстом «Я читаю Маяковского»;  2.Подобрать стихи Маяковского о революции и сделать анализ одного стихотворения на уровне читательского восприятия 

 3. Индивидуальное задание: сделать сообщение на тему «Маяковский и РОСТА»

Мастерские на уроках литературы (при изучении творчества

Мастерские на уроках литературы (при изучении творчества

Педагогическая мастерская как явление педагогической технологии мастерских признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога

Педагогическая мастерская как явление педагогической технологии мастерских признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога

В мастерских у детей развивается креативное мышление, воображение

В мастерских у детей развивается креативное мышление, воображение

Русская литература ХХ века. 11 кл

Русская литература ХХ века. 11 кл

Урок – мастерская творческого письма по лирике

Урок – мастерская творческого письма по лирике

Блока, соответствующее одному из этапов «трилогии вочеловечивания»

Блока, соответствующее одному из этапов «трилогии вочеловечивания»

Плюс). - (Минус). -

Плюс). - (Минус). -

Урок литературы в 11 классе

Урок литературы в 11 классе

Оборудование: 1) Портрет В.В

Оборудование: 1) Портрет В.В

Задание 2. На протяжении 8-10 минут делайте с этим стихотворением все, что захотите, но только записывайте, что делаете

Задание 2. На протяжении 8-10 минут делайте с этим стихотворением все, что захотите, но только записывайте, что делаете

Подобрать стихи Маяковского о революции и сделать анализ одного стихотворения на уровне читательского восприятия 3

Подобрать стихи Маяковского о революции и сделать анализ одного стихотворения на уровне читательского восприятия 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020