Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ художественного текста» для обучающихся 11класса

  • Разработки курсов
  • rtf
  • 31.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ художественного текста» для обучающихся 11класса соответствует требованиям компонента Государственного образовательного стандарта.Программа рассчитана на 32 ч. (1 час в неделю). Данная Рабочая программа содержит 33 часа(1 час-резерв). Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка
Иконка файла материала РП 11 класс комплексный анализ текста.rtf
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение ________________________________                           Утверждаю Директор МБОУ_______________                    ________________________             Приказ № ________ от _____________201___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА» ДЛЯ 11 КЛАССА НА 2017­2018 УЧЕБНЫЙ ГОД («Программы  элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9 – 11 классов средней школы» / под ред. Л.В. Шамрей. – Н.Новгород: 147 стр., 2009) Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). Рассмотрено на заседании                                                                                                                методического объединения учителей                                                                                                                русского языка и литературы                                                                                                                 Протокол № __  от ____________г.                                                                      Руководитель:                                                                                                     __________/________________./                                                                                                                                                                                                                                                         Автор ­ составитель: И.К.Лизякина,                                                                                                            учитель русского языка и литературы                                                                                                            высшей  квалификационной категории20____ г. Пояснительная записка. Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ  художественного текста»  для   обучающихся   11класса   соответствует   требованиям   компонента Государственного образовательного стандарта. Разработана на основе  ∙Федерального   компонента   Государственного   образовательного   стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 г. ∙Программы   элективного   курса  «Комплексный   анализ   художественного текста».  Составитель:   ст.   преподаватель   кафедры   словесности   и культурологии   Тихонова   С.В.,   изданной   в   сборнике  «Программы элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9­11 классов   средней   школы»   /  под   ред.   Л.В.Шамрей.   –  Н.Новгород:147 стр.,2009 Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   Обязательным   минимумом содержания среднего общего образования. Программа рассчитана на   32 ч. (1 час в неделю). Данная Рабочая программа содержит 33 часа(1 час­резерв). Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на   занятиях   рассматривается   известный   учащимся   комплексный   материал   и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать   важнейшие   речевые   умения,   сформировать   навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена. Данный   курс   в   известной   степени   поможет   реализовать   на   практике   идею межпредметных   связей   школьного   курса   русского   языка   и   курса   русской литературы.Основные задачи курса: ∙Раскрыть   перед   учащимися   богатство   и   выразительность   русского   языка, систематизировать   и   углубить   знания   о   культуре   речи,   полученные   на уроках русского языка в 5­9 классах; ∙Углубить   знания   о   фонетических,   лексических,   морфологических   и синтаксических средствах выразительности русского языка; ∙Обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно­ выразительным   средствам   языка   в   собственных   творческих   работах учащихся; ∙Обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению художественного текста. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся Учащиеся должны: ∙Иметь представление об изобразительно­выразительных средствах родного лексических, словообразовательных,   языка:фонетических, морфологических, синтаксических;   ∙Уметь   выявлять   и   объяснять   использованные   в   художественном   тексте языковые факты в их значении и употреблении; ∙Использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах; ∙Производить многоаспектный комплексный анализ текста.Учебно­тематический план № Всего часов п/п Наименование разделов В том числе Форма урока 4 и 1. Особенности   строения изучения художественного текста. 2. Основные 4 аспекты комплексного анализа   текста: мотив, лейтмотив, сквозные мотивы. Роль   слова   в 2 художественном тексте. 4. Формы 3. 5 повествования. Повествование   от 1­го лица. Рассказ в рассказе.   5. Художественное 7 и время пространство   в произведении 6. Соотношение 5 речи   автора   и персонажа, дивлог   как   одна Лекции Семинары Самост.работа 2 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 3 5 3 Лекция   с элементами беседы Лекция, практикум Практикум Лекция, практикум1 Практикум 1 1 7. 8.   форм из повествования Ритмическая   и 1 интонационная организация художественной прозы 2   Заглавие художественного текста   как   один из важных   элементов его структуры.   Его роль в   произведении 9. Диагностические 2 контрольные работы. 10. Резерв. Итого: 1 33 10 17 2 5 Практикум  Мотив   как   один   из   устойчивых   смысловых   элементов Содержание курса Тема №1. Художественный текст как сложно построенный смысл. Принцип целостности как основополагающий принцип построения и изучения художественного текста. Стиль как закономерно согласованное удинство всех элементов и проявление художественной целостности в них. Учет множества связей, которые возникают во время анализа текста. Тема  №2. художественного текста. Его роль в  структуре и содержании произведения. Основные мотивы. Мотив и словообраз(концепт).   Устойчивые   мотивы.   Взаимосвязь   и     переплетение мотивов.   Лейтмотив.   Вариации   мотивов,   сквозные   мотивы.   Их   значение   в творчестве   писателей.   Контрольная   работа.   Образы   Ангела   и   Демона   в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тема №3. Роль слова в художественном тексте. Смысловая взаимосвязь слов в тексте. Связь лирики и прозы. СравнительныйУрок­семинар анализ стихотворения «Чаша жизни» М.Ю.Лермонтова и романа «Герой нашего времени». Тема №4. Речевая структура художественного произведения. Лексико­стилистическая   взаимосвязь   речи   автора   и   персонажа.   Организация повествования   в   структуре   художественного   текста.   Объективная   и субъективная   формы   повествования.   Роль   рассказчика   и   повествователя   в тексте.  «Повествование   и   форма   повествования». Самостоятельная работа. Комплексный анализ рассказов А.П.Чехова «Тоска» и «Устрицы». Тема  №5. произведения. Тесная   связь   художественного   времени   с   событийной   основой   произведения. Отражение причинно­следственных, психологических, ассоциативных связей в художественном   тексте.   Роль   художественного   пространства   в   выражении этико­эстетической   оценки   и   моральной   характеристики   героев.   Открытое   и замкнутое, динамичное и статичное пространство. Связь движения пространства в произведении. Распространение формы в нем. Контрольная работа.  Художественное   время   и   пространство   как   синтетические Тема №6. Соотношение речи автора и персонажа. Анализ использования в тексте лексико­стилистических средств в определенных творческих   целях.   Сочетание   лексики   разных   стилистических   пластов   как средство   уточнения   социально­психологической   характеристики   персонажа. Характерологическая   функция   речи   как   один   из   аспектов   художественной функции слова. Индивидуализация образа средствами языка. Приемы типизации и индивидуализации речи персонажа. Линии соприкосновения авторского языка и   языка   персонажа. (характерологическое) повествование. Тема №7. Ритмическая организация прозы. Композиционная   и   смыслообразующая   роль   ритма   в   художественном произведении.   Макроритм   и   микроритм.   Основные   средства   ритмической организации текста. Тема №8. Соотнесенность заглавия и внутреннего содержания текста. Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста. Диагностическая контрольная работа.   Несобственно­авторскоеКалендарно­тематическое планирование № урока Тема урока Кол­во часов Дата проведения 1 Художественный текст как сложно построенный смысл.  Принцип целостности как основополагающий принцип  построения и изучения художественного текста. 2,3 Стиль как закономерно согласованное единство всех  элементов 4 Учет множества связей, которые возникают во время анализа  текста. 5 Мотив как один из устойчивых смысловых элементов  художественного текста. Его роль в  структуре и содержании  произведения. Основные мотивы. Мотив и  словообраз(концепт). Устойчивые мотивы. Взаимосвязь и   переплетение мотивов. 1 2 1 1 6,7 Лейтмотив. Вариации мотивов, сквозные мотивы. Их значение 2 8 9 в творчестве писателей. Контрольная работа. Образы Ангела и Демона в творчестве  М.Ю.Лермонтова. Роль слова в художественном тексте. Смысловая взаимосвязь слов в тексте. Связь лирики и прозы. 10 Сравнительный анализ стихотворения «Чаша жизни»  М.Ю.Лермонтова и романа «Герой нашего времени». Речевая структура художественного произведения. Лексико­ стилистическая взаимосвязь речи автора и персонажа. 11 12 Организация повествования в структуре художественного  текста. Объективная и субъективная формы повествования. Роль рассказчика и повествователя в тексте. 13 14 Урок­семинар «Повествование и форма повествования». 15 Самостоятельная работа. Комплексный анализ рассказов  А.П.Чехова «Тоска» и «Устрицы». 16 Художественное время и пространство как синтетические  произведения. Тесная связь художественного времени с  событийной основой произведения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 План Факт 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 01.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.1217 Отражение причинно­следственных, психологических,  ассоциативных связей в художественном тексте. 18,19 Роль художественного пространства в выражении этико­ эстетической оценки и моральной характеристики героев. 20 Открытое и замкнутое, динамичное и статичное  пространство. 21,22 Связь движения пространства в произведении.  Распространение формы в нем. 23 Соотношение речи автора и персонажа. Анализ использования в тексте лексико­стилистических средств в определенных  творческих целях. 24 Сочетание лексики разных стилистических пластов как  средство уточнения социально­психологической  характеристики персонажа. 25 Характерологическая функция речи как один из аспектов  художественной функции слова. 26 Индивидуализация образа средствами языка. Приемы  типизации и индивидуализации речи персонажа. 27 Линии соприкосновения авторского языка и языка персонажа. 28 Несобственно­авторское (характерологическое)  повествование. Ритмическая организация прозы. Композиционная и  смыслообразующая роль ритма в художественном  произведении. Макроритм и микроритм. Основные средства  ритмической организации текста. 29,30 Соотносенность заглавия и внутреннего содержания текста.  Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста. 31,32 Диагностическая контрольная работа. 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 33 Разбор диагностической работы Итого 1 34 ч 09.05 – Праздничный день. Программа скорректирована на 33 часа. 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 02.05 16.05 23.05