Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
(средняя школа №12)
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения школы (протокол № 1 от 2021 г.) |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по воспитательной работе ________ Ю.Б. Кузнецова «____» сентября 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы №_____ от ____ сентября 2021г. Директор средней школы №12 _______________ Е.Б. Толстякова
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
За страницами учебника математики
7а , 7б классы
2021– 2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 час в неделю Количество часов по программе: 34 часа, 1 час в неделю Программа: авторская
|
Ярославль |
Составитель: Ракова Ирина Николаевна
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательная математика» составлена согласно требованиям нормативных документов:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
· Приказ Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
· Постановление правительства Ярославской области от 22.01.2014 г. № 30-п «О методических рекомендациях по расчету нормативов бюджетного финансирования на реализацию общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях (с изменениями на 17.12.2014 г.)
· Постановление мэра города Ярославля от 17.01.2017 г. № 119 «О внесении изменений в постановление мэра города Ярославля от 26.04.2016 г. № 595»
· Учебный план средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 30.08.2021 № 139/8);
· Календарный учебный график средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 25.08.2021№ 136/1);
· Авторская программа
Актуальность программы состоит в том, что математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она связывает все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение IT-технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Программа поможет подготовить учащихся 7 класса к дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научит ориентироваться в потоке различной информации.
Отличительной особенностью данной программы является ее насыщенность огромным количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Умение решать текстовые задачи - показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать алгоритм (план) решения.
Материалы программы содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» рассчитана на учащихся 7 классов (11-13 лет), проявляющих интерес к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.
Общее количество часов в год – 34 часов, количество часов в неделю – 1 час, продолжительность занятия – 45 минут. Форма обучения – очная.
Цель программы:
Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях.
Задачи курса:
Образовательные:
• привитие интереса к изучению предмета;
• расширение и углубление знаний по предмету;
• выявление математического таланта у детей;
• умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия;
• формирование навыков научно-исследовательской работы.
Развивающие:
• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;
• формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем;
• формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;
• развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;
• развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления.
Воспитательные:
• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
• формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах;
• воспитанию терпения, настойчивости, воли.
Особенности курса
В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой с использованием современных математических информационных систем.
Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека". Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.
Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей, что позволяет учителю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Основными формами проведения занятий могут являться: комбинированные тематические занятия, практикумы по решению задач, конкурсы по решению математических задач.
Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.
Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Позволяют использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к математике. Занимательность помогает учащимся освоить курс, содержащиеся в нем идеи и методы математической науки, логику и приемы творческой деятельности.
При проведении занятий целесообразно использовать основные положения и принципы культурологического подхода. Существенное значение имеет проведение дискуссий, выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовка сообщений. Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам. Однако это не исключает теоретическое ознакомление учащихся с новым материалом при изучении каждой следующей темы
Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме практических, творческих и проектных работ, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач.
Динамика
интереса к курсу будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и
последнем занятиях и собеседованиях в процессе работы.
2.Планируемые результаты
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
· приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
· научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
· применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
· участвовать в проектной деятельности;
· умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
· формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
· находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется
· простое наблюдение,
· проведение математических игр,
· опросники,
· анкетирование
· психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений,
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
· Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
· активность,
· аккуратность,
· творческий подход к знаниям,
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, явления;
· обобщать, делать несложные выводы;
· классифицировать явления, предметы;
· определять последовательность событий;
· судить о противоположных явлениях;
· давать определения тем или иным понятиям;
· определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
· применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
· выявлять закономерности и проводить аналогии;
· создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
3. Содержание программы
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Решение занимательных задач. |
5 |
2 |
Арифметическая смесь. |
5 |
3 |
Окно в историческое прошлое. |
5 |
4 |
Логические задачи. |
6 |
5 |
Принцип Дирихле. |
3 |
6 |
Комбинаторные задачи. |
4 |
7 |
Конкурсы. Игры. Квест. |
6 |
1.Решение занимательных задач (5 часов).
Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
2.Арифметическая смесь (5 часов).
Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.
Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
3. Окно в историческое прошлое (5 часов).
Практика. Работа с различными источниками информации.
4. Логические задачи (6 часов).
Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?
Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
5. Принцип Дирихле (3 часа).
Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
6. Комбинаторные задачи (4 часа).Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)
№ |
Содержание материала |
Количество часов |
Форма занятия, контроля |
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
1.Решение занимательных задач (5 ч.)
|
|
|||
1.1 |
Математика в жизни человека. Отгадывание чисел. |
1 |
Лекция. Игра «Отгадывание даты рождения». |
Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
2.2 |
Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета. |
1 |
Практика. Решение задач-шуток, задач-загадок. |
|
3.3 |
Некоторые старинные задачи. |
1 |
Практика. |
|
4.4 |
Решение задач на проценты. |
1 |
Практика. |
|
5.5 |
Задачи на составление уравнений.
|
1 |
Практика. Выполнение мини-проектов. |
|
2.Арифметическая смесь (5 часов) |
|
|||
6.1 |
Задачи на решение «от конца к началу». |
|
Лекция. Практика. |
Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выдвигать в дискуссии аргументы и контраргументы. Обобщать и использовать полученную информацию при решении задач. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
7.2 |
Задачи на переливание. |
|
Практика. |
|
8.3 |
Задачи на складывание и разрезание. |
|
Практическая работа. |
|
9.4 |
Танграм. |
|
Практическая работа. |
|
10.5 |
Киоск математических развлечений. |
|
Практика. Индивидуальные проекты. |
|
3. Окно в историческое прошлое (5 часов)
|
|
|||
11.1 |
Из истории алгебры. |
|
Мини-сообщения. |
Уметь осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и интернета. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
|
12.2 |
Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд. |
|
Индивидуальные мини-проекты. |
|
13.3 |
Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». |
|
Творческая работа. |
|
14.4 |
Женщины-математики. |
|
Сообщения учащихся. |
|
15.5 |
Интересные факты о математике. |
|
Индивидуальные мини-проекты. |
|
4. Логические задачи (6 часов)
|
|
|||
16.1 |
Задачи «Кто есть кто?». Метод графов. |
1 |
Практика. |
Уметь находить и устранять ошибки логического и арифметического характера. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. |
17.2 |
Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ. |
1 |
Практика. |
|
18.3 |
Круги Эйлера. |
1 |
Практика. |
|
19-21.4-6 |
Задачи олимпиадной и конкурсной тематики.
|
3 |
Составление ребусов, головоломок, участие в конкурсе. |
|
5. Принцип Дирихле (3 часа)
|
|
|||
22.1 |
Обобщенный принцип Дирихле. |
1 |
Лекция. |
Уметь устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
|
23.1 |
Принцип недостаточности. |
1 |
Практика. |
|
24.1 |
Раскраска. |
1 |
Практика. Составление задач. |
|
6. Комбинаторные задачи (4 часа)
|
|
|||
25.1 |
Типы комбинаторных задач. |
1 |
Творческая работа, групповые или индивидуальные проекты. |
Уметь составлять комбинации элементов по определенному признаку. Осуществлять поиск рационального решения задачи. Решать комбинаторные задачи. |
26.2 |
Перестановки. |
1 |
Практика. |
|
27.3 |
Сочетания. |
1 |
Практика. |
|
28.4 |
Размещения. |
1 |
Практика. |
|
7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)
|
|
|||
29.1 |
Интеллектуальный марафон.
|
1 |
Командные соревнования. |
Уметь выдвигать версии решения задач, выбирать средства для достижения цели в команде или индивидуально. Результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Осуществлять поиск рационального решения задачи.
|
30.2 |
«Математическая карусель».
|
1 |
Блиц игра с участием 2-х команд. |
|
31.3 |
Игры - головоломки и геометрические задачи. |
1 |
Практикум-исследование. |
|
32.4 |
Весёлый час. Задачи в стихах. |
1 |
О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах» |
|
33.5 |
Олимпиада по математике. |
|
Международные, всероссийские. |
|
34.6 |
Квест. |
1 |
Игра-соревнование. |
5. Список литературы
1. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с
2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
3. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
4. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд. М: Наука, 1994.-167с.
5. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
6. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
7. Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
8. Фарков, Александр Викторович. Готовимся к олимпиадам по математике : учебно-методическое пособие / А. В. Фарков. - 5-еизд., стер. - Москва : Экзамен, 2010. - 157
9. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы : А.В. Фарков. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 138 с.
10. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
11. https://infourok.ru/reshenie_kombinatornyh_zadach_v_nachalnoy_shkol e-191535.htm
12. https://logiclike.com/
13. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/kombinatornyie-zadachi-v-nachal-noi-shkolie
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.