Математический кружок. За страницами учебника математики. 7 класс

  • docx
  • 30.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЛАН КРУЖКА 7 КЛАСС.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12»

(средняя школа №12)

 

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения школы

(протокол № 1 от         2021 г.)

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по воспитательной работе

________           Ю.Б. Кузнецова

 «____» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора школы

№_____ от ____ сентября 2021г.

Директор средней школы №12

_______________ Е.Б. Толстякова

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

За страницами учебника математики

7а , 7б классы

2021– 2022 учебный год

 

Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 час в неделю

Количество часов по программе: 34 часа, 1 час в неделю

Программа: авторская

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

Составитель: Ракова Ирина Николаевна

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по  внеурочной деятельности «Увлекательная математика» составлена согласно требованиям нормативных документов:

·          Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

·          Приказ Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

·          Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15

·          Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

·          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

·          Постановление правительства Ярославской области от 22.01.2014 г. № 30-п «О методических рекомендациях по расчету нормативов бюджетного финансирования на реализацию общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях (с изменениями на 17.12.2014 г.)

·          Постановление мэра города Ярославля от 17.01.2017 г. № 119 «О внесении изменений в постановление мэра города Ярославля от 26.04.2016 г. № 595»

·          Учебный план средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 30.08.2021 № 139/8);

·          Календарный учебный график средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 25.08.2021№ 136/1);

·          Авторская программа

 

 

 

 

Актуальность программы состоит в том, что математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она связывает все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение IT-технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Программа поможет подготовить учащихся 7 класса к дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научит ориентироваться в потоке различной информации.

Отличительной особенностью данной программы является ее насыщенность огромным количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Умение решать текстовые задачи - показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать алгоритм (план) решения.

Материалы программы содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» рассчитана на учащихся 7 классов (11-13 лет), проявляющих интерес  к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.

Общее количество часов в год – 34 часов, количество часов в неделю – 1 час, продолжительность занятия – 45 минут. Форма обучения – очная.

Цель программы:

Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях.

Задачи курса:

Образовательные:

• привитие интереса к изучению предмета;

• расширение и углубление знаний по предмету;

• выявление математического таланта у детей;

• умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия;

• формирование навыков научно-исследовательской работы.

Развивающие:

• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;

• формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем;

• формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;

• развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;

• развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления.

Воспитательные:

• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

• формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах;

• воспитанию терпения, настойчивости, воли.

Особенности курса

В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой с использованием современных математических информационных систем.

Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.

Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека". Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.

Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей, что позволяет учителю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.

Основными формами проведения занятий могут являться: комбинированные тематические занятия, практикумы по решению задач, конкурсы по решению математических задач.

Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.

Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Позволяют использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к математике. Занимательность помогает учащимся освоить  курс, содержащиеся в нем идеи и методы математической науки, логику и приемы творческой деятельности.

При проведении занятий целесообразно использовать основные положения и принципы культурологического подхода. Существенное значение имеет проведение дискуссий, выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовка сообщений. Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам. Однако это не исключает теоретическое ознакомление учащихся с новым материалом при изучении каждой следующей темы

Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме практических, творческих и проектных работ, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач.

Динамика интереса к курсу будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях и собеседованиях в процессе работы.

2.Планируемые результаты

 

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:

·          приобретать  навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;

·          научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;

·          применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;

·          участвовать в проектной деятельности;

·          умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

·          формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;

·          находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.

 

Личностными результатами изучения курса является формирование

следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется

·       простое наблюдение,

·       проведение математических игр,

·       опросники,

·       анкетирование

·       психолого-диагностические методики.

 

Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

·       занятия-конкурсы на повторение практических умений,

·       занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

·       самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

·       участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

·       Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:

·       результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

·       активность,

·       аккуратность,

·       творческий подход к знаниям,

·       степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

 

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

·       описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·       выделять существенные признаки предметов;

·       сравнивать между собой предметы, явления;

·       обобщать, делать несложные выводы;

·       классифицировать явления, предметы;

·       определять последовательность событий;

·       судить о противоположных явлениях;

·       давать определения тем или иным понятиям;

·       определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

·       применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

·       выявлять закономерности и проводить аналогии;

·       создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.


 

3. Содержание программы

 

Тема

Количество часов

1

Решение занимательных задач.

5

2

Арифметическая смесь.

5

3

Окно в историческое прошлое.

5

4

Логические задачи.

6

5

Принцип Дирихле.

3

6

Комбинаторные задачи.

4

7

Конкурсы. Игры. Квест.

6

1.Решение занимательных задач (5 часов).

Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.

Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».

 

2.Арифметическая смесь (5 часов).

Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.

 Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

 

3. Окно в историческое прошлое (5 часов).

Практика. Работа с различными источниками информации.

 

4. Логические задачи (6 часов).

Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?

Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.

 

5. Принцип Дирихле (3 часа).

Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».

6. Комбинаторные задачи (4 часа).Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.

 

7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)

 

Содержание материала

Количество часов

Форма занятия, контроля

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

 

1.Решение занимательных задач (5 ч.)

 

 

1.1

Математика в жизни человека. Отгадывание чисел.

1

Лекция. Игра «Отгадывание даты рождения».

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ.

Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

2.2

Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета.

1

Практика. Решение задач-шуток, задач-загадок.

3.3

Некоторые старинные задачи.

1

Практика.

4.4

Решение задач на проценты.

1

Практика.

5.5

Задачи на составление уравнений.

 

1

Практика. Выполнение мини-проектов.

2.Арифметическая смесь (5 часов)

 

6.1

Задачи на решение «от конца к началу».

 

Лекция. Практика.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Выдвигать в дискуссии аргументы и контраргументы.

Обобщать и использовать полученную информацию при решении задач.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

7.2

Задачи на переливание.

 

Практика.

8.3

Задачи на складывание и разрезание.

 

Практическая работа.

9.4

Танграм.

 

Практическая работа.

10.5

Киоск математических развлечений.

 

Практика. Индивидуальные проекты.

3. Окно в историческое прошлое (5 часов)

 

 

11.1

Из истории алгебры.

 

Мини-сообщения.

Уметь осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и интернета.

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

 

12.2

Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд.

 

Индивидуальные мини-проекты.

13.3

Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим».

 

Творческая работа.

14.4

Женщины-математики.

 

Сообщения учащихся.

15.5

Интересные факты о математике.

 

Индивидуальные мини-проекты.

4. Логические задачи (6 часов)

 

 

16.1

Задачи «Кто есть кто?». Метод графов.

1

Практика.

Уметь находить и устранять ошибки логического и арифметического характера.

Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

17.2

Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ.

1

Практика.

18.3

Круги Эйлера.

1

Практика.

19-21.4-6

Задачи олимпиадной и конкурсной тематики.

 

3

Составление ребусов, головоломок, участие в конкурсе.

5. Принцип Дирихле (3 часа)

 

 

22.1

Обобщенный принцип Дирихле.

1

Лекция.

Уметь устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

 

23.1

Принцип недостаточности.

1

Практика.

24.1

Раскраска.

1

Практика. Составление задач.

6. Комбинаторные задачи (4 часа)

 

 

25.1

Типы комбинаторных задач.

1

Творческая работа, групповые или индивидуальные проекты.

Уметь составлять комбинации элементов по определенному признаку.

Осуществлять поиск рационального решения задачи.

Решать комбинаторные задачи.

26.2

Перестановки.

1

Практика.

27.3

Сочетания.

1

Практика.

28.4

Размещения.

1

Практика.

7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)

 

 

29.1

Интеллектуальный марафон.

 

1

Командные соревнования.

Уметь выдвигать версии решения задач, выбирать средства для достижения цели в команде или индивидуально. Результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.

Осуществлять поиск рационального решения задачи.

 

30.2

«Математическая карусель».

 

1

Блиц игра с участием 2-х команд.

31.3

Игры - головоломки и геометрические задачи.

1

Практикум-исследование.

32.4

Весёлый час. Задачи в стихах.

1

О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах»

33.5

Олимпиада по математике.

 

Международные, всероссийские.

34.6

Квест.

1

Игра-соревнование.

 


 

5. Список литературы

1. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с

2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.

3. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.

4. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд. М: Наука, 1994.-167с.

5. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.

6. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.

7. Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.

8. Фарков, Александр Викторович. Готовимся к олимпиадам по математике : учебно-методическое пособие / А. В. Фарков. - 5-еизд., стер. - Москва : Экзамен, 2010. - 157

9. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы : А.В. Фарков. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 138 с.

10. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с

11. https://infourok.ru/reshenie_kombinatornyh_zadach_v_nachalnoy_shkol e-191535.htm

12. https://logiclike.com/

13. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/kombinatornyie-zadachi-v-nachal-noi-shkolie


 

Скачано с www.znanio.ru