ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по математике
Для 3 «В» класса
на тему:
«Деление суммы на число».
Выполнила:
Студентка группы Ш–37
Смирнова Анастасия Семёновна
Проверили:
Учитель 3 «В» класса
Бычина Наталья Леонидовна
(___________________)
Методист колледжа
Аппельганц Татьяна Петровна
(___________________)
Отметка « » (____________)
Соликамск - 2020 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема ур. / класс |
«Деление суммы на число». 3 «В» класс |
УМК |
«Школа России», М.И.Моро |
Цель деятельности педагога |
Познакомить с правилом деления суммы на число. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Задачи |
Образовательная: - выявить различия между двумя способами деления суммы на число на основе анализа выражений; Развивающая: - развивать речь, мышление, память, воображение; коммуникативные навыки; Воспитательная: - воспитание интереса к изучению учебного предмета «Математика». |
Планируемые образовательные результаты |
Планируемые результаты:
Личностные: - понимание значения математики в жизни и деятельности человека; - умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат.
Метапредметные: Регулятивные: - самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах; - находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки. Познавательные: - проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; - проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения. Коммуникативные: - строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; - принимать активное участие в работе в паре, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства.
Предметные: - выполнять внетабличное умножение и деление; - использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; - находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Оборудование |
мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, тетради, учебники. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примеча-ния |
1.Организацион-ный момент |
- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Семёновна. Сегодня я проведу у вас урок математики. - Проверьте, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, раздаточный материал. |
Слушают учителя. Дети садятся правильно.
|
1 слайд |
2.Актуализация знаний
|
1. Продолжи ряды чисел. - Внимательно посмотрите на слайд. Задание – продолжите ряды чисел. - Ваша задача найти закономерность первого и второго рядов, и продолжить их. В каждом ряду по три пропуска, поэтому вам нужно записать по три числа. Записать эти числа нужно на листках. - Давайте проверим, что у вас получилось.
- Озвучьте закономерность, по которой вы продолжили первый ряд чисел.
- Озвучьте закономерность, по которой вы продолжили второй ряд чисел.
- Мы с вами выполнили задание на нахождение закономерности.
2. Повторение правила «умножение суммы на число». Работа в парах. У детей на столе карточки с выражениями и карточки со знаком «равно». - Составьте равенства из предложенных выражений. Одна пара учеников выполняет работу на доске. Проверка на доске. - Объясните, как вы составили равенства из данных выражений. - Как вы решали выражения со скобками?
- Какой из этого мы можем сделать вывод? - Когда мы умножаем сумму на число, выражение можно решить двумя способами. И выбираем способ для решения тот, которым удобнее решать выражение. - А можно ли было составить равенства, не решая выражений? - Почему в этом задании можно было составить равенства таким образом? - В этом задании можно было составить равенства, не решая выражений потому, что в этих равенствах одна часть – это выражение со скобками, а вторая часть равенства – это то же самое выражение с раскрытыми скобками. |
Один ученик называет свои ответы с первого ряда чисел. - 55, 56, 0. Другой ученик называет свои ответы со второго ряда чисел. - 92, 90, 89.
- Числа в возрастающем порядке, и через каждые два числа 0.
- Числа в убывающем порядке, и через каждые 2 числа последующее число уменьшается на 1.
- (7+3)*4=7*4+3*4=28+12=40 (7+3)*4=10*4=40 - (2+8)*5=2*5+8*5=10+40=50 (2+8)*5=10*5 - (30+7)*2=30*2+7*2=60+14=74 - (20+5)*3=20*3+5*3=60+15=75 -(10+8)*4=10*4+8*4=40+32=72
- Можно. |
2 слайд
3 слайд
4 слайд
|
3.Постановка учебной задачи |
На каждой парте лежит 6 «конфет» одного вида, 4 «конфеты» другого вида. - У вас на столе лежат конфеты. И вам нужно поделить эти конфеты между собой поровну. - Для этого составьте математическое выражение. - Как в выражении вы покажете, что у вас 6 круглых конфет И 4 длинные конфеты? - Что вам нужно сделать с этими конфетами? - Поделить между собой – это, какое математическое действие? - А значит, какой знак нужно поставить, чтобы показать, что конфеты нужно разделить? - Берем сумму 6 и 4 в скобки, а после скобки ставит знак деления. - На сколько человек нужно разделить 6 круглых конфет и 4 длинные конфеты? - Как это показать в выражении? - Итак, у нас получилось выражение. (6+4):2. - Прочитайте данное выражение. - Исходя из данного выражения, как вы думаете, что мы будем учиться делать сегодня на уроке?
|
- 6+4
- Поделить между собой поровну. - Деление. - Знак деления.
- На 2 человека. - После знака деления написать цифру 2.
- Сумму чисел 6 и 4 разделить на 2. - Делить сумму на число. |
5 слайд
6 слайд |
4.Работа по теме урока |
- А теперь разделите конфеты между собой. - Как вы это сделали?
- Запишите это математически на доске. - Объясните, почему вы записали именно так.
- Составьте правило, как разделить сумму на число, вставляя пропущенные слова в запись на доске.
Чтобы разделить…, можно разделить на число каждое … и результаты …
- Этот способ говорит нам о том, что вы поровну делили каждый вид конфет. - А если вам неважно будет, какая конфетка вам достанется, можно по-другому посчитать. - Как вы это сделаете? Что вам нужно узнать сначала?
- А что вы будете делать после того, как узнаете, сколько всего у вас на двоих конфет?
- Запишите это выражение. (6+4):2=
- Составите самостоятельно правило, как разделить сумму на число, согласно этому способу.
- Теперь у каждого из вас поровну конфет. |
- Разделили поровну круглые конфеты и разделили поровну длинные конфеты. - (6+4):2=6:2+4:2=3+2=5 - 6 круглых конфет разделили поровну – это записали 6:2. Затем 4 длинных конфеты разделили поровну – 4:2. И чтобы узнать, сколько всего у каждого конфет, нужно сколько каждому досталось круглых И длинных конфет – это значит, что результаты деления нужно сложить.
- Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на число каждое слагаемое и результаты сложить.
- Сначала надо узнать, сколько всего конфет. - Поделим общее количество конфет на двоих.
- (6+4):2=10:2=5
- Чтобы разделить сумму на число, можно вычислить сумму и разделить ее на число.
|
7 слайд
8 слайд |
5.Физминутка |
Скок-поскок, скок-поскок Прыгнул зайка на пенёк. Нужно зайку обогреть, Лапоньки ему согреть. Теперь все дружно потянулись, И немножечко нагнулись. И свернулись мы в клубок, Чтобы зайка не промок. |
Повторяют физминутку за учителем. |
|
6.Первичное закрепление |
- Давайте закрепим полученные знания. - Откройте тетради и запишите число и Классная работа. - Прежде, чем мы начнем выполнять задания, давайте прочитаем правило в учебники. - Прочитайте правило про себя. - А теперь прочитайте правило вслух.
№1. с.13. - Задание – вычислите с устным объяснением. - Ваша задача вычислить каждое выражение тем способом, которым будет проще решить выражение. - Первое выражение вам объясню я, как пример. (80+16):4 - В данном выражении будет удобнее каждое слагаемое разделить на число, а затем результаты сложить. - Записываю само выражение и ставлю знак равно. (80+16):4= - Затем начинаю каждое слагаемое делить на 4. Это я записываю следующим образом. 80 разделить на 4 и 16 разделить на 4. (80+16):4=80:4 16:4 - И обязательно ставлю знак сложения между ними. (80+16):4=80:4+16:4 - И теперь начинаю вычислять. Нахожу частное чисел 80 и 4 - это число 20. Записываю его после знака равно. (80+16):4=80:4+16:4=20… - Затем нахожу частное чисел 16 и 4 – это число 4. Записываю его, и между 20 и 4 ставлю знак плюс. (80+16):4=80:4+16:4=20+4= - И теперь нахожу сумму чисел 20 и 4. Сумма равна 24. (80+16):4=80:4+16:4=20+4=24
- Второе выражение у доски объяснит (имя ученика). - Остальные ученики записывают это выражение в тетради.
- А третье выражение вы объясните друг другу в парах и запишите в тетрадях.
- Вслух всему классу третье выражение объяснит (имя ученика). - Почему третье выражение вы решили другим способом?
- Какой вывод мы можем сделать из этого задания? Как вы выбираете более подходящий способ решения выражения?
№2. с.13.
- Прочитайте задачу про себя. - А теперь вслух задачу прочитает (имя ученика). - О чем говорится в задаче?
- Сколько метров ткани было у первой закройщицы?
- А сколько метров ткани было у второй закройщицы?
- По сколько метров ткани закройщицы расходовали на одно платье?
- Что нам неизвестно в задаче?
- Что требуется найти в задаче? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Давайте составим вспомогательную модель к задаче. - Сколько всего ткани было у первой закройщицы? - А сколько всего ткани было у второй закройщицы? - Запишем это в таблицу. - Что сказано о количестве ткани на 1 платье?
- Обе закройщицы использовали одинаковое количество ткани на 1 платье, а поэтому ячейки можно объединить. - Известно ли, сколько платьев скроила первая закройщица? - Значит, ставим знак вопроса. - А известно, сколько платьев скроила вторая закройщица? - Значит, тоже ставим знак вопроса. - А известно из условия задачи, сколько всего платьев скроили обе закройщицы? - А значит, объединяем фигурной скобкой и ставим возле нее знак вопроса. - Какой главный вопрос в задаче?
- Сколько действий будет в задаче? - Какое будет первое действие? - Что вы найдете этим действием?
- Какое будет второе действие? - Что вы найдете этим действием?
- И какое будет третье действие?
- Что вы найдете этим действием?
- Будет ли этот ответ являться ответом на главный вопрос задачи? - Один ученик запишет решение на доске, а остальные в тетрадях.
- А как по-другому можно решить эту задачу? - Главный вопрос задачи – сколько всего платьев скроили обе закройщицы. Можно ли ответить на этот вопрос, если не считать, сколько платьев скроила каждая закройщица? - Как вы это сделаете? Какое тогда будет первое действие?
- Что вы найдете этим действием?
- А какое будет следующее действие?
- Что вы найдете этим действием?
- Будет ли этот ответ являться ответом на вопрос задачи? - Сколько действий получилось?
- Один ученик запишет решение на доске, а остальные в тетрадях.
- Мы с вами решили задачу двумя способами. |
Один ученик читает правило.
- (30+21):3=30:3+21:3=10+7=17
- (11+13):6=24:6=4 - Числа 11 и 13 не делятся на 6 без остатка.
- Выбираем способ деления суммы на число в зависимости от слагаемых в выражении.
- В задаче говорится о том, что две закройщицы скроили платья. - У первой закройщицы было 15 метров ткани. - У второй закройщицы было 12 метров ткани. - На одно платье закройщицы расходовали по 3 метра ткани. - Сколько всего платьев скроили закройщицы. - Сколько всего платьев они скроили. - Нет.
- 15 метров. - 12 метров.
- На каждое платье расходовали по 3 метра.
- Неизвестно.
- Неизвестно.
- Неизвестно.
- Сколько ВСЕГО платьев скроили закройщицы. - 3 действия. - 15 метров ткани разделим на 3. - Найдем, сколько платьев скроила первая закройщица. - 12 метров разделить на 3. - Найдем, сколько платьев скроила вторая закройщицы. -К количеству платьев первой закройщицы прибавить количество платьев второй закройщицы. - Сколько всего платьев скроили обе закройщицы. - Да.
1) 15:3=5(п.) – скроила 1 закройщица. 2) 12:3=4(п.) – скроила 2 закройщица. 3) 5+4=9(п.) Ответ: 9 платьев скроили обе закройщицы.
- Можно.
- К 15 метрам ткани прибавить 12 метров. - Сколько всего метров ткани у обеих закройщиц. - Общее количество ткани разделить на 3. - Сколько всего платьев скроили обе закройщицы. - Да. - 2 действия.
1) 15+12=27(м.) – всего ткани. 2) 27:3=9(п.) Ответ: 9 платьев скроили обе закройщицы. |
9 слайд
10 слайд
11 слайд
|
7.Самостоятель-ная работа |
№4. с.13. |
|
|
8. Итоги урока |
- Что нового вы узнали на уроке? - Что вы повторили сегодня на уроке? |
Отвечают на вопросы. |
12 слайд |
9. Рефлексия |
- У каждого из вас на парте лежит по пять картинок. Выберите и поднимите ту картинку, которая соответствует вашей работе на уроке. |
Оценивают себя. |
13 слайд |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.