Материал на тему "Профессии будущего"
Оценка 4.8

Материал на тему "Профессии будущего"

Оценка 4.8
docx
11.05.2020
Материал на тему "Профессии будущего"
обществознн.docx

 

«Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию»

В настоящее время обществознание является обязательным экзаме­ном при поступлении на социологические, экономические, философские и юридические факультеты. Этим отчасти объясняется его популярность при сдаче ЕГЭ как экзамена по выбору ученика (дру­гая причина популярности - кажущаяся легкость данного экзамена для малоуспева­ющих школьников - нас сейчас не интере­сует).

Однако, несмотря на такую сравни­тельную востребованность, внимания об­ществознанию в системе среднего образо­вания уделяется недостаточно. Ведь дан­ный предмет объединяет в себе основы нескольких гуманитарных и социальных наук (политологии, правоведения, социо­логии, философии и экономики), но ос­новы этих наук следует изучить в течение крайне ограниченного времени.

Многочисленные  пособия по подготов­ке к ЕГЭ содержат либо набор тренировочных упражнений (материал для выполне­ния которых надо разыскивать неизвестно где), либо - другая крайность - огромный массив информации, в котором школьни­ки сразу же начинают «плавать» из-за от­сутствия элементарной (базовой) подго­товки.

Легко прийти к выводу, что ученики должны работать со специально написанными, краткими, но вместе с тем информационно насыщен­ными текстами, строго ориентированны­ми на кодификатор ЕГЭ по обществозна­нию. К каждому такому тексту нужен набор упражнений, выполняющий роль тренинга и контроля. В качестве вспомогательных материалов также могут использоваться словари терминов и персоналий, однако они не должны содержать слишком много информации (типичная ошибка авторов многих пособий).

Отталкиваясь от требований ЕГЭ, можно сис­тематизировать курс и разбить его на пять крупных блоков («Человек и общество», «Экономика», «Со­циальные отношения», «Политика», «Пра­во» ).

Более подробно в своем докладе я бы хотела остановиться на блоке «Социальные отношения».

1.   Социология и социальные отношения

Социальная сфера является одной из че­тырех сфер жизни общества наряду с ду­ховной, экономической и политической. В этой сфере происходит деление общества на общности и определяется место челове­ка в рамках этих общностей.

Изучением социальной сферы занима­ется наука социология. Во-первых, она из­учает общество как целое, состоящее из оп­ределенным образом расположенных и вза­имодействующих между собой частей. На­пример, в обществе можно выделить груп­пы по уровню дохода, рассматривать семью как органическую часть общества и т. д. Во­-вторых, социология учитывает, что обще­ство состоит из активно действующих лю­дей. Они являются и своего рода «атомами» изучаемых общностей, и активно действу­ющими элементами. Человек в рамках со­циологии рассматривается преимущест­венно как субъект, принадлежащий к ка­кой-либо общности.

Таким образом, социология - это наука, которая изучает структуры общества, их элементы и условия существования, а так­же социальные процессы, протекающие в данных структурах. Под социальной структурой понимается взаимное располо­жение людей в группе и их взаимные контакты, как на основе межличностного обще­ния, так и другими способами. Условием существования социальных структур явля­ется окружающая среда, культура, которая включает нормы поведения, ценности и средства их передачи. Социальные про­цессы отражают динамику развития обще­ства и охватывают все стороны деятельнос­ти людей в обществе, обеспечивая его функционирование.

Как и любая другая наука, социально-гу­манитарного цикла, социология обладает своей терминологией, отражающей специфику изучаемого предмета. Как правило, в социальных и гуманитарных науках ис­пользуются одинаковые термины, но в них вкладывается разный смысл. Например, в юриспруденции норма - это правило поведения, обязательное для исполнения и за­крепленное в источнике права. В социоло­гии норма - система представлений, шаб­лон поведения в рамках определенной со­циальной общности. Роль социальных норм могут выполнять как нормы права, так и нормы морали или религиозные, кор­поративные нормы.

Ключевым понятием социологии явля­ется социальный институт, отражающий внутреннее строение общества. Это систе­ма социальных связей и совокупность со­циальных норм, существующих в опреде­ленной области человеческой деятельнос­ти. Например, социальными институтами могут быть семья, армия, наука, образова­ние, церковь. Каждый из перечисленных социальных институтов возникает в ходе человеческой деятельности, в процессе удовлетворения людьми своих потребнос­тей. В каждом из них существуют опреде­ленные взаимосвязи и социальные нормы, отражающие особенность того или иного института. Так, институт семьи включает в себя:

1) совокупность общественных ценнос­тей (любовь, семейная жизнь, отношение к детям);

2) социальные процедуры и нормы (за­бота о детях, семейные правила и обяза­тельства);

3) переплетение социальных ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ре­бенка, тещи, зятя и др.).

Для общества характерно постоянное развитие, а, следовательно, возникновение и отмирание социальных институтов. На­пример, такие важнейшие социальные ин­ституты, как наука и образование, возника­ют для удовлетворения потребностей лю­дей в систематизированном получении: и практическом применении знаний толь­ко в XVII-XVIII вв. Следовательно, любой социальный институт выполняет опреде­ленную социальную функцию в конкрет­ный временной промежуток.

Для любого социального института и всего общества в целом характерно нали­чие различных социальных отношений. От взаимодействий людей их отличает то что они повторяются неоднократно и при­обретают осмысленное содержание.

2. Социальные группы

Если под социальным институтом в со­циологии понимают систему социальных взаимосвязей и совокупность социальных норм и ценностей при осуществлении людьми определенной деятельности, то под социальной группой понимается совокуп­ность людей, связанных устойчивыми свя­зями и отличающихся качественным при­знаком. Например, социальными группами будут семья, школьный класс, производ­ственная бригада. Каждая из перечисленных общностей отличается тем, что ее члены тес­но взаимодействуют друг с другом.

3. Этнические общности

Под этносом или этнической общнос­тью понимают совокупность людей, имею­щих общую культуру и говорящих, как правило, на одном языке, осознающих свою общность и свои отличия от других подобных групп. На этой основе предста­вителям этноса свойственна особая (разде­ляемая его членами) идентичность.

4. Социальные нормы и социальный контроль

Под социальными нормами в обществе или социальной группе понимается систе­ма представлений, составляющая опреде­ленный шаблон поведения. Нормы долж­ны разделяться всеми членами социальной группы или общества, а также задавать стандарты поведения.

Социальные нормы бывают формаль­ными и неформальными. Первая группа норм закреплена «на бумаге», в официаль­ных документах.· Ими могут быть нормы права, приказы генерального директора предприятия и т. п. Как правило, их испол­нение гарантируется силой государственно­го принуждения либо другими формальны­ми санкциями (см. ниже). Вторая группа норм нигде не закреплена, и несоблюдение этих норм влечет порицание со стороны общества или социальной группы. Примером в данном случае являются нормы морали.

5. Социальная стратификация и мобильность

В любом обществе на протяжении прак­тически всей истории человечества в силу различных объективных и субъективных причин существовало и существует соци­альное неравенство, которое отражает раз­личный доступ людей к социальным бла­гам. Истоки этого явления могут быть са­мыми разными. В мире нет двух людей с одинаковыми физическими и интеллек­туальными способностями, а условия их применения также редко совпадают. По­этому каждый человек занимает то положе­ние в обществе, которое он получил по рождению либо достиг в течение жизни. Это положение не является чем-то неиз­менным. Существует много примеров, ког­да индивид, родившийся в семье богатых и уважаемых людей, не нашел свое место в жизни и переместился на ступеньку ниже по «социальной лестнице» по сравнению со своими родителями. И, наоборот, человек, обладающий гораздо менее весомыми «стартовыми возможностями», достиг зна­чительного успеха и занял высокое положе­ние в обществе.

6. Социализация и отклоняющееся поведение

Человек с самого начала своего жизнен­ного пути начинает воспринимать опыт других людей. Сначала он получает его от родителей, стремится подражать им, затем начинает воспринимать социальные нор­мы от окружающих помимо членов семьи. Этот процесс получил название социализации. В этом понятии заложен самый широ­кий смысл, суть которого сводится к вос­приятию человеком социальных норм. Со­циализация сопровождается воспитанием, образованием. В ходе социализации чело­век учится говорить, формирует свои пред­ставления о мире, систему ценностей.

В социологии существует понятие агент социализации. Оно подразумевает людей, которые передают свой опыт человеку, иг­рают главную роль в становлении личнос­ти. Это представители малых социальных групп, членом которых является индивид. Таким образом, агентами первичной соци­ализации могут быть родители, бабушка и дедушка, брат и сестра, друзья и т. д. Все они в разной степени оказывают воздей­ствие на человека. К агентам вторичной со­циализации относятся представители больших социальных групп - например, преподаватель вуза, работодатель, коллеги по работе.

Итак, залогом успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию является полноценное усвоение обществоведческого курса в единстве его познавательной и компе­тентностной составляющих. Централь­ное место должно быть отведено обучаю­щим компонентам, тренировочная дея­тельность может служить лишь дополне­нием.


 

Особенности подготовки к сдаче

Особенности подготовки к сдаче

Социальная сфера является одной из че­тырех сфер жизни общества наряду с ду­ховной, экономической и политической

Социальная сфера является одной из че­тырех сфер жизни общества наряду с ду­ховной, экономической и политической

В каждом из них существуют опреде­ленные взаимосвязи и социальные нормы, отражающие особенность того или иного института

В каждом из них существуют опреде­ленные взаимосвязи и социальные нормы, отражающие особенность того или иного института

Социальные нормы и социальный контроль

Социальные нормы и социальный контроль

В ходе социализации чело­век учится говорить, формирует свои пред­ставления о мире, систему ценностей

В ходе социализации чело­век учится говорить, формирует свои пред­ставления о мире, систему ценностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020