«Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию»
В настоящее время обществознание является обязательным экзаменом при поступлении на социологические, экономические, философские и юридические факультеты. Этим отчасти объясняется его популярность при сдаче ЕГЭ как экзамена по выбору ученика (другая причина популярности - кажущаяся легкость данного экзамена для малоуспевающих школьников - нас сейчас не интересует).
Однако, несмотря на такую сравнительную востребованность, внимания обществознанию в системе среднего образования уделяется недостаточно. Ведь данный предмет объединяет в себе основы нескольких гуманитарных и социальных наук (политологии, правоведения, социологии, философии и экономики), но основы этих наук следует изучить в течение крайне ограниченного времени.
Многочисленные пособия по подготовке к ЕГЭ содержат либо набор тренировочных упражнений (материал для выполнения которых надо разыскивать неизвестно где), либо - другая крайность - огромный массив информации, в котором школьники сразу же начинают «плавать» из-за отсутствия элементарной (базовой) подготовки.
Легко прийти к выводу, что ученики должны работать со специально написанными, краткими, но вместе с тем информационно насыщенными текстами, строго ориентированными на кодификатор ЕГЭ по обществознанию. К каждому такому тексту нужен набор упражнений, выполняющий роль тренинга и контроля. В качестве вспомогательных материалов также могут использоваться словари терминов и персоналий, однако они не должны содержать слишком много информации (типичная ошибка авторов многих пособий).
Отталкиваясь от требований ЕГЭ, можно систематизировать курс и разбить его на пять крупных блоков («Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право» ).
Более подробно в своем докладе я бы хотела остановиться на блоке «Социальные отношения».
1. Социология и социальные отношения
Социальная сфера является одной из четырех сфер жизни общества наряду с духовной, экономической и политической. В этой сфере происходит деление общества на общности и определяется место человека в рамках этих общностей.
Изучением социальной сферы занимается наука социология. Во-первых, она изучает общество как целое, состоящее из определенным образом расположенных и взаимодействующих между собой частей. Например, в обществе можно выделить группы по уровню дохода, рассматривать семью как органическую часть общества и т. д. Во-вторых, социология учитывает, что общество состоит из активно действующих людей. Они являются и своего рода «атомами» изучаемых общностей, и активно действующими элементами. Человек в рамках социологии рассматривается преимущественно как субъект, принадлежащий к какой-либо общности.
Таким образом, социология - это наука, которая изучает структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. Под социальной структурой понимается взаимное расположение людей в группе и их взаимные контакты, как на основе межличностного общения, так и другими способами. Условием существования социальных структур является окружающая среда, культура, которая включает нормы поведения, ценности и средства их передачи. Социальные процессы отражают динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование.
Как и любая другая наука, социально-гуманитарного цикла, социология обладает своей терминологией, отражающей специфику изучаемого предмета. Как правило, в социальных и гуманитарных науках используются одинаковые термины, но в них вкладывается разный смысл. Например, в юриспруденции норма - это правило поведения, обязательное для исполнения и закрепленное в источнике права. В социологии норма - система представлений, шаблон поведения в рамках определенной социальной общности. Роль социальных норм могут выполнять как нормы права, так и нормы морали или религиозные, корпоративные нормы.
Ключевым понятием социологии является социальный институт, отражающий внутреннее строение общества. Это система социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности. Например, социальными институтами могут быть семья, армия, наука, образование, церковь. Каждый из перечисленных социальных институтов возникает в ходе человеческой деятельности, в процессе удовлетворения людьми своих потребностей. В каждом из них существуют определенные взаимосвязи и социальные нормы, отражающие особенность того или иного института. Так, институт семьи включает в себя:
1) совокупность общественных ценностей (любовь, семейная жизнь, отношение к детям);
2) социальные процедуры и нормы (забота о детях, семейные правила и обязательства);
3) переплетение социальных ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, тещи, зятя и др.).
Для общества характерно постоянное развитие, а, следовательно, возникновение и отмирание социальных институтов. Например, такие важнейшие социальные институты, как наука и образование, возникают для удовлетворения потребностей людей в систематизированном получении: и практическом применении знаний только в XVII-XVIII вв. Следовательно, любой социальный институт выполняет определенную социальную функцию в конкретный временной промежуток.
Для любого социального института и всего общества в целом характерно наличие различных социальных отношений. От взаимодействий людей их отличает то что они повторяются неоднократно и приобретают осмысленное содержание.
2. Социальные группы
Если под социальным институтом в социологии понимают систему социальных взаимосвязей и совокупность социальных норм и ценностей при осуществлении людьми определенной деятельности, то под социальной группой понимается совокупность людей, связанных устойчивыми связями и отличающихся качественным признаком. Например, социальными группами будут семья, школьный класс, производственная бригада. Каждая из перечисленных общностей отличается тем, что ее члены тесно взаимодействуют друг с другом.
3. Этнические общности
Под этносом или этнической общностью понимают совокупность людей, имеющих общую культуру и говорящих, как правило, на одном языке, осознающих свою общность и свои отличия от других подобных групп. На этой основе представителям этноса свойственна особая (разделяемая его членами) идентичность.
4. Социальные нормы и социальный контроль
Под социальными нормами в обществе или социальной группе понимается система представлений, составляющая определенный шаблон поведения. Нормы должны разделяться всеми членами социальной группы или общества, а также задавать стандарты поведения.
Социальные нормы бывают формальными и неформальными. Первая группа норм закреплена «на бумаге», в официальных документах.· Ими могут быть нормы права, приказы генерального директора предприятия и т. п. Как правило, их исполнение гарантируется силой государственного принуждения либо другими формальными санкциями (см. ниже). Вторая группа норм нигде не закреплена, и несоблюдение этих норм влечет порицание со стороны общества или социальной группы. Примером в данном случае являются нормы морали.
5. Социальная стратификация и мобильность
В любом обществе на протяжении практически всей истории человечества в силу различных объективных и субъективных причин существовало и существует социальное неравенство, которое отражает различный доступ людей к социальным благам. Истоки этого явления могут быть самыми разными. В мире нет двух людей с одинаковыми физическими и интеллектуальными способностями, а условия их применения также редко совпадают. Поэтому каждый человек занимает то положение в обществе, которое он получил по рождению либо достиг в течение жизни. Это положение не является чем-то неизменным. Существует много примеров, когда индивид, родившийся в семье богатых и уважаемых людей, не нашел свое место в жизни и переместился на ступеньку ниже по «социальной лестнице» по сравнению со своими родителями. И, наоборот, человек, обладающий гораздо менее весомыми «стартовыми возможностями», достиг значительного успеха и занял высокое положение в обществе.
6. Социализация и отклоняющееся поведение
Человек с самого начала своего жизненного пути начинает воспринимать опыт других людей. Сначала он получает его от родителей, стремится подражать им, затем начинает воспринимать социальные нормы от окружающих помимо членов семьи. Этот процесс получил название социализации. В этом понятии заложен самый широкий смысл, суть которого сводится к восприятию человеком социальных норм. Социализация сопровождается воспитанием, образованием. В ходе социализации человек учится говорить, формирует свои представления о мире, систему ценностей.
В социологии существует понятие агент социализации. Оно подразумевает людей, которые передают свой опыт человеку, играют главную роль в становлении личности. Это представители малых социальных групп, членом которых является индивид. Таким образом, агентами первичной социализации могут быть родители, бабушка и дедушка, брат и сестра, друзья и т. д. Все они в разной степени оказывают воздействие на человека. К агентам вторичной социализации относятся представители больших социальных групп - например, преподаватель вуза, работодатель, коллеги по работе.
Итак, залогом успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию является полноценное усвоение обществоведческого курса в единстве его познавательной и компетентностной составляющих. Центральное место должно быть отведено обучающим компонентам, тренировочная деятельность может служить лишь дополнением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.