В соответствии с учебным планом основного общего образования на 2016-2017 учебный года аттестационный материал по русскому языку для проведения годовой промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями в 8 классах представляет собой диктант.
Назначение работы – выявить и оценить степень соответствия подготовки учащихся 8 классов образовательных учреждений требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
МБОУ Павловская СШ
Материал
для проведения промежуточной аттестации
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8 классе
Выполнила учитель русского языка и литературы
Берлинская Парасковия Васильевна
20162017уч.годПояснительная записка
В соответствии с учебным планом основного общего образования на 20162017
учебный года аттестационный материал по русскому языку для проведения годовой
промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями в 8 классах представляет
собой диктант.
Текст диктанта не содержит незнакомых для учащихся слов.
определенных федеральным компонентом
Задания работы составлены с учетом содержания и требований к подготовке
учащихся,
государственного
образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку,
заложенных в образовательной программе основного общего образования МБОУ
Павловской СШ, рабочей программе по русскому языку для 8 классов, реализуемых
посредством УМК Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
На выполнение работы отводится 45 минут.
Назначение работы – выявить и оценить степень соответствия подготовки
учащихся 8 классов образовательных учреждений требованиям государственного
образовательного стандарта основного общего образования по РУССКОМУ
ЯЗЫКУ.
Нормативноправовая база:
Документы, определяющие нормативноправовую базу аттестационной работы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089), Закон Российской
Федерации «Об образовании в РФ».
Характеристика структуры и содержания работы
Промежуточная аттестационная работа по русскому языку, состоит из диктанта (124
слова) и дополнительных тестовых заданий
Время выполнения – 45 минут
Система оценивания работы и дополнительного задания
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и
пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связныетексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть
доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 8 –120 150. (При подсчете слов учитываются
как самостоятельные так и служебные слова.)
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме,
должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также
обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые
диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся,
как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых
изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не
менее 23 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются
основные: они должны быть представлены 13 случаями. В целом количество
проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе 24 различных орфограмм и
10 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 23
предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 8 9 классах – не более 10 слов, с непроверяемыми и
трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально
обучались.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо
дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто
иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если
ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она
считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если
условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в
роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного
слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить,
резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая
следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в
одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за
одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется
при наличии 3х и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Контролируемый элемент (в диктанте)
Знаки препинания при обращении
Знаки препинания при обобщающем слове
Знаки препинания при вводном слове
Знаки препинания при обособлении причастного оборота
Знаки препинания при обособлении деепричастного оборота
Знаки препинания при однородных членах предложения
Знаки препинания при прямой речи
Правописание приложений
Диктант
(1) Люди, прислушайтесь к чудесным мелодиям материземли, и вы непременно
их услышите. (2) Они повсюду: в лесу, среди пробудившегося цветущего поля.(3) Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение
птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в
зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у
протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. (4) Городские
люди, оглушённые шумом машин, отвыкли слушать их, к сожалению. (5) Тем радостнее
такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в
лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.
(6) А как хорошо новое утро! (7) Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная
радостно петь, птицы. (8) Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но
уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. (9) «В природе,
– говорит СоколовМикитов, – нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра».
Правильные ответы впишите в таблицу:
Задание
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
1. Определите, к какому книжному стилю относится данный текст
1) научный
2) разговорный
3) публицистический
4) официальноделовой
2. Определите основную мысль текста
1) Хорошо наступающее раннее утро.
2) Прислушивайтесь к чудесным звукам земли.
3) Человек в лесу, на реке, в поле.
4) Радостное пение птиц.
3. Укажите способ образования слова «пробудившийся» (8 предложение)
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочносуффиксальный
4) сложение основ
4. Укажите ошибочное утверждение
1) в предложении 8 используется олицетворение
2) в предложении 8 используются эпитеты
3) в предложении 8 используются однокоренные слова4) в предложении 8 используется гипербола
5. Укажите словосочетание, которое является глагольным
1) прислушайтесь хорошенько
2) наступающее утро
3) журчание ручейка
4) пробудившийся лес
6. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым
1) 1
2) 3
3) 4
4) 7
7. Укажите предложение с обособленным определением, выраженным
причастным оборотом
1) 4
2) 6
3) 7
4) 9
8. Укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным
деепричастным оборотом
1) 3
2) 4
3) 7
4) 8
9. Укажите, чем осложнено предложение 4
1) однородными сказуемыми
2) однородными подлежащими
3) обращением
4) вводным словом
Укажите предложения с обобщающим словом
10.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 9
Контролируемый элемент (в тесте)
Узнавание стиля речи
Определение темы текстаСпособ образования слова
Нахождение изобразительновыразительных средств, определение ошибочного
утверждения
Определение вида словосочетания (по характеру главного слова)
Определение вида словосочетания (по типу связи)
Нахождение сказуемого и определение его вида
Определение предложения с причастным оборотом
Определение предложения с деепричастным оборотом
Ответы за тест
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9 №10
3
2
2
4
1
3
1
3
4
2,3
Оценка за тест
0 – 1 ошибка – «5»
2 – 3 ошибки – «4»
4 – 6 ошибок – «3»