Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"
Оценка 5

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
2 кл—4 кл
27.08.2019
Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"
Цель нашей работы: изучение значения русских народных сказок о животных для россиян, живущих в начале 21 века. Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1.Выяснить какой герой является самым популярным в русских народных сказках о животных. 2.Изучить особенности этого животного с научной точки зрения. 3.Исследовать отношение современных школьников к этому герою. 4.Рассмотреть, какое влияние призваны оказывать русские народные сказки о животных. 5.Объединить полученные сведения и составить выводы по цели нашей работы. Объектом нашего исследования являются учащиеся 2-х и 4-х классов. Предмет нашего изучения: русские народные сказки о животных и научно-популярная литература о животных.
конференция.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №48 имени М. Ю. Коломина” IХ школьная научно­практическая конференция учащихся Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества                                     Авторы работы: Новикова Анна, 2 “А” класс,                                                                      Костецкая Мария, 2 “А” класс.                                                                            учитель начальных классов.  Руководитель: Швецова Галина Геннадьевна, КЕМЕРОВО, 2012 Содержание Введение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   3 Глава 1 Исторически­сложившиеся особенности русских народных  сказок о животных            1.1 История возникновения и типологические особенности ­­            1.2 Виды и тематическая классификация ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­            1.3 Значение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­             Глава 2 Исследование самого популярного героя русских народных  сказок о животных            2.1 Литературные особенности ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­            2.2 Научные сведения ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­            2.3 Отношение современных школьников к самому популярному герою  русских народных сказок о животных ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Заключение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Список использованной литературы ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Приложения ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Введение Принято   считать,   что   русская   народная   сказка   –   это   сокровище народной   мудрости.  Сказка  –  это   удивительное   по   силе   психологического воздействия   средство   работы   с   внутренним   миром   человека,   мощный инструмент развития.   Знакомство   детей   со   сказочным   миром   уже   с   младенчества   и   до окончания начальной школы начинается со сказок о животных. Наши предки сочинили много сказок, где главными героями были животные, которые умели говорить   и   жили   совсем   “по­человечески”.   Такие   сказочные   сказания подтверждают мысль о том, что в старину человек признавал и ощущал связь с животным миром, а самих зверей, считал своими предками и богами.   На протяжении многих столетий бабушки и дедушки, мамы и папы рассказывают   своим   малышам   про   колобка   и   курочку   Рябу,   Теремок   и Лисичку­сестричку… А  времена изменились до неузнаваемости: вместо изб – многоквартирные высотки, вместо обычных продуктов – полуфабрикаты, лес, река  и  поле всё  чаще воспринимаются   через экран  телевизора  и страницы учебников,   а   очень   многие   ребята   “активно   общаются”   с   этим   миром виртуально. Сохранилась ли актуальность знакомства с этими сказками для детей третьего тысячелетия? Мы решили найти ответ на этот вопрос. Цель нашей работы:  изучение  значения русских народных сказок  о животных для россиян, живущих в начале 21 века. Для   достижения   данной   цели   мы   поставили   перед   собой   следующие задачи: 1.Выяснить   какой   герой   является   самым   популярным   в   русских народных сказках о животных. 2.Изучить особенности этого животного с научной точки зрения. 3.Исследовать отношение современных школьников к этому герою. 4.Рассмотреть,   какое   влияние   призваны   оказывать   русские   народные сказки о животных. 5.Объединить полученные сведения и составить выводы по цели нашей работы. Объектом нашего исследования являются учащиеся 2­х и 4­х классов. Предмет нашего изучения:  русские  народные  сказки о  животных и научно­популярная литература о животных. Мы   считаем,   что   наша   работа   имеет   своевременную   практическую направленность.   Изменяются   способы   получения   и   хранения   информации, поэтому   изменились   учебники   и   способы   преподавания  (так   говорят   наши родители и учителя), так как изменился и ускорился в развитии весь мир. Поэтому   неоходимо   выяснить,   как   нам   современникам   обращаться   с культурным наследием.   Глава 1 Исторически­сложившиеся особенности  русских народных сказок о животных 1.1 История возникновения и типологические особенности Слово   сказка   известна   с   XVII   века.   До   этого   времени   употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово  "сказка" употреблялось  и раньше. Талантливые  сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако,   уже   в   19   веке   появились   люди,   которые   поставили   своей   целью собрать и систематизировать устное народное творчество. Народная   поэзия   обнимала   целый   мир,   ее   объектом   стал   не   только человек,   но   также   и   все   живое   на   планете.   Изображая   животных,   сказка придает им человеческие черты, но, в то же время, фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. самих животных. Отсюда живой, напряженный текст сказок. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее   частицей,   борясь   с  нею,   искал   у   нее   защиты,  сочувствуя   и   понимания. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных. В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ   животного.   Например,   медведь,   ставший   героем   сказок,   по представлениям   древних   славян,   мог   предсказывать   будущее.   Нередко   он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества,   становится   насмешкой   над   животными.   Мифология   в   ней переходит   в   искусство.   Сказка   преображается   в   своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под   животными.  Отсюда   —  близость   подобных   сказок   к   басням   ("Лиса   и журавль", "Звери в яме"). Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека   первобытного   общества   —   охотника   и   зверолова,   а   затем   и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял, прежде всего, в передаче молодым   людям   жизненного   опыта   и   знаний   о   животном   мире.   Вначале складывались   простые   рассказы   о   животных,   птицах   и   рыбах.   Позже,   с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных отразились древние представления человека о природе: анимизм, антропоморфизм и тотемизм. Примеров, анимизма может быть   сказка   «Жадная   старуха»   —   вариант   сказки     золотой   рыбке,   где одушевляется дерево. Анимизм проявляетя и в мотиве чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. В сказке «Крошечка­хаврошечка» из костей коровы вырастает чудесная яблоня: она помогает девушке выйти замуж. Антропоморфизм в сказках выражаемся в том, что животные говорят и   действуют,   как   люди.   Возможно,   что   основой   этого   было   наблюдаемое людьми сходство человека и животных: в действиях, в поведении, в ссорах, в страхе слабых перед сильными. На животных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость. Тотемизм, состоящий в представлении о том, что человек ведет свой род от животных, проявляется во многих сказочных сюжетах:   рождении   человека   от   животного,   превращении   человека   в животное, а животного в человека. Наиболее показательна сказка «Медведь ­липовая   нога».   С   развитием   представлений   человека   о   природе,   с накоплением   наблюдений   в   сказки   входят   сюжеты   о   победе   человека   над животными и о домашних животных, что было результатом их приручения. Выделение   сходных   особенностей   у   животных   и   человека   (речь   ­   крик, поведение ­ повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением   определенных   качеств:   лиса   ­   хитрости,   волк     ­   глупости   и жадности, медведь ­ доверчивости, заяц ­ трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и   социальной   сатиры.   В   сказках   о   животных   не   только   высмеиваются отрицательные   качества   (глупость,   лень,   болтливость),   но   и   осуждаются угнетение   слабых,   жадность,   обман   в   целях   наживы.   В   сказке   «Кот   на воеводстве»,   которая   также   называется   юз   «Бурмистр   сибирских   лесов», лесные звери обязаны приносить воеводе все, что ему нужно. В сказке «Кот и лиса»   лиса   выходит   замуж   за   кота,   выдает   его   всем   за   страшного   зверя; лесные звери вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает. В сказке «Лиса­исповедница» лиса, прежде чем съесть петуха, убеждает   его   исповедоваться   в   грехах;   при   этом   остроумно   высмеивается ханжество   духовенства.   Лиса   обращается   к   петуху:   «О   милое   мое   чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее. Сказки о   животных,   создавая   образы   персонажей,   в   которых   соединяются   черты животного   и   человека,   естественно,   передают   немало   характерного   для психологии   людей.   Однако   едва   ли   есть   основания   считать,   что   во   всех образах   животных   изображаются   человеческие   черты.   Своеобразие   образа животного в сказках как раз в том и состоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного. Как ни развито иносказание в   сказках   этого   типа,   в   них   можно   найти   и   образцы,   в   которых   трудно обнаружить иносказание. Известная сказка о лисе и тетереве содержит в себе ясное иносказание; оно очевидно из ряда деталей: лиса, например, говорит тетереву об указе, требующем, чтобы тетерева не летали на дерево, а ходили по   земле.   Но   в   сказке   «Медведь   ­   липовая   нога»   или   в   сказке   «Волк   и козлята», вероятно, нет иносказания. Эти сказки увлекают не иносказанием, а изображением действия. В сказках о животных аналогия «человек ­ животное» не позволяет сказке упускать ни качеств человека, ни качеств животного. В этом состоит своеобразие сказок, в этом особый эстетический эффект. «И именно   в   переплетении,   пересечении   животного   и   человеческого   в неожиданном соприкосновении этих, в сущности, разных планов (условного и реального)   кроется   эффект   комического   в   животной   сказке».  В  сказках   о животных основой сюжетов и основой трактовки образов зверей, птиц и рыб служит условное совмещение двух указанных планов. Это условность, а не фантастика. Некоторые исследователи полагают, что в сказках о животных большую   роль   выполняет   фантастика.   Однако   с   этим   нельзя   согласиться. Фантастика   ­   не   только   отступление   от   действительности,   но   и   резкое нарушение ее законов и особенностей. В сказках же о животных, в отличие от сказок   волшебных   (где   роль   фантастики   очень   велика),   нет   чудес,   нет волшебства, хотя есть действия персонажей, не соответствующие действиям их прототипов в жизни. В сказках о животных нет мифологических мотивов и образов, а есть реалистические (в некоторой степени) фигуры животных; Они резко   отличаются   от   фантастической   жар­птицы   волшебных   сказок:   такой птицы нет в действительности, но лиса, волк, медведь, заяц ­ обитатели наших лесов. Нет, по сути дела, в сказках о животных и оборотничества в такой степени   и   в   такой   форме,   как   в   волшебных   сказках.   В   волшебной   сказке «Девушка­рысь» мачеха обращает падчерицу в рысь, муж сдирает с нее кожу, сжигает и тем снимает заклятье. Это не сказка о животных. Нельзя к сказкам о животных отнести и сказку «Иван Медведко», где герой ­ «по пояс человек, а от пояса медведь». Сюжеты и образы сказок о животных имеют нередко социальный сатирический аспект. Однако следует подчеркнуть, что основной смысловой аспект сказок о животных ­ моральный. Это объясняется тем, что сказки   о   животных   гораздо   старше   классового   общества,   в   котором   они действительно стали приобретать ясную социальную трактовку. В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление товарищества,   благодаря   которому   слабые   побеждают   злых   и   сильных,   и прославление   самой   победы,   которая   приносит   слушателям   моральное удовлетворение. Мирные животные, даже если они глупы, достигают победы: баран одурачивает волка, овца и лиса побеждают волка. Волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден ­ вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят. Лиса хочет съесть петуха, тетерева. Если она вместе  с другими зверями выступает  против  волка,  то получает   положительную   оценку,   если   сама   наносит   вред   другим   ­ отрицательную.  Структура сказок о животных довольно проста. Основой композиции служит строение сюжета. В зависимости от хода действия распределяется и весь   повествовательный   материал.   Самая   примечательная   особенность строения этого типа сказок  ­  нанизывание эпизодов. Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. «Бежала лисица по лесу, увидела на дереве тетерева...», «Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран...». Но встреча обычно ­ лишь начало целого ряда других встреч. Весьма типична для сказок о животных так называемая комулятивная, или цепочная, структура. Петух подавился бобовым зернышком, курица бегает от одного к другому, просит помощи, пока не спасает петуха («Бобовое зернышко»); муха построила теремок, к ней по очереди приходят разные звери: один, другой, третий... («Теремок»). Такая же структура в сказках «Колобок» и «Коза с орехами».   Нередка   в   сказках   трехкратность   ситуаций:   три   раза   лиса обращается к петуху и три раза к тетереву; три раза волк приходит к избушке козы. Началу сказок свойственна конструкция «жили­были старик и старуха» (разные   варианты).   Соответственно   этому   в   сказках   о   животных   находим: «жили­были кум с кумой — волк с лисой», «жили­были волк да лисичка», «жили­были   лиса   да   заяц».   В   сказках   о   животных   диалогизм   развит значительно   более,   нежели   в   сказках   другого   типа:   он   движет   действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. Широко вводятся в сказки песенки: лиса песенкой выманивает петуха, волк песенкой обманывает козлят, колобок бежит и напевает песенку: «Я по коробу скребен, по сусеку метен...» Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят   из   сложных   положений.   Он   поддерживается   комизмом   многих ситуаций и юмором. В сказке «Напуганные, медведь и волки» баран по совету кота пугает волков найденной на дороге волчьей головой и те разбегаются, боясь, что и у них отгрызут головы. 1.2 Виды и тематическая классификация Сказки   о   животных   выделяются   в   особую   группу   по   характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).   Н. Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне­Томсоном и В. Я. Проппом в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок   А.   Афанасьева   ("Сравнительном   Указателе   Сюжетов. Восточнославянская сказка"): 1.         Дикие животные. 2.         Дикие и домашние животные 3.         Человек и дикие животные. 4.         Домашние животные. 5.         Птицы и рыбы. 6.         Другие животные, предметы, растения и явления природы. Каждая группа сказок имеет свои характерные сюжеты.  Так, первая группа включает в себя сказки о лисе, которая крадет рыбу из   саней,   и   о   волке   у   проруби;   о   лисе,   попавшей   в   горшок   со   сметаной; известные сказки: битый небитого везет (лиса и волк), лиса­повитуха, звери в яме, лиса и журавль (приглашение друг друга, в гости), лиса­исповедница, мир у зверей.   Ко второй группе относятся сказки: волк в гостях у собаки, старая собака и волк, кот и дикие животные (звери пугаются кота), волк и козлята.  К третьей группе следует причислить сказки: о мужике, медведе и лисе (мужик обманывает медведя при дележе урожая); о том, что старая хлеб­соль забывается   (волк,   спасенный   мужиком   хочет   его   загрызть);   о   медведе   — липовой   ноге;   о   лисе,   которая   меняла   скалочку   на   гусочку,   гусочку   на индюшечку, индюшечку на овечку.  В четвертую группу входят сказки о козе лупленой, о лошади, собаке.  В пятую — о журавле и цапле (несостоявшемся сватанье) о разбитом золотом яичке, о смерти петушка, подавившегося зернышком.  В шестую ­ о лисе и раке, пустившимся вперегонки, о тереме мухи, о колобке и животных, о войне грибов, наконец о морозе, солнце и ветре. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как: 1.         Кумулятивная сказка о животных. 2.         Волшебная сказка о животных 3.         Басня (аполог) 4.         Сатирическая сказка Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как: 1.         Комическая (бытовая) сказка о животных 2.         Волшебная сказка о животных 3.         Кумулятивная сказка о животных 4.         Новеллистическая сказка о животных 5.         Аполог (басня) 6.         Анекдот. 7.         Сатирическая сказка о животных 8.         Легенды, предания, бытовые рассказы о животных 9.         Небылицы Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался   положить   формальный   признак.   Костюхин   же,   в   основу   своей классификации,   отчасти   положил   формальный   признак,   но   в   основном исследователь   разделяет   жанры   сказки   о   животных   по   содержанию.   Это позволяет   глубже   понять   разнообразный   материал   сказки   о   животных, который   демонстрирует   разнообразие   структурных   построений,   пестроту стилей, богатство содержания. Третья   возможная   классификация   сказки   о   животных   является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на: 1.         Детские сказки.      ­     Сказки, рассказанные для детей.      ­     Сказки, рассказанные детьми. 2.         Взрослые сказки.     1.3 Значение Сказки   о   животных,   как   и   волшебные   сказки,   возникли   в   глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и   память   о   родовых   тотемах,   и   вековой   опыт   общения   первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед  началом  охоты,  и это   имело   магическое   значение. В  наше  время  из рассказывают   детям.   И   говорится   в   них   о   повадках,   проделках   и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер   зверей   уподобляется   человеческому:   медведь   ­   глуповат,   заяц   ­ трусоват, волк ­ жаден, а Лиса Патрикеевна ­ хитрее хитрых, обманет кого хочешь. Жили­были дед да баба, и была у них курочка ряба ­ замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию. Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Такие сказки для ребят постарше ­ тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай ("тебе ­ вершки, мне ­ корешки"), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.  В сказках для самых маленьких нередко встречаются стихотворные и песенные   вставки   ­   это   и   запоминание   облегчает,   и   слух   развивает,   и развлекает. А длинные, бесконечные сказки ­ это и игра, и упражнение в речи, в   логическом   мышлении.   Особенно   полезны   так   называемые   цепевидные сказки,   где   надо   очень   внимательно   следить   за   порядком   эпизодов,   за   их логикой.  Есть сказки и животных для подростков, для взрослых. Сказка "Лиса­ исповедница" пародирует церковную исповедь. Читая   сказку,   человек   волнуется,   переживает,   а   когда,   наконец   все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей   книги.   Сказка   сегодня   ­   не   полуразрушенный   памятник   далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры. Животные   персонажи   русских   народных   сказок   представляют   собой целую   галерею   разнообразных   характеров.   Конечно,   все   эти   персонажи метафорически   отражают   мир   людей   –  их   действия,  страхи   слабых   перед сильными,  находчивость   и  доброту.  В  сказках   о   животных  человек   играет второстепенную   роль   или   отсутствует   вовсе.   Стоит   отметить,   что характеристика   животных   в   сказке   отличается   склонностью   к   типизации образа,   то   есть   героя   ярко   выделяет   какое­то   одно   качество,   присущее человеку.   Например,   заяц   всегда   трусливый,   а   кот   олицетворяет справедливость.   В   русских   сказках   положительные   персонажи­животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости. Сказки о животных – один из древнейших фольклорных жанров. В них переплелись   отголоски   мифов   о   тотемных   животных,   рассказов   о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен  многовековой  опыт человека по освоению мира природы, постижению важнейших законов его бытия – как биологических, так и нравственно­этических. В русской народной “животной” сказке взаимно отражают друг друга два мира – мир людей и мир зверей. Сказки о животных вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений,   знакомят   с   характерами   и   взаимоотношениями   людей.   Это порождает особого рода условность повествования. Животное и человек в анималистических сказках взаимозаменяемы, переносимость функций с одних персонажей на другие делает первичным действие, а не совершающего его субъекта.  Возможность   взаимообмена   персонажей   порождает   в   фольклоре тождественные по смыслу образы и параллельные сюжеты.  Так,   совпадают   начала   сказок   “Кот,   петух   и   лиса”   и   “Баба­Яга   и Жихарь”:   в   первой   лиса   уносит   петуха,   выманивая   его   песней,   а   кот отправляется его спасать; во второй Жихарь утащен Бабой­Ягой, выманившей его   песней,   а   на   помощь   ему   спешат   кот   и   воробей.   Сходно   развиваются сюжеты   сказки   “Старая   хлеб­соль   забывается”   и   “Сказки   о   рыбаке”   из сборника   “Тысяча   и   одна   ночь”:   в   первой   лиса   заставляет   волка   влезть обратно в мешок так же, как рыбак заставляет влезть обратно в кубышку выпущенного   им   джина.   Наконец,   практически   тождественны   по   сюжету, композиции и идейному смыслу сказки “Лисичка со скалочкой” и “Старуха­ лапотница”,   в   которых   героини   путем   обмана   меняют   скалочку/лапоть   на курочку,   курочку   на   гусочку,   гусочку   на   индюшку   и   т.   д.   вплоть   до бычка/девочки. Условность,   принципиальная   образная   “двуплановость”,   смысловая неоднозначность   выступают   характернейшими   чертами   сказок   о   животных, определяющими  и путь их научного исследования, и методы и приемы их изучения в школе, и формы работы над ними с детьми.              Глава 2 Исследование самого популярного героя русских народных сказок о животных 2.1 Литературные особенности Нами было проведено исследование, какой герой в русских народных сказках о животных в них чаще всего упоминается. Из 53 прочитанных нами сказок в 20 сказках есть лиса, в 18 – волк, в 16 –   медведь,   а   остальные   животные   от   10   и   менее   раз.   Сравнительный количественный и качественный анализ можно более подробно рассмотреть в схемах, диаграммах и таблицах в приложениях № ­ №. Полученные нами результаты подтверждаются мнением В. Я. Проппа, Арне Томсона,   Е.   А.   Костюхина,   А.   Н.   Афанасьева   и   других   исследователей народного творчества. Лиса, каким именем она бы не называлась(Лиса Патрикеевна, Лисичка­ сестричка, кума­лиса) ­ чаще других животных  является персонажем русских народных сказок о животных. Распространены сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Встречаются также сказки, где лиса   обманывает   и   других   животных   (например,   зайца),   или   людей.   В большинстве   случаев   Лиса   (или   Лис)   является   отрицательным   героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство, эгоизм.  В сказках характер лисы не всегда однозначный. Всё зависит “возраста”  самой сказки и  вида сказки. 2.2 Научные сведения ЛИСИЦА ЛИСИЦА  рыжая или обыкновенная, наиболее распространена и хорошо известна. Размеры ее крупнее, чем у других представителей рода: длина тела 60—90 см, хвоста — 40—60 см, масса — 6—10 кг. В большинстве случаев окраска   спины   ярко­рыжая,   с   неясным   темным   узором,   брюхо   белое,   но иногда   черное.   Окраска   у   животных   из   южных   районов   ареала   тусклая. Наряду   с   типично   окрашенными   «огневками»   встречаются   особи   с   более темным   мехом:   сиводушки,  крестовки,  черно­бурые.  Изредка   наблюдаются альбиносы.   Распространена   лисица   очень   широко:   в  Европе,   Северной   Африке, большей   части   Азии   (вплоть   до   Северной   Индии,   Южного   Китая   и Индокитая),   в   Северной   Америке   к   югу   до   северного   побережья Мексиканского   залива.   Окраска   и   размеры   лисиц   отличаются   большой географической изменчивостью. В Европе существует 14 ­ 15 подвидов, а для остальной   части  ареала   известно   более 25  подвидов,  не  считая   множества других, описанных систематиками, но сомнительных форм. В общем, к северу лисицы становятся крупнее и ярче, к югу ­ мельче и тусклее окрашенными. В северных районах с суровыми климатическими условиями чаще встречаются черно­бурые и другие формы окраски. Отмеченное разнообразие окраски и величины лисицы связано с обширностью ее ареала и большими различиями условий   существования   в   отдельных   его   частях.   Достаточно   сказать,   что лисица   населяет,   правда   с   разной   плотностью,   все   ландшафтно­ географические зоны, начиная с тундры и лесов вплоть до степей и пустынь, включая горы. При этом лисица водится не только в дикой природе, но и в культурных ландшафтах, включая ближайшие окрестности сел и городов, в том числе крупных промышленных центров. Более того, подчас в освоенной человеком   местности   лисица   находит   особенно   благоприятную   для   себя обстановку. Повсюду лисица предпочитает открытую местность, а также те районы, где имеются отдельные рощи, перелески, а также холмы и овраги, особенно если зимой снежный покров там не слишком глубокий и рыхлый. Поэтому на территории нашей страны больше всего лисиц живет не в лесах, а в лесостепях, степях и предгорьях Европейской и Азиатской частей.   Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается самой разнообразной пищей. Среди поедаемых ею кормов более 300 видов одних только   животных,   не   считая   нескольких   десятков   видов   растений. Повсеместно основу ее питания составляют мелкие грызуны, главным образом полевки. Можно сказать, что от их обилия и доступности в значительной мере зависит   благосостояние   популяций   этого   хищника.   Более   крупные млекопитающие, в частности зайцы, играют несравненно меньшую роль, хотя в некоторых случаях лисицы ловят их, особенно зайчат, достаточно часто, а в период   заячьего   мора   поедают   их   трупы.   Иногда   лисицы   нападают   на маленьких детенышей косуль. Птицы в питании лисицы не столь важны, как грызуны,  хотя   хищник   никогда   не   упустит   случая   поймать   любую   из   них, оказавшуюся на земле (начиная от самых мелких и до наиболее крупных — гусей, глухарей и др.), а также уничтожить кладку и птенцов. Даже домашних птиц лисица похищает не так часто и не в столь большом числе, как принято думать. В южных районах Европы лисицы часто добывают пресмыкающихся; на   Дальнем   Востоке,   живя   около   рек,   они   кормятся   лососевой   рыбой, погибшей после нереста; почти повсеместно в летние месяцы поедают массу жуков   и   других   насекомых.   Наконец,   охотно   используют   всевозможную падаль, а в голодное время — и различные отбросы. Растительные корма — плоды, фрукты, ягоды, реже вегетативные части растений — входят в состав пищи едва ли не всех лисиц, но особенно на юге ареала. Вообще характер питания  и  видовой  состав  кормов сильно  разнятся  не  только   в  различных географических   районах,   но   и   у   особей   смежных   популяций,   населяющих неодинаковые местообитания.   Индивидуальный участок, который занимает пара или семья, должен обеспечивать   зверей   не   только   достаточным   количеством   пищи,   но   и удобными, безопасными местами для устройства нор. Лисицы роют их сами либо (и очень часто) занимают принадлежавшие барсукам, суркам, песцам и другим   животным,   приспосабливая   их   к   своим   потребностям.   Чаще   всего лисицы селятся на склонах оврагов или холмов, избирая участки с хорошо дренированным   песчаным   грунтом,   защищенные   от   заливания   дождевыми, талыми и грунтовыми водами. Даже если нора вырыта самостоятельно, не говоря   о   барсучьих   и   песцовых,   она   обычно   имеет   несколько   входных отверстий,  ведущих   через   более   или   менее   длинные,  наклонные   туннели   в обширную   гнездовую   камеру.   Иногда   лисицы   используют   естественные убежища — пещеры, расщелины скал, дупла в толстых упавших деревьях. В большинстве случаев (но далеко не всегда) жилище бывает хорошо укрыто в густых зарослях. Ио его демаскируют далеко тянущиеся тропы, а вблизи — большие   выбросы   грунта   около   входов,   многочисленные   остатки   пищи, экскременты и т. д. Нередко на лисьих городках развивается пышная сорная растительность.   Как   правило,   лисицы   пользуются   постоянными   жилищами только в период воспитания молодых, а в остальное время года, в частности зимой, отдыхают в открытых логовах в снегу или в траве и во мху. Однако, спасаясь   от   преследования,   лисицы   нередко   норятся   в   любое   время   года, скрываясь в первой попавшейся норе, которых бывает немало в местах ее обитания.  Подобно   волку,   лисица   принадлежит   к   моногамам,   размножающимся только один раз в году. Течка у нее происходит с декабря по март и длится у каждой самки всего несколько дней. Время гона и его эффективность зависят от   погоды   и   упитанности   зверей.   Бывают   годы,   когда   до   60—70%   самок остается без потомства. Беременность у лисиц длится от 49 до 58 дней. В выводке насчитывается 4—6 и до 12— 13 щенков, покрытых темно­бурым пухом.   В   двухнедельном   возрасте   они   начинают   видеть,   слышать,   у   них прорезаются первые зубы. Полтора месяца лисята выкармливаются молоком, но   еще   до   этого   они   появляются   около   нор   и   постепенно   приучаются родителями к обычной пище, а также к ее добыванию. В общем, со времени гона и до окончательного выхода лисят из нор проходит около 6 месяцев. В их воспитании   участвуют   оба   родителя.   Подросшие   щенки   рано   начинают отлучаться из «дома» и часто встречаются далеко от него, будучи еще совсем небольшими.   К   осени   они   вполне   вырастают.   Некоторые   самки   уже   на следующий   год   начинают   размножаться   и   во   всяком   случае   достигают половой зрелости в двухлетнем возрасте.  В неволе лисицы живут до 20—25 лет, но в природе всего несколько лет.   Лисица   достаточно   оседла.   В   большинстве   районов   ей   несвойственны регулярные   миграции.   Они   известны   только   в   тундре,   пустынях   и   горах. Например одна из помеченных в Малоземельской тундре лисица была добыта в 600 км к юго­западу. Охотятся лисицы в разное время суток и там, где их не преследуют,   встречаются   днем,   причем   не   обнаруживают   какого­либо беспокойства   при   виде   людей.   В   противных   случаях   лисица   отличается крайней   осторожностью   и   удивительной   способностью,   уходя   от   погони, запутывать   и   пускаться   на   всевозможные   уловки,   чтобы   обмануть   собак. Поразительные   повадкки   обнаруживает   лисица   и   при   охоте,   недаром   в фольклоре   едва   ли   не   всех   народов,   знакомых   с   лисицей,   она   неизменно служит,   так   сказать,   символом   хитрости   и   ловкости.   Действительно,   в условиях суровой борьбы за существование у лисицы выработались весьма сложные   формы   поведения,   причем   у   некоторых   особей   они   достигли большого совершенства. Спокойно идущая лисица следует по прямой линии, оставляя   на   снегу   четкую  цепочку   следов.   Испуганная,  она   может   бежать очень быстро, галопом или буквально распластавшись над землей и далеко вытянув хвост. Замечательное зрелище представляет лисица, занимающаяся зимой мышкованием, т. е. охотой на полевок, где­нибудь на заснеженном поле. Вошедшая в азарт, она то прислушивается к писку грызунов под снегом, то делает   грациозный   прыжок,   начинает   быстро   рыться,   разбрасывая   вокруг снежную пыль, стремясь настигнуть и схватить добычу. При этом хищница порой настолько увлекается, что подпускает к себе очень близко. Впрочем, зрение   у   лисицы   не   отличается   остротой   и   к   неподвижно   стоящему   или сидящему человеку она может подбежать почти вплотную. Зато обоняние и слух развиты очень хорошо И служат основными анализаторами. Во время гона   или   в   состоянии   возбуждения   лисица   издает   довольно   громкий, отрывистый   лай,   вроде   тявканья.   Дерущиеся   или   обозленные   звери пронзительно визжат. Численность   лисиц   в   природе   заметно   колеблется   по   годам.   На   ее состоянии   сказывается   обилие   грызунов,   метеорологические   условия, массовые болезни. В голодные годы не только падает плодовитость самок и выживает   мало   молодых,   но   и   возникают   условия,   способствующие распространению эпизоотии, иногда охватывающих обширные пространства. Таковы   эпизоотии   бешенства,   чумы   плотоядных,   зудневой   чесотки   и   ряда неизвестных заболеваний. Иногда при этом находят десятки трупов зверей, а у оставшихся в живых резко ухудшается качество меха.  Лисица имеет большое практическое значение как ценный пушной зверь и   энергичный   враг   вредных   грызунов   и   насекомых.   Ущерб,   причиняемый домашней птице и дичи, не идет ни в какое сравнение с пользой, приносимой этим хищником. В своё время, в заготовках пушнины в СССР шкурки лисицы, по   их   стоимости,   стоят   на   четвертом   месте   (в   среднем   ежегодно заготавливается более 480 000 шкурок лисиц). Очень большое их количество добывается и в других странах, особенно в США и Канаде. В конце  XIX  в. была искусственно создана порода серебристо­черных лисиц. Путем селекции не только было существенно улучшено качество шкурок серебристо­черных лисиц, но и выведены совершенно новые породы — платиновая, бакурианская и др. Ежегодно только в России по  своей беспечности  не менее 10 людей становятся   жертвами   такого,   на   первый   взгляд,   безобидного   зверя.   В приложении №  мы приводим пример нескольких выдержек статей о том, как это происходит. 2.3 Отношение современных школьников к самому популярному герою русских народных сказок о животных  Мы   провели   анкетирование   второклассников   и   четвероклассников   и выяснили: ­ большинство детей впервые услышали слово “лиса”, когда им рассказывали сказки и показывали картинки родители или воспитатели детского сада, или во время просмотра мультфильмов; ­ несколько ребят ответили, что впервые увидели лисицу в зоопарке или в цирке; ­ никто, из опрошенных, не дал ответа, что впервые лису увидел на прогулке, в походе или на охоте. Сравнительный   количественный   и   качественный   анализ   можно   более подробно рассмотреть в схемах, диаграммах и таблицах в приложениях № ­ №. Анологичное   исследование   проводил   журналист   Ю.   Алмазов.   По результатам   анкетирования,   которое   он   провёл,   наблюдается   следующая закономерность: чем старше респонденты, тем чаще они отвечают на вопрос, что знают о животном из личных наблюдений, напротив, респонденты от 15 до 35 лет получили первые представления о животных из сказок, в том числе мультфильмов, детских утренников. С результатами его исследования можно ознакомиться в приложении № Два схожих, но независимых друг от друга исследования, помогли нам сделать  вывод о том, что начиная с 80х годов двадцатого века, люди всё больше стали отдаляться от настоящей природы. Причины этого достойны новых исследований. А вот последствия отчётливо   видны, если следить за иформацией прессы (Приложение № ). Заключение Изучив   исторически­сложившиеся   особенности   русских   народных сказок о животных, мы убедились, что они  помогают взрослым смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Благодаря русским народным сказкам   о   животных   легко   устанавливается   связь   времён   и   передаётся многовековой опыт предков потомкам.  Самостоятельно   прочитав   большое   количество   русских   народных сказок   о   животных,   изучив   мнение   литературоведов   и   независимых исследователей,   мы   пришли   к   выводу   о   том,   что   чаще   всего   в анималистических сказках русского народа одним из героев является лиса.  На примере этого героя мы рассмотрели под влиянием каких факторов строится   отношение   современных   детей   и   взрослых   к   этому   герою   и выяснили,   что   наши   представления   о   многих   диких   животных   во   многом сформированы под влиянием сказок и всего того, что создаётся на их основе: мультфильмы, комиксы, иллюстрации, компьютерные игры, инсцениро­ванные праздники и т. д. В   начале   21   века   преимущественное   большинство   россиян   являются городскими жителями (более 75%). Имея “сказочное” представление о лисе, любуясь красивой мягкой рыжей кумушкой, почти никто при встрече с ней не вспомнит   сразу     о   том,   что   на   деле   лиса   в   основном   кормится   мелкими мышевидными грызунами, подслеповата, часто болеет бешенством, довольно агрессивна, если что­то угрожает её детям. Из­за способов питания и образа жизни,   лиса   считается   “грязным”   животным,   часто   бывает   переносчиком различных опасных заболеваний, передающихся контактным путём.   Исходя из цели нашей работы, делаем выводы: Из хищных животных лисица меньше всего боится человека и часто се­ лится не только в черте сельских, но и городских поселений. Забывая об ос­ торожности, человек под влиянием не точно сформированного образа и  своей любознательности иногда становится жертвой реальных обстоятельств.   ­ русская народная сказка о животных осталась неизменной, а актуальность знакомства с ней и её значение свой первоначальный смысл для поколения третьего тысячелетия частично утратили; ­   если   продолжать   “по­старому”   знакомить   детей   с   русскими   народными сказками       о животных, это может навредить их жизни и безопасности в реальности. ­ использование сказочных персонажей русских народных сказок о животных, должно подкрепляться научной информацией. Уже   сейчас   наша   работа   имеет   большое   практическое   значение. Каждый,   кто   ознакомится   с   ней,   наверняка   обновит   свой   интерес   к фольклорному творчеству и обозначит его место в своей жизни.  Мы   же   хотим   продолжить   исследования   в   данной   области.   В дальнейшем мы намереваемся найти актуальные и конструктивные способы сочетания   этнографического,   исторического   и   современного   в   работе   с литературными источниками.                                                                                               Приложение№ Анализ русской народной сказки " Колобок" Русская народная сказка "Колобок"­ сказка о животных. Сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобок и "положила на окошко студится". А колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке.  Пока он катился он встречал различных зверей ( медведя, зайца, волка). Все  звери хотели съесть колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали.  Когда он повстречался с лисицей, колобок спел ей песенку, но она  притворилась глухой и попросила колобка сесть ей "на носок, да пропеть ещё  разок". Колобок сел лисе на нос, та его и съела. Главные герои сказки ­ колобок и лисица. Колобок ­ добрый, простой,  смелый. Лиса ­ хитрая, ласковая. Мораль сказки: "Говори меньше, думай больше", " Догадка не хуже  разума", " С умом задумано, да без ума сделано", "Легко хвалится, легко и  свалится". В сказке имеются повторения фраз, таких как "Колобок, колобок я тебя съем", " Не ешь меня, я тебе песенку спою". Также повторяется песня  колобка. Детям следует объяснить такие слова, как сусек, амбар, студится. С детьми можно обсудить следующие вопросы, для развития  критического мышления: ­ Если бы лиса не съела колобка, а бабка бы его нашла. Можно было бы ей с  дедом съесть этот колобок? ­ Если бы вместо колобка в сказке был внук, то какие действия он совершил  ошибочно?  Сказка соответствует требованиям к содержанию произведений для  детей, т.е доступна для детского понимания, интересная для детей,  небольшая по объему, язык простой, сюжет развивается быстро, небольшое  количество непонятных слов. Данная сказка предназначена для чтения детям младшего и среднего  дошкольного возраста. Список использованной литературы 1 Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430с. 2          Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев ­ М.:  Просвещение, 1980 – 111с. 4          Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ.  Под ред. Е.Е.Зубаревой ­ М.: Просвещение, 1989 –398с. 5          Нартова­ Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной  психотерапии. ­ М., 1996.­С. 3­14 6          Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров –  М.: Просвещение, 1930 – 105с. 7          Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И.  Ожегов, Н.Ю. Шведова ­ М.: Азбуковник, 1997 – 944с. 8          Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное  образование.­ № 8­2008. ­23­35с. 9          Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну  добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К  Попов, Дж. Кавелин – С.­П.: Нева, 1997 – 108с. 10              Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп – Л.: Лениздат, 1984 –263с. 11        Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп – Л.:  Лениздат, 1986 – 415с. 13              Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным  словом//Дошкольное воспитание­ № 7 ­1980­6­11с. 14              Ткацкий И.Л. Спешите творить благо//Пионер – 1990 ­ №5 – 55с. 15        Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и  хрестоматия/К.Д.Ушинский ­ М.: Просвещение, 1986 – 350с. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975. С. 72. См. об этом: Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. С. 300. Пиложение№ Независимое исследование журналиста Ю. Алмазова об основных источниках влияния на мнение людей по формированию образа животных Варианты ответов 1)Сказки (а  также мульт­ фильмы,  новогодние  представления и т.п.) 2)Школьная программа 3)Научная литература и животные Возрастные группы 15 ­ 35 лет 35 ­ 60 лет 60 ­ 80 лет старше 80 лет   Всего заяц лиса волк медведь заяц лиса волк медведь заяц лиса 11      12         9           3 4 5 7 5 2 2 12 14 11 13 3 4 7 4 1 1 8       8       4       11        1        2        2        2        1        1 1 2 0 4 0 1 0 3 0 0 32 36       24       41        8       12       16       14        4        4 др. научные источники 4)Рассказы бывалых людей 5)Личные   на­ блюдения   и опыт 6)Другие источники 7)Затрудняюсь ответить волк медведь заяц лиса волк медведь заяц лиса волк медведь заяц лиса волк медведь заяц лиса волк медведь 3 4 1 1 2 1 4       3       1       1       1       1       1       1       2       1       2       0 2 5 1 2 3 1 5 3 1 1 1 1 1 1 2       0       0       0        7        14         3         6        11        5        37        33        25        11         5         5         4         6        11         4        13         9        1        3        1        2        3        1        9        9        8        3        2        2        1        2        3        1        6        3 1 2 0 1 3 2 19 18 15 6 1 1 1 2       4       2       5       6 Приложение №          Как­то в одной из наших краевых газет промелькнула информация о том, что на Черноморском Побережье лисица, больная бешенством, покусала  девочку. Ребёнок увидел гуляющее по мусорке животное и с радостными  криками: «Лисичка! Лисичка!» протянул руку, а лисичка­сестричка подошла  и несколько раз грызнула. Родители не придали этому особого значения, и  вскоре дочка погибла. Практически у всех пушных диких животных в шерсти живут паразиты типа   блох.   Когда   их   количество   увеличивается   животное   начинает чувствовать сильный дискомфорт. Моя история о том, какой метод борьбы с паразитами применила лиса. Я обратил внимание на лису, когда заметил ее возле   скирды   соломы.   Мне   сначала   показалось,   что   лиса   ест   солому.   Но присмотревшись,   я   заметил,   лисица   не   ест,   набирает   полный   рот,   с   таки расчетом, чтобы солома торчала в разные стороны. С этой охапкой во рту она побежала   к   недалеко   текущей   речке   и   начала   медленно   по   сантиметру заходить   в   воду.   Когда   над   водой   остался   практически   одна   мордочка   с охапкой соломы, лиса резко нырнула и всплыла за несколько метров вверх по течению. Большинство паразитов, как вы поняли, убегая по шерсти от воды сконцентрировались именно в охапке соломы, которую лиса бросила. Бешеная лисица нападает первой Количество пострадавших растет во многих регионах В   этом   году   в   России   от   укусов   бешеных   лис   умерли   3   человека. Статистика   вроде   бы   не   такая   уж   пугающая,   но   специалисты   во   многих регионах   обращают   внимание   на   тревожную   тенденцию   увеличения   числа нападений бешеных лис на людей и домашних животных. Рыжая хищница что­ то зачастила в города и села. А это плохой признак: здоровая лисица никогда не  подойдет  к  человеческому  жилищу. Выходят  к  людям  только  больные. Бешенство, или гидрофобия, лишает лису страха и осторожности. Известны случаи нападения лисиц не только на человека, но и на крупных оленей, быков и   овец.   Гидрофобия   вызывает   тяжелое   поражение   центральной   нервной системы, и если после укуса не сделаны экстренные прививки, последствия могут быть самыми печальными.  Резко   ухудшилась   эпизоотическая   обстановка   по   бешенству   в Подмосковье.   Особое   беспокойство   у   охотоведов   вызывают   Шатурский, Егорьевский и Павловопосадский районы: именно в этих районах отмечено небывалое количество больных лисиц. За неполные 10 месяцев этого года в Московской   области   зафиксировано   9   случаев   нападения   бешеных   лис   на людей. Один из них ­ с летальным исходом. От укуса лисы погиб 26­летний житель Орехо­Зуевского района. Схватка с рыжей хищницей произошла у… мусорного   контейнера   в   самом   центре   города   Дрезна.   Лиса   умудрилась вцепиться молодому мужчине в лицо (а укусы бешеного животного в лицо и руки   считаются   самыми   опасными).   Человек   оказался   сильнее,   и умерщвленная   лиса   должна   была   украсить   зимнее   пальто   супруги пострадавшего.   Но   через   35   дней   победителя   не   стало.   Еще   нескольким членам семьи пришлось срочно проводить курс профилактики.  Еще   более   напряженная   обстановка   сохраняется   в   Нижегородской области, где отмечено 30 случаев заболевания бешенством диких и домашних животных. Причем среди заболевших домашних животных не только кошки и собаки,   но   и   кролики,   коровы,   овцы.   Охотники   застрелили   двух   рыжих хищниц в непосредственной близости от жилья человека: обе промышляли у курятников в городах Бор и Ветлуга. Ветеринарные врачи определили, что лисы   были   больны   гидрофобией.   В   области   был   создан   штаб   по   борьбе   с больными   лисами.   Медицинская,   ветеринарная   и   коммунальная   службы разработали   мероприятия   по   профилактике   бешенства   животных.   Было решено отстреливать всех хищников, начать истребление бродячих кошек и собак,   а   также   регулировать   численность   диких   животных,   провести профилактическую вакцинацию домашних собак, кошек и крупного рогатого скота.  Бурный рост популяции лис и соответственно крупные очаги бешенства зарегистрированы в последние три­четыре месяца в Оренбургской области, откуда, преодолев территорию Башкирии, бешеные лисы перебрались  и на территорию   Пермской   области.   Сегодня   больные   животные   заселяют Прикамье.   И   самая   действенная   мера,   которая   может   помочь   в   борьбе   с рыжим хищником, ­ это искусственное регулирование численности лисицы, проще говоря ­ отстрел.  Неспокойно   и   в   Кировской   области.   В   селе   Ральники   немолодую женщину гостья из леса подкараулила на грядке с огурцами. Пострадавшую сразу   же   отправили   в   районную   лечебницу.   В   Тужинском   районе   лиса покусала   двенадцатилетнего   мальчишку.   Ребенку   назначили   курс   лечебно­ профилактических прививок против бешенства.  ­   На   территорию   нашей   области   мигрируют   зараженные   бешенством лисы из соседней Нижегородской области, ­ считает врач отделения особо опасных   инфекций   Кировского   областного   центра   Госсанэпиднадзора Людмила   Мельникова.   ­   Там,   как   вы   знаете,   зафиксированы   огромные масштабы   смертельно   опасного   заболевания   среди   диких   и   домашних животных.  Война   с   рыжим   хищником   вовсю   идет   в   Брянской   и   Орловской областях.   Массовое   нападение   лисиц   на   домашних   овец   отмечено   в Суземском   районе   Брянщины.   В   городе   Ливны   Орловской   области   лиса подкралась   к   зазевавшемуся   мужчине   сзади   и   укусила   за   ногу.   Мужчина госпитализирован. Похожий случай агрессивного нападения больной лисы на человека   имел   место   в   селе   Курьяново   Конаковского   района   Тверской области.   В   светлое   время   дня   на   сельской   улице   лиса   напала   сзади   и прокусила ногу.  Неблагополучная   обстановка   по   числу   заболевших   бешенством сохраняется на юге Приморья и в Еврейской автономной области. Один из самых шокирующих случаев нападения больной лисы на человека случился в селе Раздольное (Надеждинский район Приморского края). Больная хищница заявилась   в   село,   забралась   в   один   из   дворов   и,   когда   ее   начали   гонять, вцепилась в губу немолодого селянина. Непрошеную гостью убили поленом, а пострадавшего немедленно отправили в местную больницу. Совсем недавно в селе   Нагибово   (Еврейская   автономная   область)   двух   больных   лисиц, оказавшихся на картофельном поле, попытались прогнать, за что они искусали несколько человек. Все пострадавшие были госпитализированы. Вот мнение главного охотоведа области Алексея Феоктистова:  ­   Последнее   происшествие   убедительно   говорит   о   том,   что   в   наших лесах на сегодняшний день обитает огромное количество больных хищников, и происходит это действительно из­за того, что мы не регулируем численность лисиц.   Надо   принимать   действенные   меры.   У   нас   каждую   осень   бывают случаи,   когда   лисы   или   енотовидные   собаки   набрасываются   на   людей   (в прошлом году таких нападений было 12), но то, что они стали кусаться прямо на картофельном поле, ­ это уже сигнал, что больных животных стало больше нормы.  В Брестском районе нередки случаи  нападения бешеных лис, как  на домашних животных, так и непосредственно на людей. В Задворцах бешенная лиса   в   апреле   этого   года   напала   на   собаку,   а   в   районах   прилегающих   с Беловежской   пущей   стихийно   страдают   люди   от   «нашествия»,   на   первый взгляд,   милой   и   пушистой   лисы.   В   ветеринарном   управлении   области сообщили,   что   в   местных   лесах   уже   было   обнаружено   несколько   трупов лисиц.   Лабораторные   исследования   подтвердили   наличие   у   погибших хищников бешенства. Сейчас они обнаглели до такой степени, что свободно бегают по улицам деревень.   В   деревнях   есть   бродячие   собаки.   А   ближе   к   вечеру   хозяева спускают   с   цепи   своих   дворняг,   чтобы   те   порезвились   на   воле.   Все   они забегают   и   в   лес.   Бешеные   же   лисы   наоборот   тянутся   к   жилью,   потеряв всякую   бдительность.   Это   во   много   раз   увеличивает   риск   нежелательных встреч.   Актуальность   проблемы   возрастает,   потому   что   число   диких животных   в   Беловежских   лесах   увеличивается,   где   отстрел   рыжих практически не ведется. А на сегодняшний день среди всех лесных обитателей именно   они   чаще   заражены   бешенством.   Это   одна   из   немногих   болезней, против   которой,   даже   продвинутая   современная   медицина   бессильна. Достаточно капли слюны зараженного животного. Два­три месяца ­ и человек умирает в страшных мучениях.  Кстати, любопытно, что лисы, как и волки, очень легко "встраиваются" в  атропогенные   ландшафты   в  любом   их   виде.  В  Москве,   прямо   в   городе, живёт жизнеспособная популяция. В Лондоне (парках) их охраняют, считают частью английского пейзажа.  Существует   республиканская   программа   профилактики   бешенства. Министерством   лесного   хозяйства   объявлен   специальный   конкурс   и поощряется отстрел нежелательных видов. Но если в прошлые годы охотник, чтобы   получить   вознаграждение,   предъявлял   комиссии   в   подтверждение хвост (который надо было хранить целый год), теперь должен предъявлять уже шкуру с хвостом. Хотя можно было бы выделать шкуру и продать, чтобы возвратить деньги, потраченные на боеприпасы. Да и хранить шкуру с хвостом целый год проблематично. А как быть с бешеными лисами? Ведь с них шкуру снимать   нельзя,   а   хранить   тем   более.   Это   вразрез   с   санитарными, ветеринарными   и   прочими   нормами.   Вот   и   получается,   что   у   охотников отбили всякий интерес охотиться на лисиц. На самом деле ущерб, который нерегулируемое поголовье лисы наносит охотничьему хозяйству, наверное, нисколько не ниже волчьего. Просто здесь речь идёт о птичьих гнёздах. В ситуации, когда человеческая деятельность является   неотъемлемой   частью   происходящих   в   природе   процессов, численность лисицы стараются задавить всеми возможными способами ­ от нелимитируемой охоты до газации нор.  Недавно   поймал   себя   на   мысли,   что   и   сам­то,   уж   точно   не   будучи ребёнком,   пребываю   в   плену   детских   сказочных   представлений.   Почти   в центре   станицы   на   речном   острове   в   высоком   разнотравье   услышал подозрительный шорох. Притаился. На небольшую прогалину вышел огненно­ рыжий   плутишка­лисёнок.   И   что   первое   отметил,   так   это   хитрющее   и нагловатое   «выражение   лица»   уже   позже   понял,   что   лучше   ретироваться, поскольку где­то рядом нора, и в любой момент могут появиться озабоченные родители. А месяцем позже увидели молодую лису в черте Краснодара на берегу Кубани и подозвали её подачками. И не сразу дошло, что кумушка могла запросто оказаться больной.  Еженедельно, а то и несколько раз в неделю на дорогах Каменецкого района встречаются сбитые лисы.  Бешеная   лиса   не   боится   человека,   позволяет   себя   погладить,   но совершенно неожиданно может вцепиться мёртвой хваткой в руку. Проверка на бешенство возможна по анализу крови лисы. Проверять на водобоязнь не советую ­ пригласите охотоведа и ветеринара. Иногда она грызет сама себя, начиная с хвоста. Вот это вообще страшная картина.  Симптомы:   1­я   стадия:   потеря   аппетита,  рвота,  понос   или   запор,   угнетенность, раздражительность, косоглазие, разный размер зрачков;   2­я: перевозбуждение, агрессия, извращенный аппетит (тряпки, камни), паралич гортани, хриплый лай, обильное слюноотделение;   3­я: паралич и гибель животного! Вирус смертелен для человека, через не поврежденную кожу ­ не проникает, опасен укус! Инкубационный период ­ от 2 до 8 недель!  Весна­лето   –   пора   отпусков   и   приятных   прогулок,   берегите   себя, отправляясь в Беловежскую пущу (Каменецкий район), и будьте бдительны, смотрите   за   детьми   и   домашними   животными.   Лис   он   хитрый,   лис   легко "встраивается" в атропогенные ландшафты в любом их виде. Приложение № Результаты анкетирования учащихся 2 и 4 классов “ Отношение современных школьников к самому популярному герою русских народных сказок о животных ” по вопросу: Благодаря чему у вас в голове появился первый образ лисы? Вариант ответа 2 класс 1)Сказки (а также мультфильмы,  новогодние и  другие пред­ ставления и  праздники) 2)Школьные уроки 3)Научная  литература  (энциклопедии, справочники),  интернет. 4)Рассказы  бывалых людей 5)Личные на­ блюдения и опыт   6)компьютерные игры 12 3 5 ­ ­ 3 4 класс 18 всего 30                1                3                1                ­                2 4 8 1 ­ 5

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"

Материал к научно-практической конференции по теме "Отношение к русским народным сказкам о животных на современном этапе развития общества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019