КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
3 КЛАСС
Тема: «Великие сказы П.П.Бажова»
Вид урока: интегрированный, полижанровый.
Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П.П.Бажова
Задачи:
· повторить и обобщить впечатления о прочитанных сказах и об авторе сказов;
· закрепить навык пересказа и отзыва о прочитанном произведении;
· развивать познавательный интерес и творческие способности обучающихся;
· эстетическое, морально-нравственное, патриотическое воспитание учащихся;
Материалы и оборудование: фонограмма с песней «Волшебный цветок»; детские иллюстрации к сказам; малахитовая шкатулка; образцы драгоценных и полудрагоценных камней; материалы для изготовления каменного цветка в мастерской Данилы Мастера (степлер, клей, ножницы, фольга, упаковочная бумага, изготовленные заранее стержни из картона); костюмы для выступающих.
Ход урока:
1. Организационный момент (звучит песня «Волшебный цветок»). Каким вы представляете себе волшебный цветок? К этому прекраснейшему природному объекту, а еще и волшебному, обращались не раз многие поэты и писатели. Вспомните, в каких литературных произведениях встречаются волшебные цветы? («Аленький цветочек», «Цветик – семицветик», «Каменный цветок», розы и в сказке «Снежная Королева» и др.) И мы с вами сегодня тоже затронем тему волшебного цветка и волшебства в целом.
2. Постановка цели (вводное слово учителя)
- Сегодня мы в очередной раз попадем в мир сказок. Но это будут не просто сказки, а целый мир сказов. Как вы думаете, чем сказ отличается от сказки? (построен на реальных событиях, похож на реальный рассказ, отличается народной речью). А кто же написал сказы, которые мы читали? Отгадайте:
- Быт Уральский отразил,
Мастерство изобразил,
Он земли услышал зов.
Кто? Да, сказочник …(Бажов).
О чем же Бажов писал, какой край прославлял?
- Нам богатства эти дал
Край родной, родной … (Урал).
Итак, мы с вами попадаем в мир сказов П.П.Бажова. Цель нашего урока – обобщить, что мы знаем о великом Уральском сказочнике и его сказах (слайд 1)
3. Биография П.П. Бажова (слайды 2-7)
Кто такой Бажов? Как он жил, чем занимался? Вы что-нибудь знаете о нем?
- Павел Петрович Бажов – коренной уралец, родился 28 января 1879 г. в семье горнозаводского мастера. В 1899 г. закончил Пермскую духовную семинарию и начал свой трудовой путь в глухой уральской деревушке Шайдуриха, где работал учителем, преподавал русский язык. В течение 15 лет Бажов ежегодно во время каникул пешком странствовал по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников.
С первых дней революции 1917 г. Бажов уходит добровольцем на фронт. Именно в это время он берется за перо: редактирует дивизионную газету, пишет небольшие очерки, рассказы.
После окончание Гражданской войны Бажов работает в газете. В 1024 году выходит первая его книга «Уральские были», которая состояла из очерков о старом Урале, за ней – автобиографическая повесть «Зеленая кобылка» (1939 г.).
В 1938 г. были написаны первые сказы «Малахитовой шкатулки».
В 1939 г., когда Бажову исполнилось 60 лет, выходит сборник его сказов «Малахитовая шкатулка», куда вошло только 14 сказов. А вообще им было написано около 60 сказов. Главными героями сказов были уральские умельцы, мастера.
П.П.Бажов умер в 1950 году В Москве в Кремлевской больнице, но похоронен в Екатеринбурге. Где стоят ему памятники и сколько их? (на Ивановском кладбище, на Плотинке, Дом-музей).
4. Викторина по сказам
А сейчас пришло время узнать, насколько хорошо вы знакомы со сказами Бажова.
4.1. Ермаковы …(лебеди), Синюшкин ….(колодец), Серебряное … (копытце),
Кошачьи … (уши), Орлиное …(перо), Огневушка …(поскакушка), Каменный …(цветок), Золотой …(Волос), Голубая …(змейка), Таюткино …(зеркальце).
4.2. Угадать название сказа по иллюстрации (слайды 8-14).
5. Отзывы детей о прочитанных сказах Бажова и демонстрация детских иллюстраций по сказам.
6. Инсценировка отрывка из сказа «Малахитовая шкатулка»
Есть еще один очень интересный сказ, какой, догадайтесь. Сегодня в гости к нам пришли герои этого сказа (инсценирование).
- Ведущий:
«У Настасьи, Степановой то вдовы, шкатулка малахитова осталась со всяким женским прибором. Кольца, там, серьги и протча по женскому обряду. Сама хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой. Настасья в сиротстве жила, не привыкла к этому богатству и не шибко любительница была моду выводить.
- Настасья:
«Ишь, скажут, какая царица в Полевой выискалась. Уберу-ка, от греха подальше.»
- Ведущий:
«Как Степан умер, забеднела семья все-таки. Где-же одной женщине с малолетками хозяйство управить. Тут родня и давай Настасье в уши напевать.
- Родня:
«Продай шкатулку, то, на что она тебе. Что в пусте добру лежать. Все едино, и Танюшка как вырастет, носить не будет. Вон там штучки какие, только барам да купцам в пору.»
- Танюшка:
«Мамонька, не продавай. Лучше я в люди пойду, а тятину памятку побереги. (примеряет украшения и говорит): Сколь хорошо тятино, то подаренье. Тепло от него, будто на пригревенке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит.
- Ведущий:
«Как Настя уезжала в город на базар, Танюшка достанет шкатулку и камушки перебирает, любуется, на себя примеряет. Раз к ней и забрался хитник. Испугалась Танюшка, сидит, как замерла. А мужик сойкнул, топор выронил, и обеими руками глаза захватил, как обожгло их.
- Хитник:
«Ой, батюшки, ослеп я, ослеп! Ой, не подходи! Как солнцем ударило, от жары что-ли! (убежал).
- Ведущий:
«А тоже случаем вышло. Приходит к ним женщина, небольшого роста, чернявая, в Настасьиных уже годах, а востроглазая, и по всему видать, шмыгало такое, что только держись. На спине котомочка холщевая, в руке черемуховый бадажок, вроде как странница. Просится у Настасьи.
- Странница (Хозяйка)
« Нельзя ли у тебя, хозяюшка, день другой отдохнуть, ноженьки не несут, а идти то не близко»
- Настасья:
«Место не жалко, не пролежишь, поди, и с собой не унесешь. Только вот кусок у нас сиротский: утором лучок с кваском, вечером квасок с лучком, вся и перемена. (странница зашла и котомку развязала). Приветить ее не успели, а она нако, - обудки сняла и котомку развязала.
- Странница (женщина пальцем к себе Танюшку поманила):
« Иди-ка, дитятко, глянь на мое рукоделие, коль понравится и тебя выучу. (показывает вышивку).
- Ведущий:
Принялась та женщина Танюшку учить. Скорехонько Танюшка все переняла. Да вот еще что, Танюшка не то, что к чужим, к своим неласкова была, а к этой женщине так и льнет, так и льнет. До того, слышь-ка, вверилась этой женщине, что ведь сказала ей про шкатулку.
- Танюшка:
«Есть у нас дорогая тятина памятка – шкатулка малахитовая, вот где каменья, век бы на них глядела. ( достала шкатулку и показала)
- Странница:
«Надень-ка на себя, виднее будет. Ладно, доченька, ладно. Капельку только поправить надо. Прими-ка доченька от меня памятку (подает пуговку). Как что забудешь по работе, либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку, тут тебе и ответ будет»
- Ведущий:
Сказала так и ушла. А Танюшка с той поры мастерицей стала. А уж в годы входить стала, вовсе невестой глядит. Заводские парни об окошки глаза смозолили. Жить ладно стали. Только беда их настигла, пожар случился. Шкатулку, однако, Настасья выхватила из огня.
- Настасья:
Видно край пришел, придется шкатулку продать.
- Ведущий:
«Горько стало Танюшке, да что поделаешь. В пуговку посмотрела, а так зеленоглазая маячит – пущай продают. И даже не стала на прощанье те камни глядеть. А носить те украшения не мог никто, на одного кого-то тот мастер подгонял, другому не подойдет, есть у нас красавица, другую такую не сышешь. Приехал в то время барин Турчанинов. Шкатулка попала на глаза барину, захотел увидеть он красавицу местную.
- Барин (обращаясь к Танюшке):
«А хошь, подарю обратно камешки та.»
- Танюшка:
«Отдаривать нечем»
- Барин:
« Ну а примерить на себя ты их можешь? Взглянуть мне охота, как эти камни на человеке придутся? Выходи за меня замуж, согласна?
- Танюша:
«Слыхала я, будто в царском дворце есть палата, малахитом тятиной добычи обделанная. Вот если ты в этой палате царицу мне покажешь, тогда выйду.
- Ведущий:
«Уехал барин в Петербург. Танюша к нему приехал. А слух уже о Турчаниновой невесте по всему городу прошел. Прошла Танюша в царские палаты и услышала, что ее выдают за самовольницу, Турчанинову невесту.
- Таня:
«Это еще что придумал, я просила мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу. Получи свои камни».
- Ведущий:
«С этими словами прислонилась к стенке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея и руки. А камни из шкатулки, какой не схватят, тот свернется в капельку. Поглядел в пуговку, а там зеленоглазая красавица хохочет. Да еще после этого случая заметочка вышла. Сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала. Сразу двух девиц в малахитовых платьях видали
- Какой это сказ? («Малахитовая шкатулка»)
7. Вопросы о камнях
А знаете ли вы, какие драгоценные камни подарила Хозяйка Медной горы Настасье в малахитовой шкатулке? Сейчас проверим: (камни достаются из малахитовой шкатулки и показываются на слайде 15)
- На нем зеленые узоры, словно русские просторы,
На лужайку он манит, медный камень …(малахит).
- Царь камней! Он так искрится, не устанешь им дивиться.
Тверже всех во много раз. Бриллиант или …(алмаз).
- Честность, дружбу предвещает, бури, злобу устраняет,
Словно бриллиант на глаз, благороднейший …(топаз).
- Этот камень для утех, дарит он любовь, успех.
И легенды в том не врут, камень этот …(изумруд).
- Властелин морских глубин голубой …(аквамарин).
- В путешествиях не страшны ни пурга, муссон, эфир.
Если есть с собою камень, называется …(сапфир).
- Он печаль забыть велит, чудный камень …(хризолит).
- Камень положи в вино, соком станет в раз оно.
Он лилов, прозрачен, чист, распрекрасный …(аметист).
- Видели, идет молва, его в клюве у орла.
Важен для любых сердец, родонит или …(орлец).
- Счастье, радость , мир дарит синий камень …(лазурит).
- Разных он цветов бывает, он здоровье охраняет
Говорят, что с ним не страшно, потому, что это… (яшма)
- Камень этот яшме брат и зовут его …(агат).
- Будто шкурку змея сбросила и на камень его набросила
Камень тот узнаешь вмиг, он зовется …(змеевик)
- Стоит обратить нам взоры – письмена тут иль узоры?
Тайну древнюю хранит, еврейский камень … (пегматит)
8. Мастерская Данилы- Мастера.
(Дети делятся на группы. Каждой группе выдается материал: степлер, клей, скотч, фольга, упаковочная бумага, заранее подготовленный из картона ствол).
А теперь каждая из групп должна сделать свой «каменный цветок», такой, какой не удалось сделать Даниле-Мастеру. Не забудьте, что цветок должен быть красивым и волшебным. Вложите все свои добрые пожелания и помыслы в этот цветок, и тогда он, действительно, приобретет волшебные качества.
(Когда цветы готовы, они надеваются на светящийся жезл, и получается один большой светящийся цветок).
8. Итог урока.
У нас с вами получился один настоящий волшебный цветок. Теперь мы можем загадать самые сокровенные желания, которые наш цветок исполнит. А самое заветное мое желание, чтобы вы всегда любили свой родной край, богатейший Урал. Урал, как вы помните, переводится как «земля золотая». И богата она не только полезными ископаемыми: драгоценными камнями и металлами, но и золотыми талантливыми людьми, какими станете, надеюсь, и вы. Спасибо за урок. Чтобы вы хотели пожелать друг другу возле нашего волшебного цветка? (пожелания детей.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.