Материал к презентации "Словарь В. Даля"
Оценка 4.6

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
русский язык
2 кл
05.08.2018
Материал к презентации "Словарь В. Даля"
Материал содержит в себе сопроводительную записку к презентации "Лексическое значение слова. Словари В. Даля", описание каждого слайда, виды работ, направленных на формирование навыка работы со словарем, развитие умения излагать свои мысли, моделировать ситуацию и привитию навыков грамотного письма, умению высказывать оценочные суждения.
Сопроводительный материал к уроку русского языка ориг..doc
Сопроводительный материал к уроку учителя начальных классов  (конспект урока) Предмет: Русский язык  Программа: «Планета знаний» Класс: 2 Тема урока: Виды лексического значения слова. Толковый словарь В.Даля. Цель урока: Продолжить знакомство  с разными видами  лексического значения  слова. Формировать навыки работы со словарём. Задачи урока: 1. Учебные: развитие познавательного интереса, творческой активности  учащихся;  развития у школьников умения излагать мысли, моделировать  ситуацию;  повторение и закрепление основного материала, выраженного в  неординарных ситуациях;                2. Развивающие:  Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через  выполнение заданий   Совершенствовать мыслительные операции: абстрагирование,  классификацию, обобщение во время работы со схемой;  Развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать  оценочные суждения. 3. Воспитательные:  воспитания уважения к мнению другого человека, умения достойно вести  спор, находчивости, умения работать в команде.  Формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким  людям;  Убедить в необходимости взаимопомощи и сотрудничества между  учащимися в классе. Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска SMART Board,  Point презентация, выполненная в программе SMART Notebook. № слай да   1.                             2.   3. Слайд презентации Деятельность на уроке Организационное  задание. Цель: Активизировать мыслительные  операции учащихся. Создать мотивацию на дальнейшую  деятельность. 1. Орг. момент:      Прозвенел звонок           Начинается урок,            Приготовьтесь, улыбнитесь,            И тихонечко садитесь. Мы продолжаем путешествие по  стране Знаний. И отправляемся  сегодня в одно удивительное  королевство, где живут звуки и  буквы. А правит этим великим  королевством Король Русский язык. Велико и богато государство  Русского языка и все здесь значимо. И чтоб порядок был везде, следят за этим помощники короля ­ его  придворные:   Чтобы писать грамотно, ­ фонетика и орфография этому служит,   чтобы правильно и красиво  говорить ­ синтаксис и пунктуация  за этим следят.   А вот какие правильно  использовать в своей речи слова –  лексика в этом поможет  сама.  1   Сегодня продолжим работу  над изучением лексического  значения слова.  2. Узнаем о разных видах  значения слова.  3. Познакомимся со словарем В.  Даля. Правитель этого государства  поздравляет вас с успешным  окончанием 1 четверти и дарит вам  подарок. 4.                    5.   6. Но вот беда по дороге злой,  могущественный колдун  ОРБОД  узнал об этом и перехватил  этот  подарок А вот он и сам: Запись колдуна:  Я­ могущественный, злой  волшебник­ Орбод Ха­ха­ха… Хотите взять у меня подарок ?  Ха­ха, ха­ха, ­ попробуйте! Сделать это нелегко. Люблю я все  портить и всем мешать. Люблю  задания сложные и препятствия  всем создавать... (Учитель нажимает на звездочку  слева внизу и выходит  из  Point презентации. Появляется презентация   SMART Notebook). Колдун с его магическими знаками. Учитель: Кто согласен, совершить  это не простое  путешествие и  победить хитрого колдуна? Чтобы  его победить,  надо лишить его   магической силы – правильно  выполнить все его задания.  Дружно за руки возьмемся,  И с пути мы не собьемся.  Будем друг другу  помогать, И все дружно отвечать. Узнаем, что за подарок приготовил нам король. Задание, носящее частично­ поисковый характер. Цель:  Активизировать пространственный  анализ, интуицию  учащихся, опирающуюся  на их личный опыт.   Организация задания:  Название этого подарка колдун   зашифровал в этой таблице.  Расшифруйте эту запись. Выпишите  букву из алфавита, чей порядковый  номер указан внизу, соединив все  буквы, вы получите слово. Оно  обозначает название подарка. Напишите это слово в ваш листок  путешественника, который лежит у  вас на столе.  Почему этот лист так называется?  Кто такой путешественник?  Давайте обратимся к словарю  толковому, где  объясняют все  значения слов.  (Само слово означает –  странствовать;  кто находится на  пути, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим странам.) Задания  написаны на листке  путешественника, который лежит на столе у вас. В конце каждого задания стоит   кружочек. Если это задание ты  делал с  интересом и  удовольствием, закрась его в  красный цвет, если задание вызвало  трудности и сомнения ­ закрась  желтым. Приступаем к работе №1. Пишут на листке.     7. Лист путешественника     Ф.И.…………………………….             Дружно за руки возьмёмся,            И с пути мы не собьёмся.            Будем друг другу  помогать,            И все  дружно отвечать. 1. Расшифруйте слово, записанное в таблице. Прочитайте  его и найдите в толковом словаре его значение. Ё 7 О 16 Ч 25 Ж          З       8            9 П           Р   17        18  Ш        Щ 26        27 А           1 И            10 С 19 Ь      28 Б               2       Й          11 Т          20 Ы     29   В            3  К          12 У           21 Ъ Г          4     Л           13 Ф           22 Э Д              5 М            14 Х           23  Ю 30 31 32     13    1   18   6   24            ........................................................ Н 15 Ц 24 Я 33    2. Найдите выражения, которое используются в переносном  значении.   Подчеркните     его. 1. Золотая лампа, золотая плитка,  золотая осень. 2. Медвежья берлога, медвежья услуга,  медвежья голова. 3. Заячья лапка,  заячья душа,  заячья шубка.        3. Прочитайте слова. Подберите к ним синонимы. Синонимы ­  близкие по смыслу слова.       Большой­ …..............., вьюга­…...........…,  говорит­….................,   день­.................., радость­ ....................     4. Объясните фразеологизмы:   «Жить чужим умом». «Остаться с носом». « Одна нога здесь, другая там».        4. Прочитайте слова.  Подберите к ним анаграммы 5.  ( переставьте буквы в слове так, чтобы получилось другое  слово). Актер­ ….............., весна­ ..................…. 6.Прочитайте слова. Подберите к ним антонимы. (Антонимы – слова противоположные по смыслу).      Падает­ …………………….. 6. Друг ­ ………………………. Запишите в домик все виды лексического значения. ( по  усмотрению учителя )  Виды лексического значения     слова А С… … О Ф А    8.     9.         Какое слово у вас получилось?  Правильно – Ларец. Что такое ларец? Чтобы узнать его  значение  и значение других слов,  надо обратиться к лексическим  словарям. Сегодня мы  познакомимся только с одним из  них: словарь В.Даля.  Посмотрите на нашу выставку  словарей.  (Демонстрация словарей).  Существует  множество разных  словарей:  словари для разных  категорий людей и профессий ­   словарь кинолога, медицинский  словарь, военные словари, словарь  иностранных слов, разные  справочники и энциклопедии. Ларец – старое, русское слово.  Какое современное слово заменяет  его сейчас?   Учитель закрывает программу  нотебук Убираем 1 знак. Выходим в  презентацию   Что обозначает это слово? Сегодня нас будут интересовать толковые  словари русского языка. Толковый ­ не потому, что  он  мог  получиться бестолковым, а потому,  что он растолковывает все значения  слов. Что значит лексическое  значение слова?  ­ (Прямое значение слова, его смысл). Что обозначает это слово? В толковом словаре Даля это слово  имеет следующее толкование: Практическое задание. Цель: Познакомить со словарем В.  Даля. Формировать навыки и  умения работать с  учебной  литературой. Совместить демонстрационную   работу с работой учащихся  в  парах. Проверить уровень усвоения   нового материала учащимися. 2. Работа со словарем:  Внимательно рассмотрим, как  выглядит вся информация в  словаре.  Вначале каждого словаря  автор  дает объяснение тем словам­  сокращениям, которые встретятся в словаре.  Все слова расположены в  алфавитном порядке, гнездовым  способом. Это значит – от одного  главного слова, (оно выделено  жирным шрифтом) выходят другие,  близкие по значению  и по смыслу ­  родственные слова. Получается  такая родственная семейка. (слайд) Наверху каждой странички указан  номер страницы и первые три буквы слова, которое начинает эту  страницу и через тире первые три  буквы слова, которое заканчивает                   10. эту страницу. ( слайд) Словарь Даля  объясняет предметы, русский народный быт,  поверья,   приметы, а также даёт множество  других сведений. Толкуя то или  иное слово, В. И. Даль включает   множество синонимов, антонимов,  пословиц, поговорок,  свидетельствующих  об исключительном богатстве  русского языка, его гибкости  и выразительности, показывает  безграничные словообразовательные возможности русского языка. Но кто  же этот  В. Даль? Что  словарь создал и все слова в одну  книгу собрал? В.Даль – врач,  натуралист, писатель. Объясните  значения слова  «врач» и «писатель»    Кто такой натуралист?  Прочитаю значение этого слова в  словаре В. Даля.  11.            12. 13.              14.   15. Об этом удивительном человеке  расскажут ребята. Выступают дети о биографии  Даля:  1уч­к:  Родился Владимир Иванович Даль  22 ноября 1801 года в местечке  Лугань, что на юге нашей страны.  Отец Иван Матвеевич Даль родом  из Дании, мама Владимира  Ивановича Даля – Мария  Христофоровна – немка. Родители  старались  дать хорошее  образование.  В 1814 ­в возрасте тринадцати с  половиной лет Владимир  Даль  учится в Петербургском морском  кадетском корпусе. После  его  окончания служил моряком на  Черноморском и  Балтийском  флотах.  Лена 2 уч­к:  В 1826 году он решает оставить  военную службу  и в 1828­  Владимир Иванович  Даль с честью  выдерживает экзамен на доктора  медицины и хирургии. Даль  принимает участие в ряде военных  сражений, приобретает славу  искусного хирурга.  3 уч­к:  Организует в Оренбурге 16.     17.       зоологический музей, собирает  коллекции местной флоры и фауны, публикует статьи по вопросам  медицины, составляет учебники  зоологии и ботаники. Для объяснения каждого слова  Владимир Иванович Даль брал  народные пословицы, считая их  лучшими примерами живой мудрой  народной речи. В них народ кратко  и метко высказывает свои суждения о жизни.      4 уч­к:  Владимир Иванович Даль был  моряком, врачом, писателем,  натуралистом. Но чем бы он ни  занимался, было у него главное в  жизни дело – собирать слова.  Тысячи слов, которые прятались в  его тетрадках, обрели жизнь в  словаре.   Одни слова из нашей речи исчезли,  другие в ней появились.  Но всякий раз открывая этот  словарь мы с благодарностью  вспоминаем Владимира Ивановича  Даля.    18.        Чтобы снова нам победить,          Надо силы колдуна лишить.          На вопросы дружно отвечайте.          Злого колдуна побеждайте!  Что создал В.И.Даль?   Как назывался толковый   Как называется толковый словарь Даля?   Фауна и флора­ Что  означают эти слова? Достойно выступили и ответили.  Найдите и прочитайте в  словаре значение слова  «памятник». Учитель нажимает на звездочку Внизу слева. Выходим из презентации   Point  презентация в  программу  SMART Notebook.  Нажимаем на звездочку внизу слева. Знак убираем. Красим кружок. Физ­ка:   Игра:     Тот, кто работает в шахте – шахтер Тот, кто учит детей­ учитель Тот, кто учится на отлично­  отличник Здание, где учатся школьники­  (школа) Кто лес рубит?  лесоруб Кто в воде лазает? водолаз Что по льду ходит? Ледоход.  А по снегу? – Снегоход. 19.      20.                    Нужно нам успеть немало, Есть  задания впереди:  (Все вместе)  Дружно за руки возьмемся, И с пути мы не собьемся. Будем друг другу   помогать. И все  дружно отвечать.  Мы продолжаем  наш поединок со  злым  волшебником ОРБОДА. Продолжаем работать в листах  путешественника. Из каждой строчки выберите только то выражение, которое   используется в переносном  значении и  подчеркните его.    Давайте вспомним, что значит  переносное значение слова?  Ребята выполняют задание на  листочке.  Проверяем это задание.  Закрашиваем кружок. Убираем  знак. Индивидуальная работа у  доски: Цель: Повторение пройденного  материала и проверка его  усвоения.   Систематизация знаний и  умение правильно  использовать на письме все правила.   Активизировать слуховой  анализ и синтез учащихся  Активизировать внимание  учащихся.    1.  Найти к каждой схеме  соответствующее слово?     Заяц   Ежи  Олень    Какое слово содержит звуков  столько же, сколько и букв? Задание, носящее частично­ поисковый характер. 21.   22.                       Цель:  Развивать мыслительные операции: анализ и синтез.  Развивать логическое  мышление, внимание,  наблюдательность.   Дать возможность  учащимся проверить свои  знания в области  изучаемой темы  Включить учеников в  активную познавательную  деятельность. 2. Рассмотрите картинку. Организация задания:  Сколько значений имеет  слово «язык»?   Как они записываются? Как  произносятся?  Растолкуй значения слов.  Как называются эти слова?  Убираем знак. Закрашиваем кружок Прочитайте слова.  Организация задания: Подберите к ним слова – синонимы. Большой­ Вьюга­  Говорит­  После проверки убираем знак.  Закрашиваем кружок.  Обучающее задание. Цель:  Познакомить с  фразеологизмами.   Дать понятие этого  выражения.    23.   24.                                      Уметь распознавать их на  письме и в речи и умело их  использовать.  Прочитайте выражения.  Фразеологизмы  Устойчивые сочетания слов,  близкие по значению одному  слову,  поэтому чаще всего это  сочетание можно заменить  одним словом. Могут  использоваться пословицы,  поговорки и загадки. Еще  говорят о них ­  крылатые слова. Потому что используются часто  в речи, передаются из уст в уста, (как будто летят от одного к  другому говорящему.) «Зарубить на носу» ­запомнить.,  «задирать нос»­ зазнаваться,»  Клевать носом­ дремать.     Давайте прослушаем некоторые  фразеологизмы:        Объясните фразеологизмы:  «Жить чужим умом» ­ полагаться  на своего соседа, друга и т.д.  «Встать не с той ноги» ­  проснуться или быть в не  хорошем настроении  (расстроенным)  Одна нога здесь, другая там  – быстро оказаться в нужном месте.  Попал пальцем в небо ­ не  угадал.  Еще один знак убираем. Красим  кружочек. 25. 26. 27.             Чтобы последний знак силы отнять,        Нужно заданья скорей  выполнять!  Переставьте буквы в слове так,  чтобы получилось новое слово:       Актер     Весна    Марш       Анаграммы­ слова, в которых  при перестановки букв образуется новое слово.        Знак убираем. Красим кружочек Прочитайте слова. Подберите к  ним слова – антонимы: (слайд)  падает­  мягкий­  друг – счастье­ прилежный­  Слова противоположные по  значению ­ антонимы:  Последнюю силу отняли у колдуна.  Молодцы!   Волшебник: (Запись) Да, молодцы, ребята! Вижу надо и  мне становиться таким же хорошим, как вы.  Помогите мне  стать  добрым и хорошим.  Все меня называют злым, бессердечным,  жестоким колдуном. А в душе я  вообще  то – хороший. Прочитайте  мое имя наоборот и я стану добрым 28.    волшебником. Что же хранится в этом ларце?  Достаю медали и конфеты. Награждаю самых активных  ребят медалями. Остальных  ребят поощрительными призами  (конфетками) от короля.  Подводим итоги нашего  путешествия.      Что вы узнали сегодня нового на  уроке? Понравился вам урок?  Что было трудным? Почему мы  смогли победить колдуна? Что  помогло злому волшебнику стать  добрым?    Спасибо за урок.

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"

Материал к презентации "Словарь В. Даля"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018