Уважаемые коллеги! Согласно требованиям новых федеральных образовательных стандартов выпускник начальной школы должен уметь работать с текстом. На мой взгляд эту работу следует начинать с первого класса, когда малыши только начинают читать (а ведь уже приходят и хорошо читающие дети). Поэтому я для себя делаю подборку таких текстов, где учащиеся учатся не только работать с текстом, но и учатся добру, взаимоуважению. Надеюсь, что данный материал будет полезен.Согласно требованиям новых федеральных образовательных стандартов выпускник начальной школы должен уметь работать с текстом. На мой взгляд эту работу следует начинать с первого класса, когда малыши только начинают читать (а ведь уже приходят и хорошо читающие дети).
РАБОТА С ТЕКСТОМ.docx
Ф.И._____________________________
Прочитай текст.
Первая рыбка.
Юра жил в большой дружной семье. Все в этой семье работали. Только
один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы
поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже
бабушке отдал для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху
нахваливать:
Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.
Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирней сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Но всё равно
радовался, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
1. Какова основная мысль текста._________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Определи последовательность пунктов плана.
Юрина радость.
Вкусная уха.
Дружная семья.
Рыбалка 3. Составь из каждой группы слов предложения. В словах поставь ударение.
а) В, любой, уху, рыбак, кладёт, первую,
рыбку_____________________________
_____________________________________________________________________
б) Костре, уха, вкусной, на, получается,
всегда._____________________________
_____________________________________________________________________
4. Запиши полным ответом.
а) Какую рыбку поймал Юра? _________________________________________
_____________________________________________________________________
б) Что сделал Юра со своей первой рыбкой?____________________________
__________________________________________________________________
5. Попиши иллюстрацию словами из текста.
Прочитай текст.
Ф.И._____________________________
Юрий Ермолаев.
Два пирожных.
Мама вошла в комнату и сказала:
Помогите мне, дочки, вымыть посуду.
В это время старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а
младшая, Оля, лепила из пластилина зверей. Помогать маме им не очень хотелось. Но
Оля решила так: сначала помогу, а потом буду весь вечер лепить. И пошла на кухню.
Я тоже сейчас приду, только страницу дочитаю! – крикнула Наташа. – Такая
интересная книга.
Через некоторое время Оля вернулась в комнату за Наташей:
Что же ты не идёшь? Мы уже всю почти всю посуду перемыли!
А меня здесь нет, ответила Наташа. – Я путешествую сейчас по Африке.
Вокруг меня пальмы, попугаи…
Постояла Оля, вздохнула и ушла в кухню одна. Вскоре она вернулась и стала
опять лепить.
Ну вот я и дома, закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась:
Что у тебя на губах?
Крем, сказала Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.
Зачем же за меня? – удивилась Наташа. Мама сказала, что неизвестно, когда ты вернёшься из Африки. Африка
далеко, а пирожное с кремом может испортиться.
1. Напиши фамилию автора этого произведения_______________________
2. К какому литературному жанру оно относится?
А) сказка б) рассказ в) стихотворение
4. О чём попросила мама своих дочек?_______________________________
______________________________________________________________________
3. Как звали старшую сестру?_________________________________________
4.
Чем занималась Оля?______________________________________________
_________________________________________________________________
5. О чём читала Наташа?____________________________________________
_________________________________________________________________
6. Где была Наташа, когда Оля помогала маме?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Сколько пирожных съела Наташа и почему?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ф.И._____________________________
Прочитай текст.
Ветер и Солнце
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них
сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с
путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче
закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и
дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная
Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и
сам
сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло изза облаков,
обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
убедился,
плаща
не
что
ему
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце,
свернул его и привязал к седлу.
сам снял свой плащ,
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой
можно сделать гораздо более, чем гневом. (К. Д. Ушинский) Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) Солнце, Ветер, путешественник; б) Солнце, Ветер; в) Солнце, Ветер, Лошадь.
2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
a) На лесной тропинке; б) в горном ущелье; в) на большой дороге.
3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?
а) Кто из них нужнее; б) кто из них сильнее; в) кого из них больше любят.
4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения
дуть что было мочи
.
а) Из последних сил; б) изо всех сил; в) по мере возможности.
5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.
a) Ехал всё дальше и дальше; б) крепче закутывался; в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду; д) подвязался поясом.
6. Восстанови последовательность действий Солнца.
а) Выглянуло; б) улыбнулось; в) осушило; г) обогрело.
7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8. Дай свою характеристику Солнцу.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Прочитай текст.
Ф.И._____________________________
Жилбыл мальчик. Пошёл он в лес. Гулялгулял и заблудился. А было это высоко в горах.
Искалискал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошёл. Шёлшёл и лёг под куст
отдохнуть.
Вот он лёг отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползёт. А на дереве гнездо,
а в гнезде птенцы.
Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали:
– Помогите! Помогите!
Но никто не пришёл к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет всё
выше, подползает всё ближе...
Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов, взял свою крепкую палку,
размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика.
Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил.
Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лёг под куст и уснул, потому что очень устал.
Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звёзды тучами укрылись. Это,
широко махая своими могучими крылами, прилетела чудоптица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клёкотом заклекотала:
– Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго!
– Мама, мама, – заплакали птенцы, – этот человек змею убил, нас накормил!
Тогда чудоптица опустилась на землю и распростёрла над мальчиком своё широкое крыло,
чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали.
Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое крыло и заплакал.
– Не бойся, – сказала ему чудоптица. – Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю.
– Отнеси меня домой, – попросил мальчик.
– Садись ко мне на спину, обними за шею.
И чудоптица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.
– Будь всегда таким, как сейчас, – сказала она, улетая.
Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию
прочитанного текста.
1. С какой целью мальчик отправился в лес?
а) Погулять; б) набрать грибов; в) увидеть чудоптицу.
2. Почему закричали, заплакали птенцы?
а) Увидели змею; б) испугались мальчика; в) соскучились по матери.
3. Восстанови с помощью цифр последовательность действий мальчика после встречи со змеей.
а) Пожалел; б) ударил; в) испугался; г) взял; д) размахнулся.
4. Почему мальчик устал?_______________________________________________________
5. В какое время суток прилетела чудоптица к своим птенцам?
а) Днем; б) утром; в) вечером; г) ночью.
6. Выпиши из текста фразу, определившую твой выбор времени суток.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
7. Каким словом охарактеризовал автор мальчика?
а) Храбрый; б) смелый; в) сильный.
8. Выбери наиболее точное название для этого текста.
а) «Чудоптица»; б) «Храбрый мальчик»; в) «Спасение птенцов».
Ф.И._____________________________
Прочитай текст.
Осень.
И. СоколовМикитов
Давно улетели на юг щебетуньиласточки, а ещё раньше, как по
команде, исчезли быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной,
курлыкали в небе пролетные журавли. С какимто особым чувством долго
смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето. Тихо
переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси... Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу.
Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали
картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов,
насушила отборных грибов. Маленькие мышиполевки натаскали в норки
зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый
ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет
спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко. Скоро, скоро начнутся
первые морозы. До самой весны застынет земляматушка. Все от нее взяли
всё, что она могла дать.
ВОПРОСЫ:
1. Карандашом подчеркнуть описание того, как к зиме готовятся люди.
2. Напишите описание того, как к зиме готовятся звери._______________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Перечисли птиц (из текста), которые улетели на юг:_________________
______________________________________________________________
4. Как готовится к зиме ёж?_______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Материал по теме "Работа с текстом"
Материал по теме "Работа с текстом"
Материал по теме "Работа с текстом"
Материал по теме "Работа с текстом"
Материал по теме "Работа с текстом"
Материал по теме "Работа с текстом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.