Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: «Выделение предложения из речевого потока. Устная и письменная речь»
Цели урока:
- Формировать умение выделять предложения из речевого потока
- Развивать навыки устной и письменной речи
- Познакомить с различиями между устной и письменной речью
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Осознание важности чтения для решения учебных задач
- Проявление интереса к изучению родного языка
Предметные результаты:
- Различать устную и письменную речь
- Выделять предложения из речевого потока
- Понимать содержание прослушанного/прочитанного материала
- Отвечать на вопросы по фактическому содержанию услышанного/прочитанного
Метапредметные результаты:
- Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя
- Воспринимать на слух звучащую речь
- Строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей
- Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас очень важный день - это ваш первый урок в школе. И мы начинаем его с нового, интересного предмета, который называется "Литературное чтение". На этих уроках мы будем учиться красиво говорить, слушать и понимать друг друга, а потом и читать удивительные истории и стихи.
Посмотрите, что лежит у вас на партах. Это наш учебник, наш верный помощник на уроках литературного чтения. Давайте познакомимся с ним поближе. Возьмите книгу в руки, погладьте её обложку. Какая она на ощупь?
(Ответы детей: гладкая, твердая)
Теперь рассмотрим обложку внимательно. Что вы на ней видите?
(Ответы детей: название книги, картинки, буквы)
-Верно. На обложке написано "Азбука" - это название нашего учебника. А картинки на ней показывают, как интересно и весело мы будем учиться. Этот учебник станет нашим другом на целый год. В нем много красивых картинок и интересных заданий, которые помогут нам научиться читать.
Давайте откроем учебник и посмотрим, что в нем. Видите, как много в нем страниц? Каждая страница - это новое приключение в мире букв и слов. Мы будем переворачивать их одну за другой и узнавать что-то новое.
На уроках литературного чтения мы будем учиться красиво и правильно говорить, внимательно слушать друг друга, а потом и читать. Мы узнаем много нового о русском языке, о том, как красиво и правильно выражать свои мысли.
Как вы думаете, ребята, почему так важно уметь хорошо говорить и читать?
(Ответы детей: чтобы общаться, узнавать новое, читать книги)
-Молодцы! Действительно, умение хорошо говорить и читать очень важно в жизни. Оно поможет вам узнавать много нового, общаться с друзьями, понимать других людей и выражать свои мысли.
Сегодня мы сделаем первый шаг в увлекательный мир литературного чтения. Вы готовы отправиться в это путешествие?
(Ответы детей: да!)
-Отлично! Тогда давайте начнем наш первый урок!
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы попробуете угадать, что на них изображено.
-Готовы? Итак: книга, ручка, тетрадь. (Ответы детей: предметы для учебы, школьные принадлежности)
-Молодцы! А теперь подумайте, для чего нужны эти предметы?
(Ответы детей: чтобы читать, писать, учиться)
-Верно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предполагаемый ответ: о чтении, о письме, о речи)
-Отлично! Тема нашего урока: "Выделение предложения из речевого потока. Устная и письменная речь". Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Предполагаемый ответ: научиться различать устную и письменную речь, узнать, что такое предложение)
-Верно. Наша цель - научиться выделять предложения из речи и понять разницу между устной и письменной речью.
Этап 3. Актуализация знаний
-Давайте вспомним, как мы общаемся друг с другом?
(Ответы детей: разговариваем, пишем сообщения, рисуем)
-Отлично! А когда мы говорим, мы используем отдельные слова или целые предложения?
(Ответы детей: и слова, и предложения)
-Молодцы! А теперь скажите, вы уже умеете писать?
(Ответы детей: нет, еще не умеем)
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Сегодня мы поговорим о том, что такое предложение и чем отличается устная речь от письменной. Когда мы говорим, мы используем устную речь. Например, я сейчас говорю, и вы меня слышите - это устная речь. А когда мы пишем в тетради или читаем книгу - это письменная речь.
Предложение - это несколько слов, связанных между собой по смыслу. Например, "Кошка спит". Это предложение, потому что оно выражает законченную мысль. Когда мы говорим, наша речь состоит из многих предложений, которые идут одно за другим. Это называется речевым потоком.
Давайте попробуем выделить предложения из речевого потока. Я скажу несколько предложений, а вы хлопните в ладоши, когда услышите конец каждого предложения: "Наступила осень. Листья пожелтели. Птицы улетают на юг."
(Дети хлопают после каждого предложения)
2) Проверка первичного усвоения
-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду говорить, а вы скажете, устная это речь или письменная:
1. Разговор по телефону (Ответ: устная речь)
2. Чтение книги (Ответ: письменная речь)
3. Рассказ о летних каникулах (Ответ: устная речь)
4. Написание письма (Ответ: письменная речь)
5. Прослушивание сказки (Ответ: устная речь)
Этап 5. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте поиграем в игру "Составь предложение". Я буду показывать картинку, а вы попробуете составить по ней предложение.
(Учитель показывает картинки: солнце, дерево, кошка, мяч. Дети составляют предложения)
-Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Теперь вы знаете, что такое предложение и как его составить.
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А теперь давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с устной, а где с письменной речью. Например, когда мама читает вам сказку на ночь - это какая речь?
(Ответы детей: устная речь, потому что мама говорит)
-Правильно! А если вы видите вывеску магазина - это какая речь?
(Ответы детей: письменная речь, потому что написано)
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
-Подведем итоги нашего урока. Сегодня мы узнали о предложениях и о том, что речь бывает устной и письменной. Давайте вспомним:
- Что такое предложение?
(Ответ: несколько слов, связанных между собой по смыслу)
- Что такое устная речь?
(Ответ: речь, которую мы произносим и слышим)
- Что такое письменная речь?
(Ответ: речь, которую мы пишем и читаем)
Вы отлично поработали на уроке! А теперь давайте проведем необычную рефлексию. Я буду говорить предложения, а вы, если согласны с ним, поднимите руку, если не согласны - опустите голову:
- Мне было интересно на уроке.
- Я узнал(а) что-то новое.
- Я хочу узнать еще больше о предложениях и речи.
-Что вам понравилось больше всего на уроке?
-Что нового вы узнали о речи и предложениях?
-О чем бы вы хотели узнать подробнее на следующем уроке?
Спасибо за внимание и активную работу на уроке! Помните, что речь - это очень важная часть нашей жизни, и мы будем учиться использовать ее правильно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.