Комплексное сопровождение командой специалистов, создающей условия (социальные, педагогические, психологические, валеологические ), способствующие личностному росту ребенка и его успешной интеграции в общество. Комплексное воздействие на ребенка со стороны специалистов межведомственных структур с целью выработки оптимальных путей решения проблем и коррекции нарушений развития ребенка.
Материальнотехническое обеспечение и оснащенность образовательного
процесса для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детском саду № 89 «Крепыш» (г. Сургут) функционирует 36 групп, из них 7 групп
компенсирующей направленности: 4 группы для детей с нарушением зрения, 3
группы для детей с задержкой психического развития, также дошкольное
учреждение посещают 4 ребенкаинвалида с тяжелым нарушением зрения (слепые
дети).
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с
задержкой психического развития и детей с нарушением зрения. Дети – инвалиды
получают образование в группах компенсирующей направленности в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации ребёнкаинвалида. За каждым ребенком
инвалидом с тяжелым нарушением зрения закреплен помощник воспитателя, который
сопровождает воспитанника в течение всего учебновоспитательного процесса.
Изменение,
улучшение и обогащение развивающей предметно
пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий
реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию
специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В детском саду созданы все условия для полноценного развития детей в том
числе детейинвалидов и детей с ОВЗ. Сотрудники дошкольного образовательного
учреждения ориентируются на подход к ребёнку с пониманием и уважением его
возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим
работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, открывающих
дошкольнику с различными нарушениями возможность усвоения окружающего мира,
полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
Образовательная деятельность с такими детьми осуществляется в процессе
организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов
с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей, а также и в самостоятельной деятельности детей. Содержание
образовательной деятельности обеспечивает выявление особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ, осуществление индивидуально ориентированной
психологомедикопедагогической помощи, возможность освоения детьми с ОВЗ
Программы и их интеграции в ОУ.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная
оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Основная задача коррекционнопедагогической работы с детьми ОВЗсоздание
необходимых условий для их всестороннего развития в целях обогащения егосоциального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников и
выполнение ее невозможно без комплексного сопровождения всех участников
педагогического процесса.
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ это система профессиональной
деятельности команды специалистов создающей условия (социальные,
педагогические, психологические, валеологические ), способствующие личностному
росту ребенка и его успешной интеграции в общество Комплексное воздействие на
ребенка со стороны специалистов межведомственных структур с целью выработки
оптимальных путей решения проблем и коррекции нарушений развития ребенка.
Сопровождение осуществляется в рамках образовательной деятельности.
Для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, испытывающим
трудности в обучении в условиях коррекционноразвивающего обучения в МБДОУ
введена должность учителядефектолога.
Цель коррекционноразвивающих занятий – конкретная помощь конкретному
ребенку.
Главная задача дефектолога определить индивидуальный маршрут развития,
воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную
поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.
Основные формы работыдефектолога: подгрупповые и индивидуальные
занятия. В практической деятельности учителядефектолога преобладают
индивидуальные занятия,
так как они позволяют максимально учесть
индивидуальные особенности каждого ребенка.
В работу учителядефектолога входит консультативнопросветительская и
профилактическая работа: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах
воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в
соответствии с индивидуальнотипологическими особенностями детей, состоянием
их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в
коррекционнообразовательный процесс.
В нашем детском саду имеется богатая материальнотехническая база,
позволяющая осуществить коррекционноразвивающее сопровождение каждого
ребенка, учитывая его индивидуальные особенности на высоком уровне:
Тактильные игры: «Руковички», «Пощупай и угадай», «Определи на ощупь»,
«ТактиЛото»;
Настольные игры для слепых и слабовидящих детей;
Пособие для незрячих детей: «Рельефнографическая грамота», «Иллюстрация
к русским сказкам», «Азбука в картинках»;
Прибор "Графика для детей" (овз);
Тифлоприбор «Ориентир»;
Тифлоприбор «Графика»;
Термоустройство для создания тактильной графики;
Настольная игра для слепых и слабовидящих детей «Шашки классические»;
Интерактивный комплекс;
Акустическая тактильная панель; Интерактивный стол;
Сенсорный стол с песком;
Тактильный ящик (овз);
Тактильная дорожка (овз);
Тактильные ячейки;
Для лучшей адаптации в коллективе, выявлении какихлибо особенности
развития, и помощи в решении проблем психологического характера и
консультирования родителей относительно поведения и воспитания детей, в МБДОУ
работает педагогпсихолог.
Основные функции педагогапсихолога в детском саду: создание условий,
способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению
эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей
каждого ребенка.
Работа педагогапсихолога детского сада ведется по нескольким
направлениям:
1. Психопрофилактика
2. Психодиагностика
3. Консультирование
4. Коррекционноразвивающая работа
5. Просветительская работа
6. Методическая работа
Кабинет педагогапсихолога используется для индивидуальных, подгрупповых
коррекционноразвивающих занятий с детьми, консультаций родителей и педагогов.
Он оснащен психологической и педагогической литературой, методическими
пособиями и играми.
Для полноценного проведения психологической работы кабинет оборудован
в соответствии с задачами сенсорной релаксации и оснащена приборами,
воздействующие на основные органы чувств: зрение, слух, тактильное восприятие, а
также рефлекторное воздействие на автоматизацию двигательнокоординационных
навыков:
Учебнометодический комплект "Фроссия";
Интерактивный комплекс;
Акустическая тактильная панель;
Интерактивный сухой бассейн;
Интерактивный стол;
Сенсорный стол с песком;
Тактильный ящик (овз);
Тактильная дорожка (овз);
Тактильные ячейки;
Тактильные игры: «Руковички», «Пощупай и угадай», «Определи на
ощупь», «ТактиЛото»;
Говорящий сортер «Квадрат»;
Настольная игра для слепых и слабовидящих детей «Шашки
классические»; Музыкальный центр
С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной
образовательной организации функционирует логопедический пункт, который
обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых
нарушений.
Основными задачами коррекционной работы являются:
коррекция звукопроизношения;
совершенствование лексикограмматических представлений.
развитие навыков звукослогового анализа и синтеза, обучение грамоте;
развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти,
мышления
профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и
нарушений письменной речи;
С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном
процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для
сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан
план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с
участием детей и родителей, индивидуальных тетрадей.
Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения
подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления
квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в
работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в
коррекционноразвивающей работе с детьми ОВЗ.
В своей работе с детьми учителя логопеды используют следующее
оборудование:
Учебнометодический комплект "Фроссия";
Интерактивный комплекс;
Акустическая тактильная панель;
Тактильный ящик (овз);
Тактильная дорожка (овз);
Тактильные ячейки;
Игрушки, пособия для развития дыхания;
картотеки словесных и настольнопечатных для автоматизации и
дифференциации звуков разнообразных игр;
альбом для логопеда с иллюстрированным материалом;
сюжетные картинки, серии сюжетных картинок – лото;
домино и другие настольнопечатные игры по изучаемым темам;
предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации
свистящих и щипящих звуков, сонорных и йотированных звуков в словах,
предложениях, текстах;
раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию
навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
Музыкальный центрДеятельность музыкального руководителя направлена на развитие
музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности
воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя с детьми –
инвалидами являются:
взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации
совместной деятельности
проведение индивидуальных занятий с ребенком инвалидом
консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка
музыкальных средств
ведение соответствующей документации Программа индивидуального
развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного
учреждения.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную
жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму
поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей,
стимулирует их внимание, память, мышление.
Неотъемлемая часть коррекционной работы – индивидуальные занятия, где
план, содержание, подбор репертуара диктуются индивидуальными особенностями,
уровнем развития музыкальных умений и навыков.
На детей с нарушением зрения музыка оказывает лечебное, коррекционное и
профилактическое воздействие и в связи с этим появилась необходимость
использования нетрадиционных эффективных методик.
Изучив методику «элементарного музицирования» Карла Орфа музыкальные
руководители включили в музыкальнокоррекционную деятельность, которая имеет
большое значение для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ.
Оснащение музыкального зала для индивидуальной коррекционной работы:
Цифровое пианино;
Микшерный пульт;
Музыкальная минисистема LG CM9760 Bluetooth, USB, поддержка NFC;
Акустическая система DAS Audio Action 12A;
Адаптированный музыкальный набор для детей инвалидов (овз);
Музыкальные шары (овз);
Игра "Запомни звук" (овз)
Развивающий центр "Текстурированная карусель"
Световой, музыкальный шар
Народные музыкальные инструменты
Музыкальные игры: 1) Развития звуковысотного слуха; 2) Развития
ритмического слуха 3) Развития тембрового слуха; 4) Развития
динамического слуха; 5) Развития музыкальной памяти
Раздаточный материал:
Оркестр К.Орфа;
Программноаппаратный комплекс "Колибри";
Мультимедийный комплекс;
Музыкальный центрОдной из важных составляющих в работе с детьми с ОВЗ является
двигательная активность, Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ и детей
инвалидов осуществляется путем разработки и реализации индивидуального
образовательного маршрута развития ребенка всеми специалистами ДОУ, включая
инструктора по физической культуре.
Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе
физического воспитания и развития детей происходит не только становление
двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных
способностей, нравственноэстетических чувств, развитие речи, закладываются
основы целенаправленной и организованной деятельности.
Целью работы инструктора по физической культуре является: коррекция и
укрепления физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,
формирование у детей с ОВЗ осознанного отношения к своим силам и уверенности в
них, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Развитие
физических качеств и способностей,
совершенствование функциональных
возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Спортивный зал оснащен необходимым комплектом спортивного инвентаря и
оборудования, тренажеров способствует качественному освоению детьми основных
видов движений.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный
инвентарь, необходимые для ведения физкультурнооздоровительной работы:
Физкультурное оборудование гимнастическая стенка, гимнастическая доска,
гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков;
Спортивный инвентарь мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки
гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для
занятий, следовые и массажные дорожки и др.;
Мяч футбольный звенящий (овз);
Мяч баскетбольный звенящий (овз);
Шведская стенка;
Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется Бюджетным
учреждением «Сургутская клиническая городская поликлиника № 5»,
в
соответствии с договором безвозмездного пользования помещений, оборудования и
соглашения о взаимодействии. Обеспечивается оказание несовершеннолетним
первичной медикосанитарной помощи:
организуются профилактические осмотры;
проведение санитарнопросветительской работы;
контроль питания;
организация и проведение противоэпидемических и профилактических
мероприятий.
Повышение эффективности лечебновосстановительной и коррекционно
воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является
актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Особенно важнымявляется восстановление зрения у таких детей с помощью специальных медицинских
аппаратах.
В дошкольном учреждении имеется кабинет аппаратного лечения детей с
нарушением зрения, который обеспечен следующим оборудованием:
Аппарат медицинский Илюзион
Аппарат мед.УГН1
Оправа пробная детская
Прибор "Панорама"
Приставка "Каскад" к аппарату АТОС2"
Аппарат Синоптофор
Аппарат магнитотерапевтический
Аппарат медицинский
Аппарат Поток1/25
Аппарат медицинский Иллюзион
Макулостимулятор Иллюзион
Аппарат Синоптофор СИНФ1
Приставка к аппарату АТОС2
Приставка КАСКАД к аппарату
Приставка приставка АМБЛИО2
Аппарат АДТФ аппарат АДТФ4
Прибор Панорама
В нашем детском саду имеется богатая материальнотехническая база,
позволяющая осуществить психологопедагогическое сопровождение каждого
ребенка, учитывая его индивидуальные особенности на высоком уровне.
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую
очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать
доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой
лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и
сотрудничество.
Доступным для детей с ОВЗ образовательное учреждение делают педагоги и
родители, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной
категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы в детском саду
и дома, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и
приобретает право на счастливое детство, помогать им занять достойное место в
обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.