лучшедома
Материалы к проведению школьных радиовыпусков посвящённых песням ВОВ

Материалы к проведению школьных радиовыпусков посвящённых песням ВОВ

Культурные мероприятия
docx
музыка
12.02.2020
Интересные факты о песнях созданных в годы ВОВ и их исполнителях, о роли песен в военное время.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Методическая разработка проекта Война и музыка.docx

Методическая разработка.

Проект «Война и музыка» (цикл радиопередач посвящённый песням ВОВ)

г. Оренбург МОАУ «Гимназия №2»

Учитель музыки: Титова Г.В.

Пояснительная записка

Одной из эффективных форм образовательной деятельности обучающихся в

школе является работа гимназического радио. Работа по созданию

школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят.

Эта работа складывается из нескольких направлений: информационное,

образовательное, воспитательное… Тематика радиопередач, формы, темы,

рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски,

праздничные программы, музыкальные программы.

9 мая 2020 года наша страна и весь мир будут отмечать 75-летие Великой  Победы. Пройдут праздники, концерты, тематические вечера, встречи с ветеранами. И конечно, на каждой такой встрече будут звучать песни военных лет созданных в военное и мирное время. Их знают все, они живы и любимы людьми самых разных возрастов. Ведь творчество композиторов-песенников в военные годы – одна из самых замечательных страниц нашей музыки. Песни тогда рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом. Но чем дальше уходят события, тем молодое поколение, к сожалению меньше знает и поёт замечательные песни тех лет. Поэтому у нас родился этот проект «Война и музыка»

Многие из песен военных лет имеют славные биографии. Радиовыпуски расскажут  о том, как песня становилась духовным оружием фронта и тыла, как  звала в бой, воодушевляла памятью о мирных днях и вселяла в человеческие сердца уверенность в победе.

Цели: Знакомство с историей песен советских композиторов, связанных с Великой Отечественной войной

- расширить представления обучающихся о Великой Отечественной войне;

- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;

- пробуждать сочувствие и уважение к людям старшего поколения;

- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формировать активную жизненную позицию.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать формированию нравственных качеств.

- Развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения;

- Воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.

 -воспитание чувства патриотизма и уважения к старшему поколению.

 - воспитание интереса и любовь к истории Отечества;

- воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;

- воспитание уважения к старшему поколению.

Развивающие:

- Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.

- Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания воспитанников.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативные, ситуативные

Целевая аудитория – учащиеся, преподаватели.

Форма: Радиовыпуск.

Темы радиопередач:

1.Первые песни о войне. «Священная война»муз. А.В. Александрова сл. В Лебедева – Кумача

2.Секретное оружие.(Блокадный Ленинград). Д.Шостакович «Симфония №7»

3. Лиризм, напевность, юмор песни «На солнечной поляночке»

Муз. В. Соловьева – Седого      сл. А. Фатьянова.

4.Музы не молчали. Артистические агитбригады в годы войны.

5. «Синий платочек» оркестра «Голубой джаз» муз.Е Петербургского  сл. М. Максимова

6. «Я горд тем, что нам довелось написать песню, ставшую последней песней войны».Казаки в Берлине. Муз. Дан. И Дм. Покрасс  сл.Ц.Солодарь

7. «День Победы» сл. В. Харитонова муз.  Д. Тухманова

Материал для подготовки радиопередач.

Шёл 1942 год. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»

 

 Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу.

"Секретное оружие" Ленинграда - Симфония № 7 (Шостакович)

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории города. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды.Захват Москвы предполагался уже после того, как падёт Ленинград. Враг окружил Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. И стал готовиться к последнему штурму.Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города - 9 августа 42-го года.

Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре большие объёмистые тетради, исписанные нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича!

В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему нужно было 80 музыкантов! Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество музыкантов? Дирижёр горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы. И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижером оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг. Шатаясь от слабости, он обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника ЖаудатаАйдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в "теме нашествия".

С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень.

Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, - на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций - два месяца - музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта.

И был назначен день концерта - 9 августа 1942 года. Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов. И немецкие офицеры ещё раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осаждённого города, 9 августа.

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему:

- Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

 

Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.

Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим! !!

«На солнечной поляночке»

Именно такую песню-шутку «На солнечной поляночке» создали композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов. Это была одна из первых совместных работ двух замечательных художников, творческое содружество которых длилось много лет. «Однажды ко мне подошел, - вспоминает Соловьев-Седой, - солдат в кирзовых сапогах – красивый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню… Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором».Интересно, что первоначально композитор написал песню «На солнечной поляночке» в форме лирического вальса. Она получилась приятной, понравилась слушателям, но композитор чувствовал, что его вальсу чего-то недостает, что нет в ней той жизнерадостности, веселья, удали, которыми пронизаны стихи Фатьянова. И Соловьев-Седой сочинил мелодию заново. На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим, у которой озорной припев:

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка, сама

О том, как черноглазая

Свела с ума…

Песня «На солнечной поляночке» сразу приобрела большую популярность, завоевала сердца и души слушателей. Песня и сейчас звучит на радио и в концертных программах, полузуясь неизменным успехом, покоряя слушателей героическим содержанием, благородством чувств, искренностью и оптимизмом.Артистические бригады работали на важнейших участках советско-германского фронта во время решающих битв Великой Отечественной войны. На передовой они рисковали не меньше, чем солдаты, попадая под обстрел, бомбёжки и в окружение врага.

История создания и смысл «Смуглянки»

Песня "Смуглянка" из фильма "В бой идут одни старики", без которой невозможно представить ни один День Победы, и благодаря которой в массовое сознание был внедрён несуществующий образ молдавского партизана, была написана в предвоенное время и посвящена героической деятельности Григория Ивановича Котовского в годы Гражданской войны. Так, благодаря поэту Якову Захаровичу Шведову и композитору Анатолию Григорьевичу Новикову, увидело свет произведение, прошедшее сложный и тернистый путь ко всеобщему признанию. В 1940 году Политуправление Киевского Особого военного округа заказало ряд музыкальных произведений для своего ансамбля песни и пляски, в результате чего Шведовым и Новиковым была написана сюита в честь Г. И. Котовского, в которую входило 7 песен, одной из которых и была ставшая позже знаменитой "Смуглянка".В первый год войны "Смуглянка" не обрела популярности - в то время были чрезвычайно востребованы патриотические марши, а вовсе не любовная романтика.В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому. Напомним молодому поколению, что речь идет о легендарном революционере, сделавшем невероятную карьеру от уголовника-рецидивиста до командующего дивизией и члена ЦИК СССР, высшего органа государственной власти.

Яков Захарович и Анатолий Григорьевич написали сюиту о молдавских партизанах периода гражданской войны. Одной из семи композиций стала основанная на бессарабском фольклоре песня «Смуглянка» о девушке из партизанского отряда. Но до Великой Отечественной войны она не исполнялась. Более того, ее судьба могла сложиться печально, ведь затерялось даже переложение для фортепиано.К счастью, у авторов сохранились черновые наброски произведения. Они пришлись кстати, когда с Анатолием Новиковым связался Александр Васильевич Александров, худрук Краснознаменного ансамбля. Ему нужны были композиции для новой программы. «Смуглянка» пришлась по душе Александрову, и он включил ее в репертуар коллектива. Прорыв песни в массы состоялся на праздничном концерте 7 ноября 1944 года, проходившем в Концертном зале им. Чайковского и транслировавшемся по радио в который Александров решил включить в числе других и эту композицию. После исполнения "Смуглянки" Николаем Устиновым, песня была встречена публикой под громовые овации с криками "Бис!" и "Браво!". И радио донесло песню до широких народных масс. После столь ошеломляющего успеха, Александров решил включить песню в программу Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Великой Отечественной войне, однако жюри конкурса "срезало" песню. Но народ - это не жюри, и песня, тут же подхваченная рядом военных ансамблей, разнеслась по просторам необъятной страны и далеко за рубеж.

Интересные факты

  • «Смуглянка» звучит в киноэпопее «Солдаты свободы» Юрия Озерова, где песню исполняет Валентина Толкунова.
  • В картине «В бой идут одни старики» описаны события 1943 года, а песня впервые была исполнена лишь в 1944 году.
  • Любимой песней летчиков, которые вдохновили Леонида Быкова снять фильм, была композиция «С одесского кичмана».
  • «Смуглянка» вошла в список наиболее известных в России стихотворений, который составил журнал «Русский репортер».

«Синий платочек» оркестра «Голубой джаз»

Поистине необычна история замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Война началась на рассвете,

Чтоб больше народу убить.

Спали родители, спали их дети,

Когда стали Киев бомбить.

Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Свой знаменитый «Синий платочек», который называли «песней окопного быта», за годы войны Клавдия Шульженко исполнила более 500 раз. Рассказывают, что он стал символом, который включал в себя понятия «родина», «дом», «любимая», и бойцы поднимались в атаку с криками «За синий платочек!» Эта песня в исполнении Шульженко была растиражирована на видеоплёнке, грампластинках.

Казаки в Берлине

Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту. "Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт Цезарь Солодарь, - мы увидели приближающуюся конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, - продолжает Цезарь Солодарь, - но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:

- Давай, конница! Не задерживай!

Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: "Рысью!" Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке..."

Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни:

По берлинской мостовой

Кони шли на водопой,

Шли, потряхивая гривой,

Кони-дончаки...

Распевает верховой:

"Эх, ребята, не впервой

Нам поить коней казацких

Из чужой реки..."

В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам, которым они очень понравились. По их предложению стихи были "усилены" лихим припевом:

Казаки, казаки!

Едут, едут по Берлину

Наши казаки.

Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня "Казаки в Берлине" была написана за один день - 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся наша страна.

Через много лет народный артист СССР, лауреат Государственной премии Дмитрий Яковлевич Покрасс говорил: «Я горд тем, что нам довелось написать песню, ставшую последней песней войны». Но ведь она была создана 9 мая, уже после подписания безоговорочной капитуляции Германии. И поэтому разве «Казаки в Берлине» не первая песня Победы?

Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов.

Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!

Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.

«Катюша»

Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.

А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных Михаилом Исаковским, автором популярных в то время песен: "И кто его знает", "Прощание", "Зелеными просторами", "Любушка" и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором Матвеем Блантером.

Композитора настолько поразили "очень звонкая интонация" и "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он "буквально не находил себе места". Всё его воображение было занято “Катюшей” без остатка.

В результате поэт провёл не одну бессонную ночь в работе над музыкальным решением композиции, результатом чего стало рождение бессмертной мелодии. Но текста песни ещё не было, поскольку стихотворение не было завершено. В дальнейшем поэт совместно с композитором стали искать другое песенное решение.

Окончательный сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури...

Новое звучание "Катюше" придала Великая Отечественная война: в солдатской среде было сложено множество новых вариантов композиции. Катюша выступала и бойцом с автоматом наперевес, и солдатской подругой, и медсестрой, и даже партизанкой, ходившей "по лесам и сёлам партизанской узкою тропой" с "песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".

Именем "Катюша" солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.

Достаточно любопытным является тот факт, что "Катюша" стала использоваться в марше "Primavera" ("Весна" в переводе с испанского) в 250-й дивизии вермахта, состоявшей из испанских добровольцев, так называемой "Голубой дивизии". Как ни странно, любили песню и другие противники СССР в той войне: гитлеровцы, распевавшие её в немецко-язычном варианте, и финны, исполнявшие "Карельскую Катюшу".

Со временем "Катюша" разошлась по всему миру: стала гимном итальянских партизан под названием "Свистит ветер". В той же Италии был и второй вариант исполнения легендарной песни под названием "Катарина". Союзникам по антигитлеровской коалиции "Катюша" также пришлась по вкусу, а после войны песню запели даже китайцы...

За создание "Катюши" автору слов песни Михаилу Васильевичу Исаковскому была вручена "Сталинская премия", которую он передал землякам. В деревне Всходы Угранского района Смоленской области был создан Музей песни "Катюша", находящийся поблизости от родины поэта.

Интересные сведения о "Катюше"

Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ.

На премьере песня была спета «на бис» три раза подряд.

Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:

Отцветали яблони и груши,

Уплыли туманы над рекой.

Уходила с берега Катюша,

Уносила песенку домой.

В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Популярность как минометов БМ, так и песни была велика. «Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.

«День Победы»

Идея песни принадлежит поэту Владимиру Харитонову. Весной 1975 года он написал слова и представил их Давиду Тухманову, который быстро сочинил музыку. Произведение в исполнении Татьяны Сашко, жены Тухманова, было включено в конкурсную программу Союза композиторов СССР на лучшую песню о Великой Отечественной войне. Но призером мероприятия песня «День Победы» не стала. Она подверглась критике со стороны нескольких авторитетных членов Союза композиторов. Корифеи усмотрели в ней элементы западной музыки, что было недопустимо в те времена. Кроме того, они посчитали Давида Тухманова слишком молодым и «незрелым» для произведения государственного масштаба.И толь ко после исполнения песни Львом Лещенко, она преобрела крылья и зазвучала.

Интересные факты

  • Читатели журнала «Русский репортер» поставили слова песни «День Победы» на пятое место в списке наиболее популярных в РФ стихотворений.
  • Песня звучит в фильме «Аты-баты, шли солдаты…» режиссера Леонида Быкова.

Агитбригады в годы войны.

Артистические бригады работали на важнейших участках советско-германского фронта во время решающих битв Великой Отечественной войны. На передовой они рисковали не меньше, чем солдаты, попадая под обстрел, бомбёжки и в окружение врага.

Когда в помещение цирка, где Клавдия Ивановна Шульженко пела перед бойцами, уходившими на фронт, вдруг стали падать фугасные бомбы, зал был в панике, музыканты тоже. А Шульженко продолжала акапельно: «Падал с опущенных плеч...» После её выступления офицер спросил: «Откуда у вас такое самообладание?» Клавдия Ивановна ответила: «Я — артистка».

На улицах столицы, куда сбрасывались зажигательные бомбы, продолжалась культурная жизнь. Москвичи покупали и читали книги, посещали кино, театры и консерваторию. Марина Ладынина, Любовь Орлова, Зоя Фёдорова, Людмила Целиковская — самые известные актрисы военного времени, чьи фильмы смотрели в блиндажах и госпиталях, с чьими именами шли в атаку и умирали.

Английский журналист Александр Вирт, проведя всю войну в СССР, свидетельствовал, что Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей. Москвичи, да и вся страна ждала утренних газет, на страницах которых печатались сообщения о доблестных воинах и летчиках:

Мы летим, ковыляя во мгле,

Мы ползём на последнем крыле,

Бак пробит, хвост горит, но машина летит

На честном слове и на одном крыле.

Знаменитое стихотворение «Жди меня», написанное как частное письмо в стихах и на которое Симонова вдохновила его муза — актриса Валентина Серова, стало самым известным произведением военной лирики.

Одна из известнейших исполнительниц того времени - Лидия Андреевна Русланова. Он выступала перед бойцами на фронтах Перовой мировой войны, и в период Великой Отечественной продолжала петь. Случайно услышав песню «Катюша» на репетиции какой-то разучивающей её певицы, уже через несколько часов Лидия Андреевна Русланова спела «новинку сезона» по памяти на концерте в Доме Союзов.

Во время войны Русланова выступала на фронте — в окопах и под бомбежками. Она дала более 1200 концертов, а на заработанные за фронтовые гастроли деньги купила две батареи «Катюш», которые бойцы тут же переименовали в «Лидуш», и отправила их на фронт.

Вместе с советскими войсками Лидия Русланова дошла до Берлина. Один офицер, увидев её на улице ещё не освобождённого города, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» — на что Лидия Андреевна ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!» 2 мая 1945 года, спев на ступеньках поверженного Рейхстага знаменитые «Валенки», самую любимую бойцами песню из своего репертуара, она расписалась на одной из его колонн. После концерта у Рейхстага и Бранденбургских ворот Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил его Лидии Руслановой, а позднее подписал приказ о награждении её орденом Отечественной войны I степени.

Другая замечательная исполнительница того времени – Клавдия Ивановна Шульженко. Красивое концертное платье и туфли на высоких каблуках — обязательный атрибут Клавдии Ивановны. На кузовах машин, в блиндажах и землянках, сквозь «огонь пожарищ» и грохот войны она появлялась будто бы из другой, мирной жизни. В репертуаре Клавдии Шульженко были главным образом песни о любви очень проникновенные и целомудренные.

Бах советской эпохи

Вместе с Малеготом (Малый театр оперы и балета) в Оренбург приехал композитор Василий Соловьёв-Седой. Здесь в парке «Тополя» он встретился с солдатом Алексеем Фатьяновым, который подошёл к композитору, чьи песни слушал на концертах в Чкалове, и отдал ему листок со своими стихами. И вскоре состоялась премьера их первой песни — «Южно-Уральская»: её спел, проходя по Советской, батальон, отправляющийся на фронт. Песня-марш настолько понравилась командованию, что по официальному приказу стала строевой Чкаловского гарнизона. Этот замечательный творческий дуэт создал такие песни, как «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были» и другие.Очень интересна история песни Соловьёва-Седого «Вечер на рейде», написанной на стихи Александра Чуркина ещё до эвакуации. Поначалу её не приняли, посчитав «салонной». Но во время концерта во фронтовой землянке, когда композитор спел её вместо приболевшего солиста, со второго куплета бойцы ему начали подпевать. Когда мелодия закончилась, композитора попросили продиктовать слова. А потом попросили спеть ещё раз. Через какое-то время её исполняли на всех фронтах. Военные связисты передавали песню по полевым телефонам. А в осаждённый Севастополь тексты сбрасывали с самолётов. И на каждом фронтовом концерте хотели услышать «Вечер на рейде».

Здесь, в Оренбурге, Соловьёв-Седой создал фронтовую бригаду артистов «Ястребок», которая выезжала на передовую. Гастроли длились по полтора месяца. Концертным залом становились и аэродром, и землянка, и чистое поле. И это тоже был вклад в Победу. Не случайно наш прославленный земляк генерал Родимцев сказал композитору:

— Если спросят вас, Василий Павлович, участвовали ли вы в Великой Отечественной войне, скажите, что сражались в гвардейской дивизии Родимцева, защищавшей Сталинград. Ведь с нами воевали ваши песни.

Спустя много лет, незадолго до смерти, композитор вновь побывал в городе своей военной молодости. Побывал на набережной Урала, в домике, где жил во время эвакуации, и, конечно, в «Тополях», где некогда встретился с Фатьяновым.

Оренбуржцы должны гордиться тем, что в их городе три года жил и работал, как сказал Ян Френкель, «Бах советской песни», Василий Соловьёв-Седой.

Список источников:

1. Долматовский, Е. Рассказы о твоих песнях / Евгений Долматовский. – М.: Детская литература, 1973. – 351 с.

2. Завадская, Н. Любимые песни военных лет / Нина Завадская. – М. : Советский композитор, 1987. – 120 с.

3. Музы вели в бой : Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / сост. С. Красильщик. – М. : АПН, 1985. – 343 с. : ил. – (Библиотечка АПН).

4. Священная война: Песни Победы / сост. В. А. Костров, Г. Н. Красников – М. : Олимп, 2005.

5. Хентова, С. М. Соловьев-Седой в Петрограде-Ленинграде / С. М. Хентова. – Л. : Лениздат, 1984. – 238 с.

6. Барсуков, Э. Автор мелодии «Огонька» - узник Степлага / Эдуард Барсуков // Крестьянин. – 2001. – февр.

7. Бирюков, Ю. Вставай, страна огромная / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 22 июн.

8. Бирюков, Ю. И поет мне в землянке гармонь / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 16 дек.

9. Бирюков, Ю. Казак уходил на войну / Юрий Бирюков // Сов. Россия . – 1984 . – 23 сент.

10. Бирюков, Ю. Нам дороги эти позабыть нельзя / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 30 сент.

11. Бирюков, Ю. От Москвы до Бреста / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 5 мая.

12. Бирюков, Ю. Под этот вальс весенним днем / Юрий Бирюков // Сов. Россия . – 1985 . – 31 март.

13. Бирюков, Ю. Синий платочек / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 17 март.

14. Звоницкий, Э. Песня, которая звала в бой / Э. Звоницкий // Юный ленинец . – 1986 . – № 24 . – С . 24.

15. Иващенко, Т. Первая песня Победы / Татьяна Иващенко // Молот. – 2013. – № 158-160. – 1 ноябр.

16. Луковников, А. Песни военных лет / А. Луковников // Культпросвет работа . – 1973. – № 4. – С. 47-50.

17. Великая Победа [Электронный ресурс] // Великая победа. – Режим доступа : http://pobeda1945-art.ru/.


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)