Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
4 кл—5 кл
30.07.2018
«ЗАПРУДУ СТАВЯТ У ИСТОКА»,
ИЛИ КАК ВЫРАСТИТЬ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ
материалы для беседы с родителями
Перед беседой познакомьте родителей с детскими рисунками, рассказами. Включите в текст беседы самые поучительные и яркие творческие работы детей.
Нас создает мир родительской семьи, мы творим мир нашей семьи. «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи», - утверждает адыгейская пословица. «Запруду ставят у истока», - вторит ей персидская. «Воспитанность ребенка – его счастье, невоспитанность – его же несчастье. Пережить сына – мечте конец поставить, оставить сына после себя – ему мечту свою оставить», - убеждают нас казахские пословицы.
Где учиться современным родителям сложной и интересной профессии мамы и папы? Как воспитать достойную личность, несмотря на все сложности нашего времени. «Времена не выбирают, в них живут и умирают », - справедливо заметил поэт.
ЗАПРУДУ СТАВЯТ У ИСТОКА.docx
«ЗАПРУДУ СТАВЯТ У ИСТОКА»,
ИЛИ КАК ВЫРАСТИТЬ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ
материалы для беседы с родителями
Перед беседой познакомьте родителей с детскими рисунками, рассказами.
Включите в текст беседы самые поучительные и яркие творческие
работы детей.
Нас создает мир родительской семьи, мы творим мир нашей семьи.
«Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи», утверждает
адыгейская пословица. «Запруду ставят у истока», вторит ей персидская.
«Воспитанность ребенка – его счастье, невоспитанность – его же
несчастье. Пережить сына – мечте конец поставить, оставить сына после
себя – ему мечту свою оставить», убеждают нас казахские пословицы.
Где учиться современным родителям сложной и интересной
профессии мамы и папы? Как воспитать достойную личность, несмотря на
все сложности нашего времени. «Времена не выбирают, в них живут и
умирают », справедливо заметил поэт.
Таких путей несколько. Один из них, несомненно, опыт
великих отцов, сумевших вырастить достойных детей.
Один из них – великий Абай, который посвятил этой проблеме не одну
страницу в своем философском труде «Слова назидания». Он вырастил
прекрасных детей, но их ранняя смерть подкосила поэта, потому что он
возлагал большие надежды на будущее своих детей.
«Некоторые молятся, прося у бога ребенка. Но для чего человеку
ребенок?
«Если умру, думает человек, пусть останется наследник, пусть
прокормит меня в старости, пусть помолится обо мне после моей смерти».
Хорошие дети – радость, плохие – горе. Знаешь ли ты, каким будет
ребенок, которого ты просишь у бога. Мало ли тебе тех мук, которые ты сам
перенес в жизни…Почему же ты хочешь, родив ребенка, передать ему свои…
муки?
…если ты многим сделал добро, то кто же за тебя не помолится?.. если
же ты сделал много зла, то что тебе даст молитва сына?
Или ты думаешь, что сын твой сделает за тебя, чего ты сам не сделал?
Такой ли ты отец и такова ли твоя страна, чтобы ты мог воспитать
хорошего ребенка? …Даст тебе бог ребенка, но сумеешь ли ты его воспитать?.. и будешь ты
отвечать не только за свои грехи, а станешь соучастником грехов своего
ребенка.
Ты…забавляешься тем, что обманул ребенка. Но если твой сын станет
обманщиком…, то…кто его научил?
Потом ты научишь его ругать других, а сам будешь защищать его и
прощать его озорство…
Потом …найдешь самого дешевого муллу, думая что хватит с твоего
сына уменья читать и писать.
Вот и все твое воспитание. И почему ты после такого воспитания
ждешь добра от своего ребенка?
…бог дал тебе силу, чтобы ты трудился. Но ты не работаешь. Бог дал
науку, но ты не учишься. Бог дал тебе разум, но ты растерял его…ты ничего
не смог познать. Значит, ничего не узнает и твой ребенок.
Абай. «Слова назидания», Х слово.
Если слова Абая затронули родителей за живое, стоит обсудить,
насколько актуальны и справедливы слова Абая.
ЕСЛИ РЕБЕНОК…
… окружен критицизмом, он учится обвинять.
… видит враждебность, он учится драться.
… испытывает на себе насмешку, он учится быть робким.
… постоянно стыдится себя, он учится чувствовать себя виноватым.
… окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
… чувствует поддержку, он учится уверенности.
… слышит похвалу, он учится ценить других.
… ощущает справедливое отношение к себе, он учится справедливости.
… чувствует себя в безопасности, он учится верить.
… слышит слова одобрения, он учится нравиться себе.
… чувствует дружелюбное к себе отношение, он учится находить любовь
в этом мире.
Дорис Лоу Ноулт
Пусть родители задумаются над вопросом, не провоцируют ли они своим
поведением детскую агрессивность, робость, развитие различных
комплексов. Достаточно ли дружелюбна атмосфера в семье? Чувствуют
ли дети постоянную поддержку родителей? Уместно познакомить
(конечно анонимно) с результатами анкетирования старшеклассников. Существуют свидетельства о том, как росли будущие великие ученые,
поэты, военачальники. Это происходило отнюдь не в тепличных условиях и не
среди ангелов. Да и сами они совсем не ангелы. И как же они не похожи друг
на друга! Но есть в их биографиях чтото общее.
Неуклюжий, толстый малыш прячется то за креслами, то в бабушкиной
рабочей корзинке, таскает со стола пирожные, раздражает юную мать
аристократку своей неповоротливостью.
Это маленький Саша Пушкин. Но в его детстве была чудесная
отцовская библиотека; в младенческом возрасте он видел и слышал
умнейших и талантливейших людей своего времени: Карамзина,
Жуковского, дядю Василия Львовича; были рассказы бабушки Марии
Алексеевны о знаменитом предке – любимце Петра I, чудесные сказки
абсолютно неграмотной, но преданной и любящей Арины Родионовны. А
главное уважительное отношение со стороны зрелых поэтов к юному
дарованию Пушкина. Хрестоматийное «…оставьте его поэтом» великого
Державина во время лицейского экзамена. Трогательные строки из письма
В.А. Жуковского П.А.Вяземскому: «… с нашим молодым чудотворцем нам
всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти нашему будущему
гиганту, который нас всех перерастет».
Юный помор Миша Ломоносов в десять лет потерял мать,
отношения с мачехой не складывались.
Но была гордость за отца Василия Дорофеевич, за его
корабль «Чайка», который ходил дальше всех и быстрее всех поморских
баркасов, была любознательность, заставившая Ломоносова преодолеть все
физические и нравственные муки, чтобы стать тем, кем он стал.
Безрадостно детство Феди Достоевского: вместо дома –
больница для бедных на Божедомке, вместо друзей – несчастные лица
больных, крутой нрав отцаревнивца, лютая его смерть – следствие мести
крестьян.
Но было и чтение «Истории» Карамзина отцом –участником
Бородинского сражения; как праздник воспоминание о посещении Кремля
. Отсюда уверенность , что в первые три года человек познает одну треть
того, «с чем ляжет стариком в могилу».
Будущая Екатерина Великая росла в нищете и бесконечных
разговорах о деньгах, которых не хватало даже на нормального врача –
девочку от искривления позвоночника лечил … палач.
Но была мечта о своем предназначении, было желание
защитить царевичасупруга…
«Самый плохой ученик в классе», так характеризовали
маленького Исаака Ньютона в школе, а во дворе его как самого хилого и уродливого ( непропорционально огромная голова держится только
благодаря особому воротнику) бьют и игнорируют.
Но в его жизни была мечта, которая заставила его стать
лучшим и победить самого сильного ученика.
Биографии великих – свидетельство того, что на пути
каждого из них были: и великая мечта, и встреча с замечательной
личностью, и высокая самооценка – следствие осознания своих истоков и
предназначения.
Другим драгоценным источником знаний для родителей может
стать мировая художественная литература. Вопервых, вы убедитесь в том,
что ваши проблемы волновали, волнуют все человечество – вы не одиноки в
своих переживаниях, вместе с вами «мучаются» великие люди! Во вторых,
вы получите огромное наслаждение от общения с мудрыми, добрыми
собеседниками. Представляем вам некоторых из них:
Абай Кунанбаев. Слова назидания. Кладезь мудрости для человека в
любом возрасте, ответы на многие мучающие нас вопросы, возможность
побеседовать с умным и добрым человеком.
Абай Кунанбаев. Лирика. Тонкая, глубокая поэзия, которая не может
затронуть ум и душу человека.
Абай Кунанбаев. Поэмы. Захватывающие сюжеты, яркие образы,
запоминающиеся метафоры и сравнения. Настоящая поэзия!
Абрамов Ф. Две зимы и три лета. Это история о раннем возмужании
Михаила Пряслина, об умении брать ответственность на свои плечи за
судьбу своих родных и близких.
Айтматов Ч. Белый пароход. Противопоставление доброты и
великодушия Матери Оленихи низости и подлости человека,
покусившегося на святое, с точки зрения ребенка.
Айтматов Ч. И дольше века длится день. Трагедия манкурта, взгляд на
современность через призму традиций предков.
Ч.Айтматов. Материнское поле. Мужество матери, потерявшей детей,
но не утратившей умения сострадать чужому горю.
Аксаков С. Аленький цветочек. Умение отвечать за свои поступки, за
другого, в какой ситуации он не оказался бы.
Алексин А. Безумная Евдокия. Любящее сердце слепо, оно не видит
опасной болезни эгоизма.
Амаду Ж. Генералы песчаных карьеров Судьба подростков, выброшенных
за борт общества, умение сочувствовать человеку только потому, что он
человек.
Андерсен Х.К. Гадкий утенок. Каково тому, который не как все; умение
стать самим собой во что бы то ни стало. Андерсен Х.К. Снежная королева. На что способно горячее любящее
сердце! Как опасно оледенение души.
Ахматова А. Реквием. Горе матерей, чьи дети стали жертвами
репрессий.
Ауэзов М. Путь Абая. Романэпопея. Энциклопедия казахской жизни.
Становление величайшего сына своего народа. Образец художественной
прозы.
Бегалин С. Чокан Валиханов. Повесть о детстве замечательного ученого,
путешественника и храброго офицера, который думал прежде всего о
своем казахском народе.
Бекхожин Х.Мария, дочь Егора. Романтическая история любви русской
девушки и казахского джигита, которая навеки сохранилась в песне
«Дударай»,сочиненной для возлюбленного Марией.
Беляев А. Человекамфибия. Тяжел земной воздух, отравленный погоней
за наживой. Прекрасна бескорыстная юношеская любовь. Сложны
отношения отца и сына.
Бернс Р. Стихотворения. Мир честных и добрых, пусть небогатых, но по
своему счастливых людей.
БичерСтоу Г. Хижина дяди Тома. Сострадание, терпимость,
всепобеждающая доброта. Мудреное, но такое необходимое качество –
толерантность.
Бруштейн А. Дорога уходит вдаль…Становление личности, проблемы
взаимопонимания в семье.
Булгаков М. Дни Турбиных. Жизнь за кремовыми шторами. Доброта и
взаимопонимание – главное богатство семьи.
Васильев Б. В списках не значился. Вечные ценности: любовь и верность
перед лицом смерти.
Верн Ж. Дети капитана Гранта. Любовь и верность, раннее взросление и
стойкость в экстремальных ситуациях. Доброта творит чудеса. Чудаки
украшают мир.
Войнич Э.Л. Овод. Мужество, борьба за свободу, умение противостоять
клевете и предательству. Настоящая любовь. Трагедия непонимания
между
отцом и сыном.
Волков А. Волшебник изумрудного города. Веселая поучительная
история о том, какими драгоценностями мы обладаем, не подозревая об
этом. Самое главное чудо – человеческое сердце.
Габбе Т. Город мастеров. Великая сила любви, над которой не властно
никакое насилие.
Гайдар А. Голубая чашка. Мудрость, доброта и любовь отца. Как было
бы хорошо, если бы эта книга стала настольной для каждого отца, если бы каждый находил время для своего ребенка не только во время крупных
неприятностей.
Гайдар А. Судьба барабанщика. Жизнь начинается не за порогом
детства, жесткость и подлость может повстречаться маленькому
человеку неожиданно. Надо постараться, чтобы он был готов к этому.
Умение отличать добро от зла. Зоркое сердце.
Гайдар А. Тимур и его команда. Всегда есть место добрым
бескорыстным делам.
Герман Ю. Дорогой мой человек. Становление человека. Любовь,
пронесенная через пожарища войны.
Гоголь Н. Старосветские помещики. Гармоничность человеческих
отношений в старости.
Гоголь Н. Тарас Бульба. Подвиг отца героя и предателя.
Гоголь Н. Как поссорились Иван Иванович…Вещизм, губящий
человечески отношения.
Гоголь Н. Ревизор. Уродство взаимоотношений. Ложь и сплетни губят
все.
Гоголь Н. Ночь перед Рождеством. Неподражаемый, чарующий юмор.
Сказочная природа и красивый человек, подлинность чувств.
Горький М. Мать. Умение понять своего ребенка, желание, чтобы его
жизнь была осмысленной.
Горький М. Детство. Замечательная бабушка. Хорошие люди. Первая
встреча с подлостью и несправедливостью. Умение понять и простить.
Горький М. Старуха Изергиль. Сердце, отданное людям. «Осторожный»
человек, гасящий искры сердца Данко.
Григорович Д. Гуттаперчевый мальчик. Сострадание к ребенку,
попавшему в отчаянное положение в мире жестоких людей.
Грин А. Алые паруса. Умение мечтать и быть не похожим на других.
Уважительное отношение к детской фантазии, умение поддержать
человека в трудную минуту.
Гюго В. Отверженные. Очаровательные дети. Несправедливость.
Стойкость и несгибаемость.
Дарелл Д. Гончие Бафута. Увлеченность, чувство юмора, неподдельная
доброта.
Джованиоли Р. Спартак. Отвага, мужество, свободолюбие, любовь,
достойная смерть.
Дойл А. Конан Записки о Шерлоке Холмсе. Ум, логика, порядочность,
дружба.
Достоевский Ф. Бедные люди. Чистое чувство. Трагедия и гордость
маленького человека. Достоевский Ф. Идиот. Красивый, непохожий на других человек. Сила
добра и благородства.
Достоевский Ф. Униженные и оскорбленные. Незащищенность,
хрупкость, нежность.
Драгунский В. Денискины рассказы. Оптимизм, юмор, доброта, дружба.
Дюма А. Три мушкетера. Девиз «Один за всех и все за одного».
Ершов П. КонекГорбунок. Лукавый юмор, легкость стиха, образ Жар
птицы.
Есенин С. Лирика. Красота, ранимость, искренность чувств.
Железников В. Чучело. История гадкого утенка, ставшего прекрасным
лебедем, сумевшего противостоять «волшебным» словам «быть, как все,
не высовываться» и дедушкизаплаточника, который не прошел бы фейс
контроль в средненьком супермаркете, а также «Железной кнопки»,
которая знает все.
Заходер Б. Стихи и сказки. Бесподобный юмор не мешает философской
глубине и светлой грусти.
Зорин Л. Варшавская мелодия. Щемящая история светлой любви,
которой не суждено было сбыться.
Зорин Л. Покровские ворота. Веселый, грустный, а в целом прекрасный
мир коммуналки.
Ибсен Х. Пер Гюнт. История верности прекрасной Сольвейг.
Ильф И., Петров Е.Двенадцать стульев. Очень поучительные и веселые
Золотой теленок. истории, звучащие очень
современно.
Искандер Ф. Созвездие козлотура. Острый, самобытный чегемский юмор.
Каверин В. Два капитана. «Бороться, искать, найти, не сдаваться»,
девиз, которому следует главный герой Санька Григорьев в различных
трудных ситуациях и, главное, побеждает. Стойкость и верность, любовь
и предательство. Наследование лучших традиций капитана Татаринцева.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Увлекательное путешествие в
страну детства, куда нет дороги скучным прозаичным взрослым.
Катаев В. Белеет парус одинокий. Аромат Черного моря, необыкновенная
обстановка в семье Бачей. Увлекательные и опасные приключения Пети и
Гаврика. Незабываемая мадам Стороженко.
Катаев В .Сын полка. Ребенок и война. Жестокость и доброта. Нежность
суровых солдатских рук. Как не хватает этого нынешним сиротам.
Киплинг Р. Книга джунглей. Мир джунглей намного благороднее
современного общества. Он жесток, но главный закон гласит: «Мы с
тобой одной крови…»
Коган П. Гроза. Стихи. Поэт, который «с детства не любил овал», он «с
детства угол рисовал», он очень близок по духу бунтарству молодых. Козлов С. Ежик в тумане. Милые соседи: ежик и медвежонок, их
объединяет теплая дружба и окружает большой, иногда страшноватый
мир.
Короленко В.Г.В дурном обществе. Две семьи два детства. Всегда ли
добропорядочность – гарантия счастья. Трудный путь к взаимопониманию
отца и сына .
Корчак Я. Король Матиуш I. Мудрая история о том, как трудно быть
ребенком в этом мире. Личность автора – доктора и педагога, который не
только знал, как любить детей, но и доказал свою любовь, шагнув в газовую
камеру, только потому что действительно любил их.
Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. История о том, как воля
маленького человека превратила его в настоящего борца с его недугом.
Метерлинк М. Синяя птица. Птица счастья прилетела из именно этой
сказки.
Момышулы Баурджан. Наша семья. Замечательный памятник
отцу,воспитавшему замечательного героя – панфиловца, несгибаемого
патриота и талантливого казахского писателя, который в свою очередь
сумел передать свою любовь к Родине и литературе своему сыну
Бахытжану,свидетельством которого является романэссе
Момышулы Бахытжана Восхождение к отцу.
Муканов С. Промелькнувший метеор. Захватывающее повествование о
короткой, но яркой жизни Чокана Валиханова, о сложной жизни в Степи,
о том, как трудно быть «аксуйек».
Некрасов Н. Кому на Руси жить хорошо. Как хороша Матрена
Тимофеевна! Настоящая мать, в жизни которой много слез и много
гордости за своих детей. Замечательны песни.
Некрасов Н. Рыцарь на час. Настоящее признание в любви к
многострадальной матери.
Олдридж Дж. Последний дюйм. На глазах у отца мальчик становится
мужчиной. Уважение отца к сыну.
Паустовский К. Телеграмма. Одинокая старость, грустная осень жизни.
Нехватка тепла и заботы.
Приставкин А. Ночевала тучка золотая…Страшная участь сирот. Беды
репрессированных народов. Лютая ненависть и огромная доброта.
Приставкин А. Кукушата. Участь детей из детского дома.
Пришвин М. Кладовая солнца. Замечательные дети Митраша и Настя,
наследники своих родителей, которые оставили нечто большее, чем
материальные богатства, нечто, что помогло им выжить. Распутин В. Последний срок. Совсем плоха стала бабка Анна, сын Михаил
рассылает телеграммы, собирая всех детей на похороны. Дети
съезжаются, а старушка ожила…
Ренан Ж. Рыжик. Трудно в двенадцать лет осознавать, что ты нелюбим.
«Не всякому посчастливится быть сиротой».
Селинджер Д. Над пропастью во ржи. Трудна жизнь подростка в мире,
который не понимает его. Но у него есть прекрасная мечта, которая
приведет его к намеченной цели.
Сулейменов О. Земля, поклонись человеку. Стихи вечно молодого
задиристого поэта, который «возвысил степь, не унижая горы»
Сокпакбаев Б. Путешествие в детство. Увлекательные истории,
симпатичные герои, приключения, юмор.
Книги в списке могут быть и другие, но главное, чтобы это были добрые
книги, которые могли бы сделать прививку от насилия, корысти,
бездушия.
Главное, чтобы прочитаны они были вместе с детьми не как очередное
задание по внеклассному чтению для удовольствия. Чтобы дети читали,
надо, чтобы читали родители. Здесь хочется напомнить прием Тома
Сойера, когда тетушка Полли велела ему покрасить забор… Хочется обратить внимание родителей на повесть Далии Трускиновской
«Дверинда», написанную в сейчас очень популярном жанре фэнтэзи.
Здесь действуют обычные для этого жанра феи, волшебники.
Но для нас в первую очередь будет интересна вполне реальная история
Ксении и ее маленького сына Миши. Нелегкая жизнь, обделенность
вниманием и любовью окружающих заставляет главную героиню потерять
веру в себя. Она добра, всегда готова прийти на помощь другим, но свою
жизнь устроить не может.
Одна отдушина, одно счастье в жизни Ксении – ее маленький
сын. Радость ей и сыну доставляют сказки, которые она сама придумывает и
рассказывает на ночь.
Вдруг сказка становится большей реальностью, чем жизнь:
боцман Гангрена вставляет в дверь квартиры Ксении экран телепортации.
Все меняется в жизни Ксении, а главное – отношение к сыну.
Ей некогда ( Не правда ли знакомое словечко? Им мы, взрослые, многое
оправдываем: нежелание и поговорить с ребенком, и рассказывать сыну
сказки, и вообще заниматься всякими «глупостями». Мы с удовольствием
доверяем ребенка телевизору, магнитофону, компьютеру – т.е. неживой сфере
общения. А потом удивляемся его душевной ущербности. Но ведь компьютер
может воспитать только другой компьютер. Человека должен воспитать
человек.) больше рассказывать сказки, она хочет наверстать упущенное –
устроить свою личную жизнь. Она решает покончить со сказками, оправдывая
это тем, что «...в жизни мальчик должен рассчитывать только на самого
себя...нет, неудачника она растить не станет... он обойдется без фей...».
Сын предпочитает мир Сказки миру развлечений и
материального безумства, в который погрузилась его мама...
Только чудо, чудо материнской любви и преданность боцмана
Гангрены спасли мальчика из сладкого плена Сказки.
В книге есть сцена, когда Ксения видит своего мальчика и не
узнает его – он стал взрослым. Но и он не узнает в ней свою мать. Не так ли
бывает и в реальной жизни. А ведь осознавать это постфактум очень больно!
Прочитайте эту книгу с родителями и детьми. Возможно, состоится
интересный разговор
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы для беседы с родителями:"Запруду ставят у истока или как вырастить успешных людей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.