Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Оценка 5

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
МХК +1
11 кл
30.05.2017
Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Урок и презентация к нему по литературе по творчеству А. Блока. Сравнение подобных мотивов в творчестве Врубеля и Блока расширяет круг знаний детей и их понимание внутренних связей в искусстве. Материал может быть использован на уроках МХК, при подготовке детских исследовательских работ, проектов.
Блок и Врубель.ppt

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
А. Блок и М. Врубель “Мы опять расплещем крылья…”                                      А. Блок Моя задача будить душу от мелочей  будничного величавыми образами.                                      М. Врубель Зорко одно лишь сердце, Самого главного глазами                         не увидишь                                       Экзюпери

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Тема России пронизывает все творчество Блока, и  часто Родина предстаёт в его стихах в образе  женщины, матери, жены. Портрет Врубеля висел кабинете Блока “С Врубелем  я связан жизненно” – пишет он матери. ­ Что же это значит как понять эти слова? Задача: Выяснить, были ли основания? Может быть,             это желаемое, выдаваемое за  действительное? Врубель и Блок Не встречались, не были знакомы,  слова Блока немного странны. Сравним двух художников во внешней и внутренней  жизни.

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
­ Что общего в судьбе? Увлекался театром, женился на актрисе,  придумывал для нее немыслимые платья, рисовал,  преклонялся. Общее: красота, внутренняя независимость,  уверенность в себе, духовность. ­ Какие цвета предпочитают они оба? (синий, лиловый, золотой) ­ А что разное? (Дети говорят о своих впечатлениях) Оба любили музыку. А Бенуа связывал жизнь  Врубеля с Патетической симфонией, а Блок считал,  что вся жизнь пронизана музыкой, надо только ее  услышать.

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
­ Можно ли назвать стихи иллюстрацией к этому  произведению? (Нельзя) Но созвучие есть. Созвучие в настроении.  Образ, проходящей через стихи и картину – образ  птицы, лебедя – олицетворение красоты, нежности,  изящества. Женщина, как Афродита, рожденная из  мазков, материализованных в перья, в крылья.  Птица, превратившаяся в человека. ­ Похожа ли она на пушкинскую царевну – лебедь? У Пушкина – она светлая, дневная дева, которая  становится женой, приносит счастье. У Врубеля –  тревожная, уходящая вдаль, мятежная, несветлая.  Она скорей похожа на деву из “Слова”, которая  плещет крылами перед днями великих бедствий,  предчувствуя катастрофу. Врубель никогда не  следует за писателем, его картины по своему хороши.  В чертах этой женщины черты образа, который всю  жизнь мучил Врубеля, ­ Демона.

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
­ Какое чувство вызывает Демон?

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Скованные силы, теснота ­ Отчего? Сам себя спасал, фигура скована, картины ему не хватит, он  пробивает раму. ­ Композиция вызывает чувство тесноты, ограниченности пространства. ­ Похож на человека? На страдающего. Но как будто он не из того вещества, из  которого состоят люди, цветы. Это некие холодные  кристаллические образования, холод.  И мир его отторгнут от  людей. Демон – мятежный дух. Он порвал с земной жизнью,   устремлен к горным вершинам, он презирает будни, стремится  к более глубокому познанию,  платит за это оторванностью от  людей. У Блока есть похожее стихотворение (“Ямбы” – цикл. “Земное  сердце стынет вновь, но стужу я встречаю грудью. Храню я к  людям, на безлюдье неразделенную любовь…”

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
­Что случилось с гордым, сильным мятежным  Демоном? Как вы понимаете? Мир победил его. Он упал в ущелье с тех вершин, на  которые стремился. Демон – это ангел, дерзнувший  усомниться в вечности незыблемых устоев, бога, и за  это сброшен богом с небес. Врубель пишет “Демона” на последнем взлете жизни,  еще не зная о последнем страшном ударе – безумии.  И многие связывают картину с безумием Врубеля.  Якобы он балансировал на грани яви и фантазии.  Закат озолотил вершины гор, отражается луч солнца  в венце, а сине ­ лиловые миры медлят и колеблются  побеждать, предчувствуя,  может быть своё  поражение. Поверженный Демон – крах  индивидуалистических притязаний, стремления к  гордому одиночеству.

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
­ Где в литературе вы уже встречали эти мотивы? (Поражение идеи Раскольникова, которое  обернулось нравственной победой,  эгоистические устремления Печорина.) Это  крах и теории самого Врубеля. Здесь сгорел  человек отождествленный  с биографией художника. У Блока есть  стихотворение, близко передающее  атмосферу картин Врубеля и атмосферу их  жизни. “20­ый век. Еще бездомней, еще страшнее…“

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Блок тоже прошел через крушение своих идеалов.  Как человек талантливый он нашел в себе силы  пережить это. О, я хочу безумно жить: Всё сущее ­ увековечить, Безличное ­ вочеловечить, Несбывшееся ­ воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,­ Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство ­ разве это Сокрытый двигатель его? Он весь ­ дитя добра и света, Он весь ­ свободы торжество!

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)

Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Сидит и плачет Демон гения Слеплен из сказочных мазков, Сжимает руки в исступлении, И взглядом поразить готов. Он призывает: “Люди смилуйтесь!” Кричат огромные глаза. И видеть жизнь чужую силится В мольбе застывшая слеза. А за главой врата раскинулись, Куда? Иль в ад, иль в небеса? В очах изгнанника немилого Призыв, и вызов, и мечта… Мечтою дерзкою он создан. Он хочет жить! Но не дано. Толпою жадною поруганный, забыт, разочарован…                                      Но…   Не сломлен!