Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"
Оценка 4.7

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Оценка 4.7
Педсоветы +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.05.2018
Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"
Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях.docx
«Гражданско–нравственное и  патриотическое воспитание  в современных социокультурных условиях»    Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию    и  воспитанию.  Успешная   самореализация  личности  в  период обучения   и   после   его   окончания,   ее   социализация   в   обществе,   активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной   функции   образования   (формирование   патриотизма, гражданственности,   трудолюбия,   нравственности,   уважения   к   правам   и свободам   человека,   любви   к   Родине,   семье,   окружающей   природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. В   условиях   введения     ФГОС   большое   значение     придается   ресурсам, способам   и   механизмам   достижения   воспитательных   задач.   Одна   из составляющих   ­  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России,     в   которой   сформулированы   традиционные ценности   российского   народа.   Развитие   врожденного   чувства гражданственности и патриотизма (на основе нравственности)  должно стать основной идеей образования и воспитания.                      Огромную роль в патриотическом становлении человека   играет школа. Школа  является  учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство   державности,   закладывающим     ростки   гордости   за   Отечество,   за поступки   предков,   готовящим   гражданина   и   патриота.   Важность   этого направления   в   работе   хорошо   подчеркивают   слова   известного   русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.   Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке». (В. Г. Белинский)  Именно мы, взрослые, должны как можно раньше    руководить детской деятельностью, чтобы в будущем подрастающее   поколение стало достойной нашей сменой;    развивать духовно­нравственную  личность, разумно сочетающую  личные интересы с общественными;  воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите  Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей  Родине, традициям, обычаям своего народа;  формировать необходимые  материальные и правовые нормы поведения  в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов,  осознавать себя как часть правового государства, способного к  сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребенка;   развивать нравственные  взаимоотношения в семье; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и  уважения к культуре своей страны. Это и  есть главные  задачи  гражданско ­ нравственного и патриотического  воспитания обучающихся  нашей школы. «…Воспитание   гражданственности,   трудолюбия,   уважения   к   правам   и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Защита и развитие   системой   образования   национальных   культур,   региональных культурных   традиций   и   особенностей   в   условиях   многонационального государства»   ­   основные   принципы   государственной   политики   в   области образования,   которые   закреплены   в   Законе   РФ   «Об   образовании   в   РФ»,   а среди требований к содержанию образования указывается на:   ­   обеспечение   самоопределения   личности,   создание   условий   для   её самореализации;  ­ интеграцию личности в национальную и мировую культуру;  ­формирование человека и гражданина, интегрированного в современное  ему    общество и нацеленного на совершенствование этого общества.            По данным социологических и демографических служб к 2050 году в результате демографических потерь число детей до 15 лет сократится с 26 млн.   до   16   млн.   Идёт   негласное   уничтожение   молодого   поколения,   его растление: ­ курение, пиво, вседозволенность, наркотики, свободный секс и т. д.; ­ негативное влияние средств массовой информации; ­ семья ныне (зачастую)   не выполняет возложенных на неё воспитательных функций (налицо проблема выживания в современных условиях ­ лишь бы накормить, отсутствие отца ­ либо неполная семья, либо устранившийся от воспитания, не выдерживающий современных нагрузок и ушедший в запои и т.д. ­ мать выполняет все семейные функции одна); ­   даже   образованные   родители   часто   не   владеют   вопросами   семейного воспитания, воспитания вообще.  «…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или  даже ругательном смысле». В.В.Путин.            Возникает вопрос – сможет ли молодое поколение выстоять перед всем этим, поднять нашу страну, преумножить богатства и славу нашего Отечества  и защитить её от посягательств недругов?                Не случайно в   2001 – 2015 годы   реализованы три государственные программы   патриотического   воспитания.   В   настоящее   время   запущены программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы» утверждена   30   декабря   2015г.,   «Патриотическое   воспитание   граждан   в Свердловской области на 2014 – 2020 годы (утверждена 3 декабря 2014г, с изменениями от 26 августа 2015г)»,   в которых   говорится: «Гражданское воспитание – это развитие гражданских качеств каждого, т.е. ответственности за то, что окружает, Патриотическое воспитание – это духовно­нравственное воспитание. Духовность раздвигает мировоззренческие взгляды, нравственной сердцевиной духовности является ответственность, т.е. гражданственность –   ответственное   служение   своему   Отечеству,   значит   –   это  социальный аспект. 11   июня   2014г   постановлением   Правительства   Свердловской   области утверждена «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области»,   в   которой   ещё   раз   подчёркнуто,   что   консолидирующей   базой политики   Российской   Федерации   является   гражданская   ответственность   и патриотизм.   В   Стратегии   определены   все   субъекты   патриотического   и гражданск­нравственного воспитания. К ним относятся: ­ органы государственной власти; ­ органы местного управления; ­ трудовые коллективы; ­ образовательные организации, учреждения культуры, спорта, по работе с молодёжью и др.; ­ социально­ориентированные некоммерческие организации; ­ национальные и религиозные организации; ­ средства массовой информации; ­ семья; ­ граждане РФ. В   стратегии   также   определены   направления   патриотического   воспитания, которые представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых в сфере патриотического воспитания . Таких направлений семь: ­ историко­патриотическое,  ­ гражданско­патриотическое, ­ военно­патриотическое, ­ культурно­патриотическое, ­ спортивно­патриотическое, ­ социально­патриотическое, ­ экономико­патриотическое. Именно   по   этим   направлениям   мы   и   выстраиваем   воспитательную систему в школе.( о некоторых из них мои коллеги сегодня расскажут). Воспитание­это  круглосуточный процесс.  В современных условиях без социального   партнерства   школа   не   способна   обеспечить   полноценное гражданско­патриотическое воспитание   обучающихся. Поэтому социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.         Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами   образовательного   процесса,   характеризующийся   доверием, общими   целями   и   ценностями,   добровольностью   и   долговременностью отношений,   а   также   признанием   взаимной   ответственности   сторон   за результат их сотрудничества и развития. Социальных   партнёров   нашей   школы   вы   все,   наверняка,   уже   видели,   поднимаясь на второй этаж, на центральном стенде. Многие наши социальные партнёры   присутствуют   сегодня   на   нашем   семинаре   и   поделятся   своим опытом   работы   по   теме   семинара.   Сегодня   с   нами   и   коллеги,   которые, уверена, продолжат сотрудничество с нами, и в их лице мы приобретём новых социальных партнёров.          Для эффективного социального партнерства школа выполняет ряд  условий: Осознание значимости решения возникшей проблемы  и возможности ее решения только совместными усилиями. Осознание   привлекательности   социального   партнерства   для   всех субъектов школьной образовательной среды. Предоставление   возможности   всем   субъектам   образовательного процесса   осуществлять  деятельность   в условиях  социального  партнерства, руководствуясь следующими принципами: добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства; кооперативности   –   предполагает   равноправную   включенность субъектов в совместную деятельность по достижению результата; самостоятельности и ответственности в принятии решений; самодеятельности   –   выражается   в   формуле   «С+С+С+С=У»   (сами планируем,   сами   готовим,   сами   проводим   и   сами   анализируем,   равняется успеху); сотворчества – реализуется  в  совместном  творчестве  всех  субъектов партнерской деятельности; открытости,   так   как   социальное   партнерство   предполагает   наличие открытой   системы   и   предоставления   возможности   расширять   круг заинтересованных в лиц; 1. 2. 3.             гуманистической   направленности,   то   есть   принятие   субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей; толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных,   культурных,   социальных   и   иных   особенностей   социальных партнеров; общественной   значимости   –   деятельность   в   условиях   социального партнерства   должна   иметь   значимость   не   только   для   конкретных исполнителей, но и для других микро­ и макрогрупп (класса, школы, посёлка, города и т.д.). В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде школа выделяет 3 этапа: определение общих целей, ценностей и ресурсов : итог – желание  партнеров к осуществлению совместной деятельности; совместная деятельность: итог – умение партнеров участвовать в  совместной деятельности, то есть их определенная компетентность,  основанная на доверии к образовательному учреждению; собственно партнерство в школьной образовательной среде.  Планируемый результат в рамках социального сотрудничества в деле гражданско­нравственного и патриотического воспитания обучающихся школы:   повышение качества образования; повышение уровня патриотизма и гражданственности среди  обучающихся;  высокая активность учащихся во внеклассной  и внеурочной  деятельности (увеличение доли учащихся, участвующих в  мероприятиях  патриотической направленности);  уровень удовлетворенности родителей организацией  внеклассной и  внеурочной деятельностью (не менее 80% по результатам опроса);  повышение интереса родителей к внеклассной и внеурочной  деятельности их детей, как результат – совместные мероприятия;   вовлечение  обучающихся в различные общественные организации,  учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, молодежной  политики в качестве партнеров в деле воспитания подрастающего поколения.          Мы полностью согласны  с Д.С.Лихачёвым, который в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Патриотизму и гражданственности  надо учить в семье, в школе, в городе, в котором ты живёшь, в стране». Там же он пишет: «Чтобы любить Родину, надо знать, за что любишь, надо знать её историю, знать её героев, их подвиги». Мы придерживаемся  того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе, Она постепенно растёт. С возрастом она становится любовью   к   своему   городу,   селу,   к   родной   природе,   к   своим   землякам,   а, созрев,   становится   сознательной   и   крепкой   любовью   к   своей   Родине   и   её народу.   В   познании   родного   края   через   экспедиционную,   поисковую деятельность,   происходит погружение подрастающего поколения в социальную среду.   организацию   исследовательской   работы,                               Вот   именно   поэтому,   мы   считаем   актуальной   тему   заявленного семинара,  и   уверены,  что   сегодня   у   нас   получится   конструктивный   обмен опытом   и   мы   придём   к   какому   то   важному   и   нужному   решению   в   деле продолжения   гражданско­нравственного   и   патриотического   воспитания молодого поколения!         «В жизни надо иметь своё служение – служение какому – то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен». Так   будем   верны   до   конца   своему   делу   воспитания   подрастающего поколения! Спасибо всем участникам семинара за работу!

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"
Скачать файл