Материалы окружного семинара для руководителей и заместителей руководителей ОО по теме "Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях"

  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гражданско - нравственное и патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях.docx
«Гражданско–нравственное и  патриотическое воспитание  в современных социокультурных условиях»    Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию    и  воспитанию.  Успешная   самореализация  личности  в  период обучения   и   после   его   окончания,   ее   социализация   в   обществе,   активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной   функции   образования   (формирование   патриотизма, гражданственности,   трудолюбия,   нравственности,   уважения   к   правам   и свободам   человека,   любви   к   Родине,   семье,   окружающей   природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. В   условиях   введения     ФГОС   большое   значение     придается   ресурсам, способам   и   механизмам   достижения   воспитательных   задач.   Одна   из составляющих   ­  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России,     в   которой   сформулированы   традиционные ценности   российского   народа.   Развитие   врожденного   чувства гражданственности и патриотизма (на основе нравственности)  должно стать основной идеей образования и воспитания.                      Огромную роль в патриотическом становлении человека   играет школа. Школа  является  учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство   державности,   закладывающим     ростки   гордости   за   Отечество,   за поступки   предков,   готовящим   гражданина   и   патриота.   Важность   этого направления   в   работе   хорошо   подчеркивают   слова   известного   русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.   Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основываявсё преимущественно на привычке». (В. Г. Белинский)  Именно мы, взрослые, должны как можно раньше    руководить детской деятельностью, чтобы в будущем подрастающее   поколение стало достойной нашей сменой;    развивать духовно­нравственную  личность, разумно сочетающую  личные интересы с общественными;  воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите  Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей  Родине, традициям, обычаям своего народа;  формировать необходимые  материальные и правовые нормы поведения  в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов,  осознавать себя как часть правового государства, способного к  сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребенка;   развивать нравственные  взаимоотношения в семье; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и  уважения к культуре своей страны. Это и  есть главные  задачи  гражданско ­ нравственного и патриотического  воспитания обучающихся  нашей школы. «…Воспитание   гражданственности,   трудолюбия,   уважения   к   правам   и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Защита и развитие   системой   образования   национальных   культур,   региональных культурных   традиций   и   особенностей   в   условиях   многонационального государства»   ­   основные   принципы   государственной   политики   в   области образования,   которые   закреплены   в   Законе   РФ   «Об   образовании   в   РФ»,   а среди требований к содержанию образования указывается на:   ­   обеспечение   самоопределения   личности,   создание   условий   для   её самореализации;  ­ интеграцию личности в национальную и мировую культуру;  ­формирование человека и гражданина, интегрированного в современное  ему    общество и нацеленного на совершенствование этого общества.            По данным социологических и демографических служб к 2050 году в результате демографических потерь число детей до 15 лет сократится с 26млн.   до   16   млн.   Идёт   негласное   уничтожение   молодого   поколения,   его растление: ­ курение, пиво, вседозволенность, наркотики, свободный секс и т. д.; ­ негативное влияние средств массовой информации; ­ семья ныне (зачастую)   не выполняет возложенных на неё воспитательных функций (налицо проблема выживания в современных условиях ­ лишь бы накормить, отсутствие отца ­ либо неполная семья, либо устранившийся от воспитания, не выдерживающий современных нагрузок и ушедший в запои и т.д. ­ мать выполняет все семейные функции одна); ­   даже   образованные   родители   часто   не   владеют   вопросами   семейного воспитания, воспитания вообще.  «…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или  даже ругательном смысле». В.В.Путин.            Возникает вопрос – сможет ли молодое поколение выстоять перед всем этим, поднять нашу страну, преумножить богатства и славу нашего Отечества  и защитить её от посягательств недругов?                Не случайно в   2001 – 2015 годы   реализованы три государственные программы   патриотического   воспитания.   В   настоящее   время   запущены программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы» утверждена   30   декабря   2015г.,   «Патриотическое   воспитание   граждан   в Свердловской области на 2014 – 2020 годы (утверждена 3 декабря 2014г, с изменениями от 26 августа 2015г)»,   в которых   говорится: «Гражданское воспитание – это развитие гражданских качеств каждого, т.е. ответственности за то, что окружает, Патриотическое воспитание – это духовно­нравственное воспитание. Духовность раздвигает мировоззренческие взгляды, нравственной сердцевиной духовности является ответственность, т.е. гражданственность –   ответственное   служение   своему   Отечеству,   значит   –   это  социальный аспект. 11   июня   2014г   постановлением   Правительства   Свердловской   области утверждена «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области»,   в   которой   ещё   раз   подчёркнуто,   что   консолидирующей   базой политики   Российской   Федерации   является   гражданская   ответственность   и патриотизм.   В   Стратегии   определены   все   субъекты   патриотического   и гражданск­нравственного воспитания. К ним относятся: ­ органы государственной власти; ­ органы местного управления;­ трудовые коллективы; ­ образовательные организации, учреждения культуры, спорта, по работе с молодёжью и др.; ­ социально­ориентированные некоммерческие организации; ­ национальные и религиозные организации; ­ средства массовой информации; ­ семья; ­ граждане РФ. В   стратегии   также   определены   направления   патриотического   воспитания, которые представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых в сфере патриотического воспитания . Таких направлений семь: ­ историко­патриотическое,  ­ гражданско­патриотическое, ­ военно­патриотическое, ­ культурно­патриотическое, ­ спортивно­патриотическое, ­ социально­патриотическое, ­ экономико­патриотическое. Именно   по   этим   направлениям   мы   и   выстраиваем   воспитательную систему в школе.( о некоторых из них мои коллеги сегодня расскажут). Воспитание­это  круглосуточный процесс.  В современных условиях без социального   партнерства   школа   не   способна   обеспечить   полноценное гражданско­патриотическое воспитание   обучающихся. Поэтому социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.         Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами   образовательного   процесса,   характеризующийся   доверием, общими   целями   и   ценностями,   добровольностью   и   долговременностью отношений,   а   также   признанием   взаимной   ответственности   сторон   за результат их сотрудничества и развития.Социальных   партнёров   нашей   школы   вы   все,   наверняка,   уже   видели,   поднимаясь на второй этаж, на центральном стенде. Многие наши социальные партнёры   присутствуют   сегодня   на   нашем   семинаре   и   поделятся   своим опытом   работы   по   теме   семинара.   Сегодня   с   нами   и   коллеги,   которые, уверена, продолжат сотрудничество с нами, и в их лице мы приобретём новых социальных партнёров.          Для эффективного социального партнерства школа выполняет ряд  условий: Осознание значимости решения возникшей проблемы  и возможности ее решения только совместными усилиями. Осознание   привлекательности   социального   партнерства   для   всех субъектов школьной образовательной среды. Предоставление   возможности   всем   субъектам   образовательного процесса   осуществлять  деятельность   в условиях  социального  партнерства, руководствуясь следующими принципами: добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства; кооперативности   –   предполагает   равноправную   включенность субъектов в совместную деятельность по достижению результата; самостоятельности и ответственности в принятии решений; самодеятельности   –   выражается   в   формуле   «С+С+С+С=У»   (сами планируем,   сами   готовим,   сами   проводим   и   сами   анализируем,   равняется успеху); сотворчества – реализуется  в  совместном  творчестве  всех  субъектов партнерской деятельности; открытости,   так   как   социальное   партнерство   предполагает   наличие открытой   системы   и   предоставления   возможности   расширять   круг заинтересованных в лиц; 1. 2. 3.            гуманистической   направленности,   то   есть   принятие   субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей; толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных,   культурных,   социальных   и   иных   особенностей   социальных партнеров; общественной   значимости   –   деятельность   в   условиях   социального партнерства   должна   иметь   значимость   не   только   для   конкретных исполнителей, но и для других микро­ и макрогрупп (класса, школы, посёлка, города и т.д.). В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде школа выделяет 3 этапа: определение общих целей, ценностей и ресурсов : итог – желание  партнеров к осуществлению совместной деятельности; совместная деятельность: итог – умение партнеров участвовать в  совместной деятельности, то есть их определенная компетентность,  основанная на доверии к образовательному учреждению; собственно партнерство в школьной образовательной среде.  Планируемый результат в рамках социального сотрудничества в деле гражданско­нравственного и патриотического воспитания обучающихся школы:   повышение качества образования; повышение уровня патриотизма и гражданственности среди  обучающихся;  высокая активность учащихся во внеклассной  и внеурочной  деятельности (увеличение доли учащихся, участвующих в  мероприятиях  патриотической направленности);  уровень удовлетворенности родителей организацией  внеклассной и  внеурочной деятельностью (не менее 80% по результатам опроса); повышение интереса родителей к внеклассной и внеурочной  деятельности их детей, как результат – совместные мероприятия;   вовлечение  обучающихся в различные общественные организации,  учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, молодежной  политики в качестве партнеров в деле воспитания подрастающего поколения.          Мы полностью согласны  с Д.С.Лихачёвым, который в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Патриотизму и гражданственности  надо учить в семье, в школе, в городе, в котором ты живёшь, в стране». Там же он пишет: «Чтобы любить Родину, надо знать, за что любишь, надо знать её историю, знать её героев, их подвиги». Мы придерживаемся  того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе, Она постепенно растёт. С возрастом она становится любовью   к   своему   городу,   селу,   к   родной   природе,   к   своим   землякам,   а, созрев,   становится   сознательной   и   крепкой   любовью   к   своей   Родине   и   её народу.   В   познании   родного   края   через   экспедиционную,   поисковую деятельность,   происходит погружение подрастающего поколения в социальную среду.   организацию   исследовательской   работы,                               Вот   именно   поэтому,   мы   считаем   актуальной   тему   заявленного семинара,  и   уверены,  что   сегодня   у   нас   получится   конструктивный   обмен опытом   и   мы   придём   к   какому   то   важному   и   нужному   решению   в   деле продолжения   гражданско­нравственного   и   патриотического   воспитания молодого поколения!         «В жизни надо иметь своё служение – служение какому – то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен». Так   будем   верны   до   конца   своему   делу   воспитания   подрастающего поколения! Спасибо всем участникам семинара за работу!