«Гражданско–нравственное и патриотическое воспитание
в современных социокультурных условиях»
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к
образованию и воспитанию. Успешная самореализация личности в период
обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная
адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление
воспитательной функции образования (формирование патриотизма,
гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и
свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе)
рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики
в области образования.
В условиях введения ФГОС большое значение придается ресурсам,
способам и механизмам достижения воспитательных задач. Одна из
составляющих Концепция духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России, в которой сформулированы традиционные
ценности российского народа.
Развитие врожденного чувства
гражданственности и патриотизма (на основе нравственности) должно стать
основной идеей образования и воспитания.
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет
школа. Школа является учреждением, зарождающим в молодом поколении
чувство державности, закладывающим ростки гордости за Отечество, за
поступки предков, готовящим гражданина и патриота. Важность этого
направления в работе хорошо подчеркивают слова известного русского
публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее
есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает
патриотизм.
Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного
чувства любви к Родине.
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его
нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а
приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основываявсё преимущественно на привычке».
(В. Г. Белинский)
Именно мы, взрослые, должны как можно раньше
руководить детской деятельностью, чтобы в будущем подрастающее
поколение стало достойной нашей сменой;
развивать духовнонравственную личность, разумно сочетающую
личные интересы с общественными;
воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите
Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей
Родине, традициям, обычаям своего народа;
формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения
в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов,
осознавать себя как часть правового государства, способного к
сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребенка;
развивать нравственные взаимоотношения в семье;
воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и
уважения к культуре своей страны.
Это и есть главные задачи гражданско нравственного и патриотического
воспитания обучающихся нашей школы.
«…Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Защита и
развитие системой образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства» основные принципы государственной политики в области
образования, которые закреплены в Законе РФ «Об образовании в РФ», а
среди требований к содержанию образования указывается на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для её
самореализации;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
По данным социологических и демографических служб к 2050 году в
результате демографических потерь число детей до 15 лет сократится с 26млн. до 16 млн. Идёт негласное уничтожение молодого поколения, его
растление:
курение, пиво, вседозволенность, наркотики, свободный секс и т. д.;
негативное влияние средств массовой информации;
семья ныне (зачастую) не выполняет возложенных на неё воспитательных
функций (налицо проблема выживания в современных условиях лишь бы
накормить, отсутствие отца либо неполная семья, либо устранившийся от
воспитания, не выдерживающий современных нагрузок и ушедший в запои и
т.д. мать выполняет все семейные функции одна);
даже образованные родители часто не владеют вопросами семейного
воспитания, воспитания вообще.
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или
даже ругательном смысле». В.В.Путин.
Возникает вопрос – сможет ли молодое поколение выстоять перед всем
этим, поднять нашу страну, преумножить богатства и славу нашего Отечества
и защитить её от посягательств недругов?
Не случайно в 2001 – 2015 годы реализованы три государственные
программы патриотического воспитания. В настоящее время запущены
программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы»
утверждена 30 декабря 2015г., «Патриотическое воспитание граждан в
Свердловской области на 2014 – 2020 годы (утверждена 3 декабря 2014г, с
изменениями от 26 августа 2015г)», в которых говорится: «Гражданское
воспитание – это развитие гражданских качеств каждого, т.е. ответственности
за то, что окружает, Патриотическое воспитание – это духовнонравственное
воспитание. Духовность раздвигает мировоззренческие взгляды, нравственной
сердцевиной духовности является ответственность, т.е. гражданственность
– ответственное служение своему Отечеству, значит – это социальный
аспект.
11 июня 2014г постановлением Правительства Свердловской области
утверждена «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской
области», в которой ещё раз подчёркнуто, что консолидирующей базой
политики Российской Федерации является гражданская ответственность и
патриотизм. В Стратегии определены все субъекты патриотического и
гражданскнравственного воспитания. К ним относятся:
органы государственной власти;
органы местного управления; трудовые коллективы;
образовательные организации, учреждения культуры, спорта, по работе с
молодёжью и др.;
социальноориентированные некоммерческие организации;
национальные и религиозные организации;
средства массовой информации;
семья;
граждане РФ.
В стратегии также определены направления патриотического воспитания,
которые представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых в
сфере патриотического воспитания . Таких направлений семь:
историкопатриотическое,
гражданскопатриотическое,
военнопатриотическое,
культурнопатриотическое,
спортивнопатриотическое,
социальнопатриотическое,
экономикопатриотическое.
Именно по этим направлениям мы и выстраиваем воспитательную
систему в школе.( о некоторых из них мои коллеги сегодня расскажут).
Воспитаниеэто круглосуточный процесс. В современных условиях без
социального партнерства школа не способна обеспечить полноценное
гражданскопатриотическое воспитание обучающихся. Поэтому социальное
партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации
российского образования.
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между
субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием,
общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью
отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за
результат их сотрудничества и развития.Социальных партнёров нашей школы вы все, наверняка, уже видели,
поднимаясь на второй этаж, на центральном стенде. Многие наши социальные
партнёры присутствуют сегодня на нашем семинаре и поделятся своим
опытом работы по теме семинара. Сегодня с нами и коллеги, которые,
уверена, продолжат сотрудничество с нами, и в их лице мы приобретём новых
социальных партнёров.
Для эффективного социального партнерства школа выполняет ряд
условий:
Осознание значимости решения возникшей проблемы и возможности ее
решения только совместными усилиями.
Осознание привлекательности социального партнерства для всех
субъектов школьной образовательной среды.
Предоставление возможности всем субъектам образовательного
процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства,
руководствуясь следующими принципами:
добровольности – предполагает право добровольного и демократичного
включения в процесс социального партнерства;
кооперативности – предполагает равноправную включенность
субъектов в совместную деятельность по достижению результата;
самостоятельности и ответственности в принятии решений;
самодеятельности – выражается в формуле «С+С+С+С=У» (сами
планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем, равняется
успеху);
сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов
партнерской деятельности;
открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие
открытой системы и предоставления возможности расширять круг
заинтересованных в лиц;
1.
2.
3.
гуманистической направленности, то есть принятие субъектов
партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия
национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных
партнеров;
общественной значимости – деятельность в условиях социального
партнерства должна иметь значимость не только для конкретных
исполнителей, но и для других микро и макрогрупп (класса, школы, посёлка,
города и т.д.).
В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде
школа выделяет 3 этапа:
определение общих целей, ценностей и ресурсов : итог – желание
партнеров к осуществлению совместной деятельности;
совместная деятельность: итог – умение партнеров участвовать в
совместной деятельности, то есть их определенная компетентность,
основанная на доверии к образовательному учреждению;
собственно партнерство в школьной образовательной среде.
Планируемый результат в рамках социального сотрудничества
в деле граждансконравственного и патриотического воспитания
обучающихся школы:
повышение качества образования;
повышение уровня патриотизма и гражданственности среди
обучающихся;
высокая активность учащихся во внеклассной и внеурочной
деятельности (увеличение доли учащихся, участвующих в мероприятиях
патриотической направленности);
уровень удовлетворенности родителей организацией внеклассной и
внеурочной деятельностью (не менее 80% по результатам опроса);
повышение интереса родителей к внеклассной и внеурочной
деятельности их детей, как результат – совместные мероприятия;
вовлечение обучающихся в различные общественные организации,
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, молодежной
политики в качестве партнеров в деле воспитания подрастающего поколения.
Мы полностью согласны с Д.С.Лихачёвым, который в своих «Письмах о
добром и прекрасном» писал: «Патриотизму и гражданственности надо
учить в семье, в школе, в городе, в котором ты живёшь, в стране». Там
же он пишет: «Чтобы любить Родину, надо знать, за что любишь, надо
знать её историю, знать её героев, их подвиги». Мы придерживаемся того
взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему
дому, к своей школе, Она постепенно растёт. С возрастом она становится
любовью к своему городу, селу, к родной природе, к своим землякам, а,
созрев, становится сознательной и крепкой любовью к своей Родине и её
народу. В познании родного края через экспедиционную, поисковую
деятельность,
происходит
погружение подрастающего поколения в социальную среду.
организацию исследовательской работы,
Вот именно поэтому, мы считаем актуальной тему заявленного
семинара, и уверены, что сегодня у нас получится конструктивный обмен
опытом и мы придём к какому то важному и нужному решению в деле
продолжения граждансконравственного и патриотического воспитания
молодого поколения!
«В жизни надо иметь своё служение – служение какому – то
делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим,
если будешь ему верен».
Так будем верны до конца своему делу воспитания подрастающего
поколения! Спасибо всем участникам семинара за работу!