Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"
Оценка 5

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Оценка 5
Педсоветы +2
doc
классное руководство +1
Взрослым
18.02.2017
Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"
Выступление педсовет февраль 2014 Аавторитет кл рук-ля.doc
1 Выступление на педсовете, февраль 2014 года Три кита авторитета классного руководителя Слайд 1 Я   понимаю,   что   подобная   аллегория   может   вызвать   только   улыбку,   но согласитесь, нам,  имеющим большой опыт воспитательной работы, говорить о том, что мы делаем каждый день, каждую минуты без улыбки не стоит. Слайд 2 Итак,   действительно,   в   моем   понимании,  ученический   коллектив  –   это нежное, очень ранимое и подверженное разным болезням  «тело черепахи», которое заботливо защищается крепким и надежным панцирем под названием «авторитет классного   руководителя».   И   взаимо­сосуществование     ЭТОГО   «создания» держится на трёх основных моментах («китах»).  Сначала позвольте сделать маленький экскурс в теорию. Существует много трактовок этого термина Слайд 3 В     широком   смысле авторитет     ­   форма   существования   общественных отношений;   В     узком смысле авторитет ­ общественная значимость какого­либо лица.   «Толковый словарь» понятие  "авторитет"   трактует как:  ­ общепризнанное значение человека,  ­ его влияние на людей,  ­ поддержка его идеи и деятельности общественным мнением,  ­ проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.  Слайд 4 Но   сегодня   мы   будем   вести   разговор   не   в   общем,   об   авторитете,   а   об авторитете педагога. Авторитет   педагога  –   это   сложный   феномен,   который   качественно характеризует систему отношений  к  педагогу. Отношения детей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. фенОмен – необычное явление, феномЕн – уникальный человек. Авторитет ­ «оценка репутации человека, связанная в осознании окружающих с решением содействовать ему в реализации его целей.  Это содействие и выражается в добровольном отказе от некоторых своих прав в его пользу, т.е. в пользу того дела, которое он делает» (К. Касьянова) Слайд 5 Проблемой   авторитета   педагога   (учителя,   воспитателя)   занимались   многие видные ученые психологи и педагоги. В течение последних 30 лет в системе проходят психолого­педагогические исследования, которые лежат в основе теории педагогического авторитета (А.С.  Выступление на педсовете, февраль 2014 года Макаренко, В.Н. Сорока­Росинский, Н.Д. Левитов, И.П. Андриади и др.). Чтобы не утомлять присутствующих, познакомлю с основными выводами: 2 получены факты, свидетельствующие  о влиянии личности учителя на развитие   личности   ученика  происходит  опосредованно   (т.е.   не   происходит непосредственно). Сами по себе личностные, индивидуальные и функционально­ ролевые   особенности   учителя   выступают   лишь  в   качестве   предпосылки формирования   личности   школьника   и   межличностных   отношений   в   классе. Реализация же педагогических возможностей обеспечивается только «отношениями референтности», иначе личность не оказывает влияния на другую личность.   отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц; качество   личности   или   группы,   состоящее   в   их   способности   оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения;  Ученик может быть заинтересован в общении с классным руководителем, но его позиция   может   и   не   быть   для   него   достаточно   значимой.   И   наоборот, референтным   может   выступать   лицо   или   круг   лиц,   общение   с   которыми   не приносит ученику эмоционального удовлетворения, но чьи суждения, однако, воспринимаются им как значимые.  Вместе с тем вопрос о том, в какой мере личность учителя влияет на мотивационно­смысловую   сферу   школьников,   а   в   какой   –   создает   условия   для подражания, формирования стиля поведения – остается до настоящего времени не вполне ясным.  Слайд 6 Говоря об «авторитете классного руководителя», я имею в виду,  с одной стороны 1) влияние классного руководителя на ученика и его значение не только в конкретном ученическом коллектив, но и в школе вообще («Ученики гордятся своими классными руководителями не меньше чем мы ими»); с другой стороны 2) значение  этого  педагога  в  педагогическом  коллективе,   среди  своих коллег (в связи с этим особенно важно уважительное взаимоотношение, или хотя бы корректное общение друг с другом независимо от наших симпатий или антипатий). Сегодня  попытаюсь   представить   свое  видение   трех  главных   составляющих «авторитета   классного   руководителя»,   ни   в   коем   случае,   не   претендуя   на «ИСТИНУ». Я абсолютно не отвергаю все общепризнанные и известные  трактовки данного   вопроса,   но   попыталась   пропустить   это   явление   как   «классное руководство» через свой опыт. Слайд 7 По словам  К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Безусловно, огромное значение имеет личность   педагога,     так   сказать   первый  «кит».  И   как   бы  «сверху»  не   пытались 3 Выступление на педсовете, февраль 2014 года выхолостить   идею   воспитания   в   школе,   превращая   учителя   только   в «предметодаталя», факт остается фактом,  в основном  классный руководитель или учитель­предметник проводит с ребенком больше времени, чем родители.  Классный   руководитель   занимался,   занимается   и   будет   заниматься воспитательной деятельностью, все время, находясь под прицелом общества.  “Главным основанием учительского авторитета  только и может быть жизнь и работа учителя,  их гражданское лицо, их поведение”.  А.С.Макаренко Слайд 8 Вторая основа ­ это ­ искренняя заинтересованность жизнью ребенка    ключевое слово – «искренняя» “Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, надо не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир”. Н.И.Пирогов Я была классным руководителем 3­х классов, и каждый класс  ­ это представители новой волны молодежи разных десятилетий:   1996 год – год, когда компьютерное обучение было чем­то необычным. Я хорошо помню, как я «УБЕЖДАЛА» ходить ребят в компьютерную школу на занятия дополнительно к УПК, и чтобы доказать им, что ЭТО НУЖНО, ходила и сидела вместе с ними на занятиях;  2005   год   –   первая   волна   компьютерных   игр   и   фильмов   в   стиле «фэнтэзи».   И   как   бы   мы   не   ругали   компьютеризацию,   мы   не   могли   ей противостоять.   И   чтобы   мои   советы   родителям   «как   нужно   бороться   с   ЭТИМ компьютером»   были   адекватными   и,   чтобы   разговаривать   с   ребятами   на   одном языке, я испытала на себе «власть компьютерных игр», на своей шкуре я поняла, что значит «Играть всю ночь в «War  Craft» и «Героев», самые популярные игры того времени.  2013   год   –   засилье   Интернета   и   соц.сетей,   сериалы   «Школа»   и «Сплетница», программа «ДОМ2», другие интересы, другие идеалы, другая жизнь. И   снова   попытка   «увидеть   мир   подростка   изнутри»:   смотрю   ненавистный   мне сериал, смотрю ДОМ 2 и другие художественные фильмы, которые никогда бы не стала смотреть по собственной воле, зачем???  Для   классного   руководителя   важно   жить   жизнью   подростка,   знать   его субкультуру, смотреть ЕГО сериалы, слушать ЕГО музыку, даже если ВАМ она отвратительна.  Для   чего?   Не   является   ли   это   лицемерием?  Нет,   это необходимо,  1) чтобы   быть   знающим   и   интересным   собеседником   для   подростка. Реалии горят о том, что УЧЕНИК не слышит наших нотаций. Чтобы он (ученик) просто захотел услышать меня, нужно его удивить, зацепить … СОВРЕМЕННОГО подростка ЛЕГКО удивить, просто нужно уметь в нужном месте в нужное время 4 Выступление на педсовете, февраль 2014 года вставить   какие­то   факты   или   суждения,  близкие   и   понятные   ему,   например,     о жизни их кумиров. Можно и нужно ненавязчиво обсуждать с ребятами того или иного киногероя, его поступки, тем самым предлагая, ребенку другое видение той или   иной   ситуации.   Если   в   классе   есть   спортивные   фанаты,   то   классный руководитель должен хотя бы знать, что Павлюченко и Кержаков не играли никогда в одной команде, или что Радулов – это хоккеист, а Аршавин – футболист. 2) … … чтобы понять тот мир, в котором живет подросток. Согласитесь, как бы мы не ругали ЭТО время, мы не можем изменить реалии, и очень часто мы, ругая и критикуя НАШЕ ВРЕМЯ, заранее возводим стену между нами и учениками. «Влезание в их мир» помогает нам, классным руководителям услышать ИХ лучше, использовать то, что им интересно в своей воспитательной работе.   Как только мы начинаем   слушать   их   заинтересованно,   мы   начинаем   слЫшать   какие­то оригинальные   их   идеи.,   которые   на   первый   взгляд   могут   показаться   ДАЖЕ абсурдными   с   точки   зрения   взрослого   человека.   И   вот   тут   задача   классного руководителя стать на время ювелиром, т.е. взять грубую необтесанную идею и отшлифовать   её,   сделав   из   неё   конфетку.   Причем   предлагая   «эту   конфетку» напомнить, что ЭТО ВАША идея и это 100% гарантия, что восприятие идеи будет более благосклонным. Примеры: игра «Пишем письма» (опыт проведения в 2­х выпусках) процесс   дарения   подарков   на   Новый   год:   друг   другу   (Письмо   Дед    Морозу ­ заявка), тайная жеребьевка; подготовка к Новому году, когда ребята сначала САМИ выбирают себе роль,   и   только   потом   пишется   сценарий   (сколько   ПЛЮСОВ!!!,   с   последним выпуском были проблемы – смотрели сказки и мультфильмы, потому что просто НЕ знают) 3) … …  чтобы «сравнять позиции». Учитель привык «смотреть сверху». Ему хорошо, попробовали бы вы отвечать под пристальным взором… даже если дети   не   говорят   этого   вслух,   даже   если   они   не   думают,   ­   они   все   равно   это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Одно из решений – совершить   смелый   поступок   ­   поставить   себя   в   «роль   оцениваемого».   Как?   Я уверена, что каждый учитель сам придумает 10 способов. a. На начальном этапе: давать оценку классным часам и быть критичным к себе, не замалчивать минусы и неудачи.   Главное, давать оценку классном часу, беседе, мероприятию, себе, а не конкретным детям или их поступкам, из­за которых у вас что­то не получилось; b. При слияние коллективов, или на самом первом или лучше последнем классном часе в году «устроить экзамен классному руководителю»:    вопросы готовятся и пишутся заранее ребятами анонимно,  классный руководитель пишет ряд «каверзных вопросов» сама,  имеет право не отвечать на нетактичные вопросы. 5 Выступление на педсовете, февраль 2014 года Слайд 9 «Если классный руководитель может гармонично вплести в ткань беседы последние   события   в   школе,   окружающую   действительность,   сюжет   из популярного СЕГОДНЯ мультфильма или подросткового сериала – восторг и признательность ему обеспечены» Вывод,  если   ребенок  видит   искреннюю   заинтересованность   его   жизнью  от взрослого  «чужого» человека,  это для него имеет значение, следовательно, этот человек для него является «значимым», т.е. «авторитетом». Слайд 10 Ну и, наконец, третий, последний, но не менее значимый «кит». Напомнить всем о нем, хотелось бы с мотиватора Да, вы уже догадались, ещё один важный момент авторитета классного  Даже если тебя любят таким, какой ты есть,  никогда не упускай возможность стать лучше. руководителя (отношение К педагогу)–   самообразование и самосовершенствование Наш личностный рост –  непременное условие успешной работы с детьми.  Получив педагогическое образование, изучив курс психологии и педагогики, мы абсолютно уверены, что ТЕПЕРЬ нам достаточно совершенствовать себя методически. И это правильно, учитывая сколько новых подходов и терминов появляется постоянно. Но,   я   думаю,   все   сами   себе   признаются,   что   никто   из   нас   или   единицы самообразовываются в плане    знакомства с новыми подходами в воспитании; изучения   «Трёх   уровней   воспитательных   технологий»,   современных парадигм воспитания;  периодические восстанавливает в памяти методы воспитания или средства психологического воздействия на ребенка. Зачем еще на это тратить время? Большинство из нас абсолютно уверены, что мы профессионалы, не позволяя себе даже в этом усомнится. В результате, мы очень часто  можем стать жертвами  такого явления как  «педагогическое выгорание»,  что проявляется по­разному:   «Так не хочется идти на работу, у меня аллергия на этих детей»; проводим каждый год одни и те же классные часы, чуть­чуть меняя их названия,   при   этом   ловим   себя   на   мысли,   что   нам   самим   ЭТО   надоело,   и,   не задумываясь о том, что общество меняется, восприятие и интересы подростка сильно отличаются от тех, которые были 7 лет назад. 6 Выступление на педсовете, февраль 2014 года Слайд 11 Как гласит английская пословица, «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя!» Поэтому, самообразование и самосовершенствование – это тот «кит», который не должен заплывать в дальние моря, подгоняемый нашей ленью.  Что делать?  Я уверена, что каждый учитель, классный руководитель, педагог должен сам ответить   на   этот   вопрос.   У   меня   панацеи   от   этого   нет,   но   один   из   способов самосовершенствования  – это обмен опытом или идеями.  Природа педагогического авторитета сложна. Но с точки зрения «теории обмена» очевидно, что авторитет классного руководителя связан с его ценностным вкладом относительно группы как целого.  Слайд 12 К сожалению, в педагогической среде сегодня всё чаще звучат слова – «это мой интеллектуальный багаж, я не хочу его выставлять бесплатно». Лично мое мнение, что ЭТО в корне неправильно, потому что особенность профессии педагога, её главная цель – ПОДЕЛИТЬСЯ своими знаниями, не только с учениками, но и с коллегами.  Есть   ещё   одна   «оборотная   сторона   медали»:   классный   руководитель,   найдя какую­то находку, проведя какое­то «классное» мероприятие или просто реализовав какую­то идею, СТЕСНЯЕТСЯ делиться своим опытом из­за  простого   чувства   «чтобы   коллеги   не   подумали,   что   я   хвастаюсь»   или «выпендриваюсь»;  ну и что». или чтобы не слышать в ответ или в спину скептическое «я тоже так делаю, Очень жаль, что в и нашем коллективе не проросла привычка делиться друг с другом опытом воспитательной работы, мы НЕ ЛЮБИМ, когда к нам приходят на классные часы, потому что «гости» будут искать грехи или выдадут реакцию, которая будет неприятна нам.  Слайд 13 Хороший педагог – всегда уникален. Любую проблему он решает по­своему. У каждого СВОИ «киты», наверно, у всех у нас одни и те же враги – «акулы» в океане воспитания: это ложный или мнимый авторитет педагога,   но это … уже совсем другая история … или тема для семинара!!! Спасибо за внимание 7 Выступление на педсовете, февраль 2014 года 8 Выступление на педсовете, февраль 2014 года ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Их   интересуют   жизненные   цели   педагога,   особенности   его   характера,   его трудовой путь, мотивы поведения.  Авторитет классного руководителя в дальнейшем поддерживается безупречным знанием   своего   предмета,   серьезным   отношением   к   работе,   искренней   заботой   об успехах каждого обучаемого, общей эрудицией, культурой, тактом. При этом особую роль играют доброта, умение сдерживать  свои чувства, культивирование добрых, возвышенных  идей и, конечно, привычка всегда быть добродушным, а желательно и веселым. Авторитет   в   общении   с   детьми,   точно   так   же,   как   и   в   общении   со взрослыми завоевывается честным отношением к людям, к себе, к работе, тем как Вы сможете объяснить детям свой предмет, их успехами в вашем предмете.  Классный руководитель может научить детей общению, отношением к жизни, своим примером.  Авторитет   зарабатывается   именно   способностью   помочь   ученику услышать и понять, чего он хочет, открыть для него его способности, помочь реализовать их.  Усиление   роли   классного   руководства   выделено   и   в   национальном проекте Образование». В   ходе   психолого­педагогических   исследований   получены   факты, свидетельствующие  о   влиянии   личности   учителя   на   развитие   личности   ученика. Однако такое влияние не происходит непосредственно. Сами по себе личностные, индивидуальные и функционально­ролевые особенности учителя выступают лишь в качестве предпосылки формирования личности школьника и межличностных отношений в классе. Реализация же педагогических возможностей обеспечивается, по   мнению   В.А.   Петровского,   только   «отношениями   референтности»,   иначе личность не оказывает влияния на другую личность [6].  Вместе   с   тем   вопрос   о   том,   в   какой   мере   личность   учителя   влияет   на мотивационно­смысловую   сферу   школьников,   а   в   какой   –   создает   условия   для подражания, формирования стиля поведения – остается до настоящего времени не вполне ясным.  Исследованиями,   проведенными   в   рамках   концепции   отраженной субъектности, показано, что факторами влияния на личность ученика, изменения его   позиции   выступают   творческая   ориентация   педагога,   его   яркие   личностные Выступление на педсовете, февраль 2014 года черты,   не   связанные   с   его   ролевыми   функциями,   установка   на   функционально­ ролевое и личностное взаимодействие, когда личностное проступает через ролевое. 9 В   общении   с   неординарными,   творческими   людьми   обогащается личность  школьника.   В   таком   личностном   общении   актуализируются   системы ценностей, важные для развивающегося человека. Прежде всего – ценность доверия, возникающая потому, что оценки педагога не содержат угрозы «Я» ученика, а также ценность   творчества,   особенно   значимая   в   подростковом   возрасте.   Влияние   на учащихся   учителя   опосредствуется   содержанием   совместной   деятельности.   При этом   нормативно­ориентированные   учителя   развивают   лишь   навыки   социального взаимодействия в отличие от творчески ориентированных, которые создают условия для развития индивидуальности ученика.  До настоящего времени существует не столь много психолого­педагогических исследований,   посвященных   влиянию   личности   классного   руководителя   на индивидуальность подростка.  [13,64].  Кроме   обозначенной   выше  концепции   отраженной   субъектности, раскрывающей   социально­психологические   механизмы   влияния   личности воспитателя на личность ученика, в науке существует ряд других концептуальных подходов.   Так,  не   утратила   своего   значения  теория   педагогического   авторитета (А.С.   Макаренко,   В.Н.   Сорока­Росинский,   Н.Д.  Левитов,   И.П.  Андриади   и   др.). Общее   понимание   авторитета,   на   наш   взгляд,   наиболее   точно   представлено   в исследовании К. Касьяновой, где  авторитет определяется как «оценка репутации человека,   связанная   в   осознании   окружающих   с   решением   содействовать   ему   в реализации   его   целей.   Это   содействие   и   выражается   в   добровольном   отказе   от некоторых своих прав в его пользу, т.е. в пользу того дела, которое он делает». Авторитет   руководителя   в   нашей   культуре   связан   со   «служением»   делу,   а   это означает   «бескорыстие»,   «он   делает   не   свое,   т.е.   неличное   дело»,   а   общее, следовательно, мы обязаны ему содействовать [4, 276].  Природа педагогического авторитета сложна. Но с точки зрения «теории обмена» очевидно, что авторитет классного руководителя связан с его ценностным вкладом относительно группы как целого.  Несомненный   интерес   представляет   антропологическая   теория   развития «событийной общности ребенка и взрослого» (В.И. Слободчиков). Автор исследует психологические   факторы,   определяющие   влияние   взрослого   на   здоровье психологическое ребенка. Утверждается, что психологическое здоровье ребенка в дошкольном   и   школьном   возрасте   имеет   «интерсубъективную   природу»   и определяется   духовной   близостью   ребенка   и   значимого   взрослого,   развитием «событийной общности ребенка и взрослого». В.И. Слободчиков уточняет понятие «значимый   взрослый»,   подчеркивая,   что   «это   родной   и/или   близкий   человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ 10 Выступление на педсовете, февраль 2014 года жизни   ребенка:   родитель,   опекун,   учитель,   наставник».   Главным   критерием близости   двух   людей   выступает   «устойчивая   духовная   связь»   двух   людей   – взрослого   и   ребенка.   Поскольку   мера   кровного   родства   ребенка   и   взрослого изначально   задана,   то   отношения   в   детско­взрослой   общности   развиваются   «по линии   духовной   близости».   Сущность   духовной   близости   в   отличие   от эмоциональной, социальной, по мнению исследователя, «состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка».  Взрослые   в   отношении   к   детям   занимают   различные   позиции.   Это   « культурные»   –  умелец,   учитель   и   «  бытийные»   –  родитель,   мудрец  .  Первые связаны   с   сохранением   и   передачей   культурных   норм   и   эталонов   другим поколениям,   а   вторые   –   «с   выращиванием   и   сохранением   непосредственного ощущения и переживания радости, красоты и самоценности жизни» [14].  Данные   позиции,   подчеркивают   авторы,   составляют   «всю   материю» совместной   жизни   детей   и   взрослых   и   выступают   исходными   условиями полноценного   развития.   При   этом   позиционное   самоопределение   значимого взрослого становится источником определенных образовательных процессов. Так, позиция   «родитель»   обусловливает   «выращивание   жизнеспособного   человека»; позиция   «умелец»   обеспечивает   формирование   специальных   способностей; «учитель» – обучение всеобщим способам деятельности; «мудрец» – воспитание «всечеловеческого в человеке». 11 Выступление на педсовете, февраль 2014 года Приложение Примеры современных воспитательных технологий Назовем   в   качестве   примеров   некоторые   современные   воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ. I   –   общепедагогические   технологии   воспитательного   процесса (педагогические системы).  Гуманно­личностная   технология   Ш.А.   Амонашвшш   имеет   особые целевые   ориентации:   способствовать   становлению,   развитию   и   воспитанию   в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания – самовоспитание.   Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С.   Макаренко:   дети   приучаются   к   созидательному   труду,   проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи:   труд   –   основа   формирования   личности;   интерес   и   внимание   к   каждому ребенку;   у   ребенка   должен   быть   личный   интерес,   поиск,   «аппетит   к   жизни», соединение   обучения   с   производительным   трудом   в   форме   школы­хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.   Школа как воспитательная система В.А. Караковсого. Авторская   модель   «Русская   школа»   (И.Ф.   Гончаров,   Л.Н.   Погодина) имеет   целевые   ориентации:   формирование   нового   русского   человека   – высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную   традицию;   освоение   богатейшего   культурного   наследия   России; пробуждение   русского   национального   самосознания,   русского   национального характера... Воспитательная система Международного детского центра «Артек».  II – частнометодические воспитательные технологии.  О   Выявление   и   развитие   творческих   способностей   детей   в разнообразной   внеурочной   деятельности   детей   в   «творческой   комнате»   (И.П. Волкова).  О   Технология   воспитания   общественного   творчества   в   условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.  Технология   личностно­ориентированной   коллективной   творческой деятельности   С.Д.   Полякова.   О   Технология   педагогической   поддержки   О.С. Газмана.  Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1­9­й классы).  12 Выступление на педсовете, февраль 2014 года Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (СНОСКА: См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я ­ человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996)  Авторский   курс   «Самоусовершенствование   личности»   в   технологии саморазвивающегося   обучения   (Г.К.   Селевко).   (СНОСКА:   Сеяевко   Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999)  Технология   теоретико­практической   педагогики   и   психологии   для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание». III   –   локальные   (модульные)   воспитательные   технологии   (СНОСКА:   Эти технологии   наиболее   подробно   разработаны   группой   педагогов   Н.Е.   Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической   технологии.   М.,1997;   Питюков   В.Ю.   Основы   педагогической технологии. М., 1997).   информационного   воздействия, В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии:   создания педагогического   требования, воспитывающей   среды,   организации   групповой   деятельности   (здесь   модульные технологии   целеполагания,   анализа   ситуации,   вооружения   учащихся   способами деятельности,   создания   и   разрушения   конфликта,   создание   ситуаций   успеха   и преодоление   неуспеха,   педагогической   реакции   на   поступок),   технология индивидуального   и   дифференцированного   подхода,   технология   педагогической оценки, технология этической защиты и другие. Приложение 2 Наиболее  действенные  методы  воспитания  представлены  следующими группами: 1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример. 2.   алгоритмизация,   Инновационнодеятельностные   –   моделирование, творческая инвариантность. 3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей. 4. Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др. 5.   Рефлексивные   –   через   осознание   собственного   «Я»   и   деятельной действительности. 13 Выступление на педсовете, февраль 2014 года МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЕМИНАРА Впервые в педагогической науке авторитет учителя-воспитателя наистинный и ложный был разделен А.С. Макаренко. Истинный - один, ложный - множество разновидностей. 1.Возьмите лист бумаги и команда красных напишите характерные черны истинного авторитета, а команда желтых – ложного (пишут и зачитывают, дополняя друг друга). (Слайд 4) Истинный авторитет педагога: - достигается только путем приобретения мастерства, - известен гибкостью и вариативностью в применении даже бесспорных и апробированных методов и средств, - умением анализиировать и использовать чужой опыт, - манерой поведния, внешним видом педагога, - одеждой (это не только его личное дело). Осознает педагог или нет, но неопрятный внешний вид будет ему мешать, - учет возрастных различий, неодинаковости жизненного опыта, ассиметричности социальных ролей. Но в одном равенство между ними обязательно – в степени искренности. Мнимый авторитет педагога: - авторитет подавления, основанный на чувстве страха, - авторитет расстояния, основанный на отчуждении педагога от детей, на строгом соблюдении максимально большой дистанции между ними, - авторитет чванства, основанный на подчеркивании своих достоинств и значимости своей личности, - авторитет педантизма, построенный на буквальном исполнении его требований, - авторитет любви, построенный на постоянной апелляции к чувству любви, заигрывании с детьми, - авторитет доброты («самый неумный вид авторитета»), основанный на снисходительности, нетребовательности, - авторитет панибратства, основанный на неумении соблюдать меру между деловыми и личными отношениями, на неумении соблюдать нужную дистанцию, - авторитет подкупа («самый страшный вид авторитета»), основанный на стремлении педагога добиться своих целей необоснованными поощрениями, обещаниями. В чем же заключается мастерство педагога, обладающего истинным авторитетом: (слайд 5) - борьба не с ребенком, а за ребенка, - владение всеми стилями и умение применять их, в зависимости от специфики детского коллектива, конкретной ситуации и в соответствии с поставленной педагогической задачей, - умение добиваться успеха, - осуществление личностно-ориентированного подхода, - владение результативными педагогическими технологиями, Как результат – воспитание зрелой личности. Личности, которая знает, зачем она живет, как она относится к людям и истории человечества и поступает согласно этому. Важно не только завоевать. Но и удержать этот истинный авторитет. Завоеватьего можно различными способами, но удержать – только опираясь на свое педагогическое мастерство, творчество, своими личными усилиями. Каким можно представить педагога, обладающего ложным авторитетом? - такое отношение детей к педагогу, которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. - стремление педагога добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрачивая на это много сил и времени, учителя - воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях учителя не могут добиться 14 Выступление на педсовете, февраль 2014 года послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания. Релаксационный блок. А сейчас я предлагаю вам сделать релакс-паузу. - подумайте и запишите на листочке одно слово, кем вы себя чаще всего ощущаете: верблюдом, львом, ребенком. Это лично для вас, конфиденциальная информация (записывают) Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он — верблюд, потом — лев и потом уже — ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы верблюда иссякают, человек превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития — ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако нету него усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину... Это конечно шутка, но в каждой шутке, есть доля шутки. Я вам желаю, почаще ощущайте себя и в себе ребенка, с открытым взглядом на мир. Если мы будем помнить об этой притче, то мы будем помнить, что ребенок — самый главный человек на земле. Именно к такому выводу еще в XVI веке пришли великий индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал... Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил: — Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный? Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но как бы не так!» — подумал Бирбал. — Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится — ни раджа, ни сам падишах. — Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, — отозвался падишах. — Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку. На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках. Малыш понравился падишаху, он посадил его на колени и стал с ним играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть ее изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу: - Ты зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет! А Бирбалу только того и надо: — Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас даже пальцем дотронуться, а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок — самый главный на свете! Итак, самый главный на свете — ребенок. Практический блок. Практическое задание: Пожалуйста, подумайте и напишите, какими приемами и методами Вы пользуетесь при общении с детьми, в своей работе с ними (пишут и зачитывают, дополняя друг друга). Ведущий. Я предлагаю вашему вниманию перечень действий педагога, которые позволяют формировать истинный авторитет педагога. 15 Выступление на педсовете, февраль 2014 года (Слайд 6, 7, 8) 1. Равноправ ное общение с детьми 2. Проявление эмпатии по от ношению к уче нику 3. Проявление непременного доверия к воз можностям и способностям ученика 4. Принятие ученика как личности, не взирая на соот ношение его достоинств и недостатков 5. Оценивание не личности ученика, а его поступков 6. Открытое предъявление учащимся своих нравственных убеждений, ценностей, ин тересов 7. Сотрудниче ство с детьми в достижении общих целей 8. Создание воспитывающих ситуаций в раз личных видах деятельности 9. Создание си туации успеха для каждого ученика 10. Организа ция конструк тивного конф ликта в целях развития лич ности и коллек тива 11. Активиза ция воспита тельного потен циала урока 12 Поддержка школьников как субъектов са моуправления 1 3. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами 14. Поддержка процесса само познания уче ника 1 5. Предостав ление реальных возможностей для самореали зации и само определения ученика 16. Принятие воспитывающе го влияния де тей на педагога 17, Честное, самокритичное отношение к своим успе хам и неудачам 18. Забота о своём лично стном росте, развитии духовности 19. Забота о своём физи ческом и пси хическом здо ровье 20. Расширение и углубление своих профес сиональных знаний и уме ний в сфере воспитания 21. Постоянный самоанализ своей воспита тельной дея тельности 22. Совершен ствование сво их знаний о детской, подро стковой, моло дёжной суб культурах 23. Осмысление своей дея тельности в контексте вос питательного процесса обра зовательного учреждения 24. Деятельное участие в педа гогическом самоуправлении 25. Проявление интереса к про фессиональной деятельности коллег 26. Обеспече ние нравствен ной атмосферы в педагогичес ком коллективе 27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональ ных проблем 28. Предостав ление возмож ности другим педагогам зна комиться с его опытом 29. Помощь молодым педа гогам, учите лям-новичкам 30. Проявление интереса к жиз ни ученика в семье 31. Проявление постоянного ин тереса к вне школьным де лам и занятиям ученика 32. Поддержка положительной направленности семейного вос питания учени ка 33. Защита прав и интере сов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями 34. Повышение педагогической культуры роди телей своих воспитанников 35. Взаимодей ствие в реше нии воспита тельных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. 36. Защита и поддержка ученика, ока завшегося в неблагоприят ной социальной ситуации Ключевой задачей инновационных процессов системы образования в нашей стране является воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. Отечественное образование нуждается в педагогах, обладающих высоким уровнем профессионализма и разносторонней компетентностью, способных к творчеству и инновациям, обладающих истинным авторитетом. Рефлексивный блок. Ведущий. Вы помните, что я вам пожелала успешной продуктивной работы в начале семинара и определить, каким получился семинар, нам помогут яблоки 16 Выступление на педсовете, февраль 2014 года знаний (показывает коробочки, на которые наклеены «цветные яблочки»). Красное яблоко - означает, что вам было все понятно, все понравилось, вы обогатились новыми знаниями, вы многое возьмете в копилку своего опыта работы, у вас сохранилось хорошее позитивное настроение. Желтое яблоко - вам было не все понятно, не все понравилось, вы частично обогатились знаниями, не все возьмете в копилку своего опыта, у вас сохранилось хорошее позитивное настроение. Зеленое яблоко - вам было ничего не понятно, ничего не понравилось, вы не обогатились новыми знаниями, ничего не возьмете в свою работу и поэтому у вас испортилось настроение. Сейчас вы возьмете разноцветные полоски, которые я вам раздала в начале семинара, и положите в то яблоко, которое соответствует вашему состоянию, (кладут полоски в коробочку) Ну что ж, визуальная обработка данных прошла и нам очень приятно, что вам по вкусу оказались красные и желтые яблоки. Спасибо за сотрудничество (слайд 10.)

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"

Материалы выступления по теме "Три кита авторитета классного руководителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017