Сценарий занятия
21 ноября 2022 г.
для обучающихся 3–4 классов по теме
Цели занятия: воспитывать любовь, благодарность, заботливое отношение к матери, формировать уважение к семейным ценностям.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, благодарность, самореализация.
– представление о семейных ценностях;
– понимание роли матери как хранительницы семейного очага и семейных традиций, как воспитателя детей;
– проявление чувства любви и уважения к матери, желание проявлять к ней внимание, заботу, помогать ей в домашних делах.
– применение правила работы в условиях совместной деятельности;
– активное участие в коллективном обсуждении, высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам;
– высказывание и оценивание впечатления, которое появляется у слушателя (или зрителя) при восприятии художественного видеоматериала.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, иллюстративного ряда, интерактивных форм заданий; включает в себя анализ информации, групповую работу с текстами стихотворений, создание ассоциативного ряда.
– сценарий;
– методические рекомендации;
– видеоролик;
– презентационные материалы;
– иллюстративный материал (фото/картинки);
– комплект интерактивных заданий;
– ватман, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки.
Введение. Учитель начинает занятие, кратко поясняя его тему. Организует просмотр мотивационного видеоролика, посвящённого традиционному празднику России – Дню матери, организует беседу по его содержанию (пропедевтика восприятия произведений искусства – картин; значимость праздника; выявление личного опыта обучающихся, связанных с образом матери).
Раскрытие основной темы занятия – беседа о важности и многогранности образа матери; выполнение интерактивных заданий, творческого задания, игра.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Часть 1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут)
Праздник День матери – очень торжественный, светлый. В этот день каждый человек стремится поздравить свою маму, сказать ей слова любви и благодарности.
В этот день каждая мама получает подарки – от своих детей и близких. Конечно, можно купить подарок в магазине, мама будет рада любому подарку, но если ребёнок потрудится и сам сделает для мамы подарок – то она будет особенно счастлива.
Подарить маме подарок – это значит проявить к ней внимание, показать свою любовь и благодарность за то, что мама всегда рядом.
Образ матери всегда вдохновлял художников, писателей и поэтов.
Как только ребёнок появляется на свет, он встречается с мамой. С рождением ребенка возникает невидимая связь, которая длится всю жизнь.
Посмотрим на картины великих художников – Рафаэля и Леонардо да Винчи. Как трепетно, ласково, нежно прижимает мать своего младенца.
Первое слово, первые шаги, первые удачи и первые огорчения, и самые первые серьёзные дела ребенка – домик из кубиков, рисунок цветка, прочитанная книга – проходят при участии мамы: она советует, помогает, хвалит…
Очень многие мамы – не только хорошие хозяйки, воспитатели детей, создатели семейного уюта и тепла. Многие мамы много работают. Наверное, на свете нет такой профессии, которой бы не смогла овладеть женщина.
Современная женщина работает в разных областях науки, культуры, образования, промышленности. Вклад женщин в развитие общества огромен: сегодня женщины водят самолёты, проводят экскурсии, производят ткани, летают в космос, делают научные открытия. И при этом они замечательные мамы.
Наше общество, государство гордится нашими женщинами, которые воспитывают много детей.
Мама — первое слово, мама — главное слово в каждой судьбе.
Часть 2. Основная: осознание образа матери в искусстве (до 20 минут)
– Рассмотрите репродукции картин. Как вы думаете, может что-то чувствовать этот крошечный человек в эти мгновения?
Примерные ответы детей: «Младенцу очень спокойно, когда он на руках у мамы», «Он чувствует нежность и любовь к маме, так же как мама – к нему», «Рядом с мамой малыш всегда в безопасности».
Репродукции Мадонны с младенцем |
|
|
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта |
|
Рафаэль. Сикстинская мадонна |
– Мама всегда помогает своему ребенку: делать первые шаги, учиться рисовать, узнавать буквы и цифры, строить или лепить. Мама хвалит, мама советует. Прочитаем стихотворение. Как поэт описывает маму?
П. Синявский
Обойди весь мир вокруг, Только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук и нежнее маминых, Не найдёшь на свете глаз ласковей и строже, Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг обойди по свету:
Мама – самый лучший друг, Лучше мамы – нету!
– Какие чувства испытывает автор к маме? Какие слова помогают автору выразить свои чувства?
Примерные ответы детей: «У мамы нежные, тёплые руки», «Ласковые, но иногда строгие глаза», «Мама – лучший друг», «Вообще мама – самая лучшая».
А как вы понимаете слова: «мама – лучший друг?»
Примерные ответы детей: «Ей всё можно доверить и рассказать»,
«Можно долго обо всём разговаривать», «Попросить помочь, и она никогда не откажет, как лучший друг» …
Задание: назовите слова или словосочетания, возникающие у вас при произнесении слов: детство, семья, ребёнок
Подсказка: любовь – это:
беспокойство за любимого ребёнка, ответственность за другого;
ласка и нежность;
любовь похожа на нежный цветок, радость общения.
Примерные ответы детей:
Детство: «Детство – радостная пора», «Детство — это когда рядом мама, папа, бабушка…», «Детство – это много друзей, игр, веселья».
Семья: «Семья – когда все вместе», «Семья – поездки, экскурсии, занятия спортом, семейные праздники», «Семья – когда все друг за друга горой!», «Все делят радости и трудности между собой поровну».
Ребёнок: «Маленькое любимое существо, как моя сестрёнка-кроха»,
«Слёзы и капризы, а его утешают»; «Ребёнок – колыбельная песня и игры- потешки».
Учитель. Мамы не только занимаются домом и детьми. Очень многие мамы работают. Теперь женщина может выбрать почти любую профессию.
Интерактивное задание «Кем работают эти мамы?» Установление соответствия.
Задание: рассмотрите фотографии, назовите профессию.
Фото: экскурсовод, учёный, космонавт, пилот, швея.
|
1. Экскурсовод |
|
2. Учёный |
|
3. Космонавт |
|
4. Пилот |
|
5. Швея |
– Ребята, предлагаю вам разделиться на 4 команды и выполнить проект
«Мама XXV века» (ребятам предлагается ватман, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки).
Задание: команды должны представить образ – «Мама XXV века».
Представитель от каждой команды презентует результаты проекта.
Учитель размещает работы ребят в родительском чате.
– Ребята, а много ли работают наши мамы? Какую работу они выполняют? Чем занимаются?
(Ответы детей)
– Мамы работают дома – занимаются хозяйством, стирают, гладят, убирают, готовят. А если мамы работают, то у них много дел и обязанностей на работе.
Конечно, наши мамы устают, поэтому так важно, когда близкие люди, уже подросшие дети помогают ей во всех необходимых делах.
– Есть ли у вас постоянные домашние обязанности, которые выполняете только вы?
Примерные ответы детей: «Я кормлю котёнка и играю с ним»; «Я навожу порядок в своей комнате», «Накрываю стол к ужину», «Играю с младшей сестрёнкой» «А мне, к сожалению, некогда помогать дома, потому что у меня много занятий после уроков»; «Я в воскресенье сам гуляю с нашей собакой».
Часть 3. Заключительная, подведение итогов (до 5 минут)
– Мама — это первое слово, которое говорит ребёнок. Мама – главное слово в жизни каждого человека, потому что именно мать подарила своему ребёнку жизнь, этот прекрасный мир. Будем говорить маме слова благодарности и любви не только в праздник «День матери», но и каждый день.
Попробуйте сочинить стихотворение или небольшой рассказ о маме. По желанию обучающийся может прочитать его на следующем занятии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.