МБУ ДО "Детский эколого- биологический центр"Экологическое образование в условиях сельской школы
Оценка 4.7

МБУ ДО "Детский эколого- биологический центр"Экологическое образование в условиях сельской школы

Оценка 4.7
docx
22.05.2023
МБУ ДО "Детский эколого- биологический центр"Экологическое образование в условиях сельской школы
Организация деятельности в сельской школе.docx

 

Луцкова Римма Фаилевна,

 методист, педагог дополнительного образования I квалификационной категории МБУ ДО "Детский эколого-биологический центр", г. Нижнекамск

«Экологическое образование в условиях сельской школы»

 

В современном мире повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области материальной и духовной культуры и формирование новой экологической культуры.

Главным в системе экологического образования в сельской школе служит принцип природосообразности, который предполагает, что воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов, формирует у учащихся ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Человек выполняет роль соединительного звена двух типов эволюций – природной и культурной.

  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого- биологический центр» г. Нижнекамска много лет выполняет роль координатора экологического образования и воспитания в НМР.

Одним из направлений в деятельности нашего центра является работа Школьного лесничества, организованного на базе сельской школы в поселке Красный ключ. В связи с тем, что школа находится в малочисленном поселке, окруженном лесным массивом, развитие именно школьного лесничества оказывается наиболее актуальным. Близкое знакомство с объектами природы, изучение законов природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности, что играет существенную роль и в профессиональной ориентации учащихся. Природа выступает одновременно как педагогическое средство воспитания сельских школьников и как объект окружающей среды, нуждающийся в охране и заботе. Намного легче изучать природу наяву: слушать голоса птиц, наблюдать за жизнью муравейника, видеть птиц, прилетающих на кормушку, увидеть ледоход своими глазами. Поэтому и главным направлением работы в сельской школе является – экологическое.

Школьные лесничества являются одной из эффективных форм получения подрастающим поколением профессиональных знаний и опыта в области лесоводческой деятельности, трудового воспитания молодого поколения. Школьные лесничества призваны прививать у школьников любовь к природе родного края, формировать трудовые умения и навыки в области лесоводства, лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования, закреплять и углублять знания, осуществлять подготовку к сознательному выбору профессии.

    Важной составляющей воспитательной работы с сельскими  школьниками  являются формирование у учащихся уважения к труду и  людям леса, нравственных качеств, трудолюбия, активной жизненной позиции. В школе сложилась давняя традиция  введения учебно-опытного участка, работа на котором, помогает учащимся приобщиться к сельскохозяйственному труду, получить научные навыки ведения приусадебного хозяйства, также учебно-опытный участок школы является площадкой для проведения исследовательской работы по испытанию различных сортов растений, влиянию удобрений на урожайность сельскохозяйственных культур.

Разнообразная деятельность даёт возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека и природы, увидеть проблемы леса в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Важно пробудить у учащихся интерес и любопытство, раскрыть их способности и талант, показать ребенку его успешность, помочь сформироваться как личность и помочь с выбором профессии.

Работа школьного лесничества осуществляется по следующим направлениям:

 Практическая деятельность

•    Тематические экскурсии в лес для закрепления теоретических знаний.

•    Распространение противопожарных листовок с целью предупреждения возникновения лесных пожаров.

•    Посадка леса и уход за лесными насаждениями.

•    Озеленение поселка и прилегающей территории.

•    Изготовление и развешивание искусственных гнездовий и кормушек для птиц и белок, подкормка в зимнее время.

•    Оставление карты участка леса с нанесением муравейников мест гнездования птиц, произрастания ценных растений и другие охраняемых объектов.

•    Сбор макулатуры, сотрудничество с компанией по раздельному сбору и переработке мусора «МобЭко».

•    Устройство экологических маршрутов и троп.

Исследовательская деятельность

•    Организация тематического изучения объектов и явлений лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес.

•    Экологический мониторинг.

•    Участие в научно-исследовательских конференциях и слетах юных лесоводов.

•    Организация лесохозяйственной и природоохранной деятельности.

•    Выступление в средствах массовой информации.

•    Беседы в классах на общешкольных и родительских собраниях.

•    Выпуски и распространение листовок экологического содержания.

•    Организация экскурсий по лесным маршрутам и тропам.

•    Участие в экологических мероприятиях города, района и РТ

•    Встречи со специалистами лесхоза: лесниками, егерями.

Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у сельских детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Школьники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. С целью изучения природы своего родного края ежегодно члены школьных лесничеств принимают участие в работе летних профильных лагерей, где ребята приобретают навыки исследования природных объектов, осваивают новые методики, учатся систематизировать, анализировать результаты своих исследований, грамотно оформлять исследовательские работы. Ребята больше стали участвовать в различных праздниках, конкурсах, акциях, конференциях не только школьного, но и городского уровня. Коллектив школьного лесничества неоднократно принимал участие в различных конкурсах, занимал различные призовые места и удостаивался высоких наград.

 Результаты исследовательских работ и проектов воспитанники представляют на конкурсных мероприятиях различного уровня. Есть опыт участия юных лесоводов в научно-практических, краеведческих конференциях, конкурсах, слете Школьных лесничеств. Один из видов деятельности научно-экологического направления - проектирование. Ряд работ выполнен методом проектов. Работая над тем или иным проектом, ребята научились ставить задачи, определять цель, делать выводы, а также освоили ряд методик, занимаясь в условиях естественной природы. Деятельность учащихся основана на интеграции науки и практики. Так, например, проект «Уровень дегрессии травянистого покрова рекреационных зон пригородного лесопарка г. Нижнекамск» школьного лесничества «Друзья природы» стал участником регионального этапа «Подроста» и других конкурсах различного уровня.

Большой интерес вызвали учебно-исследовательские работы, например, «Особенности жизнедеятельности  рыжих лесных муравьев», «Возвращение ландышей в леса».

В мае 2022 года Школьное лесничество приняло участие и стали победителями в грантовом конкурсе школ и школьных лесничеств рамках проекта «Формула леса» программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел»

 В рамках проекта в лесопарковой зоне поселка Красный Ключ активисты школьного лесничества, учащиеся школ, взрослое население города присоединятся к акции «Сказки леса». Проект Акции «Сказки леса - дендрограффити на защите леса» разработан учащимися школьного лесничества ДЭБЦ и Красноключинской СОШ НМР РТ. Проект реализуется школьниками для посетителей лесопарковой зоны города Нижнекамск.

Идея проекта появилась осенью 2021 г. – во время обследования состояния деревьев на экологической тропе пригородного лесопарка. Большое количество больных деревьев с морозобойными трещинами заставило задуматься над этой проблемой и искать варианты ее решения доступными для школьников способами.

Ознакомившись с материалами экологического отдела Терлецкого парка г. Москва о использовании морозобойных трещин как основы для граффити художником-натуралистом, изучили возможность использования её для защиты деревьев.

 Такие граффити выполняют сразу три задачи: образовательную, экологическую и эстетическую. Прежде всего, они защищают стволы от дальнейшего разрушения. Этот проект продлевает жизнь деревьям, являющимся мощным зеленым щитом нашего города, нейтрализуя вредные выбросы его нефтехимического производства. К тому же это будет «художественная галерея» под открытым небом для жителей и гостей г. Нижнекамск. На граффити можно будет увидеть обитателей леса, которых в лесу встретить сложно из-за их осторожности и скрытности.

Для того, чтобы реализовать эту идею, разработан данный проект, целью которого является проведение природоохранной операции «Сказки леса» с нанесением граффити на деревьях с открытыми морозобойными трещинами в пригородном лесу г. Нижнекамск, способствующей повышению эстетического восприятия пригодного лесопарка, оздоровлению деревьев, трансляции эффективного способа поддержания здоровья леса.

Для развития исследовательской деятельности необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят, предоставлять возможность обучения в заочных, очно-заочных конкурсах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Ведь многие через лесничество выбирают профессии, связанные с лесным хозяйством.

Воспитание экологической культуры в условиях сельской школы неразрывно связано с традиционными образовательными и воспитательным целями, но имеет свои особенности. Основа деятельности школьников в лесничестве: формирование знаний, умений и навыков осуществления на практике деятельности, направленной на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных полезных функций леса; формирование у школьников устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих их социальной адаптации.


 

Луцкова Римма Фаилевна, методист, педагог дополнительного образования

Луцкова Римма Фаилевна, методист, педагог дополнительного образования

Близкое знакомство с объектами природы, изучение законов природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности, что…

Близкое знакомство с объектами природы, изучение законов природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности, что…

Важно пробудить у учащихся интерес и любопытство, раскрыть их способности и талант, показать ребенку его успешность, помочь сформироваться как личность и помочь с выбором профессии

Важно пробудить у учащихся интерес и любопытство, раскрыть их способности и талант, показать ребенку его успешность, помочь сформироваться как личность и помочь с выбором профессии

Организация экскурсий по лесным маршрутам и тропам

Организация экскурсий по лесным маршрутам и тропам

Уровень дегрессии травянистого покрова рекреационных зон пригородного лесопарка г

Уровень дегрессии травянистого покрова рекреационных зон пригородного лесопарка г

К тому же это будет «художественная галерея» под открытым небом для жителей и гостей г

К тому же это будет «художественная галерея» под открытым небом для жителей и гостей г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2023