Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области
государственное
автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Уральский политехнический колледж- Межрегиональный центр компетенций»
(ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»)
Рабочая программа учебной дисциплины
МДК.03.02 Психология социально-правовой деятельности
для специальности
40.02.04 Юриспруденция
Екатеринбург
2025
|
Рабочая программа рассмотрена предметно-цикловой комиссией «Правоведение» Председатель предметно-цикловой комиссии ________________ Андреев А.В. Протокол № 03/03-25 от «24» марта 2025г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы, размещенной в федеральном реестре ПООП СПО и в соответствии с ФГОС СПО по специальности (профессии) 40.02.04 Юриспруденция |
|
|
|
Разработчик: Ефремова Д.С. ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»
Согласование рабочей программы учебной дисциплины психология социально-правовой деятельности пройдено.
СОГЛАСОВАНО
Заведующий УМЧ ГАПОУ СО
«Уральский политехнический колледж-МЦК»
Чинёнова И.С
|
|
|
|
|
|
|
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
|
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
15 |
|
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
15 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.03.02 Психология социально-правовой деятельностью
индекс, название дисциплины
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 40.02.04 «Юриспруденция» базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 «Юриспруденция»
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл и относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, является вариативной
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
1) оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
2) объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
3) правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
4) давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;
5) следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
1) основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
2) основы психологии личности;
3) современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
4) особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
5) основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.
В результате освоения учебной дисциплины формируются общие и профессиональные компетенции, личностные результаты, включающие в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование норм права.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
66 |
|
Самостоятельная работа |
8 |
|
Объем образовательной программы |
52 |
|
в том числе: |
|
|
теоретическое обучение |
26 |
|
Практическое обучение |
26 |
|
Самостоятельная работа |
8 |
|
Промежуточная аттестация проводится в форме - ЭКЗАМЕНА |
6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МДК.03.02 Психология социально-правовой деятельности
2.2.1 Очная форма обучения
|
МДК 01.02 Психология социально правовой деятельности |
Объем часов |
Коды компетенций |
|
|
Введение в дисциплину. |
Общая характеристика понятия, предмета, метода, системы Психологии социально правовой деятельности. |
2 |
|
|
Раздел 1 Методологические проблемы изучения психологии социально-правовой деятельности |
|||
|
Тема 1.1 Психология социально-правовой деятельности. Задачи и методы. |
Психология как наука о человеке. Процесс социализации. Предметная область психологии социально-правовой деятельности. Понятие и основные направления психологии социально-правовой деятельности. |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся. Изучить методы научных психологических исследований используя учебник и дополнительную литературу. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера. |
2* |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Тема 1. 2 Юридическая психология как наука |
Понятие юридической психологии. Соотношение юридической психологии с другими отраслями знаний. История развития юридической психологии. Задачи, объект и предмет юридической психологии. Принципы юридической психологии. Методы юридической психологии: ● Наблюдение ● Пробы и измерения ● Биографический метод ● Метод анализа продуктов деятельности ● Тестирование |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
Тема 1.3 Психология личности. Психические познавательные процессы личности. |
Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности. Характер как система устойчивых свойств личности. Ощущение и восприятие. Внимание и память. Мышление и интеллект. Речь. Воображение, воля и эмоции. |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся По методике Р. Амтхауэра «Тест структуры интеллекта (TSI). Анализ причин изменения интеллекта у лиц пожилого возраста. Подготовка к устному опросу и тестированию. Подготовка к устному опросу и тестированию. Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (А. Лурия). Исследование особенностей памяти с помощью методик «Оперативная память», «Образная память». Особенности восприятия у лиц пожилого и преклонного возраста. |
6* |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Практическая работа № 1 Анализ и диагностика развития мышления у подростка. |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Практическая работа № 2 Исследование индивидуальных особенностей поведения человека как индивида и как личности |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Тема 1.4 Психические состояния. Психические состояния, имеющие значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел в суде. |
Классификация психических состояний. Характеристика основных психических состояний. Значение в практике социальной защиты. Тревога. Страх. Стресс. Фрустрация. Аффект. |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
Практическая работа № 3 Исследование психологии эмоций и мотивации |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Тема 1.5 Психологические особенности судебной деятельности |
Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства. Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел. Судебно-психологическая экспертиза. Организационная структура учреждений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации. Основные функции бюро медико-социальной экспертизы. Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы. Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Практическая работа № 4 Анализ проявления неадекватного поведения у человека (решение ситуативной учебной задачи) |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
Практическая работа № 5 Наблюдение за психическими познавательными процессами человека – ощущением и восприятием |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Практическая работа № 6 Анализ Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Раздел 2 Социально–психологические аспекты социально-правовой деятельности |
|||
|
Тема 2.1 Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста |
Качественные характеристики личности юриста. Требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов. Профессиональная деформация и меры ее профилактики. |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
Современные методики изучения восприятия |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Практическая работа № 7 Изучение влияния роли невербального общения в профессиональной деятельности юриста |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Тема 2.2 Профессиональное общение |
Общая характеристика социально-психологических аспектов социально-правовой деятельности. Способы психологического воздействия. Стили профессионального взаимодействия. Профессиональное общение, функции, стороны средства. Социальная перцепция, социальная интеракция. Деонтология и психология социально-правовой деятельности.
|
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
Психологическая культура юриста. Особенности оказания психологической помощи юристами. Психологическое общение юриста при проведении осмотре места происшествия. Психологическое общение юриста при проведении допроса. |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Практическая работа № 8 Письменный анализ невербальных информационных сигналов. |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Тема 2.3 Социальная установка |
Проблема социальной установки в психологии социально-правовой деятельности. Структура установки, функции установки. Формирование установки. Социальные установки лиц, имеющие низкую и высокую самооценку, в частности инвалидов и лиц, пожилого возраста |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
Практическая работа № 9 Письменный анализ социальных установок лиц, имеющих низкую и высокую самооценку, особенно инвалидов и лиц, пожилого возраста, используя рекомендованные источники. |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Практическая работа № 10 Определение социальных статусов и ролей (решение ситуативной учебной задачи) |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Раздел 3 Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста |
|||
|
Тема 3.1 Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии |
Социальная проблема. Классификация типов старости, в зависимости от характера деятельности. Здоровье, нездоровье, болезнь, норма, патология, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья. |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
Практическая работа № 11 Анализ подходов отечественных и зарубежных психологов, работающих в области психологии старения. |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Тема 3.2 Личностные особенности, психология инвалидов и лиц пожилого возраста. Признаки психического старения |
Понятие «болезнь». Психологические факторы, общие для здоровья и патологии. Старость. Старение человека: причины, признаки и профилактика старения. Психическое здоровье. |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
Практическая работа № 12Анализ социально-психологических особенностей личности категории «инвалид» |
2 |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Практическая работа № 13 Анализ становления и развития социальной защиты и поддержки инвалидов в России |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Промежуточная аттестация - экзамен |
6 |
|
|
2.2.2 Содержание домашних заданий, обучающихся очной формы обучения
|
Наименование темы |
Содержание домашнего задания |
|
Введение в дисциплину |
Разработка конспекта по теме «Введение в дисциплину.» |
|
Тема 1.1. |
Разработка конспекта по теме «Психология социально-правовой деятельности. Задачи и методы.» |
|
Тема 1.2. |
Разработка конспекта по теме «Юридическая психология как наука» |
|
Тема 1.3. |
Разработка конспекта по теме «Психология личности. Психические познавательные процессы личности.» |
|
Тема 1.4 |
Разработка конспекта по теме «Психические состояния. Психические состояния, имеющие значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел в суде.» |
|
Тема 1.5 |
Разработка конспекта по теме «Психологические особенности судебной деятельности» |
|
Тема 2.1 |
Разработка конспекта по теме «Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста» |
|
Тема 2.2 |
Разработка конспекта по теме «Профессиональное общение» |
|
Тема 2.3 |
Разработка конспекта по теме «Социальная установка» |
|
Тема 3.1 |
Разработка конспекта по теме «Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии» |
|
Тема 3.2 |
Разработка конспекта по теме «Личностные особенности, психология инвалидов и лиц пожилого возраста. Признаки психического старения» |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета: проектор, компьютер/ноутбук, интерактивная доска
Технические средства обучения: проектор, компьютер/ноутбук, интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. СережкоТ.А., Василенко Т.В. Психология -правовой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования. Издательство Юрайт, 2022. — 282 с. — (Профессиональное образование
2. Фирсов, М. В. Психология социальной работы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 386 с. — (Профессиональное образование). — Доступ на сайте ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/450936. — Режим доступа: по подписке.
3. Иванников, В. А. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 480 с. — (Профессиональное образование). — Доступ на сайте ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/451094. — Режим доступа: по подписке.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
|
Результаты обучения
|
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
Уметь |
||
|
1) оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
|
Отвечает на вопросы в рамках медико-социальной экспертизы |
Коллоквиум, устный опрос |
|
2) объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
|
Дает консультацию по сущности психических процессов и их изменений у инвалидов и у лиц пожилого возраста |
Коллоквиум, устный опрос |
|
3) правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
|
Дает консультацию, может наладить психологический контакт с студентами |
Групповые игры |
|
4) давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;
|
Дает психологическую характеристику личности, |
Ситуационные задачи, практические работы, групповые игры |
|
5) следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
|
Следует этическим нормам |
Ситуационные задачи, групповые игры |
|
Знать |
||
|
1) основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
|
Может назвать чем занимается изучаемая наука и основное содержание. Может назвать основные понятия по изучаемой дисциплине |
Тестирование, устный опрос |
|
2) основы психологии личности;
|
Называет типы личности, основы психологии |
Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов |
|
3) современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
|
Может назвать признаки возрастных изменений личности, структуру личности |
Тестирование, устный опрос |
|
4) особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста; |
Уверенно называет особенности психологии у инвалидов и пожилых людей |
Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов |
|
5) основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.
|
Называет правила профессиональной этики юриста и приемы делового общения |
Тестирование, устный опрос |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.