МДК 03.02 Психология социально правовой деятельности

  • docx
  • 25.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МДК 03.02 Психология социально правовой деятельности (1).docx

 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Уральский политехнический колледж- Межрегиональный центр компетенций»

 (ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»)

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

МДК.03.02 Психология социально-правовой деятельности

 

 

 

для специальности

40.02.04 Юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2025


 

 

 

Рабочая программа рассмотрена

предметно-цикловой комиссией «Правоведение»

Председатель предметно-цикловой комиссии

________________ Андреев А.В.

Протокол № 03/03-25

от «24» марта 2025г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы, размещенной в федеральном реестре ПООП СПО и в соответствии с ФГОС СПО по специальности (профессии) 40.02.04 Юриспруденция

 

 

 

 

Разработчик: Ефремова Д.С. ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»

 

Согласование рабочей программы учебной дисциплины психология социально-правовой деятельности пройдено.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заведующий УМЧ ГАПОУ СО

«Уральский политехнический колледж-МЦК»

Чинёнова И.С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

2.     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

15

3.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

15

 

СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК.03.02 Психология социально-правовой деятельностью

индекс, название дисциплины

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 40.02.04 «Юриспруденция» базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 «Юриспруденция»

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл и относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, является вариативной

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Вариативная часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

1)    оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;

2)    объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;

3)    правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);

4)    давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;

5)    следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

1)     основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;

2)    основы психологии личности;

3)    современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;

4)    особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;

5)    основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.

В результате освоения учебной дисциплины формируются общие и профессиональные компетенции, личностные результаты, включающие в себя способность:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование норм права.

 

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

66

Самостоятельная работа

8

Объем образовательной программы

52

в том числе:

теоретическое обучение

26

Практическое обучение

26

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация проводится в форме - ЭКЗАМЕНА

6


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МДК.03.02 Психология социально-правовой деятельности

2.2.1 Очная форма обучения

 

МДК 01.02 Психология социально правовой деятельности

Объем часов

Коды компетенций

Введение в дисциплину.

Общая характеристика понятия, предмета, метода, системы Психологии социально правовой деятельности.

2

 

Раздел 1 Методологические проблемы изучения психологии социально-правовой деятельности

Тема 1.1 Психология социально-правовой деятельности. Задачи и методы.

Психология как наука о человеке. Процесс социализации. Предметная область психологии социально-правовой деятельности. Понятие и основные направления психологии социально-правовой деятельности.

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Самостоятельная работа обучающихся. Изучить методы научных психологических исследований используя учебник и дополнительную литературу. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

2*

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Тема 1. 2 Юридическая психология как наука

Понятие юридической психологии. Соотношение юридической психологии с другими отраслями знаний. История развития юридической психологии. Задачи, объект и предмет юридической психологии. Принципы юридической психологии. Методы юридической психологии:

       Наблюдение

       Пробы и измерения

       Биографический метод

       Метод анализа продуктов деятельности

       Тестирование

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Тема 1.3 Психология личности. Психические познавательные процессы личности.

Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности. Характер как система устойчивых свойств личности. Ощущение и восприятие. Внимание и память. Мышление и интеллект. Речь. Воображение, воля и эмоции.

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Самостоятельная работа обучающихся

По методике Р. Амтхауэра «Тест структуры интеллекта (TSI). Анализ причин изменения интеллекта у лиц пожилого возраста. Подготовка к устному опросу и тестированию. Подготовка к устному опросу и тестированию. Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (А. Лурия). Исследование особенностей памяти с помощью методик «Оперативная память», «Образная память». Особенности восприятия у лиц пожилого и преклонного возраста.

6*

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 1 Анализ и диагностика развития мышления у подростка.

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 2 Исследование индивидуальных особенностей поведения человека как индивида и как личности

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Тема 1.4 Психические состояния. Психические состояния, имеющие значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел в суде.

Классификация психических состояний. Характеристика основных психических состояний. Значение в практике социальной защиты. Тревога. Страх. Стресс. Фрустрация. Аффект.

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 3 Исследование психологии эмоций и мотивации

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Тема 1.5 Психологические особенности судебной деятельности

Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства. Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел. Судебно-психологическая экспертиза. Организационная структура учреждений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации. Основные функции бюро медико-социальной экспертизы. Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы. Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

 

Практическая работа № 4 Анализ проявления неадекватного поведения у человека (решение ситуативной учебной задачи)

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 5 Наблюдение за психическими познавательными процессами человека – ощущением и восприятием

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 6 Анализ Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Раздел 2 Социально–психологические аспекты социально-правовой деятельности

Тема 2.1 Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности

юриста

Качественные характеристики личности юриста. Требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов. Профессиональная деформация и меры ее профилактики.

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Современные методики изучения восприятия

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 7 Изучение влияния роли невербального общения в профессиональной деятельности юриста

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Тема 2.2 Профессиональное общение

Общая характеристика социально-психологических аспектов социально-правовой деятельности. Способы психологического воздействия. Стили профессионального взаимодействия. Профессиональное общение, функции, стороны средства. Социальная перцепция, социальная интеракция. Деонтология и психология социально-правовой деятельности.

 

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Психологическая культура юриста. Особенности оказания психологической помощи юристами. Психологическое общение юриста при проведении осмотре места происшествия. Психологическое общение юриста при проведении допроса.

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 8 Письменный анализ невербальных информационных сигналов.

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Тема 2.3 Социальная установка

Проблема социальной установки в психологии социально-правовой деятельности. Структура установки, функции установки. Формирование установки. Социальные установки лиц, имеющие низкую и высокую самооценку, в частности инвалидов и лиц, пожилого возраста

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 9 Письменный анализ социальных установок лиц, имеющих низкую и высокую самооценку, особенно инвалидов и лиц, пожилого возраста, используя рекомендованные источники.

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 10 Определение социальных статусов и ролей (решение ситуативной учебной задачи)

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Раздел 3 Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста

Тема 3.1 Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии

Социальная проблема. Классификация типов старости, в зависимости от характера деятельности. Здоровье, нездоровье, болезнь, норма, патология, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья.

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 11 Анализ подходов отечественных и зарубежных психологов, работающих в области психологии старения.

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Тема 3.2 Личностные особенности, психология инвалидов и лиц пожилого возраста. Признаки психического старения

Понятие «болезнь». Психологические факторы, общие для здоровья и патологии. Старость. Старение человека: причины, признаки и профилактика старения. Психическое здоровье.

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 12Анализ социально-психологических особенностей личности категории «инвалид»

2

ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1

Практическая работа № 13 Анализ становления и развития социальной защиты и поддержки инвалидов в России

2

ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1

Промежуточная аттестация - экзамен

6

 

 

                2.2.2 Содержание домашних заданий, обучающихся очной формы обучения

 

Наименование темы

Содержание домашнего задания

Введение в дисциплину

Разработка конспекта по теме «Введение в дисциплину.»

Тема 1.1.

Разработка конспекта по теме «Психология социально-правовой деятельности. Задачи и методы.»

Тема 1.2.

Разработка конспекта по теме «Юридическая психология как наука»

Тема 1.3.

Разработка конспекта по теме «Психология личности. Психические познавательные процессы личности.»

Тема 1.4

Разработка конспекта по теме «Психические состояния. Психические состояния, имеющие значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел в суде.»

Тема 1.5

Разработка конспекта по теме «Психологические особенности судебной деятельности»

Тема 2.1

Разработка конспекта по теме «Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности

юриста»

Тема 2.2

Разработка конспекта по теме «Профессиональное общение»

Тема 2.3

Разработка конспекта по теме «Социальная установка»

Тема 3.1

Разработка конспекта по теме «Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии»

Тема 3.2

Разработка конспекта по теме «Личностные особенности, психология инвалидов и лиц пожилого возраста. Признаки психического старения»

                         


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета;

Оборудование учебного кабинета: проектор, компьютер/ноутбук, интерактивная доска

Технические средства обучения: проектор, компьютер/ноутбук, интерактивная доска

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.                   СережкоТ.А., Василенко Т.В. Психология -правовой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования. Издательство Юрайт, 2022. — 282 с. — (Профессиональное образование

2.                   Фирсов, М. В. Психология социальной работы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 386 с. — (Профессиональное образование). — Доступ на сайте ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/450936. — Режим доступа: по подписке.

3.                  Иванников, В. А. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 480 с. — (Профессиональное образование). — Доступ на сайте ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/451094. — Режим доступа: по подписке.

 

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

               Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

 

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Уметь

1)                  оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;

 

Отвечает на вопросы в рамках медико-социальной экспертизы

Коллоквиум, устный опрос

2)                  объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;

 

Дает консультацию по сущности психических процессов и их изменений у инвалидов и у лиц пожилого возраста

Коллоквиум, устный опрос

3)                   правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);

 

Дает консультацию, может наладить психологический контакт с студентами

Групповые игры

4)                    давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;

 

 

Дает психологическую характеристику личности, 

Ситуационные задачи, практические работы, групповые игры

5)                   следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

 

Следует этическим нормам

Ситуационные задачи, групповые игры

Знать

1)                   основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;

 

Может назвать чем занимается изучаемая наука и основное содержание. Может назвать основные понятия по изучаемой дисциплине

Тестирование, устный опрос

2)                   основы психологии личности;

 

 

Называет типы личности, основы психологии

Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов

3)                  современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;

 

Может назвать признаки возрастных изменений личности, структуру личности

Тестирование, устный опрос

4)                  особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;

Уверенно называет особенности психологии у инвалидов и пожилых людей

Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов

5)                  основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.

 

Называет правила профессиональной этики юриста и приемы делового общения

Тестирование, устный опрос

 


 

Скачано с www.znanio.ru