Медиаобразовательные технологии в общеобразовательных учреждениях при выполнении проектов по учебной дисциплине «История»
Оценка 4.7

Медиаобразовательные технологии в общеобразовательных учреждениях при выполнении проектов по учебной дисциплине «История»

Оценка 4.7
Научные работы
doc
20.05.2020
Медиаобразовательные технологии в общеобразовательных учреждениях при выполнении проектов по учебной дисциплине «История»
статья Бандура Г.А..doc

Медиаобразовательные технологии в общеобразовательных учреждениях при выполнении проектов по учебной дисциплине «История»

 

Бандура Галина Анатольевна

 

методист, преподаватель г. Глазов

БПОУ УР «Глазовский политехнический колледж»

7[email protected]

 

 

Развитие общества предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется  его содержание, с другой – возникает необходимость качественно новых методик преподавания.

По прогнозам исследователя  и социолога С.П. Кросса в будущем более 85% трудоспособного населения будет работать в областях, связанных с созданием, передачей и потреблением информации. [1]  В связи с этим, появляется потребность в формировании у обучающихся СПО, осваивающих ФГОС основного общего образования, информационных умений и навыков, а так же критического отношения к медиа источникам информации.

В своем пособие  А.В. Спичкин «Что такое медиаобразование» также указывает на необходимость, внедрения медиа образовательных технологий в учебный процесс. По мнению автора это обосновано тем, что общеобразовательные учреждения  сталкивается с рядом проблем, связанных с резким возрастанием в зрительском опыте ребенка, и в особенности подростка, роли новых аудиовизуальных носителей. [2, с. 5] 

Вместе с тем,  тенденции развития современного общества: информатизация и компьютеризация всех сфер человеческой деятельности, в т.ч. интеллектуальных, а значит и сферы образования, в конечном счете, ведут к тому что (и, наверное, в обозримом будущем) основной формой представления любой информации, в т.ч. и учебной станет медиа текст. Уже сейчас значительная часть содержания образования представлена в форме медиа текста в Internet, в различных электронных учебниках и учебно-методических комплексах. Компьютеризация средств массовой коммуникации требует теоретического обоснования и разработки таких моделей медиа образования, которые бы предполагали трансформацию традиционной системы образования в медиа образование, а учебных предметов базового цикла в предметы, изучаемые на базе медиа и посредством медиа. Многие преподаватели уже обратили внимание на образовательный потенциал такого относительно нового направления современной исторической науки, как устная история.  Так, например, метод устной истории используются при изучении истории в лицее-интернате № 1 г. Владимира, где учащиеся под руководством преподавателя  С.В. Тихоновой разрабатывают целый ряд тем связанных с историей родного города и окрестностей, в частности занимаются сбором материалов по истории имения В.С. Храповицкого в пос. Муромцево. [3]   Аналогичные проекты были реализованы в школах г. Новосибирска под руководством преподавателя Новосибирского университета Е.К. Лейбовой. [4, с. 8] Устно-историческую работу с учащимися ведет учительница Купчегеньской общеобразовательной школы В.Н. Параева (Республика Алтай). [5]  Очевидно, этот перечень мог бы быть и более длинным.

В данном случае устная история это не только один из инструментов развития интереса к истории. Она выгодно сочетает в себе как элементы медиа образования, так и метод проектов, а значит, представляет собой один из путей модернизации общего образования, внедрения в него новых технологий, в т.ч. и медиа.

Реализуя метод проектов по устной истории в БПОУ УР «Глазовский политехнический колледж» с использованием медиа технологий, мы не ограничиваемся только сбором устных воспоминаний или устной традиции. Этот вид учебной работы предполагает развитие умений критического отношения к полученному тексту, навыков расшифровки полученного текста, выявления скрытого содержания. Обучающимся приходится сопоставлять информацию, полученную из устных источников с другими видами исторических документов (архивные источники, мемуары, фото- и видеодокументы). [6]  Собирая устно-исторический материал и используя его для создания учебно-исследовательских работ, обучающиеся  неизбежно переходят к созданию собственных текстов (медиа текстов). Причем это не только устный источник на бумажном носителе (т.е. зафиксированный на бумаге текст воспоминаний), но и оцифрованная и хранящаяся в компьютере запись интервью, видеофильм, электронная презентация результатов исследования, подготовленная в среде PowerPoint, и т.п. Таким образом, работая над подобными проектами, обучающиеся неизбежно сталкиваются с необходимостью овладеть современными информационными и компьютерными технологиями.

Одним из примеров может стать работа по теме «Трудовая армия в годы Великой отечественной войны», в которой студент рассмотрел историю СССР в годы Великой Отечественной войны, сравнивая материалы в литературных источниках и воспоминания очевидца Бубба Якова Петровича. Он, немец по национальности, был призван в начале войны советскую армию, в конце 1941 года мобилизован, впоследствии  принял участие в строительстве завода ОАО Чепецкий механический завод в составе трудовой армии. Также интересны проекты обучающихся «Фронтовые воспоминания», выполненные  по воспоминаниям З.А. Шанрюк, И.Г. Пазухин и Галкиной Г.Т., Важно, что современные студенты участвуют в диалоге поколений, который позволяет ветеранам войны донести до молодых людей идею трагизма, тяжести испытаний в условиях военного времени. Рутинные в мирное время дела в условиях военного времени превращаются в повседневный героизм, который  постоянное преодолевали респонденты. Таким образом, воспоминания ветеранов содержат в себе тот нравственный императив, дефицит которого явственно ощущается в наше время.

При этом само устно-историческое интервью и  информация, полученная от респондента и оформленная в виде авторского текста, являются результатом самостоятельной творческой деятельности обучающиеся, лишь в сотрудничестве с преподавателем. Также устно-историческое интервью позволяет организовать живое и целенаправленное общение между представителями старшего и младшего поколений. Трудно переоценить и воспитательный потенциал устной истории. Поскольку в роли респондентов часто выступают люди старшего поколения, интервью превращается в диалог двух культур, что позволяет в известной степени преодолеть культурный разрыв между старшим и младшим поколениями.  Обращение к повседневной жизни прошлого, истории родного края является неоценимым подспорьем в формировании чувства патриотизма.

Реализуя проект по устной истории с использованием меди технологий, мы формируем у обучающихся следующие  знания и умения:

·           информационные – поиск необходимой информации с применением источников разного типа, ее анализ и использование для планирования учащимся своего проекта;

·           коммуникативные – планирование предстоящей беседы, разработка вопросов в форме доступной для предполагаемого респондента, умение менять и формулировку вопросов и ход беседы в целом в зависимости от настроения респондента или информации, которую он предлагает интервьюеру.

·           медиа образовательные - на этапе обработки информации, осваиваются навыки критического анализа полученной информации, и на этапе презентации результатов исследования, в ходе которой, и помимо прочего, могут активно использоваться современные компьютерные технологии.

·           ИКТ – работа со стандартными программными приложениями, входящими в офисный пакет MS Windows, со специальными программными продуктами, обеспечивающими возможность работы с аудио- и видеоматериалами.

 

Список литературы

 

1.      www.nerungri.edu.ru

2.      А.В. Спичкин Что такое медиаобразование: Книга для учителя. Курган. 1999. С.5

3.      Тихонова С.В. Развитие исследовательских навыков учащихся при изучении устной истории / http://www.edu3000.ru

4.      Лейбова Е.К. Методика обучения старшеклассников приемам работы с устными историческими источниками (на примере курса истории России ХХ – XXI вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук – 13.00.02. – Новосибирск, 2006. – С. 8.

5.      Параева В.Н. Организация научно-исследовательской работы по историческому краеведению / http://portal.cise.gasu.ru

  1. Лейбова Е.К. Исследовательские проекты по устной истории в гуманитарных профильных классах / http://www.it-n.ru

Скачано с www.znanio.ru

Медиаобразовательные технологии в общеобразовательных учреждениях при выполнении проектов по учебной дисциплине «История»

Медиаобразовательные технологии в общеобразовательных учреждениях при выполнении проектов по учебной дисциплине «История»

Обучающимся приходится сопоставлять информацию, полученную из устных источников с другими видами исторических документов (архивные источники, мемуары, фото- и видеодокументы)

Обучающимся приходится сопоставлять информацию, полученную из устных источников с другими видами исторических документов (архивные источники, мемуары, фото- и видеодокументы)

ИКТ – работа со стандартными программными приложениями, входящими в офисный пакет

ИКТ – работа со стандартными программными приложениями, входящими в офисный пакет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020