МКДОУ – детский сад «Лучик»«Медиация и медиативный подход как эффективная форма профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде»
Подготовил:
Педагог – психолог
Швенк Екатерина Валерьевна
Притча «Коробочка»
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?- Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.
Мораль притчи такова - все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).
- Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Медиация – (от латинского mediare – посредничество) – примирительная процедура, в основе которой лежат переговоры конфликтующих сторон с участием медиатора (посредника) с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам.
Правила медиации
Успех медиации в большой мере зависит от стиля общения. Поэтому уместно обратить внимание сторон на тот факт, что взаимные оскорбления и угрозы не позволят общаться продуктивно.
Когда один говорит, другие его слушают.
Каждая сторона ведет себя вежливо.
Участники не перебивают друг друга.
Участники не оскорбляют друг друга.
Профилактика конфликтов(создание условий)
Музыкальные (подвижные) игры: «Поссорились», «Мы друзья», «Под грибком» и т.д. - снижение тревожности и агрессии.
Помощники: «Подушка примирения», «Скамья примирения», «Коврик примирения».
Соблюдение служебной этики.
Информатизация (повышение компетентности) «Круглые столы» – разбор примеров, принятие решений и т.д.
Совместные проекты.
Ход игры:
«В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто–то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее следовать шаг за шагом назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и пожать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуйте разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из- за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д. Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по – другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что – нибудь свое (машинку, набор карандашей и т. п.) (Дети разыгрывают сцену по –другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощения за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения».
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.