Задачи ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства
четыре группы задач: Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Задачи ознакомления дошкольников с произведениями живописи
Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
Определить к какой группе относятся задачи
Познакомить детей с особенностями живописи как вида изобразительного искусства, научить отличать ее от графики
Учить детей определять жанр живописного произведения
Дать детям представление об особенностях стиля(творческой манеры) художников-живописцев
Дать детям знания о выразительных средствах живописи
Этапы
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
Второй этап Задачи:
развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
выделять выразительные средства,
формировать умения «читать» картины,
мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Определять настроение картины по колориту.
Видеть в картине красоту сочетания различных цветов и влияние одного цвета на другой.
Находить в картине главное, выделенное цветом.
Рассказывать о цветовом строе картины. Использовать в речи слово «колорит» и прилагательные, обозначающие настроение
КОМПОЗИЦИЯ
(построение) в живописи представлена
следующими элементами:
передача формата,
определение места линии горизонта,
передача в картине планов (глубины пространства),
способы выделения главного,
способы расстановки фигур в картине.
. Передача формата
Содержание знаний:
Формат – это холст (лист бумаги) определенной формы и размера.
По форме формат может быть:
вертикальным – подчеркивает высоту, величие объекта или события;
горизонтальным – подчеркивается широта, размах события, предмета или явления;
уравновешенным (квадратный или круглый) – выражает спокойствие, гармонию изображаемого
Величина изображения должна соответствовать величине формата.
. Определение места линии горизонта
Содержание знаний:
Линия горизонта – это место, которое соединяет (разделяет) на картине небо и землю.
В зависимости от расположения на картине она может быть:
низкой – главное в картине находится на небе;
высокой – главное на земле;
средней – главное в равной мере присутствует и на земле , и на небе;
за рамками картины.
Линия горизонта может быть открытой и закрытой (какими-либо объектами).
Передача в картине планов (глубины пространства)
Содержание знаний:
Обычно в картине три плана:
первый (передний) план вводит в картину;
второй (средний) план является в картине основным, на нем художник изображает главное;
третий (задний) план показывает место действия.
Способы передачи пространства:
изменение размера предметов;
изменение расстояния основания объекта от линии горизонта;
четкость прорисовки деталей;
заслоняемость;
высокие объекты переднего плана могут не вписываться в формат картины.
Способы расстановки фигур в жанровой картине
Содержание знаний:
Композиция с изображением людей может быть одно-, двух- и многофигурная. Понять картину – это значит понять смысл диалога или монолога его героев. Главный – тот, кто отвечает.
В многофигурной композиции люди могут располагаться:
кольцом,
полукольцом,
в линию (шествие)
Чтение стихов, слушание музыки, совпадающих с картиной по настроению
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Борис Пастернак
Методические приемы:
Основной прием: вопросы,
которые следуют парами:
первый вопрос – репродуктивный (на выделение средства выразительности),
второй – проблемный (почему художник выбрал именно это?..)
Прием сравнения
сравнивать можно:
картины на одну тему разных авторов,
репродукции в разной технике печати,
репродукции в черно-белом и цветном варианте,
картины разные по элементам композиции,
картину и эскизы,
картину с фотографией.
Прием закрывания части изображения
закрывать можно:
один или несколько объектов,
часть пространства выше или ниже линии горизонта
часть лица на портрете и т.п.
Дидактические игры на выделение средств выразительности:
Цвет: «Цветные файлы», «Измени цвет», «Подбери палитру», «Найди чужой цвет»
Композиция: «Передвижная аппликация», «Составь эскиз», «Подбери эскиз», «Волшебный экран»
Рисунок: «Фоторобот», «Веселые матрешки».
Методические приемы:
выбрать стихи или музыкальную композицию подходящую по содержанию (идее) к картине;
рассказ ребенка или педагога о своем впечатлении о картине;
рассказ о художнике;
побудить детей дать свое название картине
(угадать авторское название).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.