Мелодика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика ознакомления дошкольников с живописью.pptx

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ

ПЛАН

Цели и задачи ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства
Этапы ознакомления с живописью
Структура занятия и методические приемы по ознакомлению дошкольников с живописной картиной

Цели ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.

Развитие эстетического сознания детей
Формирование на основе полученных знаний изобразительных умений

Задачи ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства

четыре группы задач: Первая группасодержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Задачи ознакомления дошкольников с произведениями живописи

Третья группаэмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группавоспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.







Определить к какой группе относятся задачи
Познакомить детей с особенностями живописи как вида изобразительного искусства, научить отличать ее от графики
Учить детей определять жанр живописного произведения
Дать детям представление об особенностях стиля (творческой манеры) художников-живописцев
Дать детям знания о выразительных средствах живописи

Этапы

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
Второй этап Задачи:
развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
выделять выразительные средства,
формировать умения «читать» картины,
мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Третий этап Задачи:
Формирование творческого восприятия картины.
Сравнение изображенного с личным опытом
Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

А) Пейзаж –изображение природы в ее естественном состоянии

Б) Натюрморт – группа специально подобранных и установленных предметов

В) Портрет – изображение конкретного человека или группы лиц

Г) Жанровая (тематическая) картина или одно(много-) фигурная композиция – изображение людей и событий

Иван Иванович Шишкин

Исаак Ильич Левитан

Архип Иванович Куинджи

1

2

3

По картине определите художника-автора

ЦВЕТ (КОЛОРИТ)
в живописи цвет имеет четыре функции:
выразительную,
изобразительную,
композиционную,
декоративную

Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Определять настроение картины по колориту.
Видеть в картине красоту сочетания различных цветов и влияние одного цвета на другой.
Находить в картине главное, выделенное цветом.
Рассказывать о цветовом строе картины. Использовать в речи слово «колорит» и прилагательные, обозначающие настроение

КОМПОЗИЦИЯ
(построение) в живописи представлена
следующими элементами:
передача формата,
определение места линии горизонта,
передача в картине планов (глубины пространства),
способы выделения главного,
способы расстановки фигур в картине.

. Передача формата

Содержание знаний:
Формат – это холст (лист бумаги) определенной формы и размера.
По форме формат может быть:
вертикальным – подчеркивает высоту, величие объекта или события;
горизонтальным – подчеркивается широта, размах события, предмета или явления;
уравновешенным (квадратный или круглый) – выражает спокойствие, гармонию изображаемого
Величина изображения должна соответствовать величине формата.

. Определение места линии горизонта

Содержание знаний:
Линия горизонта – это место, которое соединяет (разделяет) на картине небо и землю.
В зависимости от расположения на картине она может быть:
низкой – главное в картине находится на небе;
высокой – главное на земле;
средней – главное в равной мере присутствует и на земле , и на небе;
за рамками картины.
Линия горизонта может быть открытой и закрытой (какими-либо объектами).

Передача в картине планов (глубины пространства)

Содержание знаний:
Обычно в картине три плана:
первый (передний) план вводит в картину;
второй (средний) план является в картине основным, на нем художник изображает главное;
третий (задний) план показывает место действия.
Способы передачи пространства:
изменение размера предметов;
изменение расстояния основания объекта от линии горизонта;
четкость прорисовки деталей;
заслоняемость;
высокие объекты переднего плана могут не вписываться в формат картины.

Способы выделения главного

Содержание знаний:
В каждой картине есть что-то или кто-то главный. Его художник выделяет одним или несколькими способами:
расположением в центре;
цветом;
освещенностью;
изоляцией;
все жесты и взоры обращены к главному.

Способы расстановки фигур в жанровой картине

Содержание знаний:
Композиция с изображением людей может быть одно-, двух- и многофигурная. Понять картину – это значит понять смысл диалога или монолога его героев. Главный – тот, кто отвечает.
В многофигурной композиции люди могут располагаться:
кольцом,
полукольцом,
в линию (шествие)

Структура занятия
по ознакомлению с живописной картиной соответствует структуре
эстетического восприятия

Структура эстетического восприятия

Замысел

Выразительные средства

Результат

Х у д о ж н и к

З р и т е л ь

зачем?
почему?

как?

что?

ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ
III II I

I часть занятия

Задачи:
вызвать у детей интерес к картине;
помочь понять ее
настроение и
сюжет

Методические приемы:

Прием неожиданности

Прием вхождения в картину - предложить детям, например,
понюхать воздух,
послушать звуки,
что-то потрогать,
посмотреть за рамки картины и т.п.

Прием кратковременной демонстрации картины
репродукция демонстрируется 1-2 сек,
расстояние не менее 3-5 м

Чтение стихов, слушание музыки, совпадающих с картиной по настроению

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Борис Пастернак

Вопросы по содержанию картины
(как на занятиях по развитию речи при составлении описательных рассказов)

I I часть занятия

Задачи:
помочь детям выделить средства выразительности картины
и через них понять глубину содержания

Методические приемы:

Основной прием: вопросы,

которые следуют парами:
первый вопрос – репродуктивный (на выделение средства выразительности),
второй – проблемный (почему художник выбрал именно это?..)

Вопросы с мысленным изменением средства выразительности
Как бы выглядела картина, если бы?..
меняем средство выразительности

Прием сравнения
сравнивать можно:
картины на одну тему разных авторов,
репродукции в разной технике печати,
репродукции в черно-белом и цветном варианте,
картины разные по элементам композиции,
картину и эскизы,
картину с фотографией.

Прием закрывания части изображения

закрывать можно:
один или несколько объектов,
часть пространства выше или ниже линии горизонта
часть лица на портрете и т.п.

1

2

3

Игровые приемы:


например,
«Воспроизведи позу»
«Воспроизведи мимику»
«Одушеви картину»
и т.п.

Дидактические игры на выделение средств выразительности:
Цвет: «Цветные файлы», «Измени цвет», «Подбери палитру», «Найди чужой цвет»
Композиция: «Передвижная аппликация», «Составь эскиз», «Подбери эскиз», «Волшебный экран»
Рисунок: «Фоторобот», «Веселые матрешки».

Дидактические игры на сериацию и классификацию:
«Найди пару»,
«Найди лишнюю»,
«Встань в пару»,
«Подойди к такой же»
«Раздели на группы»
и т.п..

Игра «Тепло-холодно»

Игра «Палитра художника»

Игра «Назови цвет по-другому»

Игра «Натюрморт»

Игра «Расскажи о красоте» (Пейзаж)

«Расскажи о красоте» (Портрет)

«Расскажи о красоте» (Натюрморт)

Моделирование:
например,
линия горизонта


формат


способы выделения главного

I I I часть занятия

Задачи:
помочь детям понять замысел художника;
помочь «увидеть» за картиной ее автора

Методические приемы:

выбрать стихи или музыкальную композицию подходящую по содержанию (идее) к картине;
рассказ ребенка или педагога о своем впечатлении о картине;
рассказ о художнике;
побудить детей дать свое название картине
(угадать авторское название).