Мероприятие "Лесными тропинками"

  • docx
  • 10.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лесными тропинками.docx

Мероприятие по теме «Лесными тропинками»

Цель: закрепление и расширение знаний учащихся о лесе и его обитателях.
Задачи:
- обобщить знания и представление учащихся о жизни леса и его обитателях;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор, логическое мышление, память; 
- воспитывать интерес и любовь к окружающей природе.

Форма: игра-путешествие

Ход мероприятия:

 

I Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных и птиц, заглянем в царство деревьев и растений. Вас ждут интересные вопросы и увлекательные задания. Поучаствовать сможет каждый. За активное участие и правильные ответы вы будете получать разноцветные  листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.

(Звучит музыка леса) Закройте глаза. Где вы находитесь? Сделайте глубокий вдох, выдох. Как приятно и свежо в лесу. Пахнет ягодами и грибами. Открываем глаза и возвращаемся в класс.

 

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет  под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так – целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке пойдём

Ответы искать под зеленым шатром.

 

II Основная часть

Учитель: Действительно. Вопросов много, и мы попробуем найти на них ответы. Наше путешествие начинается.

Первая станция «Царство растений»

Игра с мячом «Деревья и кустарники»

В дополнение к тому, что вы знаете о растениях, мой помощник познакомит вас с интересными фактами из их жизни.

Ученик: Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от  35 тонн пыли, а такой же лиственный лес от  70 тонн.

Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новая иголочка. Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый.

Игра «Четвёртый лишний»

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Викторина «Узнай растение»

-Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

-Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

-На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка)

-Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

-У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

-Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

 И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

 

Ученик: Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям.

Действительно, ребята, в лесу много лекарственных растений. Но нельзя забывать, что и опасных растений хватает. Давайте вспомним и назовём.

 

Вторая станция «Царство животных»

Учитель: Лес – это большой дом, где по соседству живут не только растения, но и животные. Они не просто живут вместе, они  нужны друг другу.

В Беларуси есть животные, которые  занесены в Красную книгу РБ, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы.

Конкурс «Жалоба»

Учитель: Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.

№1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. (сова)

№2. Сама  знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)

Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик: Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе.

Дупло белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15.

Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.

Игра «Кто где живет?»

Учащиеся получают картинки с изображениями жилищ. Нужно определить, кто в них может жить.

Театр экспромт «В лесу»

Чтец: В лесу стояло прекрасное, летнее утро. На лесной поляне росли зеленые деревья и цветы. Под березой рос прекрасный цветок – ландыш. Деревья помахивали ветками и тихонько поскрипывали на ветру. Прилетела стайка птиц – дрозд сел на ветку березы, соловей на осину, дятел – на ель. И начали петь и перелетать с ветки на ветку. На полянку прибежали зайцы и начали играть в догонялки около деревьев.

Вдруг все замерли и спрятались, потому, что на полянке появилась девочка. Она пела песенку, рвала цветочки и танцевала. Девочка увидела красивый цветок, подошла и сорвала его. Тут деревья ожили, окружили девочку и замахали на нее ветками, а зайцы забегали по поляне и испуганно затрясли ушами. Птицы упорхнули. Девочка испугалась и заплакала. Своим плачем она разбудила медведя. Он пришел на поляну, увидел сорванный цветок и замахал на девочку лапами. «Нельзя рвать цветок! Это ландыш! Он занесен в «Красную книгу», это знают даже звери в лесу».

Девочка поклонилась медведю, извинилась перед всеми и посадила цветок на место. Все успокоились и улыбнулись друг другу. Встали в дружный хоровод и стали танцевать вокруг цветка. «Мы хотим сказать народу – береги в лесу природу!»

 

Третья станция «Царство грибов и ягод»

Учитель: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

 В лес за ними мы идём.

 Если место попадётся,

 То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.  

Конкурс «Грибники»

Прежде, чем отправиться за грибами, назовите  правила сбора грибов.

(Перед учащимися рассыпаны картинки грибов. Двое участников должны собрать в корзинки) Объясняют свой выбор

Ученик:Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

 

Конкурс «Ягодные загадки»

1.     Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела…
(земляника)

2.     Ягодка нежная
Прячется в валежнике,
Сине-черная сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай —
Руки не замарай!
(Черника)

3.     Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая…
(клюковка)

4.     Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик?
(Ежевика)

5.     Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с…
(малиной)

6.     Похожа на малину,
Живу в низине,
Люблю болото!
Коль сорвать охота —
Не ленись, наклонись,
Желтой ягодкой насладись.
Подумай немножко:
Как меня зовут?
(Морошка)

7.     Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится — не даст простудиться.
В лес иди-ка — там ягодка…
(брусника)

8.     Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
(шиповник)

9.     Что за ягода такая — голубая – голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды растут.
Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,
На кустике качается, как она называется?
(Голубика)

Учитель: Ребята, какие ядовитые ягоды вы знаете?

 

Четвёртая станция «Экологическая»

Учитель: Ребята, что такое «экология»?Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

Мы приехали на речку

 Воскресенье провести,

 А свободного местечка

 Возле речки не найти!

 Тут сидят, и там сидят:

 Загорают и едят,

 Отдыхают, как хотят,

 Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

 Место новое нашли.

 Но и здесь до нас сидели;

 Тоже пили, тоже ели,

 Жгли костёр, бумагу жгли –

 Насорили и ушли!

 Мы прошли, конечно, мимо

 – Эй, ребята! – крикнул Дима, –

 Вот местечко хоть куда!

 Родниковая вода,

 Чудный вид!

 Прекрасный пляж!

 Распаковывай багаж!

 Мы купались, загорали,

 Жгли костёр.

 В футбол играли –

 Веселились, как могли:

 Пили квас, конфеты ели,

 Хороводом песни пели…

 Отдохнули – и ушли!

 И остались на поляне

 У потухшего костра:

 Две разбитых нами склянки –

 Две размокшие баранки –

 Словом мусора гора.

 Мы приехали на речку

 Понедельник провести,

 Только чистого местечка

 Возле речки не нашли!

Учитель: Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

 

III Заключительная часть

Конкурс«Правила друзей природы»

Учитель: Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).

1. Нельзя сорить и бросать мусор.

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.

8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

Учитель: Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, пусть наше дерево станет ярче.

(Дети выходят и наклеивают листочки на дерево)