Диагностика
обученности как способ управления качеством образования.
Контроль за качеством обученности должен уступать место диагностике.
Особенно это актуально, когда в классе наряду с обычными детьми обучаются дети с проблемами в здоровье ( дети-инвалиды, дети с задержкой психического развития).
Ещё это связано с гуманизацией образования, с отношением к ребёнку как активному, равноправному и активному его участнику, и с более пристальным вниманием к возможностям и способностям каждого ученика.
Если в условиях авторитарной школы объектом управленческого анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализу подвергаются совместный труд учителя и ученика, их общий результат. Ясно, что нельзя осуществлять контроль по-старому: нельзя ожидать, что учитель выставит себе двойки.
Заинтересованным в общем успехе педагогу и обучающемуся гораздо больше нужны сведения не о самом результате, а о том, почему не достигнуты или полностью не достигнуты ожидаемые результаты, запланированный уровень обученности.
Просто факт – оценка «хорошо» или «плохо» - ни о чём не говорит. Плохо оно и есть плохо. А что и как нужно сделать, чтобы было хорошо, - на этот вопрос отвечает диагностика.
Ни контроль, ни фиксированная оценка на эти вопросы не отвечают.
Нередки случаи, когда за одну и ту же работу, выполненную с небольшим перерывом, учителя выставляют разные отметки. Такие субъективные оценки неверно ориентируют педагога, ребёнка, родителей; ведёт к непониманию и конфликтам.
Основой оценивания знаний должно быть не столько усвоение учеником программы, сколько изменение его собственного состояния, что оценивать нужно лишь степень продвижения ученика в освоении предметных умений и навыков по отношению ко «вчерашним» достижениям. И то с поправкой на врождённые способности; на индивидуальный темп обучения. Только такая оценка нравственна и принесёт подлинный воспитательный эффект.
В качестве примера действующих ныне безнравственных и безуспешных форм оценивания можно привести пример, когда ученик, допуская в диктанте 15-20 ошибок, получал двойку. Упорно занимаясь, он стал допускать 6-7 ошибок, но по действующим нормам оценивания ребёнок опять получит двойку.
Ясно, что такая оценка учебного труда школьника не будет способствовать мотивации, усилиям и не даст никакого воспитательного эффекта.
Выставлению оценки ученику должны предшествовать диагностика обученности и целенаправленная коррекционная работа по её итогам.
Лишь после такой кропотливой совместной работы с ребёнком педагог может достоверно оценить труд ученика и его достижения.
В этом случае оценка становится нравственным и понятным стимулом для ученика.
Диагностирование включает в себя проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика, своевременную коррекционную работу.
Руководители школы, педагоги могут на основе диагностики заранее дифференцированно планировать коррекционно-развивающую работу с детьми – как коллективную, так и индивидуальную, чётко зная характер затруднений.
Диагностируемые навыки и умения классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.
- Первоначальные (предварительные) знания, умения, навыки.
Их диагностика проводится в начале учебного года.
- Тематические знания, умения, навыки диагностируются в процессе изучения каждой темы.
- Периодические ЗУН.
Диагностируются по разделу, теме с целью определения качества усвоения учебного материала. Цель такой диагностики – систематизация и обобщение знаний.
- Итоговые знания, умения, навыки, приобретённые на всех этапах образовательного процесса. Диагностика проводится в конце каждой четверти.
Выделенные умения и навыки систематизируются в диагностические таблицы.
Для упрощения работы по русскому языку делаю нумерованный список орфограмм.
Диагностическая карта по русскому языку
Список |
Навыки правописания |
Оценка |
Кач-во |
||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
|
Тексты диагностических заданий являются инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений.
Традиционные контрольные задания для этого используют после предварительной экспертизы.
Регулярному диагностированию подвергаются школьники, начиная с первого класса и до последнего дня пребывания в школе.
Необходима гласность диагностирования.
Успехи каждого ученика носят наглядный и «сравнимый» с прежними его успехами, характер.
Обязательна доброжелательность в обсуждении оценок и совместный с детьми анализ.
После выполнения работы проверяются ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются и одновременно заносятся в таблицу.
Заполненная таким образом таблица представляет диагностическую карту.
Диагностическая карта по математике
Список |
Вычислительные навыки |
Решение задач |
Величины |
Геом.матер |
Оценка |
Кач-во |
||||||||
|
+ |
- |
х |
: |
+ |
- |
х |
: |
Преобраз |
Сравнен |
Чертить |
Р,S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для отслеживания динамики при обучении чтению делаю диагностическую карту
«Как мы читаем» 3 «А» класс
Список |
1 четверть |
2 четверть |
3четверть |
4 четверть |
год |
|||||
|
темп |
кол-во ошибок |
темп |
кол-во ошибок |
темп |
кол-во ошибок |
темп |
кол-во ошибок |
темп |
кол-во ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 3 «А» классе из 27 человек 20 обучающихся с проблемами в здоровье ( 1 ребёнок-инвалид, 19 детей с задержкой психического развития 7 вида).
Даже при таком подборе детей получены пусть и скромные, но положительные результаты.
Литературное чтение.
По итогам проверки техники чтения среди обучающихся с задержкой психического развития получены следующие данные личного роста .
№п/п |
Список |
Сентябрь |
Май |
||
|
|
Темп чтения (слов в мин) |
Кол-во ошибок |
Темп чтения |
Кол-во ошибок |
1 |
Б |
31 |
19 |
41 |
10 |
2 |
В |
22 |
21 |
34 |
15 |
3 |
Г |
55 |
18 |
65 |
7 |
4 |
Д |
48 |
20 |
51 |
9 |
5 |
К |
41 |
15 |
47 |
7 |
6 |
К |
60 |
14 |
70 |
5 |
7 |
К |
50 |
25 |
57 |
15 |
8 |
Н |
41 |
24 |
57 |
15 |
9 |
П |
45 |
21 |
54 |
11 |
10 |
С |
60 |
15 |
71 |
4 |
11 |
С |
40 |
18 |
57 |
9 |
12 |
П |
27 |
14 |
40 |
7 |
13 |
С |
30 |
18 |
38 |
11 |
14 |
Х |
53 |
14 |
64 |
7 |
15 |
Б |
55 |
9 |
75 |
4 |
16 |
В |
5 (слог) |
18 |
32 |
10 |
17 |
М |
30 |
14 |
46 |
9 |
18 |
С |
40 |
18 |
65 |
9 |
19 |
Н |
38 (март) |
22 |
41 |
10 |
Из приведённой выше таблицы видно, что на начало учебного года не справлялись с нормой техники чтения 6 человек. А на конец учебного года 3 человека. Рост же личных достижений есть у каждого.
Качество обученности детей 7 вида не определяется.
Данные личного роста ребёнка – инвалида.
1 |
А |
58 |
2 |
75 |
0 |
Данные личного роста обучающихся.
1 |
З |
58 |
5 |
70 |
2 |
2 |
З |
60 |
5 |
70 |
4 |
3 |
Л |
45 |
7 |
58 |
5 |
4 |
М |
65 |
2 |
75 |
0 |
5 |
П |
50 |
8 |
65 |
4 |
6 |
У |
57 |
5 |
70 |
2 |
7 |
Х |
40 |
9 |
60 |
5 |
На начало учебного года качество -47%. (Не справлялись с нормой техники чтения 4 человека.
На конец учебного года качество – 71%. ( Не справились с нормой 2 человека.
Русский язык.
По итогам контрольных срезов получены результаты личного роста обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку.
№ |
Список |
На начало учебного года |
На конец учебного года |
||
|
|
Оценка |
Кол-во ошиб |
Оценка |
Кол-во ошиб |
1 |
Б |
2/3 |
15 |
2/3 |
7 |
2 |
В |
3/2 |
5 |
3/2 |
4 |
3 |
Г |
3/2 |
5 |
3/3 |
4 |
4 |
Д |
3/3 |
4 |
3/3 |
3 |
5 |
К |
2/2 |
24 |
3/3 |
5 |
6 |
К |
3/3 |
5 |
4/4 |
1 |
7 |
К |
3/2 |
5 |
4/4 |
1 |
8 |
Н |
3/2 |
5 |
3/3 |
5 |
9 |
П |
3/2 |
5 |
3/3 |
3 |
10 |
С |
3/3 |
5 |
3/4 |
3 |
11 |
С |
2/3 |
19 |
2/2 |
7 |
12 |
П |
2/3 |
15 |
2/2 |
8 |
13 |
С |
3/2 |
5 |
2/3 |
6 |
14 |
Х |
3/2 |
5 |
3/3 |
4 |
15 |
Б |
3/3 |
5 |
5/4 |
0 |
16 |
В |
2/2 под диктовку не пишет |
|
2/2 пишет под диктовку |
8 |
17 |
М |
2/2 |
18 |
3/3 |
5 |
18 |
С |
2/2 |
21 |
3/4 |
3 |
19 |
Н |
2/2 |
15 |
3/2 |
5 |
Из приведённых выше данных видно, что у подавляющего большинства детей повысилась успеваемость. А снижение количества ошибок, допускаемых в диктанте, прослеживается у каждого обучающегося.
Данные личного роста ребёнка-инвалида.
№ |
Список |
На начало учебного года |
На конец учебного года |
||
Оценка |
Кол-во ошиб |
Оценка |
Кол-во ошиб |
||
1 |
А |
4/4 |
1 |
4/5 |
1 |
Данные личного роста обучающихся 3 «А» класса по русскому языку.
% |
Список |
На начало учебного года |
На конец учебного года |
||
|
|
Оценка |
Кол-во ошиб |
Оценка |
Кол-во ошиб |
1 |
З |
4/3 |
2 |
3/3 |
2 |
2 |
З |
4/4 |
1 |
5/5 |
0 |
3 |
Л |
4/4 |
1 |
4/4 |
1 |
4 |
М |
4/4 |
1 |
4/4 |
1 |
5 |
П |
2/2 |
6 |
4/4 |
1 |
6 |
У |
4/3 |
2 |
3/4 |
2 |
7 Х 2/2 15 3/3 5
Успеваемость по русскому языку на начало учебного года 75%, качество50%.
На конец учебного года успеваемость 100%, качество 62,5%.
Математика.
По итогам контрольных срезов по математике среди обучающихся с задержкой психического развития получены следующие данные личного роста.
% |
Список обучающихся |
Оценка на начало учебного года |
Оценка на конец учебного года |
1 |
Б |
3 |
3 |
2 |
В |
2 |
2 |
3 |
Г |
3 |
3 |
4 |
Д |
3 |
3 |
5 |
К |
3 |
3 |
6 |
К |
3 |
3 |
7 |
К |
3 |
3 |
8 |
Н |
3 |
3 |
9 |
П |
2 |
2 |
10 |
П |
3 |
3 |
11 |
С |
3 |
3 |
12 |
С |
2 |
2 |
13 |
С |
2 |
2 |
14 |
Х |
3 |
3 |
15 |
Б |
3 |
3 |
16 |
В |
2 |
2 |
17 |
М |
2 |
3 |
18 |
С |
2 |
3 |
19 |
Н |
2 |
3 |
Успеваемость на начало учебного года 57,8%.
Успеваемость на конец учебного года 73,6%.
Данные личного роста ребёнка- инвалида.
№ |
Список |
Начало года |
Конец года |
1 |
А |
4 |
5 |
Данные личного роста обучающихся 3 «А» класса.
% |
Список |
Начало года |
Конец года |
1 |
З |
3 |
3 |
2 |
З |
4 |
4 |
3 |
Л |
4 |
4 |
4 |
М |
4 |
5 |
5 |
П |
2 |
3 |
6 |
У |
4 |
4 |
7 |
Х |
3 |
3 |
Успеваемость на начало учебного года 87,5%. Качество62,5%.
Успеваемость на конец учебного года 100%. Качество62,5%.
Изучены материалы журналов «Народное образование»,
« Завуч».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.