Программа
по художественно-эстетическому воспитанию
«В союзе с красотой»
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Способы и показатели оценки результативности программы.
4. Приложения.
5. Список литературы.
Пояснительная записка
«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и оценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».
Н.А.Ветлугина
Актуальность
Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.
Художественно-эстетическое образование и воспитание – одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".
В современном обществе роль культуры становится ведущей, и требования к формированию культурных ценностей личности возрастают.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально - психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю .
Художественно-эстетического воспитание пробуждает и развивает чувство красоты, облагораживает личность. Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное, торжественное настроение.
Художественно-эстетического воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Программа “В союзе с красотой ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программой образовательного учреждения, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусматривает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (художественно-эстетическое воспитание), а именно:
-представления о душевной и физической красоте человека;
-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным творчеством;
-стремление к опрятному внешнему виду;
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Среди многообразия видов творческой деятельности художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа художественно-эстетического воспитания «В союзе с красотой» основана на духовно-нравственном воспитании младшего школьника:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Цель воспитательной программы художественно-эстетического воспитания - это гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
Задачи программы:
- формирование образного мира ребёнка;
- приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
- обучение этическим нормам и правилам;
- привлечение учащихся к работе по возрождению;
- сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями
Принципы Программы:
- Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.
- Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
- Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
- Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания.
- Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
- Принцип творчества – развитие творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность.
- Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
- Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.
- Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
Методы достижения цели:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.
Программа реализуется в три этапа:
1. диагностико-проектный - 2011-2012 учебный год
2. содержательно-деятельностный – 2012 - 2013 и 2013 - 2014 учебный год
3. рефлексивный – 2014-2015 учебный год
Участники программы:
· учащиеся 1-4 класса;
· родители учащихся (лица, их заменяющие);
· учителя начальных классов.
Содержание деятельности на каждом этапе:
1. Диагностико-проектный:
· обобщение опыта школы в организации художественно-эстетического воспитания;
· проведение рейтинга внеклассных мероприятий
· разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов художественно-эстетического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т. п.;
· сбор информации о численном составе учащихся, занимающихся в кружках художественно-эстетического направления.
2. Содержательно-деятельностный:
· реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.
3. Рефлексивный:
· выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Содержание программы
Основные направления реализации программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех учащихся начальной школы – с 1 по 4–ый класс.
- Работа методического объединения учителей 1-4 классов по внедрению прораммы
- Развитие форм и методов художественно-эстетического воспитания на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания.
-Проведение регулярных тематических мероприятий
-Система работы по художественно-эстетическому воспитании;
-Осуществление межпредметных связей в художественно-эстетическом воспитании учащихся;
-Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях;
-Взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями;
-Организация практической деятельности школьников по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
-Разработка и реализация спецпроектов с привлечением родителей и общественности
Участие классных коллективов в программе
Каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни и традиций класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации.
В школе уже сложилась система КТД. Коллективные творческие дела - это и труд, и общение, и искусство, и различные формы досуговой деятельности. Эти дела вносят в жизнь школы определенный ритм и упорядоченность; праздники знаний активизируют деятельность интеллектуалов школы, фестивали искусств - удовлетворяют детскую потребность в сценическом самовыражении. От педагогов во время проведения КТД требуется умелое и тактичное соучастие.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и сплачивает классные коллективы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
1.Содержание учебных предметов Образовательной системы «Школа России»
2.Внеурочная деятельность:
- «Путешествие по стране Акварелии»
- «Чудесная мастерская»
- «Весёлые нотки»
- «Азбука этикета»
- «Риторика»
- «Театр»
- «Мы — дети России»
3.Кружковая работа
- «Изонить»
- «Юный модельер»
- «Юный фотограф»
- «Тестопластика»
- «Гончарное мастерство»
- «Вышивание лентами»
4. Участие в конкурсах разного уровня художественно-эстетической направленности
5.Взаимодействие с учреждения культуры и дополнительного образования.
6.Включение мероприятий по художественно-эстетической направленности в планы воспитательной работы 1-4 классов.
7. Работа с родителями (законными представителями) и общественностью
Ожидаемые результаты
Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников. Мы считаем, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать для школьников средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства и литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок, должны стать в школе традиционными.
Показатели освоения Программы:
Социальный критерий
Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и художественного подлинного вкуса, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих работ.
Воспитанники проявляют широкий интерес к различным видам искусства, глубокую потребность общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Проявляется отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы.
Педагогический критерий
Проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, объединённое с импровизацией, созиданием нового образа.
Психологический критерий
Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.
Задачи |
Показатель |
Содержание |
Способ диагностики |
Механизм отслеживания |
Раскрытие смысла понятия «Красота внутреннего мира человека» |
Понимание, отношение, знание |
Беседы, наблюдения, чтение заметок, художественных произведений, анализ поведения |
Общение с товарищами, взрослыми, рукотворчество, художественная деятельность |
Анализ поведения, творческих работ |
Раскрытие смысла понятия СОЗЕРЦАНИЕ |
Понимание, отношение. |
Наблюдения |
Написание зарисовок, изодеятельность |
Анализ творческих работ |
Развитие оформительских навыков |
Отношение |
Наблюдения, рассматривание образцов, посещение выставок |
Изодеятельность, художественная деятельность, выпуск стенных газет, авторской книги |
Анализ творческой деятельности |
Развитие творческих навыков. |
Отношение |
Наблюдения, чтение заметок в газете-журнале, рассматривание образцов поделок, посещение выставок |
Написание заметок, зарисовок, отзывов, интервью, репортажей, изодеятельность, театральная деятельность, художественная деятельность, выпуск стенных газет |
Анализ творческой деятельности |
Диагностический инструментарий
ñ метод наблюдения;
ñ метод изучения продуктов детского творчества;
ñ диагностика уровня эмоционально-эстетического развития;
ñ вопросник «Что я люблю».
Метод наблюдения
Критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:
· высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности;
· средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны;
·
низкий уровень –
характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам
искусств и разным видам художественной деятельности.
Диагностика уровня эмоционально-эстетического развития
(разработал А.Ф.Яфальян
- доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
социально-художественного образования СурГПУ. Действительный член (академик)
Академии педагогических и социальных наук...)
В ходе исследования выделяются три критерия эмоционально-эстетического развития детей:
соматическое выражение эмоций, в котором определялась адекватность
восприятия детьми эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях;
вербальное выражение эмоций, в котором проверялась адекватность передачи
эмоционального состояния в речи;
визуально-графическое выражение эмоций, которое состояло из визуального восприятия эмоционального состояния и графического выражения экспрессии чувств и эмоций.
Градации уровней эстетического отношения детей к людям, которое соответствует развитию эстетических чувств и эмоций:
неэстетический (низкий) уровень;
предэстетический (средний) уровень;
эстетический (высокий) уровень.
Дети, которые способны быть выразительными соматически, умеют выразить словесно экспрессию чувства и определить визуально, а затем выразить это в рисунке, достигают той степени эмоционального и эстетического развития, которая является необходимой для целостного полноценного развития ребенка.
Показатели, которые характеризуют каждый критерий, а также баллы, которые соответствуют уровням:
1 — низкий (неэстетический),
2 — средний (предэстетический),
3 — высокий (эстетический).
Критерии |
Уровни |
Баллы |
Соматическое выражение эмоций |
Не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, резкие или вялые |
1 |
Не всегда адекватно передает эмоции в мимике и жестах, движения осмысленны, однако не всегда выразительны. |
2 |
|
Мимика и жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции, движения пластичные, музыкальные |
3 |
|
Вербальное выражение эмоций |
Не может передать выразительно в речи эмоциональное состояние, не может подобрать прилагательное для передачи характера произведения. |
1 |
Может адекватно передать в речи эмоциональное состояние при помощи педагога, подбирает 1-2 слова для передачи эмоциональных состояний |
|
|
Речь интонационно выразительна, подбирает 3 и более прилагательных, соответствующих эмоциональному состоянию. |
|
|
Визуально-графическое выражение эмоций |
Не может в изображении определить характер эмоции, графические не выражает эмоциональные состояния |
1 |
Адекватно определяет 2 -3 изображения эмоциональных состояний, графически выражает эмоциональные состояния |
2 |
|
Адекватно определяет все предложенные изображения, графически выразительно изображает эмоциональные состояния |
3 |
Совместная деятельность ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, семьи и общественности по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся
Перечень партнёров ОУ |
Содержание деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся |
Ресурсы партнёров, открытые для доступа участников образовательного процесса |
Учреждения культуры |
||
Межпоселенческий культурно-досуговый центр |
Услуги дополнительного образования, совместная организация мероприятий для жителей микрорайона |
Материально-техническая база, информационные и кадровые ресурсы для организации дополнительного образования |
Городской краеведческий музей |
Услуги дополнительного образования, организация экскурсий. |
|
Драматический театр имени А.Н.Толстого |
Организация культурного досуга |
|
Межпоселенческая центральная библиотека м.р. Сызранский |
Услуги дополнительного образования. Организация культурного досуга. |
|
ДШИ(Детская школа искусств ) м.р. Сызранский |
Услуги дополнительного образования. Организация культурного досуга. |
Материально-техническая база, информационные и кадровые ресурсы для организации дополнительного образования |
Учреждения дополнительного образования |
||
ДТДиМ (Дворец творчества детей и молодежи) г. Сызрани |
Услуги дополнительного образования |
Материально-техническая база, кадровые ресурсы для организации дополнительного образования |
ГБОУ СОШ «ЦО» п. Варламово (Структурное подразделение «Центр внешкольной работы») |
Услуги дополнительного образования |
|
Органы местного самоуправления |
||
Администрация с.п.Варламово |
Совместная организация культурно-массовых и спортивных мероприятий для жителей микрорайона школы. |
Призы |
Родительская общественность |
||
Родители учащихся |
Деятельность Управляющего совета школы. Совместные мероприятия для учащихся, родителей и жителей микрорайона. |
План совместной работы ГБОУ СОШ «ЦО» п. Варламово и иМежпоселенческого культурно-досугового центра (МКДЦ) Сызранского района
№ п/п |
Дата проведения |
Мероприятие |
1 |
Сентябрь |
Работа клуба «Смешарики» |
2 |
Октябрь |
Праздничный концерт «Спасибо вам учителя» |
3 |
Ноябрь |
Театрализованное представление «Мамино сердце» |
4 |
Декабрь |
Конкурсная программа «Новогодний серпантин» |
5 |
Январь |
«Татьянин День» (игровая программа) |
6 |
Февраль |
«Встреча Масленицы» |
7 |
Март |
Конкурсная программа «Мисс-школьница» |
8 |
Апрель |
Фестиваль «Школьная весна» |
9 |
Май |
Участие в концертной программе, посвященной Дню Победы |
План совместной работы ГБОУ СОШ п. Варламово и
Детской школы искусств п. Варламово
№ п/п |
Дата проведения |
Мероприятие |
1 |
Сентябрь |
Познавательно-развлекательная программа «День знаний» (Участие в концерте) |
2 |
Октябрь |
Праздничный концерт «Спасибо вам учителя» |
3 |
Ноябрь |
Этнографический фестиваль «Мы одна семья на планете Земля» |
4 |
Декабрь |
Бал для одаренных детей «Новогодний калейдоскоп» |
5 |
Январь |
Филармония школьника |
6 |
Февраль |
Вечер встречи выпускников |
7 |
Февраль |
Районный конкурс патриотической песни «Виктория» |
8 |
Март |
Концертная программа «Цветы для мамы» |
9 |
Апрель |
Фестиваль «Школьная весна» |
10 |
Июнь |
Праздник «Ура, каникулы!» |
План совместной работы ГБОУ СОШ «ЦО» п. Варламово и структурного подразделения «Центр внешкольной работы»
№ п/п |
Дата проведения |
Мероприятие |
1 |
Сентябрь |
Презентация кружков по художественно-эстетической направленности |
2 |
Октябрь |
Конкурс поделок «Родные мотивы» |
3 |
Ноябрь |
Этнографический фестиваль «Мы одна семья на планете земля» (Участие в концерте) |
4 |
Декабрь |
Бал одаренных «Новогодний калейдоскоп» |
5 |
Январь |
Интеллектуальная игра «В мире искусства» |
6 |
Февраль |
Участие в конкурсе «Зимняя круговерть» |
7 |
Март |
Участие в концерте «Дочки- матери» |
8 |
Апрель |
Конкурс стихов о весне «Апрель, апрель, звенит капель» |
9 |
Май |
Акция «Твори добро» (изготовление поделок для ветеранов, участников Великой Отечественной войны) |
План совместной работы ГБОУ Варламовской СОШ п. Варламово и
Отдела обслуживания Межпоселенческой библиотеки Сызранского района
№ п/п |
Дата проведения |
Мероприятие |
1 |
Сентябрь |
Литературная гостиная «Встреча с писателями Сызранского района и г.Сызрани» |
2 |
Октябрь |
Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.С. Пушкина «Все волновало нежный ум…» |
3 |
Ноябрь |
Книжная выставка «Традиции и быт народов Поволжья» |
4 |
Декабрь |
Встреча с художниками-иллюстраторами г.Сызрани и Сызранского района |
5 |
Январь |
Театрализованное представление «Раз в крещенский вечерок...»» |
6 |
Февраль |
Интерактивная игра «Очевидное - невероятное». |
7 |
Март |
Мастер-класс «Мир моих увлечений» |
8 |
Апрель |
Литературная гостиная, посвященная поэту А.Ширяевцу «Он вместе с Волгой песни пел» |
9 |
Май |
Конкурс проектов «Семейные традиции» |
План совместной работы ГБОУ СОШ «ЦО» п. Варламово
и Дворца творчества детей и молодежи
№ п/п |
Дата проведения |
Мероприятие |
1 |
Сентябрь |
Презентация кружков по художественно-эстетической направленности |
2 |
Октябрь |
Участие в концертной программе «Золотая осень» |
3 |
Ноябрь |
Выставка работ «Юный фотолюбитель»
|
4 |
Декабрь |
Участие в параде маскарадных костюмов |
5 |
Январь |
Участие в слёте юных журналистов «Удивительное рядом» |
6 |
Февраль |
Участие в конкурсе «Родная глубинка» |
7 |
Март |
Конкурс «Провинциалочка» |
8 |
Апрель |
Участие в выставке рисунков « Весеннее настроение» |
9 |
Май |
Участие в празднике «Здравствуй, лето!» |
Виды деятельности по организации совместной работы с родителями (законными представителями) учащихся 1-4 классов ГБОУ СОШ «ЦО».
Направления деятельности |
Формы организации воспитывающей деятельности школьников |
1. Повышение культуры родителей |
· родительское собрание, · собрание-диспут, · родительский лекторий, · семейная гостиная, · встреча за круглым столом, · вечер вопросов и ответов; · педагогический практикум, тренинг для родителей и др. |
2.Участие в управлении деятельностью школы |
· Работа Управляющего Совета школы · Работа родительских комитетов класса; · Участие в обсуждении комплексных, целевых, воспитательных, иных программ, реализуемых в школе; |
3.Участие в делах своих детей, класса |
· выпуск стенгазет, фоторепортажей; участие в проведении акций, праздников, экскурсий, в отчётном собрании «Школьная весна» |
Фотоматериалы
Список литературы
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва ,Просвещение, 2010 г
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2010
3.Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2011
4. Яфальян А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. –Екатеринбург, 2000
5.Айгужина, И.Р. Концептуальные основы спецкурсов И.Р. Айгужина // Начальная школа. - 2011.- № 4.- С. 86 –
6.Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор
социализации младших школьников / И.И. Зарецкая//
Начальная школа. – 2011. - № 1. – С.
54 - 58.
7.Зорин, С.С. Формирование визуальной культуры у де-
тей посредством эстетического восприятия природы / С.С.
8.Зорин // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - № 3.
– С. 27 - 31.
9. Зорин, С.С. Формирование визуальной культуры у де-
тей посредством эстетического восприятия природы и
ландшафтотерапия / С.С. Зорин // Начальная школа. –
2011. - № 4. – С. 50 - 53.
10.. Зымалев, Л.В. Красота повседневной жизни. Основы
дизайна в начальной школе / Л.В. Зымалева // Изобрази-
тельное искусство
в школе. – 2010. - № 4. – С. 29 - 37
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.